Словообразование существительных. УМК "Начальная школа XXI века" Виноградова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словообразование существительных способом сложения целых слов. | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Способы образования имён существительных»
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова;
- учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.
Развивающие:
- развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся;
- развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание), умение анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
- содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая благожелательную творческую атмосферу.
Планируемые результаты: представление о способе образования имён существительных путём сложения целых слов без соединительных гласных и способе их правописания.
Личностные умения: осознание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
Метапредметные умения.
Познавательные: использование приобретённых знаний для выполнения заданий.
Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия.
Коммуникативные: умение учитывать позицию партнёра, различные мнения, стремление выражать собственную точку зрения.
Предметные умения: группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.
Формы работы: фронтальная групповая, индивидуальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. (2 мин) | Приготовились? Вперёд!.. Начинаем наш урок. Садитесь. Открывается надпись: Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять… -Кто готов его с интересом применять свой ум?! -Запишите число, классная работа. |
|
2. Актуализация знаний учащихся. (3 мин) | -Запишите сочетания букв в тетрадь. под про за на над вы во с в ник ик ек ок онок ёнок чик тель иц ец - Подумайте, что у них общего. - Какие? - Почему именно эти части слов мы сегодня вспомнили? - Только ли эти части слов участвуют в образовании новых слов. - Как вы думаете, какой будет тема урока? | Дети записывают сочетания букв на разных строчках. - Это части слов. - Приставки и суффиксы. Записывают - Возможно…… - Ещё корень и соединительные гласные (о), (е). Записывают Ответы детей |
3. Сообщение темы урока. Целеполага-ние. (1 мин) | «Способы образования имён существительных» (открываю на доске). - Какие ключевые слова можно выделить в названии темы? Чем будем заниматься на уроке? - Все ли способы знаем? - Какие задачи поставим перед собой? - Проверим ваши гипотезы дружно работая на уроке. | - Образование существительных. - Образовывать новые слова-существительные. - Возможно нет. -Узнать какими способами образуются сущ. -Сколько таких способов - Научиться образовывать новые сущ. |
4.Организация восприятия и осмысления нового знания (10 мин) 1)Исследова-тельская работа по карточкам. (4 мин) 2)Проверка исследовательской работы. (4 мин) 3)Дифференцированная ра-бота в парах. (4мин) 4)Проверка самостоятельной работы. (3мин.) 5)Открытие нового знания. (7мин) | Для этого проведём исследование. Объединитесь в группы по 4 человека. - Рассмотрите предложенные вам слова. - Как они связаны с темой урока? - Какое задание вы могли бы выполнить? - Приступайте к работе. Карточки для учащихся: №1 Неудача, невезение, неуважение. - Списать. - Определить способ образования имён существительных в группе, выделить. - Докажите. Образец устного ответа: Непогода – когда нет хорошей погоды. Не + погода = непогода №2 Грибок, лесок, гномик. -Списать и разобрать имена существительные по составу. -Определить способ образования в группе. -Докажите. Образец устного ответа: Дубок – маленький дуб. Дуб + -ок- = дубок №3 Подстаканник, подоконник, подлокотник. -Списать и разобрать имена существительные по составу. -Определить способ образования в группе. -Докажите. Образец устного ответа: подсвечник – подставка под свечу. Под- + свеча + -ник- = подсвечник -Какую проблему решали исследователи? - Кто работал по карточке №1? -Какие существительные были вам предложены? Какой вывод вы сделали? -Аргументируйте свой ответ. Аналогично №2 и №3. (На доске расположены номера №1,№2, №3. После ответов детей напротив каждого номера прикрепляется способ образования сущ.) №1 №2 №3 - Все ли известные способы образования слов вспомнили? №4 (о,е) - Приведите примеры. - Чтобы все дети могли ответить на этот вопрос необходимо пополнить свой речевой запас. В этом нам поможет наш друг учебник. - Откройте с.61 упр.2. - Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения. -3 группа ребят поработает с дополнительными карточками. - Кому не хватило пары поработаем у доски (индивидуально со слабыми учащимися). Карточки для 3 группы. Море катает Рыба ходит Вода рубит Сам лазит Каша ловит Лес варит Скала проводит
