Комплекс упражнений по теме: "Словообразование относительных прилагательных"
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Ковальчук Наталья Александровна

       Представленный комплекс упражнений по теме "Словообразование относительных прилагательных" составлен творческой группой учителей-логопедов города Смоленска на основе результатов исследования состояния навыков словообразования у младших школьников. Сформирована логически выстроенная последовательность выполнения упражнений, позволяющая освоить правила образования производных форм слов на основе анализа словообразовательных моделей. Подобранный речевой материал позволяет познакомить обучающихся с такими языковыми явлениями, как чередование согласных и  наличие беглых  гласных в корнях слов. Уделяется внимание формированию морфемного слуха, как основы для формирования словообразовательных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_otnositelnyh_prilagatelnyh.docx68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по теме:  

«Словообразование относительных прилагательных»

Разработчики и составители:

  • Захаренкова Е.С.  учитель-логопед ТПМПК № 2 города Смоленска МБУ ДО «ЦДО № 1» города Смоленска
  • Ковальчук Н. А.  учитель-логопед МБОУ «СШ № 30 им. С.А. Железнова» города Смоленска
  • Тихонова А. В. учитель-логопед МБОУ «СШ № 33» города Смоленска
  • Моисеенкова Н. А. учитель-логопед МБОУ «СШ № 2» города Смоленска

         Цель: разработка и внедрение в практическую деятельность учителей-логопедов системы упражнений по формированию навыка словообразования.

Задачи:

  • Разработать научно обоснованную последовательность формирования навыка словообразования
  • Создать систему упражнений и речевых игр, направленных на формирование навыка словообразования.

Образование  относительных прилагательных с  помощью суффиксов -н-, -ов-, -ев-, -ан-, -ян-, -ен-, -ск-

Относительные прилагательные обозначают признак через его отношение к какому-нибудь предмету, действию или обстоятельству.

Общее значение: «свойственный тому, относящийся к тому, состоящий из того, что названо производящим словом»

Упражнение №1. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.

Гриб – грибной       пух – пуховый     фасоль – фасолевый

                                                                 

Упражнение №2. Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель.

Лексический материал:

-н-

-ов-

-ев-

алмаз

абрикос

вещь

виноград

капрон

гость

болото

ель

дождь

лес

шёлк

груша

базар

мех

поле

Упражнение №3. Как сказать правильно? Выберите слово из двух предложенных во втором столбике.

Лексический материал:

Стол для журналов

журналевый

журнальный

Подушка из перьев

перьевая

перовая

Салат из овощей

овощевой

овощной

Варенье из слив

сливовое

сливное

Лист дуба

дубовый

дубной

Ваза из фарфора

фарфорная

фарфоровая

Путь трамвая

трамваевый

трамвайный

Пюре из картофеля

картофелевое

картофельное

Упражнение№4. Подберите к прилагательным из первого столбика подходящие по смыслу существительные из второго.  От каких слов образованы прилагательные? При помощи каких суффиксов?

Лексический материал:

Рекламный

солдат

Огневой

матч

Цирковой

щит

Футбольный

куст

Хвойный

артист

Розовый

рубеж

Рядовой

лес

Упражнение№5. Образуйте прилагательные  от  существительных.  

Лексический материал:

Береза, хрусталь, газета, клей, газ, велосипед, апельсин, тюль, глаз

Упражнение№6. Вставьте пропущенные суффиксы -н-, -ов- или -ев-.

Лексический материал:

Сор…ое растение, бол…ое  ощущение, хор…ое пение, шторм…ое предупреждение, рул…ое управление, мир…ое население

Упражнение №7. Образуй прилагательные от названий деревьев. Найди листья этих деревьев на картинках.

Лексический материал:

Дуб, вишня, ель, рябина, ясень, клен,  каштан, яблоня, берёза.

Упражнение №8. Какие продукты в каждой строчке? Назовите одним словом.

Лексический материал:

Кефир, йогурт, масло, сыр - … продукты

Салаты из свёклы, капусты, моркови, лука - … салаты

Компоты из черники, клюквы, земляники - … компоты

Джемы из яблок, груш, апельсинов - …джемы

Блюда из подосиновиков, опят, шампиньонов - … блюда

Упражнение №9. От каждого существительного образуйте прилагательные с суффиксами -н- и –ов-. Заполните таблицу

Лексический материал:

-н-

-ов-

Апельсин

Мандарин

Гранат

Ананас

Малина

Рябина

Смородина

Упражнение №10. Прочитайте пары слов. При помощи каких частей (суффиксов) они образованы? Какие изменения происходят при словообразовании в каждой паре? Составьте банк чередующихся согласных.

Лексический материал:

  1. Огурец – огуречный
  2. Песок - песочный
  3. Юг - южный
  4. Перец - перцовый

Упражнение №11. От каких существительных образованы прилагательные? Где словообразование произошло с чередованием букв? Какие буквы чередуются?

Лексический материал:

Молочный, ночной, фабричный, цитрусовый, паркетный, щелевой, пиджачный, магнитный, мебельный, алюминиевый, проволочный

Упражнение №12. Образуй прилагательные от существительных, Подбери подходящее по смыслу существительное.

