Логопедическое занятие "Дифференциация существительных разного рода "
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Занятие предназначено для обучающихся 2 класса, имеющих , трудности в овладении навыками письма, обусловленные недостаточной сформированностью грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие "Дифференциация существительных разного рода , 2 класс" | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие во 2 классе.
Группа обучающихся по структуре речевого нарушения: 2 класс, трудности в овладении навыками письма, обусловленные недостаточной сформированностью грамматического строя речи
Тема: Дифференциация существительных разного рода.
Цель: учить различать имена существительные по родам
Задачи:
Образовательные: Формировать умения различать существительные по родам; упражнять в употребление существительных разного рода, согласовании местоимений он, она, оно с существительными.
Коррекционно-развивающие : Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мелкую и артикуляционную моторику, внимание, наблюдательность, монологическую и диалогическую речь. Расширять словарный запас.
Воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать интерес к родному языку, самоконтроль за речью.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу, оценивать конкретный результат своей деятельности.
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий. различать существительные по родам; согласовывать местоимения он, она, оно с существительными.
Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при выполнении заданий.
Личностные: Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятию, понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Форма проведения: подгрупповая.
Интеграция по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие.
Ожидаемые результаты: Правильно определяют род существительных, дифференцируют существительные по родам, соотносят местоимения «»он, она, оно» с существительными.
Оборудование: карточки с местоимениями на каждого обучающегося, предметные картинки, домики с обозначенным родом, тетради, карточки с заданиями и игрой «Шифровка», кроссворд демонстрационный и индивидуальный, карандаши, смайлики для рефлексии.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться?
- Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу!
Сопряженное проговаривание:
«Мы будем слушать, говорить,
Во многом упражняться,
Про лень нам надо позабыть,
Мы будем заниматься».
2. Введение в тему.
1)Игра “Найди лишнее слово”.
Логопед: Я буду проговаривать по 4 слова. В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы внимательно послушайте и попробуйте назвать это лишнее слово:
Собака, лает, охраняет, спит .
Греет, светит, сияет солнце
Сильный, теплый, летний дождь.
Логопед: Почему эти слова лишние? Что они обозначают?
-На какие вопросы отвечают эти слова?
-К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?
-Почему задаем разные вопросы? Можно ли эти слова изменить по числам?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, имеют число.
Логопед: -Но есть еще один признак, по которому мы различаем существительные.
- Посмотрите на карточки-слова. В чем они могут помочь? (Определить род)
2) Формулирование темы занятия
Логопед: -Какой мы знаем стишок-опора, давайте вспомним Если кто-то забыл, в помощь вам плакат:
«Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!»
(вывесить домики с обозначением рода –«м.р, ж.р. ср.р»)
Логопед: - Кто сформулирует тему нашего занятия? (Мы будем учиться определять род существительных и различать существительные по родам)
3) Логопед: - Кто вспомнит лишние слова, которые мы определили в начале занятия?
- На какие 3 группы можно разделить эти существительные?
- Запишите в тетрадь, обозначте род.
3.Работа по теме.
Логопед: -Нам нужно будет распределить слова в домики, но для начала мы поупражняемся, используя слова-момошники.
1) Логопед: Я буду говорить слова, а вы поднимайте соответствующее слово- помощник
Слова: стол, парта, кино, дом, ручка, заяц, зеркало, зайчиха, книга, море, улица, пирог, пирожное, пёс, собака, животное.
2) Упражнение «Домики»
Логопед: -У вас на столах картинки, Нужно распределить слова-названия картинок по домикам. Чтобы было легче найти домик, не забывайте о словах-помощниках.
(Обогащение словаря: слова «наличник»; «юрта»)
3) Работа в тетради.
Логопед: - Выберите и запишите по два слова каждого рода в тетрадь в три столбика.
Пальчиковая гимнастика с самомассажем Сопряженное проговаривание:
«Здравствуй Большак, здравствуй Указка,
здравствуй Серёдка, здравствуй Сиротка,
здравствуй Крошка-Митрошка,
здравствуй, здравствуй моя ладошка».
(то же и на другой руке)
Упражнение для глаз.
Логопед: - Чтобы глазкам зорче быть, эти лёгкие движенья предлагаю повторить.
Выполнение упражнения с сопряженным проговариванием:
«Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов. Проведём глазами
дружно. Ну, а дальше – будь –здоров»
Логопед: - А сейчас закройте глазки ладошками и постоим 5 секунд. Считаем вместе.
4) Дидактическое упражнение«Шифровка»
Логопед: - Вам нужно расшифровать слова. Следите глазами по строчкам слева направо и записывайте в тетрадь буквы, соответствующие заданной цифре.
(1вариант- замки, 2 вариант- поля, 3 вариант - ручки, 4 вариант – луга)
Логопед: -Прочитайте слова. Можем ли мы определить род существительных множественного числа?
-Что нужно сделать, чтобы узнать род этих существительных?
Вывод : Чтобы узнать род имени существительного множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа
Физминутка.
Логопед: - А сейчас давайте разомнёмся. Встаньте, выполним движения.
Раз, два, три, четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть, пошире – раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.
5) «Много-один» Работа по карточке.
Логопед: -Определите род существительного, напишите форму единственного числа и род существительного.
Слова: зонты, шары, ручки, яйца, замки, облака, поля, луга
4.Итог. Рефлексия.
Логопед: -Вспомните и назовите слова-помощники.
-Что было интересного на занятии?
-Что вызвало затруднения?
-Как вы думаете, для чего нужно уметь определять род существительных?
- Как вы сами оцениваете свое настроение и свою работу на занятии? Выберите соответствующий смайлик и объясните, почему вы выбрали именно этот смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"
Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
"Третье склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАпо теме «Третье склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода»...