Упражнения по закреплению словообразования глаголов
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему
В настоящее время младшие школьники имеют проблемы с развитием речи в силу тех или иных причин. Я в своей презентации представляю материал по развитию и закреплению словообразования глаголов у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения по закреплению словообразования глаголов | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения. Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить , а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать ). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться ). Суффиксально-префиксальный способ Разновидностью этого способа является использование суффикса - ыва - (-ива-) и аффикса - ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть , спать - вы-спать- ся (в последнем случае можно говорить о префиксально- постсуффиксальном способе).
Суффиксальный способ Суффикс - нича - (- ича ; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло -дыр- нича - ть , мошен-нича-ть , сапож-нича-ть . Суффикс - ова - (- ева -) и его производные - ствова -, - ирова -, - изирова - образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет- ова - ть , господ- ствова - ть , дебат-ирова-ть , коллектив- изирова - ть . От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и- ть , бел-и- ть . От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е- , имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е- ть , слаб-е- ть ; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну- ть , креп-ну- ть . От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а- ть , ах-а- ть ) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка- ть , ау-ка- ть ) , а также суффиксом -ну- (ах-ну- ть , цок-ну- ть ) .
Этапы логопедической работы по формированию словообразования. Дифференциация а ) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов. Глаголы с приставками в-, вы-, на-. Глаголы пространственного значения с приставкой при- . Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
игровые упражнения по Дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: моет вымыла
умывается — умылся
одевается — оделся
рисует — нарисовал
вешает — повесил
Читает – читала
Решает - решил
От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия. Например: кроил – скроил . Ехал – …, бежал – … , думал-…, клеил - …, сыпал - …, красил - …, шил - …, считал - …, стирал - …, мылил - …, варил - …, вязал - ….
Измени слова по образцу (устно, письменно): Писать – (что делаю?) пишу Готовить – платить - Шуметь – варить - Кричать – плакать - Орать – шагать - Рисовать – учить - Чистить - греть -
Возвратные глаголы имеют следующие значения : 1) собственно возвратное — действие производится субъектом, к- рый является одновременно и объектом действия: умываться, одеваться, купаться; 2) взаимно-возвратное — действие совершается несколькими субъектами, каждый из к- рых является одновременно и объектом действия: целоваться, обниматься, судиться, ссориться; 3) безобъектно-возвратное - действие или состояние характерно для данного субъекта, является его постоянным свойством: Собака кусается; Крапива жжётся; 4) общевозвратное - действие совершается в самом субъекте; глаголы обозначают психическое или физическое состояние субъекта: сердиться, радоваться, торопиться, останавливаться; 5) косвенно-возвратное — действие совершается субъектом для себя, в своих интересах: построиться (в значении 'построить дом'), прибраться, запастись; 6 ) безличное : хочется, (не) лежится, работается
Игра “Чем отличаются слова?” Логопед просит детей показать на картинках, кто … Умывает – умывается Обувает – обувается Прячет – прячется Качает – качается Одевает - одевается Причесывает – причесывается
Умывает – умывается
Прячет – прячется
Обувает – обувается
Одевает - одевается
Дифференциация глаголов с приставками а ) в импрессивной речи б) в экспрессивной речи
Игра-лото «Найти действие» У детей карточки с картинками, изображающими действия. Называются слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. Затем детей просят назвать действие и придумать предложение с этим словом.
входит — выходит
подлетает — отлетает
наливает — выливает
«Скажи наоборот» Цель: научить детей называть действия с противоположным значением. Наглядный материал: мяч. Ход игры: дети встают в круг. Учитель-логопед бросает мяч и называет действие, а ребенок поймавший мяч, называет действие с противоположным значением.
"Образование слов при помощи приставок ". От данных словосочетаний образуйте слова с приставкой при- щека распухла – припухла; ветку согнули – откройте дверь – шофер затормозил – малыш затих – добежал до финиша – доплыл до берега –
«Подскажи действия» Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка . Предварительно нарисованная картинка с домиком, деревом, мостиком, дорогой. Ход игры: учитель-логопед показывает действия с машинкой и начинает предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. - Машина от дома (что сделала?) …( ОТъехала ); - Машина по дороге…( ПОехала ); - Машина к мосту…( ПОДъехала ); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…( ОБъехала ). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
Добавить слово, обозначающее действие: в клетку...(влетает)
из клетки...(вылетает)
в стакан...(наливает)
из стакана...(выливает)
По данным значениям определите слова и запишите их. лечь ненадолго – прилечь, сесть на краешек стула – встать наполовину, но не во весь рост – временно остановиться – умолкнуть на время – немного ободрить – слегка поднять –
выполним задание и понаблюдать как изменится значение слов, если к ним добавить приставку про- (устно) Катить – прокатить Плыть – проплыть Ползти – проползти Ехать – проехать Бежать – пробежать Тащить – протащить - Как изменилось значение слов? (действие закончилось или действие направлено мимо чего – либо или кого - либо)
Аналогично с при- - Как изменилось значение слов? (приставка при- обозначает приближение, присоединение, добавление к чему – либо ) Аналогично с пере- - Как изменилось значение слов? (пере- преодоление препятствия) Письменно со словами: вёз, нёс, летел, ходил.
Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, будущее и прошедшее время. Соль - … (солит , посолит, посолил) Скрип - …( скрипит, заскрипит, скрипел ) Боль - … ( болит, заболит, болел ) Корм - … ( кормит, покормит, покормил )
Образуйте от прилагательных глаголы по образцу. Суффикс – е - Суффикс – ну - Образец: зеленый-зелен е ть Жёлтый- слепой- … (слепнуть) Белый- крепкий-…(крепнуть) Чёрный- Красный- Старый- Слабый-
Образуй глаголы с помощью Суффикса - ова - (- ева -) Волнение - волн ова ться – (я сильно волн ова лся) Беседа - бесед ова ть- (мы с ним бесед ова ли) Сочувствие - сочувств ова ть – ( я ему сочувств ова л) Польза - польз ова ться – (я польз ова лся расчёской ) Расход - расход ова ть- (израсход ова л деньги) Чувство - чувств ова ть – (я почувств ова л запах) Участие - участв ова ть- (участв ова л в конкурсе) Команда - команд ова ть- (команд ова л в корпусе)
Образуйте От междометий, местоимений, звукоподражаний Ох-…(охать) Ах-…(ахать) Мяу-…(мяукать) Гав-…(гавкать) Ау-…(аукать) Цок-…(цокать)
Упражнение «Расскажи-ка» Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай поможем ему доехать. Рассмотри на картинку и дополни рассказ взрослого нужными словами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря ?
Из дома Ваня (что сделал?) ... {вышел), речку по мостику он ... (перешел) и дальше ... (пошел). Ваня к дороге ... (подошел), на (мотоцикл) сел и ... (поехал). По дороге ехал, в горку... (въехал), с горки ... (съехал), озеро... (объехал), кочку... (переехал), и на железнодорожный вокзал ... (приехал). На (поезд) Ваня сел и ... (поехал). В город ... (приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней ... (подошел). Ваня в... (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на... (самолет) и ... (полетел). Лес он (пролетел), горы ... (перелетел), летел, летел и... (прилетел). Из... (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт... (пришел). Сел он на... (катер) и от берега... (отплыл). К пляжу он ... (приплыл) и стал отдыхать.
Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Ученица (записала, подписала, выписала) домашнее задание. Ребята (исключили, подключили, выключили) телевизор. Дедушка (прошел, вышел, сошел) из троллейбуса. В класс (взошел, перешёл, пришел) классный руководитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. Через полянку (пробежал, перебежал, добежал) заяц. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник.
Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Мальчик (приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту. Лодка (подплыла, отплыла, доплыла) от берега. Марина (положила, вложила, отложила) книгу на стол. Володя (дошёл, пошел, отошел) в школу. В стакан (налили, вылили, залили) молоко. Завтра мы (заедем, проедем, уедем) к морю. С дерева (улетел, слетел, вылетел) листок.
Спишите предложения. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки . Рано утром я _ехал из деревни и _ехал по дороге в соседнюю усадьбу. Я _ехал до нашей мельницы, _ехал через шаткий мостик и _ехал мимо березовой рощи. К полудню я уже _ехал на место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"
Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....
Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"
Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема – Словообразование глаголов.Цель – Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...
презентация к уроку русского языка "Словообразование глаголов"
презентация по русскому языку "Словообразование глаголов" 4 класс Начальная школа 21 в....
Упражнения на закрепление грамматического материала по теме "Правильные глаголы".
Материал предназначен для проверки знаний по теме "Прошедшее простое время английского глагола. Правильные глаголы". Может быть использован для учащихся4-5 класса....
Комплекс упражнений по теме: "Словообразование относительных прилагательных"
Представленный комплекс упражнений по теме "Словообразование относительных прилагательных" составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на осно...
Учебно-методический материал на тему: "Словообразование глаголов"
Учебно-методический материал на тему: "Словообразование глаголов" (технологическая карта, презентация, раздаточный материал)...
Игровые упражнения для уточнения словообразования существительных на логокоррекционных занятиях.
В материале представлены игровые упражнения для младших школьников, которые можно использовать на логопедических занятиях в процессе изучения темы "Словообразование существительных"....