Методическая разработка логопедического занятия "Слова-названия признаков предметов".
план-конспект по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
« Слова, обозначающие признаки предметов»
Лексическая тема: Подготовка животных к зиме.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить у обучающихся представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- уточнить знание детей по теме «Подготовка животных к зиме»;
- закрепить навык согласования прилагательного с существительным;
- Коррекционно-развивающие:
- развитие силы и продолжительности выдоха;
- уточнение, обогащение и активизация словаря через введение новых слов;
- развитие связной монологической речи;
- развитие внимания, словесно-логического мышления при работе с загадками и деформированными предложениями.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыка самоконтроля;
- воспитание умение слушать говорящего;
- формирование наблюдательности, интереса к явлениям окружающей действительности.
Оборудование: бумажные листья, карточки с изображением животных, карточки со словами, маска лисы, карточки со словами для деформированных предложений, карточки с вопросами.
Этапы
занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Инд. и диф. работа
I. Организацион- ный момент
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.
Дети настраи-
ваются на урок, приготовились
слушать учителя.
II.Речевая разминка
- Ребята, какое сейчас время года?
-Возьмите, пожалуйста, в руки листья.
А теперь представьте, что подул ветер,
листья зашелестели
По сигналу «Подул ветер» дуем на лист.
-Подул тихий ветер, как мы его называем?
-Подул сильный северный ветер.
-Ветер постепенно стихает.
-И совсем утих.
-Молодцы, отложите свои листочки, мы хорошо потренировались и теперь ваша речь будет четкой и выразительной
- Осень.
Дети приготовились.
- Ветерок
Дети выполняют инструкцию логопеда
I-II
II
III.Объявление темы и целевая установка
- Ребята, в начале занятия вы сказали, что сейчас осень, а по каким признакам вы догадались?
- Да, это всё признаки осени.
- Сегодня на занятии мы поговорим о том, как звери готовятся к зиме.
А также вспомним какие слова называются словами-признаками и будем учится их подбирать.
Дети перечисляют признаки осени.
IV. Закрепление
материала пре-
дыдущего заня-
тия
-Послушайте загадки и постарайтесь их
отгадать:
Летом серый, Хитрая плутовка,
Зимой белый. Рыжая головка.
(заяц) (лиса)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(белка)
(параллельно с отгадками детей выставляется картинка с изображением животного)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие название этих животных?
-Почему вы задаёте вопрос «кто?»
-Какой вопрос мы задаём к неживым предметам?
-Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Дети внимательно слушают и, подняв руку, дают ответ.
-Кто?
- Эти слова обозна-
чают живые пред-
меты.
-Что?
-Предметы.
-Ребята, вспомните, какие слова в загадках помогли вам угадать о ком идёт речь?
-Это слова, обозначающие признаки предмета. С их помощью мы можем узнать предмет.
Дети либо перечис-
ляют прилагательные, либо отвечают: «слова-признаки»
V. Работа над темой занятия
5.1.Работа над
словосоче-
танием
-А теперь вы сами попробуйте подобрать слова-признаки к названиям этих животных.
-Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте то, что составила я, можно так сказать?
-Произнесите правильно.
-Читаем, как должно быть правильно.
-Откройте тетради, отметьте сегодняшнее число и запишите любое словосочетание.
-Найдите слово-признак и подчеркните его волнистой линией; Какой вы зададите вопрос к этому слову?
-Перечислите, на какие вопросы отвечают слова-признаки? (таблички с вопросами)
Ученики по очереди называют слова. Например, трусливый заяц, хитрая лиса, шустрая белка и т.д.
-Нет.
Дети читают, исправ-
ляя ошибку, логопед правит мелом на доске
Каждый ребёнок задаёт к своему слову-признаку вопрос.
(заяц-какой?-белый)
-Какой? Какая? Какое?
Какие?
Физминутка
-Встаньте возле парт, немного отдохнём.
-Покажите, как деревья осенью от ветра качаются;
как листья шелестят;
как ветки качаются;
прошёл дождик, стряхнём капли с листьев;
а теперь с веток.
-Хорошо, садимся на свои места.
Дети выполняют упражнения.
5.2.Работа над
предложе-
нием
-Как звери готовятся к зиме?
- Кто может объяснить, что означает слово «линька» (табличка со словом).
-Значение слова мы с вами можем найти в толковом словаре С.И. Ожегова. Там говорится, что линька – это, когда животные меняют свою шерсть, оперение, сбрасывают свой старый покров.
-А что такое зимовье? (табличка со словом)
Зимовье – это место, где зимуют животные.
Итак, посмотрите на слова и запомните их.
-Сейчас я каждому из вас дам карточки со словами, и вы составите предложения о том, как звери готовятся к зиме.
медведь, Бурый зимовье, готовит, тёплое
белка, прячет, Запасливая, орехи
Серый, поменял, заяц, шубку
-Прочитайте свои предложения и назовите слова-признаки, задайте вопрос.
Ученики называют примеры.
Детям даётся возможность объяснить слово.
Дети снова пытаются объяснить значение слова.
Каждый ребёнок читает предложение и выполняет задание.
5.3.Работа по раз-
витию связ-
ной речи
-Ребята, к нам в гости пришла лиса, она чем-то недовольна, давайте послушаем её (к доске выходит Вероника ).
-Лисичка, что случилось?
-Чем же недовольна лиса?
-Лисичка, ты зря расстраиваешься, хоть твоя шубка и не меняет окраску, но становится густая, шелковистая, блестящая.
-Ребята, что за слова я произнесла, что они обозначают?
-Заяц-беляк всё лето серый был, а сейчас вон весь белый. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубку надела. Одна я бедная, зимой и летом одним цветом.
-Что она не меняет шубку.
Вероника садится на место.
-Слова-признаки
V. Итог занятия
-Итак, о каких словах мы сегодня говорили?
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
-Что интересного узнали на занятии?
-С какими новыми словами познакомились?
-О словах, обозначаю-
щих признак предмета.
Дети перечисляют вопросы.
Ответы детей.
-Линька, зимовье.
VI. Домашнее зада-
ние.
-Если кому-то захотелось больше узнать о животных, как они готовятся к зиме, можно сходить в библиотеку и взять книжки об этом. На следующее занятие поделиться с нами прочитанным.
VII. Оценивание.
Оценивается работа каждого ребёнка индивидуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Расширять у учащихся знания и представления об особенностях каждого месяца.Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Систематизировать знания детей об осен...
Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)
представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....
Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.
Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...
Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей
По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...