Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)
план-конспект урока по логопедии

Александрова Светлана Николаевна

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет

Речь и альтернативная коммуникация

Класс

6 е

Тема

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Цель

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации

Задачи

1.Коррекционно - обучающая:

 формировать  у обучающихся овладение доступными средствами коммуникации и общения: вербальными и невербальными;

2.Коррекционно-развивающая: 

развивать речь как средство общения обучающихся с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»);

развивать память, внимание обучающихся;

 обогащать активный словарный запас;

 3.Коррекционно-воспитательная:

воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям сказки, умение работать в группе;

Тип урока

 Общеметодологической  направленности

Оборудование

СД-проигрыватель, тематические плакаты, деревянный конструктор «Маша и Медведь»,елочка, бантики(серебряные и красные)

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Тип урока: общеметодологической направленности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Практический вид работы,групповая форма, активный метод

Демонстрация плакатов: «Зима», «Зимние  игры»

Здравствуйте, ребята (жест «Привет!»)

Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Зима- жест «Зима»).

На улице холодно (жест «Холодно»), дует ветер (идет  снег).

Но дети любят это время года! Можно играть в снежки, лепить снеговика и кататься на санках!

-Приготовили руки! -Лепим снеговика!

Ребята, вы согрелись? Зима это еще и время чудес!

Посмотрите, какая у нас елочка!Она приглашает нас в сказочное путешествие!

Садимся в волшебные санки, закрываем глазки и мчимся в сказку!

Жест «Привет!»

Повторение жеста

Жест «Зима»

Повторение жеста

Жест «Холодно»

Повторение жеста

Учитель с обучающимися выполняет упражнение по активизации движений «Снеговик» И.С.Бах ария из сюиты № 3.

Обучающиеся закрывают глаза и слушают мелодию зимней вьюги.

  1. Этап актуализации знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Групповая форма работы, дифференцированный подход, интерактивный метод

На доске появляются картинки из сказки «Маша и Медведь».

Дети, открываем глазки и смотрим: в какую сказку мы попали на волшебных санках?

Где происходит действие сказки? (в лесу).

Давайте посмотрим на картинки и вспомним  сюжет сказки

Какое время года в сказке (лето)

На столе появляются деревья и Дятел.

Обучающиеся разглядывают серию сюжетных картинок «Маша и Медведь» и вместе с учителем вспоминают сюжет сказки.

  1. Мотивационно-целевой

Групповая форма работы, дифференцированный подход, интерактивный метод

Появляется лесной житель - волшебный Дятел. Он умеет  высоко взлететь и опускаться вниз.

Ребята, если мы выполним задания волшебного Дятла, то встретимся с Машей и Медведем из сказки.

Волшебный Дятел дает задание проследить глазками обучающихся за его полетами на дереве вверх –вниз (упражнения зрительной гимнастики за движущейся яркой точко

  1. Актуализации знаний обучающихся

Интерактивный метод

С применением деревянного конструктора «Маша и медведь», учитель рассказывает сказку и показывает действия с использованием программы «Макатон»: жесты «бабушка», «дедушка», «идти», «гулять»,«медведь», «дом», «садиться», «есть», «пирожок», «готовить», «тарелка», «сидеть», «смотреть».

Обучающиеся слушают учителя и повторяют действия и жесты.

Вспоминают сюжет, как Маша перехитрила Медведя:

Маша напекла большую тарелку пирожков

Достала короб

Предложила Мише отнести пирожки бабушке и дедушке

А сама прыгнула в короб и тарелку поставила на голову

5.Физкультминутка

Игровой прием

«Сяду на пенек, съем пирожок…»

Обучающиеся вместе с учителем встают на полянку (в круг) и выполняют движения по тексту с использованием жестов:

 -  Сяду (жест «Сидеть»)  на пенек-

 съем (жест «Есть») пирожок (жест «Пирожок») (Медведь)

 - Не садись на пенек, не ешь пирожок

 - Неси бабушке (жест «Бабушка»), неси дедушке (жест «Дедушка») (Маша)

  1. Включение изученного в систему знаний

Групповая форма работы, дифференцированный подход, интерактивный метод

Ребята, куда дальше отправились Маша и медведь? Чем закончилась сказка?

Маша вернулась домой?

Обучающиеся показывают и вспоминают окончание сказки совместно с учителем с применением деревянного конструктора «Маша и Медведь»

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

дифференцированный подход

После занятия вы еще раз вспомните наше сказочное путешествие и сделаете подарки волшебному Дятлу: раскрасите и обведете по точкам главных героев Машу и медведя.

Рассматривание раскрасок, иллюстраций к сказке

Узнавание и называние (показ) героев сказки

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Групповая форма работы, дифференцированный подход, интерактивный метод

Маша оказалась дома с Бабушкой и Дедушкой. А мы снова садимся в волшебные санки, закрываем глазки.

Маша такая рукодельница! Пока она жила у Миши, сделала бантики: когда ей было грустно-серебряные (холодные), а когда весело, радостно красные(теплые).

Ребята, вам понравился урок?

А какое настроение у вас: радостное или грустное?

(У меня радостное! Мне понравилось работать с вами на уроке! Я выбираю красный бантик и подарю хорошее настроение елочке.)

Ребята, а какие бантики выберите вы и подарите нашей елочке к Новому году?

Релаксация.

 

Звучит мелодия вьюги, обучающиеся «переносятся» на волшебных санках.

Обучающиеся выбирают бантики и вешают их на елочку с помощью учителя.

Слушают песню «Зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "по страницам русско-народной сказки Маша и медведь""

данное занятие входит в курс Л.В. Мищенковой "36 занятий для отличников"...

Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...

"Средства альтернативной и дополнительной коммуникации"

Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация- основа жизни человека. Успешное развитие не  возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.- альтернативная и дополнительн...

Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства

В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...