Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Герасимович Наталья Владимировна

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;

  формировать умение склонять имена существительные;

  формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу;

 углубить знания детей об имени существительном как части речи.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык», 1 часть. Автор Т.Г.Рамзаева; презентация;  карточки с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

4 класс (УМК «Школа России»

Тема «Упражнение в склонении имён существительных.

Несклоняемые имена существительные»

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;

                      формировать умение склонять имена существительные;

                                                                    формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу;

                                        углубить знания детей об имени существительном как части речи.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык», 1 часть. Автор Т.Г.Рамзаева

                                                                                                          презентация;

                                                                                                          карточки с текстом

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наглядность

1.Организационный момент.

0 '

Проверка готовности к уроку,

приветствие гостей.

Приветствуют гостей.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

1 '

- Над какой общей темой мы работаем на уроках русского языка?

- Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте слова. Из каждого слова возьмите только первый слог, и вы узнаете тему урока.

  Склока, неряха, нива, енот.

- Какое слово получилось?

- Чему будем учиться на уроке?

- Правильно, будем учиться склонять имена существительные. А как вы думаете, есть ли слова, которые не изменяются?

- Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

- Откройте тетради, запишите число и  «Классная работа».

-Имя существительное.

- Склонение.

- Будем учиться склонять имена существительные.

3. Чистописание

6 '

- Какую букву будем писать на минутке чистописания, узнайте сами. Она написана в первом слоге одного из слов и обозначает согласный, звонкий, твердый звук.

- Будем писать букву «л»

4. Закрепление знаний о падежах.

9 '

- Сколько всего падежей в русском языке?

- Назовите их.

- Как определить падеж имени существительного?

Упражнение «Лишнее словосочетание».

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж существительных. Найдите лишнее словосочетание.

Живет под корягой, ударяет хвостом, думает над задачей, идет по шоссе.

- Какое словосочетание лишнее и почему?

- Правильно.

- Шесть.

Дети называют падежи.

- Надо поставить вопрос к существительному. По вопросу и предлогу определить падеж.

4 человека по очереди определяют .падеж существительных.

- Словосочетание «идет по шоссе»  лишнее, потому что существительное стоит в дательном падеже, а все остальные существительные – в творительном.

5. Словарная работа.

13 '

- Что такое шоссе?

- Послушайте, что о нем написано в толковом словаре.

- Это словарное слово. Спишите его из учебника, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Какую скороговорку со словом шоссе вы знаете?

- Произнесите её четко, проговаривая каждое слово шепотом.

- Это дорога.

Читает ученик.

-  Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Работа над новым материалом.

16 '

- Просклоняйте слово шоссе.

- Что такое склонение?

- Запишите названия падежей в столбик.

- Что заметили при склонении?

- Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

- Как называются такие существительные? Прочитайте на странице 65 в учебнике.

- К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечной гласной:   -О, - Е, -И, -У, -Ю

- Какие вы знаете несклоняемые существительные?  

- Эти слова пришли к нам из других языков. Давайте познакомимся с ними поближе.

- Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте слова, которые там написаны. Разделите данные слова на 3 группы:

продукты: …            
одежда: …                

жилище человека: …                  

Жалюзи, кашне,  какао, кепи, трюмо, пюре, драже, пианино, хаки, кашпо, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире.

- Все ли слова понятны? Давайте заглянем в Толковый словарь, чтобы выяснить смысл незнакомых слов.

- Проверим вашу работу. Какие слова написали в первую группу?

- Во вторую группу?

- В третью группу?

- К какой группе отнесли слово тире?

- Правильно.

- Это изменение слова по падежам.

Один ученик работает  у доски

И. п. что?    шоссе

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

П. п. о чём? о шоссе

- Слово не изменилось.

- Да. Такие слова есть.

Дети читают правило.

Дети отвечают.

Продукты: какао, пюре, драже, кофе, эскимо.

Одежда: кашне, кепи, хаки, трико, пальто.

Жилище человека: жалюзи, трюмо, пианино, кашпо, радио.

- Ни в какую группу оно не подходит, т. к. тире – это знак препинания.

7.Физкультминутка.

27 '

- А сейчас давайте немного отдохнём.

Дети выполняют физкультминутку.

8. Закрепление нового материала

30 '

  1. Работа с текстом.

- А теперь поучимся находить несклоняемые существительные в тексте. Прочитайте текст на карточке, которую вы получили. (Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой  поехали  в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами  в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!)

- Найдите  несклоняемые имена существительные и выпишите их.

- Давайте проверим, как вы справились с работой. Сколько выписали слов?

- Прочитайте, какие слова вы выписали?

- В какую группу можно объединить все эти слова?

- Кто из названных животных живёт в наших лесах?

2) Работа с учебником.

- А сейчас каждый самостоятельно будет выполнять упражнение №116. Вы должны написать словосочетания и определить падеж имён существительных.  Если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку.

Дети читают текст.

Работа в парах.

- Пять.

- Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони

- Животные.

- Никто.

Дети работают самостоятельно.

Карточки с текстом

для работы в парах.

9. Подведение итогов урока.  

40 '

- С чем познакомились на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Молодцы! Вы хорошо сегодня работали на уроке.

- Закройте свои тетради и передайте их по колонке вперёд.

- Познакомились с несклоняемыми именами существительными.

- Учились склонять имена существительные. Находили несклоняемые имена существительные в тексте.

10. Рефлексия.

42 '

- Кто считает, что урок для него прошел удачно, он всё понял -  похлопайте в ладоши.

- Для кого тема урока показалась трудной, и он ничего не понял – потопайте ногами.

- Прочитайте хором рифмовку про несклоняемые имена существительные и запомните её.

 Колибри, кенгуру, шоссе,

 Фламинго, пони, шимпанзе,

 Какао, кофе, домино,

 Алоэ, радио, кино.

 Слов этих ты не забывай

 И никогда их не склоняй!

Дети анализируют свою деятельность на уроке и выполняют просьбу учителя.

11. Домашнее задание

44 '

- Домашнее задание устное. Повторите правило на стр. 65, приведите свои примеры.

Дети записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы»

Урок «Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежной формы» представлен в форме путешествия. Основными методами являются частично - поисковый и проблемный....

Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.

Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».

Данное информационное дополнение  станет хорошим подспорьем на уроке учителю  и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...