"Средства альтернативной и дополнительной коммуникации"
статья
Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация- основа жизни человека. Успешное развитие не возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.
- альтернативная и дополнительная коммуникация – это общий термин, обозначающий все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие устную и письменную речь людей, которые имеют трудности в понимании и/или использовании общепринятой системы коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_alt._i_dop._kommunikatsii.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства альтернативной и дополнительной коммуникации. Коммуникация – это обмен информацией между собеседниками.
Под средствами общения понимаем те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
3 категории
1. экспрессивно – мимические средства общения – улыбка, взгляд , мимика, выразительные движения рук и тела.
2. предметно – действенный средства общения: локомоторные и предметные движения, приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей.
3. речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Речь у детей возникает в том случае, когда имеется эмоциональный контакт со взрослым (он обуславливает желание ребёнка что – то сказать взрослому.)
Группу посещают дети с ТМНР. При оценке ограничений детей с ТМНР мы отмечаем, что они испытывают затруднения во всех областях жизнедеятельности:
— не могут самостоятельно передвигаться, удерживать своё тело в сидячем положении;
— имеют трудности с целевым использованием рук и постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех своих потребностей;
— не могут объясняться с другими при помощи речи;
— имеют существенные затруднения в восприятии, обработке и воспроизведении информации;
— затрудняются по собственной инициативе вступать и поддерживать контакт с другими людьми;
— не могут адекватно выражать эмоциональные состояния и вести себя в определённых ситуациях, демонстрируют деструктивные действия и др.
Критерии, взятые за основу педагогического обследования детей с ТМНР, базируются на том, что основным в обучение таких детей является привитие им жизненных умений навыков. Поэтому в процессе диагностики педагог изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений:
- альтернативная и дополнительная коммуникация – это общий термин, обозначающий все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие устную и письменную речь людей, которые имеют трудности в понимании и/или использовании общепринятой системы коммуникации.
Альтернативную коммуникацию можно рассматривать в разных аспектах:
- как способ коммуникации, отличный от речи;
- как ряд инструментов и стратегий, использование которых решают повседневные коммуникативные проблемы;
- как метод коммуникации в дополнение к традиционным методам обучения устной и письменной речи в случае их нарушения;
- как поддержка или замена устной и/или письменной речи и так далее.
- поддерживающая коммуникация;
- вспомогательная коммуникация;
- дополнительная коммуникация;
- тотальная коммуникация;
- альтернативная аугментативная коммуникация.
В зависимости от используемых средств системы альтернативной коммуникации можно разделить на два типа:
- самостоятельная коммуникация, которая не требует дополнительного оборудования. Основные средства: вокализация, мимика, пантомимика, жесты, показ жестом или взглядом. Системы коммуникации: русский жестовый язык, Макатон, Сигналонг, жестовая речь Пагет Гормана. Главное преимущество - не требуют дополнительных устройств и могут быть использоваться в любой момент, основной недостаток - не все могут понимать такие системы;
- коммуникация с использованием дополнительных средств, например, коммуникативных книг и досок, компьютеров, синтезаторов голоса и др. Можно выделить две группы таких средств: это низко технологичные устройства (коммуникативные книги, карты, карточки, визуальное расписание, рамки E-Tran) и высокотехнологичные устройства: компьютеры и планшеты со специальным программным обеспечением, технические устройства c разным набором озвучиваемых слов и т.д.
- визуальная поддержка – это вспомогательное средство коммуникации, позволяющее донести информацию до человека, имеющего трудности в понимании и использовании звучащей речи, а также средство, поддерживающее процессы внимания, памяти, мышления и др. человеку, испытывающему в этом сложности.
Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь. Слово дефицитарности усной речи при необходимости невербальной поддержки с «дополнительная» указывает на то, что обучение альтернативным формам коммуникации несет в себе двойную цель: поддерживать развитие речи и обеспечивать альтернативную коммуникацию, если способность говорить так и не разовьется.
- Система средств дополнительной коммуникации необходима в случае выраженной дефицитарности устной речи при необходимости невербальной поддержки с использованием средств общения и средств, обеспечивающих понимание вербальной информации.
Выводы : Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но многие люди не могут использовать речь для полноценного общения. Успешное социальное и эмоциональное развитие не возможно без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.
Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация- основа жизни человека. Успешное развитие не возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.
Для чего же нужна коммуникация? Коммуникация нужна, чтобы:
- кому-то что-то сообщить,
- на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
- получить опыт.
Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что традиционная система коммуникативного развития детей уделяет недостаточно внимания по социальной адаптации и развитию воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ(практикум по системе PECS)
Основное, чтонеобходимо знать о системеальтернативной коммуникации PECS...
Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)
Формирование понимания сказочного сюжета с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...
Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации на уроках домоводства
В последнее время наблюдается рост числа обучающихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью. Дети поступают в школу с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР): многие из них ...
А С С ( альтернативная и дополнительная коммуникация )
Исследования доказывают, что альтернативная и дополнительная коммуникация может способствовать развитию речи и языка, и в том числе развитию понимания речи и усвоению родного языка....
Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»
Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...