ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
статья

Ремшу Олеся Юрьевна

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями интеллекта во многом зависят от степени сформированности у них коммуникативных умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности.

Эти дети смогут адаптироваться к окружающему миру, если будут способны выразить свои желания, сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

Ограничение коммуникативных умений значительно осложняет процессы интеграции воспитанников в социум, снижает качество их жизни. Повысить качество жизни ребенка призван проект «Общение без границ», направленный на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Проект занял II место во Всероссийском конкурсе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В статье описан опыт работы с детьми с ТМНР в интерактивной среде игрового пространства с применением средств АДК.  Это  опыт использования коммуникативной среды для особых детей, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, активизировать его участие в коррекционно-развивающем процессе. Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность не говорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Асикритова Е.А., Ремшу О.Ю., Соловьева Л.М.

(ГБОУ школа № 439,СПБ ГБСУСО «Дом-интернат № 1» Комитета по социальной политике, Санкт-Петербург, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

        За последние годы в России произошли значительные изменения в организации образования и комплексного сопровождения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Введены образовательные стандарты, определены целевые ориентиры развития, разработаны критерии оценки достижений, введены АООП и СИПР. Изменились подходы к формированию, развитию и оценке коммуникативных навыков. Введены новые предметы, разработаны новые образовательные программы, в том числе по альтернативной коммуникации, что стало если не поворотным, то значимым событием для коммуникативного развития безречевых и плохо говорящих детей с интеллектуальными нарушениями. Значительно вырос уровень требований к современной коррекционно-развивающей среде. Поэтому так важно создать условия, соответствующие возможностям детей, обеспечить их доступными средствами коммуникации, в том числе альтернативными и дополнительными, применять современные образовательные технологии, учитывающие особые потребности детей различных нозологических групп. Такой подход позволит обеспечить полноценное включение ребенка в общение в различных видах деятельности в процессе обучения и в повседневной жизни.

Не менее важное значение, по мнению Виноградовой Н.А., Микляевой Н.В., имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. [1]

        В ДДИ №1 проживают дети с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Большинство из них – это так называемые «безречевые» дети, которые имеют выраженные проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Устная речь для них или недоступна совсем, или недостаточна для поддержания качества жизни на должном уровне. Они не понимают речь, не общаются в социальных целях, находятся в своем внутреннем мире и не проявляют желания быть с другими. Такие дети ограничены в выражении своих намерений, чувств, потребностей. Это приводит к эмоциональной нестабильности, проявлению стереотипий, появлению проблемного поведения, отсутствию познавательной активности и потребности в общении.

        Повысить качество жизни ребенка призван проект «Общение без границ», направленный на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Проект занял II место во Всероссийском конкурсе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На реализацию проекта учреждению Фондом выделен грант, на средства которого приобретено интерактивное оборудование и методический материал. Работа по проекту ведется с использованием технологий альтернативной дополнительной коммуникации, современных эффективных практик развития коммуникативного потенциала у воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития.

        Лынская М. И. считает, что логопедическая работа с безречевыми детьми  основывается на ряде общепринятых принципов: наглядности, индивидуализации, постепенного повышения требований, доступности и др. На современном этапе развития логопедии актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие неговорящих детей. [2]

        В настоящее время в педагогической практике выделилось новое направление - интерактивное обучение. Это обучение, построенное на взаимодействии детей со специально организованной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Именно интерактивность придает многообразию взаимодействий ярко выраженную социальную и коммуникативную направленность.

        Одним из вариантов такой организации среды в ДДИ №1 является интерактивный игровой холл, который включает различные природные и тематические зоны. Специально созданная среда игрового холла вариативна и трансформируема. Здесь можно заглянуть в дупло, где живут пчёлы, или в норку ежа, посмотреть огромную пасть бегемота и покормить его; увидеть, как прячется в панцирь черепаха и посидеть на болотной кочке, потрогать мышку, таракана и др. Можно услышать голоса всех обитателей холла: животных и птиц. Задача взрослого – оживить персонажей, помочь обучающимся получить и усвоить новый игровой, социальный и коммуникативный опыт. В холле проводятся занятия по логопедии и уроки по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также уроки по предметам «природный мир», «речь и  альтернативная коммуникация» и др. Занятия в условиях интерактивной среды обогащают пассивный словарь ребенка, расширяют его представления об окружающем мире в процессе взаимодействия с педагогом, сверстниками и самой средой. Такая форма организации коррекционно-развивающей работы дает педагогам дополнительные возможности и стимулы в целенаправленной деятельности по обучению детей коммуникации, формированию у них потребности в общении, позволяет широко использовать различные альтернативные и поддерживающие средства коммуникации, доступные и оптимальные для данной категории детей. Обучение выстраивается таким образом, что невербальные средства коммуникации становятся предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения.

        Основной целью этих занятий является социализация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через повышение уровня их коммуникативных навыков в условиях специально-организованной среды интерактивного холла.

        Реализации намеченной цели способствует решение следующих задач:

  • формировать у детей потребности в общении;
  • обучать вступать во взаимодействие с помощью средств АДК;
  • развивать коммуникативную функцию речи;
  • активизировать познавательные и сенсорные процессы;
  • коррегировать проблебное поведение;
  • формировать положительный эмоциональный отклик на общение.

        Предполагается, что организация интерактивного процесса обучения (создание ситуаций коммуникативного взаимодействия детей в ходе образовательного процесса) будет способствовать практической отработке формируемых коммуникативных умений и способов общения у данной категории обучающихся. Особое игровое моделирование уроков и занятий позволит создать условно-импровизированные ситуации общения, что может явиться, необходимой базой для формирования коммуникативных навыков. Слияние двух видов деятельности (учебной и игровой) в рамках обучающего процесса будет способствовать успешному усвоению индивидуально-ориентированных программ по коммуникации.

