Логопедическое занятие на тему: «Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде»
учебно-методический материал по логопедии (4 класс)

Приятных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasovanie-glagolov-proshedshego-vremeni.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие  на тему: «Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде»

Цели урока:

  1. Формирование представлений о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи, навыка построения связного высказывания; развитие умения согласовывать глаголы прошедшего времени  с именами существительными в роде и числе; уточнение и обогащение словарного запаса.
  2. Развитие чёткой и правильной речи, мыслительных процессов обобщения и сравнения, внимания, слухового восприятие, памяти.
  3. Воспитание усидчивости, активности и целенаправленной деятельности.

Словарь: имя существительное, глагол

Ход занятия:

  1. Орг.момент. Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сели ровно, подтянулись, и, конечно, улыбнулись.

2. Сообщение и запись темы занятия. Сегодня на занятии   мы будем работать над согласованием глаголов  с именами существительными в роде и числе. Запишите число и тему занятия  «Согласование глаголов  с именами существительными в роде».

3. Работа над стихотворением А.С.Пушкина« Зимнее утро»

- Послушайте отрывок стихотворения А.С.Пушкина«Зимнее утро»  и найдите в тексте имена существительные, с которыми согласованы выделенные глаголы.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла
носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные
желтела,
И ты печальная
сидела
А нынче... погляди в окно.

- Поставьте  вопросы от имен существительных к глаголам. ( Что делала?) Определите время глагола.( Прошедшее) Что нам помогает определить ? (Суффикс л)

4. Согласование глаголов  с именами существительными в роде.

Составьте предложения с данными глаголами, подбирая нужные по смыслу имена существительные. Определите род имен  существительных. Обозначьте окончания глаголов.

Скрипел ________               Звучал _______                Сверкал ______

Скрипела _______               Звучала ______                 Сверкала ______

Скрипело _______               Звучало______                 Сверкало ______

Скрипели_______                Звучали ______                Сверкали ______

5. Составьте предложения с данными именами существительными, подбирая нужные по смыслу глаголы  в прошедшем времени. Определите род имен  существительных. Обозначьте окончания глаголов.

Липа _____________    Лицо ___________    

Яблоко ___________    Роща ___________

Луна _____________    Метро __________

Ночь _____________    Окно ___________

Свекла ____________

6. Работа над предложением. Упражнение «Добавь окончание слова и повтори предложение целиком». Логопед  читает  предложение, дети  добавляют  окончания  и повторяют  предложение целиком.

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Небо темнел__.

Роща темнел__.

Горизонт темнел__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Физкультминутка. Игра на внимание Предлагаю и вам, трудолюбивые ученики, помочь Глаголу. Что надо делать? Да ничего особенного.  Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался.  Итак, приготовились! Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.

Упражнение «Внимательные ручки»  Цель: развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления; моторная разрядка. Я читаю рассказ (стихотворение), делая остановку после каждого слова. (Пауза, которую делает учитель после каждого слова, читая рассказ, напоминает детям о задании. Это помогает им сосредоточиться на познавательной деятельности. Поднимание рук и выполнение хлопков над головой после узнавания слова – действия помогает участвовать в процессе менее успешным детям, у которых при этом тоже закрепляются представления о словах – действиях) Если услышите слово, отвечающее на вопрос «Что делала?», поднимите обе руки над головой и похлопайте в ладоши.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

7. Работа с текстом. Поставьте глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени и запишите. Обозначьте окончания глаголов.

(Наступать) ________ утро.  Солнце (взойти) ______. Между деревьев (блестеть) ______ поверхность воды. Небо (синеть) ______. Ветер (качать) _____ верхушки деревьев.

8. Закрепление изученного на занятии. Самостоятельная работа.

К словам из первого столбика подберите по смыслу слова из второго столбика, чтобы получились предложения. Вставьте в таблицу под номером имени существительного соответствующий ему номер глагола.

