Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в'. Буква В".
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Нестерова Ольга Сергеевна

Урок обучение грамоте "Звуки в, в'. Буква В", программа "Школа 2100". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_v..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки в, в'. Буква В.

Цель урока:

-познакомиться со звуками [в], [в'] и буквой, которая их обозначает; с суффиксом на примере суффикса –ушк- и его значением в словах;

-учиться читать слоги, слова с новой буквой;

- развивать фонематический слух, речь, внимание  учащихся;

- обогащать словарный запас слов детей;

- воспитывать культуру поведения на уроке.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ученик: Прозвенел уже звонок.                                      

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы   ученики.

  1. Актуализация знаний.                                

- Ребята, посмотрите на  доску. Скажите, на какие 2 группы делятся все буквы?

- Девочки собирают в одну группу буквы, обозначающие гласные звуки, а мальчики собирают буквы, обозначающие согласные звуки.

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки  называются согласными ? (При произношении звука воздух встречает преграду)

- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)

- Все ли буквы мы изучили? Чем мы займемся на уроке?

III. Новый материал.                              

Выделение звуков 

-  Сегодня утром мне принесли телеграмму от учеников 1  класса города Москвы. Выезжаем – встречайте Вова и Вика.  Они приехали с подарками, и вот они у нас на уроке.  Появляется картинка Вовы и Вики. Как зовут мальчика? Произнесем слово Вова и потянем первый звук.

- Какой звук услышали в начале слова? (/в/). 

 -Дайте характеристику звуку,  какой он? При ответе пользуйтесь схемой. (Согласный, так как при произнесении звука воздух встречает преграду; слышится голос, значит – звонкий; произносится твердо – твердый.)

-Составьте звуковую модель к слову Вова . (1 учащийся у доски)

- Сколько слогов в слове? (2, почему) (покажите на схеме)

- Какой слог ударный? (1) На какую букву поставим знак ударения? (о)

-  Назовите имя девочки. Произнесем слово Вика и первый звук потянем. Какой звук услышали в начале слова?

- Что общего в звуках в, в'. (согласные, звонкие).

 – Чем отличаются? (в' – мягкий)

- Составим звуковую модель к слову Вика. (1 ученик у доски)

- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный? (1)

- На какую букву ставим ударение? (и)

- Давайте знакомые звуки в этих словах обозначим буквами. ( с 1 словом работают мальчики, со 2 словом – девочки).

- Какие звуки мы не обозначили в первом (2) слове (звуки одинаковые или разные)?

- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.

- Почему буквы заглавные? Назовите полные имена детей. (Виктория, Владимир).  

 1) Знакомство с буквой В, в.    

- Звуки в, в' обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ.

- На что похожа буква В?

2) Снеговик,

А с ним метелка,

Буквой В Стоят под елкой.

3) К единице три приставим…

Что за букву мы составим?

4) Словно букву В Алена держит трубку телефона.

5) Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!

               

- Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята. Давайте и мы сделаем им подарок - вылепим  букву В из колбасок пластилина.    ТБ. (Ребята, покажите Вове и Вике свои подарки.)

- Расскажите Вове и Вике по схеме, что мы узнали про букву В.

Физминутка.  

- Вова предлагает нам поиграть.

ИГРА «Поймай звук» - встают мальчики – в (твердый); встают девочки – в' (мягкий).

СЛОВА: вилка, варежки, вилы, волк, воробей, вьюга, снеговик, василек, виноград, ворона, дверь, волосы).

2) Чтение слогов.  

Вика предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.        

ВА       ВО        ВЫ    

ВИ       ВУ        АВ  

ОВ       УВ        ЫВ  

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

3) Чтение слов. (Работа в парах)            

 – Вова и Вика везли нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем  в парах. «Составьте  слова из данных слогов» (учащиеся не только составляют слова, но и объясняют его значение).

ФИЗМИНУТКА                            

На зарядку становитесь!

Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья.

Раз – вперед наклонимся,

Два – назад прогнемся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмемся.

Приседания опять будем дружно выполнять.

  1. - 5 Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем, и урок наш вновь начнем.

- Знакомство с суффиксом – ушк-.            

 – Вова привез нам еще  один подарок - значок (показать) , а что он обозначает – не говорит. Давайте, проведем исследование: Откройте Азбуку на с 98.   Прочитайте  в 3 ряду 1 столбик слов : ива – ивушка (эти слова на доске)        

 - Объясните лексическое значение каждого слова.

- Как можно назвать эти слова?  (родственными). Докажите? (близкие по смыслу и имеют общий корень). Назовите корень. Выделите корень карандашиком в учебнике  – один у доски.

- Ребята, а какая часть в слове ивушка выделена? (ушк). Эта часть слова называется суффиксом и обозначается уголком – (сейчас карандашик нам покажет, как в слове выделять суффикс) уголок начинается на первой букве суффикса и заканчивается  на последней букве суффикса. Давайте выделим суффикс в слове ивушка.

- Было слово ива добавили суффикс ушк, какое слово получилось - новое

 -  Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)

- Как звучит слово ивушка? (нежно, ласково)

Вывод: Суффикс -  ушк -  придает словам уменьшительно – ласкательное значение. При помощи суффикса – ушк-  образовалось новое слово.

- Прочитайте следующую группу слов самостоятельно. Корова – коровушка – можно ли назвать эти слова родственными. Докажите.  Выделите корень. (1 у доски). При помощи чего образовалось новое слово коровушка?    Выделите суффикс – один ученик у доски

- Одна группа детей работают самостоятельно. Выполняют задание, которое написано  на карточках. (Задание: Образуйте новые слова при помощи суффикса – ушк-.

Трава + ушк = травушка, лапа + ушк = лапушка, ГОЛОВА + УШК = головушка

- Остальные прочитайте последнюю пару слов. Сова – совушка

 – Какие это слова? Самостоятельно выделите корень и суффикс УШК.  Один у доски.   Проверка.

- Что мы будем обозначать значком, который привез  Вова?

ФИЗМИНУТКА.          (день – ночь)

Работа с текстом          

- Вика предлагает   прочитать предложения. Читать будем со второй строки. (2 предложения)

- Какой знак стоит в предложении? что это значит?  (Нам надо будет предложения продолжить).

- Какие города вы еще знаете?

- (Почему на первом месте из городов России стоит Москва?)

- В нашей стране живут люди разных национальностей.

(Народ – это жители определенной страны, а народность – группа людей у которых одинаковые обычаи, традиции, язык.)…  

- Посмотрите на картинки внизу,  как вы думаете, какая народность изображена  на 1 картинке (русские, эскимосы …)

- Читаем последнее предложение. (народности – татары, коми, калмыки, мордва, ханты, манси, украинцы, немцы, азербайджанцы …)                                                              

- Ребята, Вова и Вика с нами прощаются, им пора  возвращаться в свой родной город.

- Кто запомнил, из какого города они приехали.                              

- Оказывается наша Катя  была в Москве она хочет рассказать об этом городе….

Москва это очень большой и красивый город. Главное место Москвы – Красная площадь. В центре города находится старинная крепость – Кремль. В Москве есть исторические памятники: Царь-колокол, царь – пушка. Много еще интересного можно увидеть в Москве.

Итог урока.    

- Какую букву привезли нам в подарок  Вова и Вика?

- Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.
- С какой новой частью слова познакомились?

Рефлексия урока.  

Выберите человечка.

Руки «вверх» - этот «человечек» усвоил новое знание.

Руки «в стороны» - этот «человечек» усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

Руки «вниз» - этот «человечек» расстроился, тема для него сегодня непонятна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Письмо строчной буквы т"

Методическую разработку можно использовать при подготовке и проведении урока  русского языка в период  обучения грамоте....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....