Игровые упражнения для уточнения словообразования существительных на логокоррекционных занятиях.
консультация по логопедии (3 класс)
В материале представлены игровые упражнения для младших школьников, которые можно использовать на логопедических занятиях в процессе изучения темы "Словообразование существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya_v_slovoobrazovanii_sushchestvitelnyh.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Игровые упражнения для уточнения словообразования существительных на логокоррекционных занятиях.
Не секрет, что все мы любим играть! В этом случае, младшие школьники с нарушением речи – не исключение. Игровые моменты, завязанные на преодоление препятствий, разгадывание запутанных сюжетов, поиск кладов – вот одни из возможных сюжетных линий для занятий с учащимися младших классов. Такие упражнения позволяют активизировать эмоционально-волевую сферу и придать энергичности логокоррекционному занятию.
«Тропа препятствий»
Цель: Выбрать суффикс для образования существильных с уменьшительно-ласкательным значением
Задача: Перед учащимися «сломанный мост» , который нужно перейти. Каждая дощечка символизирует новое слово, которое «сломалось». Необходимо подобрать нужный суффикс с уменьшительно-ласкательным значением. На выбор предлагается ряд суффиксов (на первоначальном этапе -не более двух, чтобы не запутать ребенка). После того, как слова будут собраны, можно выполнить словообразовательный разбор нескольких слов и уточнить, где в словах находятся потерянные части (суффиксы).
Суффиксы: - к-, -ушк-, - очк-, -ик-, -ек-.
Слова: корка, горка, норка, зверь, словарь, хорь, дом, замок, корешок, песок,
« В стране «Лилипутии»
Цель: Образовать новые слова при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход упражнения. Ребята оказались в волшебной стране «Лилипутии», где предметы можно называть только ласково и в уменьшительном значении. Задача - преобразовать слова, обозначающие большие предметы в слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выделить суффиксы в словах. Для большей наглядности все слова можно распределить по родам, тогда учащиеся смогут увидеть разницу между суффиксами ж.р; м.р. и ср.р.
Стол-столик
Дом-домик
Стул-стульчик
Кровать-кроватка
Лопата-лопатка
Черпак-черпачок
Колпак-колпачок
Окно-оконце
Дерево-деревце
«Поиск клада»
Цель: Найти пары однокоренных слов, выделить суффиксы, которые помогли образовать второе слово в паре.
Ход упражнения. Перед ребятами пара десятков слов. Задача состоит в том. Чтобы найти к имеющимся словам родственные однокоренные слова; выделить суффиксы, которые изменили исходное слово. Здесь можно устроить соревнование между учащимися, чтобы найти как можно больше пар слов и верно выделить морфему слова (суффикс). Каждая найденная пара слов может считаться за «золотую монету» из сундука сокровищ.
« Проделки злого волшебника»
Цель: Исправить ошибки словообразования у слов-существительных с суффиксами, обозначающими принадлежность профессии.
Ход упражнения. Перед ребятами серия картинного материала с изображением известных или малоизвестных профессий. Учащиеся могут вспомнить названия каждой из них. После этого учитель-логопед предупреждает, что однажды злой волшебник Буквоед перепутал все названия профессий, чтобы ни один человек не смог работать и приносить пользу другим людям, стал ленивым; профессии стали звучать по-новому (перепутаны суффиксы). Задача учеников вернуть необходимые суффиксы на свое место в слове. Ребята выделяют корень, определяют суффикс в слове и меняют его на соответствующий слову. Можно использовать следующие суффиксы: -тель, -ник, -ниц, -щик.
Слова: строиник, учиниц, печтель, проводтель, часовник, мебельник, летник, гонтель, садовщик, искащик.
«Необитаемый остров»
Цель: Поиск необходимых морфем (суффиксов) для слов-существительных , записанных без них.
Ход упражнения: Ребята представляют. что оказались на необитаемом острове, где слова существительные существуют без необходимых суффиксов. Чтобы слова «ожили» необходимо вернуть части слова-суффиксы. Учащиеся читают части слов, определяют в каком значением они могут употребляться. Ребята вспоминают какие суффиксы с этим значением они уже знают. Далее подставляют искомые суффиксы и записывают полные слова.
Варианты слов: мать и детеныш (при образовании слова, обозначающего названия детеныша мы подставляем суффикс) или он-она (животные мужского и женского пола)
Слон - слониха
Бобр-бобриха
Волк-волчиха
Заяц-зайчиха
Лиса-лисенок
Кошка-котенок
Волк-волчонок
Белка-белчонок и т.п.
«Два волшебника»
Цель: Научиться изменять слова-существительные с ум.ласк суффиксами и суффиксами, обозначающими огромные предметы.
Ход упражнения. Перед ребятами на экране два волшебника, которые превращают предметы при помощи «волшебной палочки» (суффикса), то в маленькие, а то в огромные. Ребята могут вспомнить суффиксы, которые помогут им это сделать. В другом варианте педагог сам определяет необходимые морфемы. Например: -ик, -к- и -ищ. Ребята представляются волшебниками и преобразуют данные слова, в соответствии со значением, выделяя суффиксы.
Слова: Хвост, дом, нос, кот, лапа, дверь, ус, глаз, полоса, голова.
Словообразование, как процесс, является очень важной составляющей всего развития речи в целом, у учащихся с нарушением речи. Благодаря ему, ученики обогащают свой словарный запас, делают его более точным в употреблении. В процессе словообразования ученики овладевают наиболее употребительными и достаточно редкими морфемами. Внимание учеников сосредотачивается на значении слов, их верном употреблении в контексте как собственной, так и книжной речи.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...
Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для младших школьников.
Данная методическая разработка представляет собой систему игр и игровых упражнений с мячом, направленную на развитие ловкости и координации движений у детей в возрясте 7 - 8 лет. Недостаточное р...
Словообразование существительных. УМК "Начальная школа XXI века" Виноградова
Создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных....
Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Цели урока: ввести понятие «несклоняемые имена существительные»; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существите...
Упражнения по закреплению словообразования глаголов
В настоящее время младшие школьники имеют проблемы с развитием речи в силу тех или иных причин. Я в своей презентации представляю материал по развитию и закреплению словообразования глаголов у м...
Комплекс упражнений по теме: "Словообразование относительных прилагательных"
Представленный комплекс упражнений по теме "Словообразование относительных прилагательных" составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на осно...
Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...