Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [р' ] и [л' ].
методическая разработка по логопедии по теме

Каменко Людмила Николаевна

Разработка содержит практический  материал для коррекции  и дифференциации звукопроизношения звуков [р' ] и  [ л' ]. Материал может быть полезен для работы учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.2.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения.

Тема: Коррекция звукопроизношения  и дифференциация звуков [p’] и [л’].

Составила: учитель-логопед Каменко Л.Н.

  1. Коррекция произношения звуков [р’] – [л’]:

    1.  Подготовительные упражнения для звуков [p], [p’], [л], [л’].

  1. Упражнение «Чистим зубки».

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

  1. Упражнение «Маляр».

Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад

  1. Упражнение «Загони мяч в ворота».

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

  1. Упражнение «Лошадка».

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

  1. Упражнение «Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вних, но не из стороны в сторону.

  1. Упражнение «Барабанщики».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д]: [д-д-д]. Сначала звук [д] произносят медленно. Постепенно убыстрять темп.

  1. Упражнение «Наказать непослушный язычок».

Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки [пя-пя-пя…]. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

  1. Упражнение «Пароход гудит».

Цель: Выработать подъём спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

  1. Упражнение «Качели».

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение  языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз.

2.  Упражнения в произнесении звука [р’].

арь-орь-урь                  арь-ырь-орь

орь-ырь-арь                 урь-орь-ярь

ёрь-юрь-ирь                 юрь-урь-ерь

ирь-ярь-орь                  юрь-урь-ерь

                                      арь

            Жарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, янтарь, вратарь, словарь, пескарь, глухарь, календарь, пекарь, пахарь, токарь.

                         орь, ырь, ерь, ирь

            Корь, якорь, зорька, горький, борьба, пузырь, богатырь, дверь, зверь, теперь, поверь, перья, серьги, ширь, Сибирь, снегирь.

ря-рё-рю                       ри-ре-ря

рё-ри-рю                       ре-ря-ри

рю-ре-ря                       рё-ри-ре

                                      ря

            Ряд, рябь, заря, моря, горят, заряд, моряк, наряд, нырять, терять, говорят, коряга, горячий, коряга, горячий, зарядка, дырявый.

            Боря, Варя, буря, гиря, варят, жарят, парят, рябина.

            Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, пряник.

                                      ри

            Рис, ирис, Борис, Рита, Ирина, Марина, горит, варить, дарить, сорить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, буквари, фонари.

            Двери, звери, шарик, варит, курица, пахари, пекари, токари, слесари, рисунок, коридор, верить, мерить, жарит.

            Крик, грива, гриб, криво, Гриша, зрители, пристань, привет, природа, приманка, привыкать, примерить, трикотаж.

                                      ре

            Речь, репа, орех, рейка, речка, ребус, редкий, резать, резвый, борец, огурец, сирень, варенье, оперенье, деревня, черешня.

            Крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, крепкий, гребень, пресный.

                                      рё

            Орёл, брёл, ларёк, зверёк, вперёд, поперёк, рёва, Ерёма, Серёжа, Бурёнка, берёза, верёвка, серёжки, черёмуха.

                                     рю

            Варю, горю, дарю, порю, сорю, горюю, борюсь, урюк, говорю, букварю, словарю, снегирю, пескарю, фонарю, календарю, рюмка.

            Верю, жарю, поверю, не верю, спорю, Борю, Варю, токарю, пекарю.

            Крюк, трюк, брюки, трюио, крючок, Андрюша.

У Бори фонарик.                               За рядом ряд идёт отряд.

Варя режет редиску.                          На берегу реки пристань.

У Ларисы отец – токарь.                   Мама принесёт грецкие орехи.

Ваня потерял букварь.                       На реке ныряют ребята.

Эта дверь скрипит.                             В мае цветёт сирень.

Римма варит варенье.                         На грядке растёт репа и редька

У Риты варежки дырявые.                 Над дверью горит фонарь.

                              Загадка

            Наши поросятки выросли на грядке.

            К солнышку бочком, хвостики крючком.

            Эти поросятки играют с нами в прятки.         (Огурцы)

            Посмотрите на Иринку:

            Ест Иринка мандаринку.

