Главные вкладки
Александрова Светлана Николаевна
Александрова Светлана
Профессия: учитель-логопед,олигофренопедагог
Профессиональные интересы: олигофренопедагогика, логоритмика,альтернативная и дополнительная коммуникация
Увлечения: фигурное катание
Регион: Московская область
Населенный пункт: г. Сергиев Посад
Место работы: Основная общеобразовательная школа № 7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/alanaО себе
работаю, воспитываю ребенка, увлекаюсь фигурным катанием
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"
Моё портфолио
Музейная коммуникация в коррекционной работе логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Аннотация: в статье речь идет об особенностях коррекционного воздействия на воспитанников детского дома с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством «музейной коммуникации». У детей с глубокой и тяжелой степенью умственной отсталости нарушено восприятие, мышление, память, эмоциональная сфера. Благодаря посещению музеев особыми детьми появилась возможность коррегировать высшие психические функции и осуществлять музейную коммуникацию при помощи таких видов деятельности как экспозиционно – выставочная, экскурсионная и организация массовых мероприятий. У воспитанников четко проявляется мотивация (заинтересованность) и обязательное полисенсорное восприятие (зрительное, слуховое, тактильное и т.д) при посещении музейно - выставочных комплексов и последующих мероприятий для закрепления полученных впечатлений.
Ключевые слова: социализация; память предыдущих поколений; музейная коммуникация; коррекционное воздействие, полисенсорное восприятие.
Museum communication in the correctional work of a logopedist with children in severe multiple developmental disabilities (SMDD)
Abstract: The article deals with peculiarities of the corrective influence on orphanage inmates with severe multiple developmental disabilities (SMDD) through the "museum communication". Children with a deep and severe degree of mental retardation have impaired perception, thinking, memory and emotional sphere. Thanks to visiting of museums by these special children, it became possible to correct higher mental functions and to carry out museum communication with help of such types of activities as exposition and exhibition, excursion and organization of public events. Motivation (interest) and mandatory polysensory perception (visual, auditory, tactile, etc.) are clearly shown by these pupils in visiting museum and exhibition complexes and subsequent events to strengthen the impressions received.
Keywords: socialization; memory of previous generations; museum communication; corrective influence, polysensory perception.
Сергиево - Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Березка» находится в одном из живописных уголков Подмосковья. Наш интернат был организован в 1935 году, за эти годы огромное количество детей - инвалидов нашли здесь свой дом. В учреждении 4 отделения: Милосердия, Социально-трудовой реабилитации и Психолого-педагогической помощи, Медицинского обслуживания и отделение дневного пребывания.
В нашем заведении успешно функционирует мини - музей тряпичной куклы, с посещения которого воспитанники начинают погружаться в удивительный мир музейной коммуникации. Этот музей доступен и для воспитанников, ограниченных в свободном передвижении.
Трудом и талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная традиционная культура города Сергиев Посад. Эта культура во все времена была связующим звеном между прошлым и настоящим и необходима в обучении и воспитании детей в системе образования и социального развития. Сергиево-Посадский музей является обладателем одного из лучших собраний матрёшек из разных уголков России, и вновь созданная выставка по праву названа «музеем».
Огромная популярность русской куклы-матрёшки, пришедшая к ней более 100 лет назад, не ослабевает. Появившись на свет, матрёшка поразила современников художественным совершенством образа и силой выразительности его национального характера, что сделало её со временем не только игрушкой, но и памятным знаком, символом России. «Рождение» матрёшки было обусловлено как требованиями национально- романтического направления в искусстве XIX столетия, так и возросшим спросом покупателей на дидактические игры. В этот период в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. Токарная кукла-матрёшка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок легко и непринуждённо учила ребёнка распознавать величину предметов, их цвета и формы, помогала вырабатывать глазомер, пространственные представления, чувство композиции.
Звонкая декоративность русской матрёшки, её эмоционально насыщенный образ ассоциируется с настроением праздника, радостью бытия, олицетворяет богатство и целостность традиционного мировосприятия [1].
Поэтому, проживая в городе, где родилась русская матрешка, мы не могли не использовать такой чудесный материал для коррекционного воздействия на воспитанников детского дома.
Администрация нашего учреждения заключила договор о безвозмездном оказании услуг с Сергиево-Посадским государственным историко-художественным музеем - заповедником "Конный двор», который давно отнесён к числу важнейших архитектурных памятниковСергиева Посада.
Теперь воспитанники интерната на регулярной основе посещают уникальные залы музея, творческие мастер-классы и инклюзивные программы. Экскурсии стали доступны также воспитанникам отделения «Милосердие», где находятся дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, включающие ограничения в свободном передвижении. Для этих детей особенно важна социализация и принятие опыта предыдущих поколений, традиционных культурных ценностей.
После посещения экспозиционных залов и прослушивания адаптированной лекции для детей с ТМНР, воспитанники принимают участие в интерактивных занятиях, мастер-классах росписи по дереву и тематических мероприятиях.
Традиционным в летний оздоровительный период стало экскурсионное путешествие в «Музей рождения сказки» в городе Переславль – Залесский. Дети посещают музеи восковых фигур персонажей из русских народных сказок. Сотрудники музея показывают интерактивные спектакли – сказки при непосредственном участии детей. Герои сказок там «оживают» и для наших воспитанников это реальные персонажи: они вместе играют в давно забытые русские народные игры, общаются, вместе решают проблемы из-за вмешательства злых героев, вместе радуются победе добра над злом.
Таким образом, положительная эффективность музейной коммуникационной деятельности повышает мотивационный настрой воспитанников с ТМНР, способствует коррекции высших психических функций, социализации. Такая работа помогает детям почувствовать себя частью великого народа, своей страны, научить ценить прошлое и настоящее, уважать традиции своих предков и вырасти полноценной культурно – развитой личностью, настоящими патриотами своей Родины.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты