Логопедическое занятие "Дифференциация существительных разного рода "
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Абдюшева Наиля Алексеевна

Занятие предназначено для обучающихся 2 класса, имеющих , трудности в овладении навыками письма, обусловленные недостаточной сформированностью грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Подгрупповое  логопедическое занятие во 2 классе.

Группа  обучающихся по структуре речевого нарушения:  2 класс, трудности в овладении навыками письма, обусловленные недостаточной сформированностью грамматического строя речи

Тема:  Дифференциация существительных разного рода.

Цель: учить различать имена существительные по родам 

Задачи: 

          Образовательные: Формировать умения различать  существительные по родам; упражнять в употребление существительных разного  рода,  согласовании местоимений он, она, оно с существительными. 

         Коррекционно-развивающие : Развивать  орфографическую зоркость,  фонематический слух, мелкую и артикуляционную моторику, внимание, наблюдательность, монологическую и диалогическую речь. Расширять словарный запас.

         Воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать интерес к родному языку,  самоконтроль за речью.

Планируемые результаты:

           Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу, оценивать конкретный результат своей деятельности.

             Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий. различать  существительные по родам; согласовывать  местоимения  он, она, оно с существительными. 

          Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при выполнении заданий.

          Личностные: Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятию, понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Форма проведения: подгрупповая.

Интеграция по образовательным областям:  социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие.

Ожидаемые результаты:  Правильно определяют род существительных, дифференцируют существительные по родам, соотносят местоимения «»он, она, оно» с существительными.  

Оборудование:  карточки с местоимениями на каждого обучающегося, предметные картинки,  домики с обозначенным родом,  тетради, карточки с заданиями и игрой «Шифровка», кроссворд демонстрационный и индивидуальный, карандаши, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

1.Организационный момент. 

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться?

- Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу!

Сопряженное проговаривание:

«Мы будем слушать,  говорить,

 Во многом упражняться,

Про лень нам надо позабыть,

Мы будем заниматься».

2. Введение в тему.

1)Игра “Найди  лишнее слово”. 

Логопед: Я буду проговаривать по 4 слова. В каждой группе слов  есть одно лишнее. Вы внимательно послушайте и попробуйте назвать это лишнее слово:

Собака, лает, охраняет, спит .

Греет, светит, сияет солнце

Сильный, теплый, летний дождь.

Логопед: Почему эти слова лишние? Что они обозначают?

 -На какие вопросы отвечают эти слова?

 -К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?

 -Почему задаем разные вопросы? Можно ли эти слова изменить по числам?

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Существительные бывают одушевленные и неодушевленные,  собственные и нарицательные,  имеют число.

Логопед:  -Но есть еще один признак, по которому мы различаем существительные.

- Посмотрите на карточки-слова. В чем они могут помочь? (Определить род)

2) Формулирование темы занятия

Логопед:  -Какой мы знаем стишок-опора, давайте вспомним Если кто-то забыл, в помощь вам  плакат:

«Женский род запомню я  

И скажу: “Она – моя”.    

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!»

 (вывесить домики с обозначением рода –«м.р, ж.р. ср.р»)

Логопед: - Кто сформулирует тему нашего занятия?  (Мы будем учиться определять род существительных и различать существительные по родам)

3) Логопед: - Кто вспомнит лишние слова, которые мы определили в начале занятия?

- На какие 3 группы можно разделить эти существительные?

- Запишите в тетрадь, обозначте род.

3.Работа по теме. 

Логопед:  -Нам нужно будет распределить слова в домики, но для начала мы поупражняемся, используя слова-момошники.

1) Логопед:  Я буду говорить слова, а вы поднимайте соответствующее слово- помощник

Слова: стол, парта, кино, дом, ручка, заяц, зеркало, зайчиха, книга, море, улица, пирог, пирожное, пёс, собака, животное.            

2) Упражнение  «Домики»

Логопед:  -У вас на столах картинки, Нужно распределить слова-названия картинок по домикам. Чтобы было легче  найти домик, не забывайте о словах-помощниках.

(Обогащение словаря: слова «наличник»; «юрта»)

3) Работа в тетради.  

Логопед:  - Выберите и запишите по два слова  каждого рода  в тетрадь в три  столбика.

Пальчиковая гимнастика с самомассажем Сопряженное проговаривание:

 «Здравствуй Большак, здравствуй Указка,

здравствуй Серёдка, здравствуй Сиротка,

здравствуй Крошка-Митрошка,

здравствуй, здравствуй моя ладошка».

(то же и на другой руке)

Упражнение для глаз. 

Логопед: - Чтобы глазкам зорче быть, эти лёгкие движенья  предлагаю повторить.

Выполнение упражнения с сопряженным проговариванием:

«Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево, побыстрей.  

Удивимся – что такое?  

И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов. Проведём глазами

дружно.    Ну, а дальше – будь –здоров»

Логопед:  - А сейчас закройте глазки ладошками и  постоим 5 секунд. Считаем вместе.

4) Дидактическое упражнение«Шифровка»

Логопед:  - Вам нужно расшифровать слова. Следите  глазами по строчкам слева направо и записывайте  в тетрадь буквы, соответствующие заданной цифре.

(1вариант- замки,  2 вариант- поля, 3 вариант - ручки, 4 вариант – луга)                                                            

Логопед:  -Прочитайте слова. Можем ли мы определить род существительных множественного числа?

-Что нужно сделать, чтобы узнать род  этих существительных? 

Вывод : Чтобы узнать род имени существительного множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа

Физминутка.

Логопед:  - А сейчас давайте разомнёмся. Встаньте, выполним движения.

 Раз, два, три, четыре – топаем ногами.

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

Руки вытянуть, пошире – раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре  и на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

5)  «Много-один» Работа по карточке.    

Логопед:  -Определите род существительного, напишите форму единственного числа и  род существительного. 

Слова: зонты, шары, ручки, яйца, замки, облака, поля, луга

4.Итог. Рефлексия.

Логопед:  -Вспомните и назовите слова-помощники.

-Что было интересного на занятии?

-Что вызвало затруднения?

-Как вы думаете, для чего нужно уметь определять род существительных?

- Как вы сами оцениваете свое настроение и  свою работу на занятии? Выберите соответствующий смайлик и объясните, почему вы выбрали именно этот смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

"Третье склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАпо теме   «Третье склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода»...