Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Котлярова Наталья Александровна

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_tipa_skazok_tablitsa.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литературное чтение.

МБОУ СОШ №121 г. о. Самара

Класс: 2 Б.

Программа: Л. В. Занкова.

Дата проведения: 11 декабря 2013 года.

Учитель: Котлярова Наталья Александровна.

Тема: Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым видом народных сказок – бытовой сказкой на примере сказки «Мужик и медведь».

Задачи:

1.Образовательные:

-настроить детей на сказочный лад;

-подготовить детей к восприятию, к чтению сказки, отметить некоторые особенности сказочного жанра;

-познакомить с новым видом народных сказок;

-выявить разницу между волшебной, бытовой и сказкой о животных;

-развивать навыки выразительного чтения.

2. Развивающие:

-развивать познавательную активность учащихся;

-развивать умения работы с текстом: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы в соответствии с познавательной целью;

-развивать речь, творческие способности детей;

-расширять кругозор, словарный запас;

-развивать мышление, воображение, внимание.

3. Воспитательные:

-воспитывать активность, усидчивость, любознательность в процессе учения;

-воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи.

Информационно-техническое сопровождение урока: компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор, конспект урока.

Оборудование: Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса; раздаточный материал, толковые словари.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Универсальные учебные действия.

I Орг. момент.

Проверка готовности. Учитель читает стихотворение, настраивает учащихся на работу.

-Все сумели мы собраться,

  За работу дружно взяться.

  Будем думать, рассуждать,

  Можем мы урок начать!

Слушают учителя.

Личностные УУД: формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

II Актуализация знаний.

Загадывает загадку о сказке.

-Сегодня у нас необычный урок.

Позвал в путешествие громкий звонок.

Куда? Быстро дайте отгадку,

Мою разгадав загадку.

-Что наш маленький народ

В мир волшебный унесёт,

Полный смеха, света, краски!

А зовётся чудо – (сказка)!   /1 слайд/

Учитель открывает 1-й слайд, где дано понятие сказка, как жанр литературного творчества.

-В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку в душу пропускай.

Учитель организует беседу, выявляющую представления детей о классификации сказок.

-Мои юные читатели, а какие сказки вы любите?

-На какие группы можно разбить эти сказки?   /2 слайд/

Учитель открывает 2-й слайд, где представлена классификация сказок в соответствии с ответами детей.

-А действительно ли вы хорошо знаете сказки? Предлагаю конкурс знатоков сказок.

Учитель проводит конкурс знатоков сказок.

1. И собачки, и волчок

    Убежали наутёк.

    Только Петя-петушок

    Зайке нашему помог.   /3 слайд/

2. Жили-были брат с сестрой,

    Шли дорожкою домой,

    Братик непослушным был,

    Из копытца воду пил.   /4 слайд/

3. Хотели подружиться

    Журавль и лисица.

    Но в гости лишь сходили,

    О дружбе позабыли.   /5 слайд/

4. Пошёл парень за водой

    А вернулся он домой,

    Зная чудные слова.

    Щука их ему дала.   /6 слайд/

Подводит обучающихся к выводу о типах сказок. Организует работу с определениями.

-Молодцы! Что вы можете сказать про эти сказки?

-Назовите признаки волшебной сказки.

/7 слайд/

- Назовите признаки сказок о животных.

/8 слайд/

Учащиеся отгадывают загадку.

Читают определение понятия – сказка.

Дети называют свои любимые сказки.

Учащиеся отвечают на вопрос.

(Литературные или авторские и народные; русские и зарубежные.)

Слушают четверостишья, называют сказки.

(Заюшкина избушка.)

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

(Лиса и журавль.)

(По щучьему велению.)

Отвечают на вопросы. Формулируют признаки сказок.

(1 и 3 сказки – о животных, а 2 и 4 – волшебные.)

(Волшебные предметы, превращения, чудеса.)

(Главные герои – животные. Иногда в этих животных мы видим людей.)

Познавательные УУД: формировать умение выделять существенную информацию, выдвигать предположения, формулировать выводы наблюдений, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить понятные для собеседника высказывания, адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

III Постановка темы и цели урока.

-Мы с вами должны выяснить, а есть ли ещё другой вид сказок. Для этого прочитаем русскую народную сказку «Мужик и медведь» и выясним, к какому типу сказок она относится.

Учащиеся, исходя из названия, выдвигают гипотезу.

Познавательные УУД: формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

IV Работа по новой теме.

Физминутка.

1.Учитель организует словарную работу.

-Откройте учебник на стр.144. Прочитайте вступительное слово автора.

-Как вы понимаете эти слова? Давайте обратимся к толковому словарю.

2. Знакомство со сказкой.

-Познакомимся со сказкой.

-Всё ли было понятно?

3.Учитель организует работу над содержанием сказки.

-Понравилась сказка? Кто главный герой сказки?

Вышел мужик урожай собирать.

Ленивый медведь обещал заломать.

Но хитрый мужик, собрав корешки,

Отдал косолапому кушать вершки.

Когда стал мужик пшеницу жать,

Опять обещал медведь заломать.

Потребовал Миша себе корешки,

А мужику достались вершки.

Медведь облапошен, мужик молодец!

Все тихо садятся, зарядке конец.

-Как вы думаете, можно сказку «Мужик и медведь» отнести к волшебной?

-А к сказке о животных, ведь один из героев – медведь?

-Давайте разгадаем кроссворд и узнаем название этого вида сказок.

1. Как называется жилище медведя? (берлога)

2. Охарактеризуйте медведя по фразе: «Мужик, я тебя заломаю». (сильный)

3. Поддался на хитрость мужика. (глуповатый)

4. Медведь на Руси считался священным животным, его нельзя было убивать, и мясо этого зверя не употреблялось в пищу. Такое животное называлось (тотемным).

5. Какое отношение Мужика к Медведю в этой сказке? (насмешливое)

6. Отчество медведя в русских народных сказках. (Потапыч)

7. Высказывание, содержащее насмешку. (ирония)

-Какое слово получилось?

/9 слайд/

-Какие сказки называются бытовыми?

                        /9 слайд/

Учащиеся читают вступительное слово автора.

(Эта сказка совсем с другим настроением. Сказывается, словно прибаутка, с лукавством да с усмешкой.)

Учащиеся работают с толковыми словарями.

Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.

Лукавство – лукавый – игривый, добродушный, хитрый.

Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.

Сказку читают учащиеся.

Работа с толковыми словарями.

Дуброва – дубрава – лиственный лес, обычно с преобладанием дуба.

Жать – срезать под корень.

Вершки – верхняя часть растения.

Заломать – согнуть, откинув вверх или назад.

Учащиеся анализируют содержание текста. Отвечают на вопросы.

(Главный герой этой сказки – мужик. Он борется с медведем, но побеждает его умом, народной смекалкой.)

Учащиеся выполняют движения под стихотворные строки.

(Нет, отсутствуют волшебные предметы, превращения, чудеса.)

(Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым.)

Учащиеся в парах разгадывают кроссворд.

(берлога)

(сильный)

(глуповатый)

(тотемным)

(насмешливое)

(Потапыч)

(ирония)

(Бытовая.)

(Сказки, в которых описывают жизнь простых людей.)

Познавательные УУД: формировать умение выразительно читать текст, понимать фактическое содержание текста, пользоваться словарями, подбирать слова-определения для характеристики героев, понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

Коммуникативные УУД: формировать интерес к общению при работе в парах, следить за действиями других участников в процессе разгадывания кроссворда и вносить коррективы.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты работы, организовывать самопроверку, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

V Итог.

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-С какими видами сказок познакомились?

/10 слайд/

-Чем различаются виды сказок?

- Посмотрите на следующий слайд.

/11 слайд/ 

- Кто может жить в этих домах, и какому типу сказок соответствует этот дом?

-Чтобы вернуться из сказки, поиграем. Если сказка волшебная – надо хлопнуть в ладоши, если бытовая – топнуть ногой, если о животных – присесть.

«Лиса и журавль» (присели)

«Царевна-лягушка» (хлопнули)

«Сказка о царе Салтане» (хлопнули)

«Каша из топора» (топнули)

«Кот, петух и лиса» (присели)

«Мужик и медведь» (топнули)

«Гуси-лебеди» (хлопнули)

Учащиеся отвечают на вопросы.

(Волшебные, бытовые, о животных.)

(Волшебная сказка – вызывает восхищение добрым героем и осуждает злодея, выражает уверенность в торжестве добра.)

(Сказка о животных – высмеивает плохие черты характера, поступки, вызывает сострадание к слабому и обиженному.)

(Бытовые сказки – высмеивают плохие черты характера человека, выражают восхищение умом и находчивостью.)

(В замке живёт фея, волшебник, заколдованный принц; в избе – старик со старухой; в теремке – животные.)

Учащиеся определяют тип сказки и в соответствии с правилами игры выполняют движения.

Познавательные УУД: формировать умение обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать конечные результаты работы на уроке, контролировать правильность и полноту ответа.

VI Домашнее задание.

Учитель даёт домашнее задание.

Мы со сказкой не простимся,

К ней мы снова возвратимся.

Сказки рядышком живут,

Они встречи с нами ждут!

-Дома вы прочитаете сказку ещё раз и ответите на вопросы. Стр. 144-146.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь». + пояснительная записка к уроку...

Презентация к логопедическому занятию. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Презентация к логопедическому занятию Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"...

Логопедическое занятие . Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Логопедическое занятие по развитию связной устной речи на материале сказки...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...

Стендовый урок во 2 классе по теме - Типы сказок: волшебные, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Размышляя над формами, методами обучения, опираясь на свой опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. На примере урока литерат...