"Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]"
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Методическая разработка "Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]" расчитана на детей 6-7 лет, закрепляющих звук [л] на этапе "Автоматизация звука в словах, в предложениях, в стихотворении". Дети вместе с куклой Милой будут выполнять различные задания, играть. А также одновременно закреплять, поставленный звук [л] и развивать лексико- граммотическую сторону речи. Ещё они сами будут формулировать тему и цель занятия, развивать фонематические процессы: фонематическое восприятие и представление; речевую память. Задания подобраны по принципу последовательности. Занятие начинается с орг. момента, на котором дети должны назвать слова со слогом ла и после этого сесть. Потом к ним приходит в гости кукла Мила со стишком "Мила искала булавку". Ребята запоминают слова из стишка и играют в игру "Кто больше?", за что получают жетоны. Ещё они считают булавки, рассуждают, что булавки бывают разные. Составляют предложения про булавки, изменяют предложения с помощью маленьких слов. Конечно же, не обходится занятие и без физ. паузы, после которой дети переходят к новой теме: закрепляют л в стихотворении. Они его и повторяют за взрослым, и беседуют по содержанию, заучивают, после чего каждый рассказывет стих наизусть. Заканчивается занятие рефлексией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochti_nezametnyy.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Почти незаметный, но такой незаменимый звук [л]
или закрепление звука [л] в словах, в предложениях, в стихотворении
Тема: Звук Л.
Цель: - Автоматизация звука Л в стихотворении.
- Автоматизация звука Л в словах, в предложениях,
развитие лексико-грамматического строя речи.
- Воспитание самоконтроля за собственной речью и речью других, умение рефлексировать.
Оборудование: кукла Мила, жетоны, картинка «булавка», фишки: красные, зелёные, синие.
Речевой материал: Стишок «Мила искала булавку», предложение «Пристегнуть булавку на платье», маленькие слова: я, ты, он, она, мы, вы, они; слова, обозначающие действия: топаю, хлопаю, прыгаю, поднимаю руки, махаю руками, опускаю руки, сажусь.
Орг. Момент: Сядут те ребята, которые назовут слова со слогом ЛА.
(Дети называют слова и садятся.)
Педагог представляет детям куклу Милу, сообщает, что она пришла к ним в гости и что она приготовила для них игры и задания. (Занятие проводится так, чтобы Мила была участницей каждого задания.)
- Предлагаем ребятам прослушать стишок про Милу и назвать какой звук чаще других встречается в стихотворении и почему?
Педагог читает стишок про Милу, выделяя звук Л:
Мила искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
После того как дети назовут звук Л и ответят, что они работают над ним, педагог предлагает им вспомнить всё что они умеют проговаривать со звуком Л.
(Дети сообщают, что сам звук Л, слоги, слова, предложения)
- Далее, педагог предлагает им попробовать сформулировать тему и цель занятия
( Дети формулируют; если им трудно, педагог помогает).
И после этого педагог добавляет, что сегодня они будут учиться проговаривать звук Л в стихотворении.
- Игра «Кто больше?» Детям предлагается прослушать ещё раз стишок про Милу и назвать как можно больше слов со звуком Л.
(За каждое слово они получают жетон. После - определяется победитель.)
- Спрашиваем у детей, есть ли у них дома булавки (показываем картинку булавки) и после утвердительных ответов предлагаем им их сосчитать. Считают по очереди: одна булавка, две булавки и т.д. по количеству детей.
- Педагог сообщает, что булавки бывают разные и назначение у них тоже разное.
- Как и для чего их используют Ваши мамы? Составьте предложения.
( Дети составляют предложения со словом «булавка».)
- Упр. «Измени предложение с помощью маленьких слов»
Педагог называет предложение «Пристегнуть булавку на платье» и предлагает детям добавлять его к маленьким словам таким как: я, ты, он, она, мы, вы, они так, чтобы получилось, как будто мы это уже сделали. Например, Я пристегнула булавку на платье и т.д.
(Дети выполняют задание по очереди.)
- Упражнение - физминутка «Я это уже сделал». Предлагается детям встать, после чего взрослый называет детям действия, например, Я топаю. Дети должны назвать его хором: Я уже топнул (ла) и изобразить, т.е. топнуть.
(Другие действия: я хлопаю, я прыгаю, я поднимаю руки, я махаю руками, я опускаю руки, я сажусь и т.д.)
- Игра «Комплименты». Ребятам предлагается сделать Миле комплимент, похвалить её. Комплименты должны быть в виде предложений.
(Дети с удовольствием говорят кукле комплименты)
- Работа над стишком «Мила искала булавку».
- Педагог ещё раз читает стишок про Милу, после чего задаёт детям вопросы к каждой строчке. Например, «Что искала Мила?». Дети должны отвечать на вопросы полным предложением, повторяя часть вопроса: «Мила искала булавку».
(И так над каждым предложением из стишка).
- Далее дети хором и по одному повторяют каждую строчку стишка.
- Педагог ещё раз читает всё стихотворение с установкой на последующее самостоятельное рассказывание стишка детьми.
- Дети читают стишок про Милу наизусть (спрашиваем сначала по желанию детей, а потом всех остальных).
- Педагог сообщает детям, что Миле пора уходить. Все прощаются с Милой. Занятие подходит к концу.
- Рефлексия.
- Взрослый спрашивает у детей, понравилось ли им занятие и что конкретно понравилось.
(Выслушивает ответы детей, следит, чтобы они говорили полными предложениями, правильно проговаривая звук Л.)
- Предлагает детям оценить свою работу с помощью фишек: красная - работал хорошо, звук Л произносил правильно; зелёная - работал хорошо, было немного ошибок, исправлял их сам; синяя - было трудно, ошибки помогали исправлять другие.
- Педагог хвалит детей, даёт корректную оценку их работе.
Список литературы
- Игры в логопедической работе с детьми./Ред. – сост. В.И. Селивёрстов – Москва, 1987г.
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство, «Гном – Пресс», 1999г. – 64с.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: - Игры и упражнения со звучащим словом. Москва, Просвещение, 1983г. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Незаменимая физминутка
Презентация...
Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»
Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...
Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"
Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....
"Незаменимые помощники - словари"
Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Незаменимый мягкий знак"
Цель: обобщить знания об изученной орфограмме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного на письме».Планируемые результаты.Личностные УУД:· формирование уч...
Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]"
Методическая разработка "Такой редкий, но незаменимый звук [щ]" предназначена для детей, находящихся на этапе "Автоматизация звука щ". Вместе со щенком ребята будут закреплять звук...
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше) . Обведение по контуру.
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше...