Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.
Цели урока: Учить определять род имен существительных.
Планируемые результаты:
· Предметные: ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом; научить определять род имен существительных.
· Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srusskiy_04.03.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.
Цели урока: Учить определять род имен существительных.
Планируемые результаты:
- Предметные: ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом; научить определять род имен существительных.
- Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Тихо сели. Начинаем урок! Запишите число и классная работа. | Приветствовать учителя. | Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. | 10 мин | Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого. (На доске) М . лыш мурлыкал, как к . тёнок, в своей постели м . ховой. А за . кном вторые сутки пурги не ут . хает вой. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму. (Один ученик работает у доски) Какие имена существительные вы выписали? (малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой) Какое слово “лишнее”? Порчему? (Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.) На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (Данные имена существительные можно разделить на две группы так: в первую группы возьмем слова малыш, котенок, так как это одушевленные имена существительные, во вторую группу – постель, окно, пурга, вой. Это неодушевленные имена существительные. – А можно разделить по-другому: в первую группу взять имена существительные малыш, котенок, постель, окно, пурга – так как они имеют форму единственного и множественного числа, а в другую группу – слово вой – которое имеет форму только единственного числа.) Что мы уже знаем об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи. – Отвечает на вопросы кто? и что? – Обозначает предмет. – Имена существительные бывают собственными и нарицательными. – Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными. – Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа. – Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.) На доске записаны словап: Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы. (Можно разделить в зависимости от количества слогов в слове. В первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога. Во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов. В третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Какая тема у нас сегодня будет на уроке? (Род имен существительных) | Отвечать на вопросы. Выполнять упражнение. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. | 10 мин | Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул,…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. На какие три группы делятся имена существительные? (Женский, мужской и средний род) Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. А вот и секрет (на доске): Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! Пользуясь секретом королевы, определите род имен существительных. В упражнении 34 на странице 64 (Один ученик работает у доски) | Слушать учителя. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе. Строить речевое высказывание. Выполнять упражнение. Анализировать слова. Делать вывод. Выполнять работу по карточкам. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
Физ. минутка | 1 мин | Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем! | Делать физ. разминку | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. | 10 мин | Ребята давайте попробуем слово мама изменить по числам. Что получилось? (единственное число – мама, мночественнон – мамы) А теперь измените по родам. Что получилось? ( Только женский род –мама) Какой вывод мы можем сделать? (Имена существительные не изменяются по родам) Выполните самостоятельно упражнение 44 на странице 68. Давайте проверим, какие слова записали в первый столбик? (Существительные мужского рода: Ваня, Петя, скворец, воробей. Существительные женского рода: крыша, капель, травка, синица, проталина. Существительные среднего рода: солнце, небо.) Итак, как же мы определяем род имен существительных? (Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! Или поставить вместо существительного она, он,оно) Задание: «Помоги Незнайке» Ребята, на наш класс пришла бандероль. Незнайка просит вас о помощи. Поможем ему? У каждого в конверте записаны имена существительные. Вы должны определить их род, но там еще есть лишнее слово, которое он не может найти. А вам не составит труда. Так ведь? Это слово вы подчеркните. Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, гнев, ярость, дорога, вид, картина, зеленый, зрелище, заглавие, заголовок, название. | Выполнять упражнения. Актуализировать знания. Анализировать слова. Отвечать на вопросы теста. Взаимопроверка. | Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | 5 мин | Вот и закончился урок! Подведем скорей итог! – Расскажите, чему учились на уроке? - Что нового узнали? – Что получилось? – Что было трудно? Запишите домашнее задание учебник, выучить правило на с. 64, № 43, с. 68 | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Рефлексия | 2 мин | Закончи предложения Я узнал….. Мне было интересно… | Оценивать свои достижения | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного
данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...
Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".
В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце имен существительных женского рода с основой на шипящий"
Конспект проблемного урока открытия нового знания...
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...