  1. Солнце                                                   1. Сварилось
  2. Небо                                                       2. Согнулось
  3. Море                                                      3. Разболелось
  4. Пальто                                                   4. Разбушевалось
  5. Дерево                                                   5. Спряталось
  6. Ухо                                                         6. Прояснилось
  7. Какао                                                      7. Загрязнилось
  8. Животное                                               8. Сушилось
  9. Стадо                                                      9. Кипятилось
  10. Знамя                                                      10. Продавалось
  11. Белье                                                      11. Пряталось
  12. Блюдо                                                     12. Развевалось
  13. Молоко                                                   13. Паслось
  14. Письмо                                                   14. Отправлялось

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 9. Упражнение «Послушайте  стихотворение и запомните  слова-действия».

Логопед  читает стихотворение по частям. Дети  выделяют глаголы.

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Вот и книжка воротилась,

Воротилась и тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать

10. Итог урока. Вспомните, с какими частями речи мы работали? (сущ., глагол.) Какие задания мы выполнили? (ед. и мн. число, изменение по родам, составление словосочетаний, предложений, текста).

- Верно, мы работали над согласованием глаголов  с именами существительными в роде и числе.  Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем  времени (по родам)Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали.   Спасибо за урок!

1.Составьте предложения с данными глаголами, подбирая нужные по смыслу имена существительные. Определите род имен  существительных. Обозначьте окончания глаголов.

Скрипел ________               Звучал _______                Сверкал ______

Скрипела _______               Звучала ______                 Сверкала ______

Скрипело _______               Звучало______                 Сверкало ______

Скрипели_______                Звучали ______                Сверкали ______

2.Составьте предложения с данными именами существительными, подбирая нужные по смыслу глаголы  в прошедшем времени. Определите род имен  существительных. Обозначьте окончания глаголов.

Липа _____________    Лицо ___________    

Яблоко ___________    Роща ___________

Луна _____________    Метро __________

Ночь _____________    Окно ___________

Свекла ____________

3.Поставьте глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени и запишите. Обозначьте окончания глаголов.

(Наступать) ________ утро.  Солнце (взойти) ______. Между деревьев (блестеть) ______ поверхность воды. Небо (синеть) ______. Ветер (качать) _____ верхушки деревьев.

  1. К словам из первого столбика подберите по смыслу слова из второго столбика, чтобы получились предложения. Вставьте в таблицу под номером имени существительного соответствующий ему номер глагола.

1.Солнце                                                   1. Сварилось

  1. Небо                                                       2. Согнулось
  2. Море                                                      3. Разболелось
  3. Пальто                                                   4. Разбушевалось
  4. Дерево                                                   5. Спряталось
  5. Ухо                                                         6. Прояснилось
  6. Какао                                                      7. Загрязнилось
  7. Животное                                               8. Сушилось
  8. Стадо                                                      9. Кипятилось
  9. Знамя                                                      10. Продавалось
  10. Белье                                                      11. Пряталось
  11. Блюдо                                                     12. Развевалось
  12. Молоко                                                   13. Паслось
  13. Письмо                                                   14. Отправлялось

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Небо темнел__.

Роща темнел__.

Горизонт темнел__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Небо темнел__.

Роща темнел__.

Горизонт темнел__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Небо темнел__.

Роща темнел__.

Горизонт темнел__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Небо темнел__.

Роща темнел__.

Горизонт темнел__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Небо темнел__.

Роща темнел__.

Горизонт темнел__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Небо темнел__.

Роща темнел__.

Горизонт темнел__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла
носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные
желтела,
И ты печальная
сидела
А нынче... погляди в окно.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла
носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные
желтела,
И ты печальная
сидела
А нынче... погляди в окно.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла
носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные
желтела,
И ты печальная
сидела
А нынче... погляди в окно.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла
носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные
желтела,
И ты печальная
сидела
А нынче... погляди в окно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

Урок по русскому языку. 3 класс. Тип урока ОНЗ Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам»

Конспект открытого урока в рамках семинара: "Конструирование уроков в начальной школе с учётом новых требований ФГОС "...

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...

Русский язык 3 класс УМК "Школа России" Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам.»

Цели деятельности учителя: познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:знать: зависимость рода глагола от рода существительного.у...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя:·        знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...

Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...