-Какие слова образовали? -От какой ошибки можно предостеречь учащихся? - Что необычного? (о) -Когда же приставка может оказаться в середине слова? -Назовите такие существительные. -Давайте послушаем какие слова образовали ребята, которые работали по карточкам. - Сколько способов образования сущ. выявили в ходе исследовательской работы. Какие? - Совершили мы новое открытие? -Как вы думаете, это все способы образования слов? - Когда возникает проблема, что мы делаем на уроке? - Только ли учебник помогает совершать открытия? Физминутка 1) - Узнайте, что за книга поможет нам сегодня? Очень любим их читать, Добро и зло в них различать, Удивляться волшебству- Учат разуму-уму… -Сказки предлагают для исследования группу слов. Слайд№4 Самолёт птица Скатерть скороходы Жар ковёр Сапоги самобранка - Как сказочные слова можно связать с темой урока? -Какие? 2) - А как их записать? -Как решить возникшую проблему? -Правило стр.62. -Как называется такой способ образования сущ? -С помощью чего записывается? - Какие будут предложения по созданию модели этого способа образования слов. После дискуссии на доске появляется схема-опора. - Запишите существительные из сказки, используя новые знания. 4) А в жизни можно встретить такие слова? Слайд№5 -Какие бы из них вы объединили? -Очень важно обращать внимание на лексическое значение слов. Слайд№6-8 - К какой части речи относятся записанные слова? Как мы их записали? Почему? Физминутка | Дети объединяются в группы. - Существительные. - Определить способ образования существительных. Самостоятельная работа в группах. -Определяли способ образования существительных в группе. №1 приставочный №2 суффиксальный №3 приставочно – суффиксальный - Нет. Способ сложения двух корней с помощью соединительных гласных - Ответы детей - Основной состав класса работают в парах, составляя слова. - Сильные учащиеся самостоятельно по карточкам. - Слабые – индивидуально с учителем у доски. - Дети называют. - Правильно писать соед. гласную. - Приставка в середине слова. -Когда второе слово начинается с приставки. - Газопровод, нефтепровод, водопровод - Мореход, рыболов, водопровод, самовар, кашевар, скалолаз - Четыре - Приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, сложения двух корней с помощью соединительных гласных - Ответ детей. - Нет. - Помогает учебник. - Сказки. - Существительные. Образовать новые… - Дети у доски объединяют сущ. в пары. - Возникла проблема. -Посмотреть в учебник. -Работают над правилом. - Способом образования слов сложением целых слов без соединительных гласных. - Дефиз. -Ответы детей. - Запись слов на доске и в тетради: Ковёр самолёт, скатерть-самобранка, Жар-птица, сапоги скороходы. - Дети предлагают варианты. Записывают: дом-музей, диван-кровать, лётчик-космонавт. - Существительные. -Через дефиз. - Новый способ образования слов. |
5. Первичное закрепление (4мин) |
Стр.63 упр.6 -Поиграем и узнаем, кто в классе самый внимательный. Рассмотрите сущ. упр.6. 1в - найдёт сущ. соответствующие первой схеме, 2в - соответствующие второй. - Какие сущ не выбрали? - Почему? -Покажите веером № способа образования этих слов.
На слайде сущ. Дети веером показывают способ образования слов. Слайд№10 | Самостоятельная работа детей. 1в: выставка-продажа кафе-ресторан 2в: вездеход самокат пароход - подснежник пришкольный - приставочно – суффиксальный способ - №4, 2, 3, 5, 1 |
6.Самостоятель-ная работа с само-проверкой по эталону (3 мин) | 1.Возьмите карточки своего варианта. Рассмотрите. Какое задание предлагаете выполнить? -Определить способ образования сущ. Поставить соответствующий номер. Карточки. 1в. Перелесок ( ), девица ( ), самолёт ( ), поход ( ), рыба-пила ( ). 2в. Снегопад ( ), пересадка ( ),дымок ( ), гуси-лебеди ( ), заход ( ). 2.Самопроверка по слайду. | Предложения детей. Самостоятельная работа. Самопроверка. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) (1мин) | - Какая тема урока? -Сколько способов образования сущ. исследовали? -Было ли открытие нового знания? Кто может про себя сказать: «Я научился..» «Я сомневаюсь..» «Ещё не усвоил…» -Как бы вы оценили свою работу? Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе по теме "Имя существительное". УМК "Школа 2100"
Данный урок является вводным при изучении раздела "Имя существительное" в 4-ом классе, обобщает знания детей о существительном как о части речи, мотивирует детей на получение новых знаний. Основным ме...
Урок русского языка в 4-ом классе по теме "Имя существительное". УМК "Школа 2100"
Данный урок является вводным при изучении раздела "Имя существительное" в 4-ом классе, обобщает знания детей о существительном как о части речи, мотивирует детей на получение новых знаний. Основным ме...
урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" УМК "Школа России"
план урока в соответствии с ФГОС НОО...
Изучение словообразования в начальной школе
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать ...
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит цели развития мышления и речи м школьников , цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное з...
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Морфемика и словообразование в начальной школе...
Игровые упражнения для уточнения словообразования существительных на логокоррекционных занятиях.
В материале представлены игровые упражнения для младших школьников, которые можно использовать на логопедических занятиях в процессе изучения темы "Словообразование существительных"....