Комплекс упражнений по теме: "Словообразование относительных прилагательных"
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Представленный комплекс упражнений по теме "Словообразование относительных прилагательных" составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на основе результатов исследования состояния навыков словообразования у младших школьников. Сформирована логически выстроенная последовательность выполнения упражнений, позволяющая освоить правила образования производных форм слов на основе анализа словообразовательных моделей. Подобранный речевой материал позволяет познакомить обучающихся с такими языковыми явлениями, как чередование согласных и наличие беглых гласных в корнях слов. Уделяется внимание формированию морфемного слуха, как основы для формирования словообразовательных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_otnositelnyh_prilagatelnyh.docx | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений по теме:
«Словообразование относительных прилагательных»
Разработчики и составители:
- Захаренкова Е.С. учитель-логопед ТПМПК № 2 города Смоленска МБУ ДО «ЦДО № 1» города Смоленска
- Ковальчук Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 30 им. С.А. Железнова» города Смоленска
- Тихонова А. В. учитель-логопед МБОУ «СШ № 33» города Смоленска
- Моисеенкова Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 2» города Смоленска
Цель: разработка и внедрение в практическую деятельность учителей-логопедов системы упражнений по формированию навыка словообразования.
Задачи:
- Разработать научно обоснованную последовательность формирования навыка словообразования
- Создать систему упражнений и речевых игр, направленных на формирование навыка словообразования.
Образование относительных прилагательных с помощью суффиксов -н-, -ов-, -ев-, -ан-, -ян-, -ен-, -ск-
Относительные прилагательные обозначают признак через его отношение к какому-нибудь предмету, действию или обстоятельству.
Общее значение: «свойственный тому, относящийся к тому, состоящий из того, что названо производящим словом»
Упражнение №1. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.
Гриб – грибной пух – пуховый фасоль – фасолевый
Упражнение №2. Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель.
Лексический материал:
-н- | -ов- | -ев- |
алмаз | абрикос | вещь |
виноград | капрон | гость |
болото | ель | дождь |
лес | шёлк | груша |
базар | мех | поле |
Упражнение №3. Как сказать правильно? Выберите слово из двух предложенных во втором столбике.
Лексический материал:
Стол для журналов | журналевый журнальный |
Подушка из перьев | перьевая перовая |
Салат из овощей | овощевой овощной |
Варенье из слив | сливовое сливное |
Лист дуба | дубовый дубной |
Ваза из фарфора | фарфорная фарфоровая |
Путь трамвая | трамваевый трамвайный |
Пюре из картофеля | картофелевое картофельное |
Упражнение№4. Подберите к прилагательным из первого столбика подходящие по смыслу существительные из второго. От каких слов образованы прилагательные? При помощи каких суффиксов?
Лексический материал:
Рекламный | солдат |
Огневой | матч |
Цирковой | щит |
Футбольный | куст |
Хвойный | артист |
Розовый | рубеж |
Рядовой | лес |
Упражнение№5. Образуйте прилагательные от существительных.
Лексический материал:
Береза, хрусталь, газета, клей, газ, велосипед, апельсин, тюль, глаз
Упражнение№6. Вставьте пропущенные суффиксы -н-, -ов- или -ев-.
Лексический материал:
Сор…ое растение, бол…ое ощущение, хор…ое пение, шторм…ое предупреждение, рул…ое управление, мир…ое население
Упражнение №7. Образуй прилагательные от названий деревьев. Найди листья этих деревьев на картинках.
Лексический материал:
Дуб, вишня, ель, рябина, ясень, клен, каштан, яблоня, берёза.
Упражнение №8. Какие продукты в каждой строчке? Назовите одним словом.
Лексический материал:
Кефир, йогурт, масло, сыр - … продукты
Салаты из свёклы, капусты, моркови, лука - … салаты
Компоты из черники, клюквы, земляники - … компоты
Джемы из яблок, груш, апельсинов - …джемы
Блюда из подосиновиков, опят, шампиньонов - … блюда
Упражнение №9. От каждого существительного образуйте прилагательные с суффиксами -н- и –ов-. Заполните таблицу
Лексический материал:
-н- | -ов- | |
Апельсин | ||
Мандарин | ||
Гранат | ||
Ананас | ||
Малина | ||
Рябина | ||
Смородина |
Упражнение №10. Прочитайте пары слов. При помощи каких частей (суффиксов) они образованы? Какие изменения происходят при словообразовании в каждой паре? Составьте банк чередующихся согласных.
Лексический материал:
- Огурец – огуречный
- Песок - песочный
- Юг - южный
- Перец - перцовый
Упражнение №11. От каких существительных образованы прилагательные? Где словообразование произошло с чередованием букв? Какие буквы чередуются?
Лексический материал:
Молочный, ночной, фабричный, цитрусовый, паркетный, щелевой, пиджачный, магнитный, мебельный, алюминиевый, проволочный
Упражнение №12. Образуй прилагательные от существительных, Подбери подходящее по смыслу существительное.