            Съест Иринка мандаринку-

            Бросит корочки в корзинку.

3. Упражнение в произнесении звука [л’]

аль-оль-уль-ыль              яль-ёль-юль-иль-ель

яль-юль.иль.ель              оль-ёль-аль-юль

аль-яль-уль-юль              ыль-иль-ель-аль

                               аль

            Даль, шаль, сталь, эмаль, дальше, деталь, медаль, педаль, фестиваль, пальма, мальчик, пальчик.

                           оль, уль

            Боль, моль, соль, Ольга, только, довольно, вольный, фасоль, куль, пульс, булькать.

                               ыль

            Быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, мыльце, мыльный.

                         яль, юль, иль 

            Паяльник, тюль,  вестибюль, утиль, фитиль, гильза, килька, сильный, будильник, шпилька.

                                ель

            Ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, сельдь, умельцы.

 ля-лё-лю                    ли-ле-ля

лю-ля-ли                     ле-лё-лю

лё-лю-ле                     ле-ля-ли

                               ля

            Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска;

            Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят:

            Для, пляж, бляха, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

                           ли

            Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка;

            Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, пеликан, великан;

            Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.

                             ле

            Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено;

            Поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепёшка;

            Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный.

                             лё           

            Лёва, лёд, лён, Лёша, Лёня, лёгкий, лётчик, полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк;

            Клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

                             лю

            Велю, колю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий;

            Колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец;

            Блюдо, клюв, ключ, плюс, плющ, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю.

У Лены лейка.                          Галя и Оля бегали.

Оля поливает лимон.               Леня полез на липу.

Лёва и Коля сидели.                 Коля сильнее Толи.

Лида любит лимонад.              У Лизы болит левое колено.

Лёня лепит из пластилина.      У Лёвы заболели родители.

                             Загадки

Он рисует на стекле пальмы, звёзды, ялики.

Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.

                                                           (Мороз)

Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,

красную шапочку нашёл.

                                                           (Гриб)

                             Дрова к зиме

                        Пилят, колют,

                        Колют, пилят

                        Филя с Колей,

                        Коля с филей.

                        Завалили полдвора

                        Будут на зиму дрова!

                                                (Г. Ладонщиков)

4. Дифференциация звуков [p’] и [ л’]

Жарь – жаль                  ударь – удаль

угорь – уголь                зорька – полька

гирька – килька            горько – только

перья – колья                пузырь – бутыль

бурьян – тюльпан          богатырь - костыль

            Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, зритель, ныряли, смотрели, акварель, календарь, крикливый, превратили.

                             Загадка

            И не плот, и не лёд

            Вдоль по речке плывёт.

            Льдины с ним поборются

            И, как сахар колются.

                                  (Ледокол)

                        Чистоговорки

Рюля-рюля-рюля – чистая кастрюля.

Рюлю-рюлю-рюлю – песком отчистили кастрюлю.

Рюле-рюле-рюле – будем суп варить в кастрюле.

Рюлей-рюлей-рюлей – пар горячий над кастрюлей.

Рюле-рюле-рюле – суп кипит в кастрюле.

Рюли-рюли-рюли – суп налили из кастрюли.

Ли-ри-ли – на площадь ёлку привезли.

Ряд-ряд-ряд – красивый у ёлки наряд.

Ри-ли-ри – на ёлке фонари.

Лись-лись-лись – фонарики зажглись.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Авторская адаптационная методическая разработка по коррекции психомоторики и сенсорных процессов « На ступеньку выше…» для обучащихся 1-4 классов

Актуальность разработки, методологическая основа, принцыпы, цели и задачи, краткое описание структуры и блоков программы, распределение часов на разделы и блоки, тематическое планирование, рекомендуем...

Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи

Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы ( 2 класс)...

Методическая разработка по коррекции сложной формы дисграфии

В методической разработке представлены различные виды работ по коррекции сложной формы дисграфии....

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [ж ] и [ш ].

Разработка содержит практический материал по коррекции и дифференциации звукопроизношения звуков [ ж] и  [ш]. Материал может быть полезен школьным учителям-логопедам....

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения

Коррекция и дифференциация звукопроизношения звуков [с] и [з]...