Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]"
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]" предназначена для детей, находящихся на этапе "Автоматизация звука щ". Вместе со щенком ребята будут закреплять звук щ в словах, в предложениях, в скороговорке. Кроме того, материал занятия позволяет развивать фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи у детей, а также психические процессы: память, внимание, восприятие. Задания и сам материал к занятию подобран с учётом принципов наглядности, доступности, последовательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тяжинского муниципального округа Кемеровской области
«Такой редкий, но незаменимый звук [щ]
Подготовила
Учитель-логопед
Бабичева Татьяна
Владимировна
П.г.т. Тяжинский- 2020
Такой редкий, но незаменимый звук [щ]
Тема: «Автоматизация звука щ в словах, в предложениях, в скороговорке»
Цель: 1. Формирование правильного произношения звука щ в словах, в предложениях, в скороговорке.
2. Развитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, внимания, восприятия, памяти.
3. Воспитание интереса к занятию, самоконтроля за собственной речью, чувства любви к животным.
Материал: игрушка щенка, загадка, стишок про щенка, картинки со звуком щ и другие, слова со звуком щ, стишок-физминутка про щенка, мяч, фишки.
Ход занятия:
Орг. момент: Настрой детей на рабочий лад, введение в тему занятия.
- - Педагог предлагает отгадать загадку:
Хвост колечком,
А сам под крылечком.
(Собака)
- После отгадывания загадки педагог спрашивает, кто является детёнышем собаки. Дети называют щенка. Педагог выставляет игрушку щенка и сообщает, что он пришёл к ним в гости.
- Педагог ещё раз проговаривает слово «щенок», выделяя звук щ, и спрашивает ребят, какой звук он выделил.
(Дети называют звук щ, педагог подтверждает это.)
- Актуализация знаний. Педагог предлагает охарактеризовать звук щ.
Дети вспоминают всё, что они знают про звук щ:
- согласный;
-мягкий;
- глухой.
3. Игра «Будьте внимательны».
- Педагог читает детям стишок про щенка, выделяя звук щ:
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен,
А пёс!
- Предлагает назвать звук, который звучит чаще других;
- Предлагает топнуть, когда они услышат звук щ;
4. Игра «Кто больше?»
- Педагог предлагает назвать как можно больше слов со звуком щ из игры «Будьте внимательны» (из стишка про щенка).
(Играют: дети называют слова, педагог даёт им за каждое слово фишку, определяют победителя).
5. Игра «Доскажи словечко»
Педагог кидает любому ребёнку мяч и называет начало слова, а ребёнок должен отправить назад мяч педагогу и закончить слово звуком щ:
- пла… (щ) - ово… (щ) - товари…(щ)
- ле… (щ) - кле… (щ) - бор…(щ)
- ве… (щь) - помо…(щь) - плю…(щ)
- Игра «Подари щенку картинки»:
- педагог размещает щенка на столе;
- достаёт картинки с разными звуками, в том числе и со звуком щ;
- предлагает детям назвать картинку и подарить щенку картинку только со звуком щ.
Картинки: плащ, шапка, щетка, часы, лещ, вещи, серьги, щука, кошка, плющ, мышь, ящик, ящерица.
Физминутка.
Педагог читает стишок, а дети выполняют соответствующие действия:
Щеночек роет землю
И нюхает, что там,
И хвостиком виляет,
Нашёл еду он там.
И вот он облизнулся,
Схватил скорее кость
И хвостиком виляя,
К себе её понёс!
- Упражнение «Определи место звука щ в слове»
Работают на материале игры «Подари щенку картинки».
- Педагог раскладывает подаренные щенку картинки перед ним и предлагает детям назвать только те картинки, в которых звук щ находится:
. в начале слова
. в середине слова
. в конце слова
Педагог добивается, чтобы дети говорили полными предложениями.
- Упражнение «Составь предложения с помощью картинки»
Педагог показывает детям картинки из упражнения «Определи место звука щ в слове» и предлагает составить по ним предложения.
(Дети составляют предложения, правильно проговаривая звук щ.)
- Игра «Где спрятался щенок?»
Педагог берёт в руки щенка, размещает его и предлагает назвать,
где спрятался он:
- на стуле - перед стулом
- под стулом - над стулом
- за стулом - около стула
(Дети играют, называя полным предложением, где спрятался щенок)
- Работа над скороговоркой:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке
- педагог читает скороговорку;
- все вместе анализируют скороговорку;
- дети повторяют скороговорку за педагогом несколько раз, заучивая её;
- рассказывают скороговорку наизусть в разном темпе.
(Педагог следит, чтобы дети правильно проговаривали звук щ.)
- - Дети прощаются со щенком, говорят ему спасибо и снова приглашают в гости.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Список литературы
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство, «Гном – Пресс», 1999г. -64с.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Щ,
Ч (Логопедическая тетрадь) – Ярославль: Академия развития, 1996г. – 65с.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: - Игры и упражнения со звучащим словом. Москва, Просвещение, 1983г. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".
Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....
Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...
Учебно-методический комплект обучение грамоте "Закрепление звука [д][д,], буквы Д,д"1кл
презентация+коснпектобучение грамоте...
1 класс. Учебно-методический комплект по письму: "Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)"(конспект+презентация)
Тема: Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)Тип урока: обобщающий урок.Цели деятельности учителя: - научить характеризовать, сравнивать звуки [г] и [к]...
Учебно-методический комплект по письму: "Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)"(конспект+презентация)
Тема: Сравнение звуков [г] и [к]; письмо букв «Гэ» и «Ка» (парные звонкие и глухие)Тип урока: обобщающий урок.Цели деятельности учителя: - научить характеризовать, сравнивать звуки [г] и [к...
Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [р\' ] и [л\' ].
Разработка содержит практический материал для коррекции и дифференциации звукопроизношения звуков [р' ] и [ л' ]. Материал может быть полезен для работы учителей-логопедов....
"Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]"
Методическая разработка "Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]" расчитана на детей 6-7 лет, закрепляющих звук [л] на этапе "Автоматизация звука в слова...