Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.

Цели урока: Учить определять род имен существительных.

Планируемые результаты:

·        Предметные: ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом; научить определять род имен существительных.

·        Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srusskiy_04.03.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.

Цели урока: Учить определять род имен существительных.

Планируемые результаты:

  • Предметные: ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом; научить определять род имен существительных.
  • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

С добрым утром начат день,

 Первым делом гоним лень.

 На уроке не зевать,

 А работать и писать.

 Тихо сели. Начинаем урок!

Запишите число и классная работа.

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

 Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого. (На доске)

М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,

 в своей постели м . ховой.

 А за . кном вторые сутки

 пурги не ут . хает вой.

Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова?

   Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму. (Один ученик работает у доски)

Какие имена существительные вы выписали? (малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой)

Какое слово “лишнее”? Порчему? (Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.)

На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (Данные имена существительные можно разделить на две группы так: в первую группы возьмем слова малыш, котенок, так как это одушевленные имена существительные, во вторую группу – постель, окно, пурга, вой. Это неодушевленные имена существительные.

– А можно разделить по-другому: в первую группу взять имена существительные малыш, котенок, постель, окно, пурга – так как они имеют форму единственного и множественного числа, а в другую группу – слово вой – которое имеет форму только единственного числа.)

Что мы уже знаем об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

– Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.)

На доске записаны словап: Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.

Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы. (Можно разделить в зависимости от количества слогов в слове. В первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога. Во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов. В третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.

В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.

У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

Какая тема у нас сегодня будет на уроке? (Род имен существительных)

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

   В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

   А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

   Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул,…).  Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

На какие три группы делятся имена существительные? (Женский, мужской и средний род)

Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (на доске):

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Пользуясь секретом королевы, определите род имен существительных. В упражнении 34 на странице 64 (Один ученик работает у доски)

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе.

Строить речевое высказывание.

Выполнять упражнение.

Анализировать слова.

Делать вывод.

Выполнять работу по карточкам.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные –

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

Ребята давайте попробуем слово мама изменить по числам. Что получилось? (единственное число – мама, мночественнон – мамы)

А теперь измените по родам. Что получилось? ( Только женский род –мама)

Какой вывод мы можем сделать? (Имена существительные не изменяются по родам)

Выполните самостоятельно упражнение 44 на странице 68.

Давайте проверим, какие слова записали в первый столбик? (Существительные мужского рода: Ваня, Петя, скворец, воробей.

Существительные женского рода: крыша, капель, травка, синица, проталина.

Существительные среднего рода: солнце, небо.)

Итак, как же мы определяем род имен существительных?

 (Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!  Или поставить вместо существительного она, он,оно)

Задание: «Помоги Незнайке»

Ребята, на наш класс пришла бандероль. Незнайка просит вас о помощи.

Поможем ему?

 У каждого в конверте записаны имена существительные. Вы должны определить их род, но там еще есть лишнее слово, которое он не может найти. А вам не составит труда. Так ведь? Это слово вы подчеркните.

   Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, гнев, ярость, дорога, вид, картина, зеленый, зрелище, заглавие, заголовок, название.

Выполнять упражнения.

Актуализировать знания.

Анализировать слова.

 Отвечать на вопросы теста.

Взаимопроверка.

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

– Расскажите, чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

– Что получилось?

 – Что было трудно?

Запишите домашнее задание учебник, выучить правило на с. 64, № 43, с. 68

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Закончи предложения                  

                                            Я узнал…..

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного

данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...