        Основываясь на исследованиях Стивена фон Течнер, Харальда Мартинсен важно отметить, что при выборе наилучшей формы коммуникации для индивидуума, нуждающегося в альтернативной форме коммуникации, основываться нужно на знании особенностей этого человека, в частности, его двигательных навыках и способности воспринимать движения, формы и изображения. [3]

        В интерактивном игровом холле ДДИ №1 обучение строится по нескольким направлениям.

        Коммуникация с использованием звучащего предмета. С целью установления контакта с ребенком и привлечения его внимания используются различные звучащие предметы и объекты. Каждому звуку придается определенное значение. Неречевые звуки используются для ответов на вопросы, выражения удовольствия (неудовольствия), благодарности; обращения за помощью и др. Звуковые сигналы и невербальные подсказки применяются для обозначения того или иного события, которое будет происходить с ребенком, помогают формировать представления об окружающей действительности. Каждый звук сопровождается речевым комментарием специалиста.

        Коммуникация с использованием мимики. Невербальные средства общения, такие, как мимика, составляют самостоятельную знаковую систему, выступающую в качестве средства коммуникации одновременно со звучащей речью. В обучении используют любые мимические проявления, доступные ребенку. Логопедами используются улыбка, «сердитый взгляд», спокойное выражение лица. Таким образом, улыбка соотносится с согласием, «сердитый взгляд» с нахмуренными бровями с несогласием. В результате ребенок, научившийся использовать сигналы «да»/«нет», может ответить на прямой вопрос, поприветствовать и попрощаться с собеседником.

        Коммуникация с использованием жеста. Жест является инструментом для визуализации образа слова или действия, естественным способом общения, придающим словам дополнительный смысл. Дети с нарушением интеллекта понимают жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. Преимущество заключается в использовании разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Использование естественной жестикуляции помогает им вступить в контакт с педагогом, выразить свои потребности, желания, сообщить что-либо или ответить на вопрос. Жесты, используемые специалистами, довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка. Они делают слово «видимым», помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые понятия и пользоваться словами, которые он не может произнести.

        Коммуникация с использованием карточек с напечатанными словами. Еще одним способом общения с детьми, не владеющими устной речью, является картинно-символьная коммуникация. В зависимости от создаваемых ситуаций и тем уроков и занятий, педагогами специально создаются карточки. Объекты, изображённые на них, должны быть знакомы ребёнку, а слова напечатаны простым шрифтом, легким для восприятия, для глобального чтения. Существует определенная последовательность обучения картинно-символьной коммуникации. Сначала соотносится натуральный предмет с его изображением, затем организуется ситуация поиска картинки-символа, соответствующего натуральному предмету или объекту в среде интерактивного холла. Следующим этапом является поиск предмета, соответствующего его картинке-символу, а затем создается ситуация соотнесения предмета с картинкой-символом, обозначающим действие. В последнюю очередь моделируются ситуации соотнесения картинки-символа с предметом, обозначающим действие. Яркая наглядность на стенах, макеты животных, интерактивное оборудование привлекают внимание и дают возможность проведения различных манипуляций с карточками (прикреплять карточки и откреплять карточки). Использование невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений) способствует пониманию обращенной речи, слов, обозначающих предметы и действия, обобщающих понятий, развитию навыка глобального чтения.

        Коммуникация с использованием технических средств обучения. Коммуникатор - специальное дополнительное техническое средство, которое дает возможность «озвучивать» желаемое детям с отсутствием вербальной речи, серьезными артикуляционными проблемами и сниженной способностью понимать речь. Технические средства «GoTalk 4» и «GoTalk 9» активно используются в интерактивном игровом холле. С их помощью можно записывать, сохранять в памяти и обеспечивать голосовое сопровождение содержания изображений, расширяя и обогащая словарь обучающихся. В качестве картинок используются пиктограммы и другие типы изображений: рисунки, фотографии и схемы, понятные ребенку на данном этапе. Под каждую новую ситуацию готовится новая схема и записывается звук.

        Систематическая, целенаправленная, коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы, проводимая в игровом интерактивном холле, приводит к положительным результатам: к улучшению вербального и невербального общения; развитию межличностных отношений; усилению активности, самостоятельности. Игры и упражнения в холле создают более комфортные условия для выполнения заданий. Необходимо только помочь найти ребенку с интеллектуальными нарушениями свой собственный способ коммуникации, который не просто поможет осуществить и облегчить общение, а будет частью его повседневной жизни.

        Интерактивная среда игрового холла является инструментом для стимуляции познавательной, двигательной и коммуникативной активности детей, а также средством активизации коррекционно-образовательного процесса для всех специалистов, работающих с особым ребенком.

        Таким образом, обучение в условиях интерактивной среды создает надежный обходной путь в обучении детей с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, помогает лучше понимать окружающий их мир, придает уверенность в своих силах, способствует социально-коммуникативному развитию.

Список литературы

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 208с.
  2. Лынская М. И. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий». – Серия: Специальная коррекционная педагогика, Издательство «Парадигма», 2012. – 128с.
  3. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а такжеа также с расстройствами аутистического спектра. –  М.: Теревинф, 2014. – 433с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...

урок физической культуры в 3-4 классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Урок предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья. направлен на коррекцию пространственных представлений....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их спо...

Урок окружающего мира для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Урок окружающего мира для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 4 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...