Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Цели урока: ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;
формировать умение склонять имена существительные;
формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу;
углубить знания детей об имени существительном как части речи.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык», 1 часть. Автор Т.Г.Рамзаева; презентация; карточки с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка.
4 класс (УМК «Школа России»
Тема «Упражнение в склонении имён существительных.
Несклоняемые имена существительные»
Цели урока: ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;
формировать умение склонять имена существительные;
формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу;
углубить знания детей об имени существительном как части речи.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык», 1 часть. Автор Т.Г.Рамзаева
презентация;
карточки с текстом
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Наглядность |
1.Организационный момент. | 0 ' | Проверка готовности к уроку, приветствие гостей. | Приветствуют гостей. | |
2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. | 1 ' | - Над какой общей темой мы работаем на уроках русского языка? - Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте слова. Из каждого слова возьмите только первый слог, и вы узнаете тему урока. Склока, неряха, нива, енот. - Какое слово получилось? - Чему будем учиться на уроке? - Правильно, будем учиться склонять имена существительные. А как вы думаете, есть ли слова, которые не изменяются? - Об этом мы узнаем сегодня на уроке. - Откройте тетради, запишите число и «Классная работа». | -Имя существительное. - Склонение. - Будем учиться склонять имена существительные. | |
3. Чистописание | 6 ' | - Какую букву будем писать на минутке чистописания, узнайте сами. Она написана в первом слоге одного из слов и обозначает согласный, звонкий, твердый звук. | - Будем писать букву «л» | |
4. Закрепление знаний о падежах. | 9 ' | - Сколько всего падежей в русском языке? - Назовите их. - Как определить падеж имени существительного? Упражнение «Лишнее словосочетание». - Прочитайте словосочетания. Определите падеж существительных. Найдите лишнее словосочетание. Живет под корягой, ударяет хвостом, думает над задачей, идет по шоссе. - Какое словосочетание лишнее и почему? - Правильно. | - Шесть. Дети называют падежи. - Надо поставить вопрос к существительному. По вопросу и предлогу определить падеж. 4 человека по очереди определяют .падеж существительных. - Словосочетание «идет по шоссе» лишнее, потому что существительное стоит в дательном падеже, а все остальные существительные – в творительном. | |
5. Словарная работа. | 13 ' | - Что такое шоссе? - Послушайте, что о нем написано в толковом словаре. - Это словарное слово. Спишите его из учебника, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить. - Какую скороговорку со словом шоссе вы знаете? - Произнесите её четко, проговаривая каждое слово шепотом. | - Это дорога. Читает ученик. - Шла Саша по шоссе и сосала сушку. | |
6. Работа над новым материалом. | 16 ' | - Просклоняйте слово шоссе. - Что такое склонение? - Запишите названия падежей в столбик. - Что заметили при склонении? - Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются? - Как называются такие существительные? Прочитайте на странице 65 в учебнике. - К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечной гласной: -О, - Е, -И, -У, -Ю - Какие вы знаете несклоняемые существительные? - Эти слова пришли к нам из других языков. Давайте познакомимся с ними поближе. - Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте слова, которые там написаны. Разделите данные слова на 3 группы: продукты: … жилище человека: … Жалюзи, кашне, какао, кепи, трюмо, пюре, драже, пианино, хаки, кашпо, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире. - Все ли слова понятны? Давайте заглянем в Толковый словарь, чтобы выяснить смысл незнакомых слов. - Проверим вашу работу. Какие слова написали в первую группу? - Во вторую группу? - В третью группу? - К какой группе отнесли слово тире? - Правильно. | - Это изменение слова по падежам. Один ученик работает у доски И. п. что? шоссе Р. п. чего? шоссе Д. п. чему? шоссе В. п. что? шоссе Т. п. чем? шоссе П. п. о чём? о шоссе - Слово не изменилось. - Да. Такие слова есть. Дети читают правило. Дети отвечают. Продукты: какао, пюре, драже, кофе, эскимо. Одежда: кашне, кепи, хаки, трико, пальто. Жилище человека: жалюзи, трюмо, пианино, кашпо, радио. - Ни в какую группу оно не подходит, т. к. тире – это знак препинания. | |
7.Физкультминутка. | 27 ' | - А сейчас давайте немного отдохнём. | Дети выполняют физкультминутку. | |
8. Закрепление нового материала | 30 ' |
- А теперь поучимся находить несклоняемые существительные в тексте. Прочитайте текст на карточке, которую вы получили. (Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!) - Найдите несклоняемые имена существительные и выпишите их. - Давайте проверим, как вы справились с работой. Сколько выписали слов? - Прочитайте, какие слова вы выписали? - В какую группу можно объединить все эти слова? - Кто из названных животных живёт в наших лесах? 2) Работа с учебником. - А сейчас каждый самостоятельно будет выполнять упражнение №116. Вы должны написать словосочетания и определить падеж имён существительных. Если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку. | Дети читают текст. Работа в парах. - Пять. - Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони - Животные. - Никто. Дети работают самостоятельно. | Карточки с текстом для работы в парах. |
9. Подведение итогов урока. | 40 ' | - С чем познакомились на уроке? - Чему учились на уроке? - Молодцы! Вы хорошо сегодня работали на уроке. - Закройте свои тетради и передайте их по колонке вперёд. | - Познакомились с несклоняемыми именами существительными. - Учились склонять имена существительные. Находили несклоняемые имена существительные в тексте. | |
10. Рефлексия. | 42 ' | - Кто считает, что урок для него прошел удачно, он всё понял - похлопайте в ладоши. - Для кого тема урока показалась трудной, и он ничего не понял – потопайте ногами. - Прочитайте хором рифмовку про несклоняемые имена существительные и запомните её. Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино. Слов этих ты не забывай И никогда их не склоняй! | Дети анализируют свою деятельность на уроке и выполняют просьбу учителя. | |
11. Домашнее задание | 44 ' | - Домашнее задание устное. Повторите правило на стр. 65, приведите свои примеры. | Дети записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»
Урок «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы» представлен в форме путешествия. Основными методами являются частично - поисковый и проблемный....
Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.
Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».
Данное информационное дополнение станет хорошим подспорьем на уроке учителю и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....
Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные"
Познакомить с несклоняемыми именами существительными...
Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...