Образец: Шоколад – шоколадная конфета
Лексический материал:
Наука, фарфор, пища, печь, река, погода, мёд, ремонт, рельсы
Упражнение №13. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.
кожа – кожаный глина – глиняный буква – буквенный море – морской
Упражнение №14. Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель.
Лексический материал:
-ян- | -енн- | -ск- |
Вода | Буква | Океан |
Трава | Бритва | Город |
Масло | Утро | Царь |
Земля | Обед | Завод |
Лёд | Почва | Актёр |
Упражнение №15. От каких существительных образованы эти прилагательные? С помощью какого суффикса?
Лексический материал:
Временный, рыцарский, костяной, лиственный, цыганский, торфяной, приятельский, нитяной
Упражнение №16. Вставьте пропущенные суффиксы -ян- или -ск-
Лексический материал:
Президент…ий указ, глин…ая посуда, пират…ий корабль, берест…ое лукошко, шахтёр…ий город, фермер…ие продукты
Упражнение №17. Прочитайте пары слов. При помощи каких частей (суффиксов) они образованы? Какие изменения происходят при словообразовании в каждой паре? Составьте банк чередующихся согласных.
Лексический материал:
- Враг-вражеский
- Князь-княжеский
- Студент-студенческий
- Овёс-овсяный
- Ветер-ветренный
- Чех-чешский
Упражнение №18. Какие предметы можно сделать из этих материалов. Составь словосочетания по образцу.
Образец:
Глина – глиняная ваза
Лексический материал:
Дерево, солома, шерсть, серебро, лён, кожа, стекло
Упражнение №19. Как называются каши из этих круп?
Лексический материал:
Рис, манка, овёс, кукуруза, чечевица, пшено, пшеница
Упражнение №20. Как называются масла из этих растений?
Лексический материал:
Оливки, кокос, тыква, лен, кунжут, облепиха, миндаль, горчица
Упражнение №21. Как называются соки из этих растений?
Лексический материал:
Брусника, клюква, мандарин, виноград, персик, черника, огурец, свёкла, капуста, грейпфрут, арбуз, черешня
Упражнение №22. Составьте своё меню из 5-ти блюд, используя слова-названия продуктов.
Образец:
Клубника – клубничный компот
Лексический материал:
Тыква, картофель, свекла, фасоль, горох, рис, рыба, мясо, смородина, яблоки
Упражнение №23. «Постройте» дворец из разных материалов.
Лексический материал:
Фундамент из бетона – бетонный фундамент
Стены из гранита - … стены
Пол из паркета - …
Колонны из мрамора - …
Крыша из черепицы - …
Подоконники из камня - …
Отделка из серебра - …
Украшения из алмазов - …
Упражнение №24. «Сшейте» одежду из разных материалов.
Лексический материал:
Куртка из замши – замшевая куртка
Рубашка из фланели - … рубашка
Брюки из вельвета - …
Блузка из ситца - …
Шляпа из фетра - …
Юбка из бархата - …
Платье изо льна - …
Перчатки из кожи - …
Кофта из трикотажа - …
Упражнение №25. Прочитай пары прилагательных. Как они образованы? Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.
Лексический материал:
- Яблочный-яблоневый
- Цветной-цветовой
- Дымовой-дымный
- Соседний-соседский
- Водяной-водный
- Песочный-песчаный
Упражнение №26. Распределите существительные по значению. Образуйте от них прилагательные.
Лексический материал:
Резина, морковь, пилот, драп, капуста, шпион, слива, кожа, приятель, сыр, ананас, кабачок, хлеб, шёлк, мясо, лимон, творог, офицер, картофель, банан.
материал | фрукт | овощ | продукт | человек |
Упражнение №27. Из чего сделан этот предмет? При помощи какого суффикса образовано прилагательное?
Лексический материал:
Перьевая подушка, гранатовый сок, тростниковая хижина, брезентовый плащ, восковые свечи, капроновые колготки, фарфоровый сервиз, пробковая подставка, сатиновая сорочка, бамбуковая мебель, бетонное перекрытие, плюшевая игрушка.
Упражнение №28. Исправьте ошибки.
Лексический материал:
На столе стоит пластмассная посуда.
Мы подошли к дубному лесу.
Мама испекла грушовый пирог.
В гостях нас угощали бананным коктейлем.
Мы пили чай со сливочным вареньем.
К ужину приготовили свёкленный салат.
Мы услышали трамваевый грохот.
По стеклу забарабанили дождные капли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Относительные прилагательные" 3 класс
Урок по программе "Начальная школа ХХI века" с использованием интерактивной доски "SMART". Содержит презентацию "Notebook" и план-конспект урока....
урок русского языка по теме"относительные прилагательные"
урок русского языка проведен в форме игры-путешествия в березовую рощу с использованием маршрутных листов...
Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградавой "Правописание относительных прилагательных"...
Конспект открытого урока по теме:" Словообразование имен прилагательных"
Цели и задачи урока:· Познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных, показать значение суффиксов имен прилагательных.·...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"
Представлен урок русского языка в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...