Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Бабичева Татьяна Владимировна

Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]" предназначена для детей, находящихся на этапе "Автоматизация звука щ". Вместе со щенком ребята будут закреплять звук щ в словах, в предложениях, в скороговорке. Кроме того,  материал занятия позволяет развивать фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи у детей, а также психические процессы: память, внимание, восприятие. Задания и сам материал к занятию подобран с учётом принципов наглядности, доступности, последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тяжинского муниципального округа Кемеровской области

 «Такой редкий, но незаменимый звук [щ]

Подготовила

Учитель-логопед

Бабичева Татьяна

                                                                                                       Владимировна

П.г.т. Тяжинский- 2020

Такой редкий, но незаменимый звук [щ]

Тема: «Автоматизация звука щ в словах, в предложениях, в скороговорке»

Цель: 1. Формирование правильного произношения  звука щ в словах, в предложениях, в скороговорке.

            2. Развитие фонематических процессов,  лексико-грамматического строя речи, внимания, восприятия, памяти.

             3. Воспитание интереса к занятию, самоконтроля за собственной речью, чувства любви к животным.

Материал: игрушка щенка, загадка, стишок про щенка, картинки со звуком щ и другие, слова со звуком щ, стишок-физминутка про щенка, мяч, фишки.

Ход занятия:

Орг. момент: Настрой детей на рабочий лад, введение в тему занятия.

  1. - Педагог предлагает отгадать загадку:

Хвост колечком,

А сам под крылечком.

                                                                                             (Собака)

      - После отгадывания загадки педагог спрашивает, кто является детёнышем собаки. Дети называют щенка. Педагог выставляет игрушку щенка и сообщает, что он пришёл к ним в гости.

      -  Педагог ещё раз проговаривает слово «щенок», выделяя звук щ, и спрашивает ребят, какой звук он выделил.

(Дети называют звук щ, педагог подтверждает это.)

  1. Актуализация знаний. Педагог предлагает охарактеризовать звук щ.

Дети вспоминают всё, что они знают про звук щ:

- согласный;

-мягкий;

- глухой.

3.  Игра «Будьте внимательны».

    -  Педагог читает детям стишок про щенка, выделяя звук щ:

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Еще бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен не щен,

А пёс!

 -  Предлагает назвать звук, который звучит чаще других;

 -  Предлагает топнуть, когда они услышат звук щ;

4. Игра «Кто больше?»

    - Педагог предлагает назвать как можно больше слов со звуком щ из игры «Будьте внимательны» (из стишка про щенка).

(Играют: дети называют слова, педагог даёт им за каждое слово фишку, определяют победителя).

5.  Игра «Доскажи словечко»

Педагог кидает любому ребёнку мяч и называет начало слова, а ребёнок должен отправить назад мяч педагогу и закончить слово звуком щ:

- пла… (щ)                     - ово… (щ)                      - товари…(щ)

- ле… (щ)                        - кле… (щ)                      - бор…(щ)

- ве… (щь)                      - помо…(щь)                  - плю…(щ)

  1. Игра «Подари щенку картинки»:

- педагог размещает щенка на столе;

- достаёт картинки с разными звуками, в том числе и со звуком щ; 

- предлагает детям назвать картинку и  подарить щенку картинку только со звуком щ.

Картинки: плащ, шапка, щетка, часы, лещ, вещи, серьги, щука, кошка, плющ, мышь, ящик, ящерица.

            Физминутка.

Педагог читает стишок, а дети выполняют соответствующие действия:

Щеночек роет землю

И нюхает, что там,

И хвостиком виляет,

Нашёл еду он там.

И вот он облизнулся,

Схватил скорее кость

И хвостиком виляя,

К себе её понёс!

  1. Упражнение «Определи место звука щ в слове»

Работают на материале игры «Подари щенку картинки».

- Педагог раскладывает подаренные щенку картинки перед ним и предлагает детям назвать только те  картинки, в которых звук щ находится:

                       . в начале слова

                       . в середине слова

                       . в конце слова

Педагог добивается, чтобы дети говорили полными предложениями.

  1. Упражнение «Составь предложения с помощью картинки»

Педагог показывает детям картинки из упражнения «Определи           место звука щ в слове» и предлагает  составить по ним предложения.

(Дети составляют предложения, правильно проговаривая звук щ.)

  1. Игра «Где спрятался щенок?»

Педагог берёт в руки щенка, размещает его и предлагает назвать,

где спрятался он:

- на стуле                                    - перед стулом

- под стулом                              - над стулом

- за стулом                                 - около стула

(Дети играют, называя полным предложением, где спрятался щенок)

         

  1.  Работа над скороговоркой:

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке

- педагог читает скороговорку;

- все вместе анализируют скороговорку;

- дети повторяют скороговорку за педагогом несколько раз, заучивая её;

- рассказывают скороговорку наизусть в разном темпе.

(Педагог следит, чтобы дети правильно проговаривали звук щ.)

  1.   - Дети прощаются со щенком, говорят ему спасибо и снова   приглашают в гости.

   

  -  Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Список литературы

  1. Кравченко И.А.  Игры и упражнения со звуками и буквами: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство, «Гном – Пресс», 1999г. -64с.
  2. Новоторцева  Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Щ,

Ч (Логопедическая тетрадь) – Ярославль: Академия развития, 1996г. – 65с.

  1. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: - Игры и упражнения со       звучащим словом. Москва, Просвещение, 1983г. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...

1 класс. Учебно-методический комплект по письму: "Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)"(конспект+презентация)

Тема: Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)Тип урока: обобщающий урок.Цели деятельности учителя:  - научить характеризовать, сравнивать звуки [г] и [к]...

Учебно-методический комплект по письму: "Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)"(конспект+презентация)

Тема: Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)Тип урока: обобщающий урок.Цели деятельности учителя:  - научить характеризовать, сравнивать звуки [г] и [к...

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [р\' ] и [л\' ].

Разработка содержит практический  материал для коррекции  и дифференциации звукопроизношения звуков [р' ] и  [ л' ]. Материал может быть полезен для работы учителей-логопедов....

"Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]"

Методическая разработка "Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]"  расчитана на детей 6-7 лет, закрепляющих звук    [л] на этапе "Автоматизация звука в слова...