Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ.

Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами; писать существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ; тренировать умение определять начальную форму имени существительного; закрепить умение определять род имён существительных.

Планируемые результаты:

·        Предметные: различать имена существительные с твердой и мягкой основой, определять начальную форму существительного.

·        Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srusskiy_11.03.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ.

Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами; писать существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ; тренировать умение определять начальную форму имени существительного; закрепить умение определять род имён существительных. 

Планируемые результаты:

  • Предметные: различать имена существительные с твердой и мягкой основой, определять начальную форму существительного.
  • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

С добрым утром начат день,

 Первым делом гоним лень.

 На уроке не зевать,

 А работать и писать.

 Тихо сели. Начинаем урок!

Запишите число и классная работа.

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

3 мин

 Прочитайте слова на слайде

Лисица, земля, метель, степь, лань, заря, нора.

Определите род этих существительных.

Какие существительные с мягкой основой? (земля, метель, степь, лань, заря)

Запишите в тетрадь, выделите окончание.

О чем мы сегодня поговорим? ( О основе имен существительных женского рода рода)

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

17 мин

Укажите какая основу  в этих словах:

Мама, ночь, цепь, любовь, сова, игра, соль, моль, пыль, тень, берёза, искра,тьма.

Какой род у этих существительных? (Женский)

Продолжите высказывание: Существительное женского рода может быть ... (только с мягкой основой, только с твердой основой, с мягкой и твердой основами)

Выполните самостоятельно упр. 63 на стр. 74.

Поменяйтесь тетрадями и проврьте по образцу.

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе.

Строить речевое высказывание.

Выполнять упражнение.

Анализировать слова.

Делать вывод.

Выполнять работу по карточкам.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные –

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

Подберите к словам печной, мощный однокоренные существительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием. (печь, мощь)

Пороизнесите эти существительные. Какой звук слышите в конце основы каждого слова? Вспомните особенности этих звуков. Нужно ли обозночать их мягкость на письме?

Подберите к прилагательным молодежный, сухой однокоренные сущствительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием.

Произнесите эти существительные. Какой звук вы слышите в конце основы каждого слова? Прочитайте слова печь, мощь, молодежь. Обратите внимание что они пишутся с мягким знаком в конце слова, а существительные мужского рода оканчивающиеся на ш, ж, ч, щ пишутся без мягкого знака.

В каких случаях мы пишем мягкий знак на конце существительных после ж, ч, ш, щ, а в каких нет?(В конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак. В конце существительных мужского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется.

Выполните упр.68 на стр. 77, самостоятельно.

Выполнять упражнения.

Актуализировать знания.

Анализировать слова.

 

Взаимопроверка.

Работать в парах

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

– Расскажите, чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

– Что получилось?

 – Что было трудно?

Запишите домашнее задание учебник, № 69, с. 77

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Закончи предложения                  

                                            Я узнал…..

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Склонение имён существительных женского рода"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Склонение имён прилагательных женского рода" рассчитан для УМК "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...