Образец: Шоколад – шоколадная конфета

Лексический материал:

Наука, фарфор, пища, печь, река, погода, мёд, ремонт, рельсы        

Упражнение №13. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.

кожа – кожаный       глина – глиняный   буква – буквенный   море – морской

                                                                 

Упражнение №14. Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель.

Лексический материал:

-ян-

-енн-

-ск-

Вода

Буква

Океан

Трава

Бритва

Город

Масло

Утро

Царь

Земля

Обед

Завод

Лёд

Почва

Актёр

Упражнение №15. От каких существительных образованы эти прилагательные? С помощью какого суффикса?

Лексический материал:

Временный, рыцарский, костяной, лиственный, цыганский, торфяной, приятельский, нитяной

Упражнение №16. Вставьте пропущенные суффиксы -ян- или -ск-

Лексический материал:

Президент…ий указ, глин…ая посуда, пират…ий корабль, берест…ое лукошко, шахтёр…ий город, фермер…ие продукты

Упражнение №17. Прочитайте пары слов. При помощи каких частей (суффиксов) они образованы? Какие изменения происходят при словообразовании в каждой паре? Составьте банк чередующихся согласных.

Лексический материал:

  1. Враг-вражеский
  2. Князь-княжеский
  3. Студент-студенческий
  4. Овёс-овсяный
  5. Ветер-ветренный
  6. Чех-чешский

Упражнение №18. Какие предметы можно сделать из этих материалов. Составь словосочетания по образцу.

Образец:

Глина – глиняная ваза

Лексический материал:

Дерево, солома, шерсть, серебро, лён, кожа, стекло

Упражнение №19. Как называются каши из этих круп?

Лексический материал:

Рис, манка, овёс, кукуруза, чечевица, пшено, пшеница

Упражнение №20. Как называются масла  из этих растений?

Лексический материал:

Оливки, кокос, тыква, лен, кунжут, облепиха, миндаль, горчица

Упражнение №21. Как называются соки из этих растений?

Лексический материал:

Брусника, клюква, мандарин, виноград, персик, черника,  огурец, свёкла, капуста, грейпфрут, арбуз, черешня

Упражнение №22. Составьте своё меню из 5-ти блюд, используя слова-названия продуктов.

Образец:

Клубника – клубничный компот

Лексический материал:

Тыква, картофель, свекла, фасоль, горох, рис, рыба, мясо, смородина, яблоки

Упражнение №23. «Постройте» дворец из разных материалов.

Лексический материал:

Фундамент из бетона – бетонный фундамент

Стены из гранита - … стены

Пол из паркета - …

Колонны из мрамора - …

Крыша из черепицы - …

Подоконники из камня - …

Отделка из серебра - …

Украшения из алмазов - …

Упражнение №24. «Сшейте» одежду из разных материалов.

Лексический материал:

Куртка из замши – замшевая куртка

Рубашка из фланели - … рубашка

Брюки из вельвета - …

Блузка из ситца - …

Шляпа из фетра - …

Юбка из бархата - …

Платье изо льна - …

Перчатки из кожи - …

Кофта из трикотажа - …

Упражнение №25. Прочитай пары прилагательных.  Как они образованы? Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.

Лексический материал:

  1. Яблочный-яблоневый
  2. Цветной-цветовой
  3. Дымовой-дымный
  4. Соседний-соседский
  5. Водяной-водный
  6. Песочный-песчаный

Упражнение №26. Распределите существительные по значению. Образуйте от них прилагательные.

Лексический материал:

Резина, морковь, пилот, драп, капуста, шпион, слива, кожа, приятель, сыр, ананас, кабачок, хлеб, шёлк, мясо, лимон, творог, офицер, картофель, банан.

материал

фрукт

овощ

продукт

человек

Упражнение №27. Из чего сделан этот предмет? При помощи какого суффикса образовано прилагательное?

Лексический материал:

Перьевая подушка, гранатовый сок, тростниковая хижина, брезентовый плащ, восковые свечи, капроновые колготки, фарфоровый сервиз,  пробковая подставка, сатиновая сорочка, бамбуковая мебель, бетонное перекрытие, плюшевая игрушка.

Упражнение №28. Исправьте ошибки.

Лексический материал:

На столе стоит пластмассная посуда.

Мы подошли к дубному лесу.

Мама испекла грушовый пирог.

В гостях нас угощали бананным коктейлем.

Мы пили чай со сливочным вареньем.

К ужину приготовили свёкленный салат.

Мы услышали трамваевый грохот.

По стеклу забарабанили дождные капли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Относительные прилагательные" 3 класс

Урок по программе "Начальная школа ХХI века" с использованием интерактивной доски "SMART". Содержит презентацию "Notebook" и план-конспект урока....

урок русского языка по теме"относительные прилагательные"

урок русского языка проведен в форме игры-путешествия в березовую рощу с использованием маршрутных листов...

Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание относительных прилагательных"

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградавой "Правописание относительных прилагательных"...

Конспект открытого урока по теме:" Словообразование имен прилагательных"

Цели и задачи урока:·        Познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных, показать значение суффиксов имен прилагательных.·...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"

Представлен урок русского языка  в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного метода....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...