Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Гайдукова Екатерина Игоревна

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы                                                                                                                                        СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА 573

Конспект открытого подгруппового                                                                                                                логопедического занятия в 3 «б» классе                                                                                                                                   по теме: «Изменение имён существительных мужского рода в числе».

Учитель-логопед: Гайдукова Е.И.

Общность дефекта:                                                                                                                                                                                           нарушение письма и чтения, обусл. ОНР

Тема урока : «Изменение имён существительных мужского рода в числе»

Цель: формировать умение образовывать множественное число существительных в мужском роде.

Образовательные задачи:  

  1. научить образовывать множественное число существительных в мужском роде
  2. учить давать полные ответы;
  3. развивать умение слогового синтеза;
  4. учить пользоваться терминами «существительное», «мужской род», «число».

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. формировать тактильное восприятие;
  2. корригировать слуховое и зрительное восприятие;
  3. развивать концентрацию и переключаемость внимания;
  4. активизировать и расширять лексический словарь по теме «Крупы»;                    
  5. корригировать и развивать мыслительную деятельность;
  6. корригировать пространственные представления и межполушарные связи;
  7. развивать личностные качества учащихся, эмоционально- волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать интерес к уроку;
  1. воспитывать самостоятельность,
  2. прививать навыки общей культуры.

Здоровьесберегающие задачи:

  1. осуществлять профилактику простудных заболеваний через выполнение простых массажных упражнений;
  2. планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  3. соблюдать режим охраны зрения;
  1. следить за правильной посадкой детей;
  1.       чередовать статические и динамические задания;
  2. способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  3. создавать ситуацию успешности.

Оборудование:

  1. Карточки с речевым материалом: зуб, зубы, флаг, флаги, лес, леса, лист, листья, дом, дома, гусь, гуси. аист, аисты, утюг, утюги, колос, колосья, диван, диваны, город, города, учитель, учителя;
  2. карточки индивидуальные с таблицами;
  3. 2 коробки с надписью «подарок», «подарки»;
  4. виды круп: фасоль,горох, пшено;
  5. картинный материал;
  6. изображение 4х прописныхбукв («и», «ы», «а», «я»), сделанное из картона и ниток;
  7.  подарки: карандаши, фломастеры, ластики, маркеры .

Этапы                     работы

Виды                      работы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся (ожидаемые полные ответы и действия)

Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока

I.Организа- ционный этап

Приветственное слово

Самомассаж ушей

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости.

- Повернитесь к ним и поприветствуйте их кивком головы.

-Садитесь.

- Если вы хотите ответить, что вы сделаете, покажите?

Упражнение «Думающая шапочка»

1.Улыбнулись. Потерли ладошки.

Чтоб ничего не забывать,             Здоровым быть, внимательным,             Делайте себе массаж                              Ушек обязательно.

Приложили к ушкам.

2.Взяли наши ушки,
Тянем до макушки,                               Тянем их старательно,
Слушаем внимательно.

3.Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки,
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.

4.Сложили ушки пополам, отпустили.

5.Тянем наши ушки снова,                    Четко произносим слово.

6.Хорошенечко потрём                             Ушки сзади сверху вниз                         Там же косточки найдём                                Ты потри их,  не ленись.

7. Погладьте правой рукой левое ухо. Теперь левой рукой –правое ухо.

  Ушки мы погладим с лаской               Нам так приятно –просто сказка.

- Ученики приветствуют присутствующих кивком головы.

 

Дети поднимают руку.

Дети растирают ладони и кладут к ушам.

Дети тянут верхние края ушей вверх.

Дети тянут боковые края ушей в стороны.

Дети тянут мочки ушей вниз.

Дети гладят сначала правой рукой, потом левой противоположное ухо

Прививать навыки общей культуры.

Сконцентрировать внимание, подготовить к восприятию и выполнению инструкций.

Следить  за правильной посадкой детей.

Продолжать профилактику простудных заболеваний через выполнение простых массажных упражнений. Развивать слуховое и зрительное внимание

Корригировать пространственные представления (вверх, сверху вниз, в стороны, сзади, право-лево).

 Умение  удерживать инструкцию на слух ( увеличивать объем слухоречевого внимания).

Развитие координации движений с речью.

Развивать у детей позитивное, ценностное отношение к собственному здоровью.

II. Введение в тему урока.

Сообщение темы урока.

Вчера я была в магазине и увидела две коробки. На одной написано «подарок», на другой «подарки». Какую коробку выберете. Почему?
Какое слово обозначает один предмет? Оно в каком числе употребляется? Какое слово обозначает много предметов? Оно в каком числе употребляется? Кто из вас догадался, чем будем заниматься во время путешествия? (изменять имена существительные в числе)

 Мы выберем коробку с подарками, потому что их много.

Слово «подарок» означает один предмет. Оно употребляется в единственном числе. Слово «подарки» обозначает много предметов.  Оно употребляется в множественном числе. Мы будем изменять существительные в числе.

Развивать кратковременную память, слуховое внимание,  фонемный анализ.

III. Сообщение нового материала.

  1. Работа с таблицей и буквами.

Мы будем изменять существительные в мужском роде в числе.  Когда изменяем слово в числе,  меняется окончание.

В словах мужского рода мн.числа есть 4 окончания. Буквы этих окончаний спрятаны в крупе. Первый пойдет искать букву тот, у кого на столе изображен белый, молочный…

Следующий пойдет искать тот, у кого разноцветный, государственный…

Следующий пойдет искать тот, у кого густой, хвойный…

Следующий пойдет искать тот, у кого желтый, резной, кленовый…

«У меня зуб». Прикрепляет на доску картинку.  Ученик вытягивает букву Ы, спрятанную в банке с крупой. Прикрепляет его на доску.

Дети записывают на карточках в 1ю колонку «зуб», во 2ю «зубы». Выделяют окончание «ы». Дети в соответствующем порядке вытягивают буквы ,являющиеся окончаниями в словах множественного числа.

Флаг-флагИ.

Лес-лесА

Лист-листьЯ

Развивать тактильное восприятие, корригировать фонемный анализ;

соблюдать режим охраны зрения;

IV.  Закрепление полученных знаний.

1.Изограммы

2.Физминутка «Нос-пол-потолок»

3.Работа с разрезными карточками.

 Художник зашифровал слова. Отгадайте их.

Педагог говорит слово "нос", "пол" или "потолок" и при этом показывает пальцем неправильно: например, на слово "потолок" показывает на свой нос. Т.е. водящий сбивает, а игроки должны показывать названный предмет правильно.

                                                                    Нужно из данных слогов собрать карточки со словами. Ребенку нужно назвать слово ,изменить слово в числе и назвать окончание. Прикрепляют карточку на доску и дописывают окончание.

 Дом-домА, гусь-гусИ, аист- аистЫ, утюг-утюгИ.

Дети внимательно слушают логопеда и показывают правой рукой на соответствующие предметы.

Колос- колосья, диван-диваны, город-города, учитель- учителя.

Закреплять умение изменять существительные в числе, формировать зрительное восприятие.

Развивать концентрацию и переключаемость слухового внимания;  корригировать пространственные представления.

Развивать умение слогового синтеза.

V. Подведение итогов, оценка деятельности.

Беседа.

- Чему мы учились на занятии?

- Какие окончания у слов ?

- Что вам понравилось?

- Вы хорошо поработали. Открываю коробку с обещанными подарками.

Педагог раздает подарки (карандаши, фломастеры, ластики, маркеры), обращая внимание учеников на окончания в данных словах.

- Мы учились правильно изменять слова мужского рода в числе.

Дети отвечают.

Дети называют подарки ,образуя существительные во множественном числе.

Корригировать мыслительную деятельность; уточнить и закрепить полученные знания; способствовать созданию благоприятного психологического климата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".

Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направл...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.

Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Имя существительное» 2 класс (для детей с ОВЗ)

Конспект открытого  подгруппового  логопедического занятия для учащихся 2 класса...

Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода 2 склонения. (4 класс)

Формирование умения различать   родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных  мужского  рода  2  склонения....