Методическая разработка логопедического занятия "Слова-названия признаков предметов".
план-конспект по логопедии

Емельянова Ирина Николаевна

Начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-nazvaniya_priznakov_predmetov.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

« Слова, обозначающие признаки предметов»

Лексическая тема: Подготовка животных к зиме.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

- уточнить и закрепить у обучающихся представление о словах, обозначающих признаки предмета;

- уточнить знание детей по теме «Подготовка животных к зиме»;

- закрепить навык согласования прилагательного с существительным;

  • Коррекционно-развивающие:

- развитие силы и продолжительности выдоха;

- уточнение, обогащение и активизация словаря через введение новых слов;

- развитие связной монологической речи;

- развитие внимания, словесно-логического мышления при работе с загадками и деформированными предложениями.

  • Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыка самоконтроля;

- воспитание умение слушать говорящего;

- формирование наблюдательности, интереса к явлениям окружающей действительности.

Оборудование: бумажные листья, карточки с изображением животных, карточки со словами, маска лисы, карточки со словами для деформированных предложений, карточки с вопросами.

Этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инд. и диф. работа

I. Организацион- ный момент

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок

На меня все посмотрели,

И за парты тихо сели.

Дети настраи-

ваются на урок, приготовились

слушать учителя.

II.Речевая разминка

- Ребята, какое сейчас время года?

-Возьмите, пожалуйста, в руки листья.

А теперь представьте, что подул ветер,

листья зашелестели

По сигналу «Подул ветер» дуем на лист.

-Подул тихий ветер, как мы его называем?

-Подул сильный северный ветер.

-Ветер постепенно стихает.

-И совсем утих.

-Молодцы, отложите свои листочки, мы хорошо потренировались и теперь ваша речь будет четкой и выразительной

- Осень.

Дети приготовились.

- Ветерок

Дети выполняют инструкцию логопеда

I-II

II

III.Объявление темы и целевая установка

- Ребята, в начале занятия вы сказали, что сейчас осень, а по каким признакам вы догадались?

- Да, это всё признаки осени.

- Сегодня на занятии мы поговорим о том, как звери готовятся к зиме.

А также вспомним какие слова называются словами-признаками и будем учится их подбирать.

Дети перечисляют признаки осени.

IV. Закрепление

материала пре-

дыдущего заня-

тия

-Послушайте загадки и постарайтесь их

отгадать:

Летом серый, Хитрая плутовка,

Зимой белый. Рыжая головка.

(заяц) (лиса)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

(белка)

(параллельно с отгадками детей выставляется картинка с изображением животного)

-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие название этих животных?

-Почему вы задаёте вопрос «кто?»

-Какой вопрос мы задаём к неживым предметам?

-Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Дети внимательно слушают и, подняв руку, дают ответ.

-Кто?

- Эти слова обозна-

чают живые пред-

меты.

-Что?

-Предметы.

-Ребята, вспомните, какие слова в загадках помогли вам угадать о ком идёт речь?

-Это слова, обозначающие признаки предмета. С их помощью мы можем узнать предмет.

Дети либо перечис-

ляют прилагательные, либо отвечают: «слова-признаки»

V. Работа над темой занятия

5.1.Работа над

словосоче-

танием

-А теперь вы сами попробуйте подобрать слова-признаки к названиям этих животных.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте то, что составила я, можно так сказать?

-Произнесите правильно.

-Читаем, как должно быть правильно.

-Откройте тетради, отметьте сегодняшнее число и запишите любое словосочетание.

-Найдите слово-признак и подчеркните его волнистой линией; Какой вы зададите вопрос к этому слову?

-Перечислите, на какие вопросы отвечают слова-признаки? (таблички с вопросами)

Ученики по очереди называют слова. Например, трусливый заяц, хитрая лиса, шустрая белка и т.д.

-Нет.

Дети читают, исправ-

ляя ошибку, логопед правит мелом на доске

Каждый ребёнок задаёт к своему слову-признаку вопрос.

(заяц-какой?-белый)

-Какой? Какая? Какое?

Какие?

Физминутка

-Встаньте возле парт, немного отдохнём.

-Покажите, как деревья осенью от ветра качаются;

как листья шелестят;

как ветки качаются;

прошёл дождик, стряхнём капли с листьев;

а теперь с веток.

-Хорошо, садимся на свои места.

Дети выполняют упражнения.

5.2.Работа над

предложе-

нием

-Как звери готовятся к зиме?

- Кто может объяснить, что означает слово «линька» (табличка со словом).

-Значение слова мы с вами можем найти в толковом словаре С.И. Ожегова. Там говорится, что линька – это, когда животные меняют свою шерсть, оперение, сбрасывают свой старый покров.

-А что такое зимовье? (табличка со словом)

Зимовье – это место, где зимуют животные.

Итак, посмотрите на слова и запомните их.

-Сейчас я каждому из вас дам карточки со словами, и вы составите предложения о том, как звери готовятся к зиме.

медведь, Бурый зимовье, готовит, тёплое

белка, прячет, Запасливая, орехи

Серый, поменял, заяц, шубку

-Прочитайте свои предложения и назовите слова-признаки, задайте вопрос.

Ученики называют примеры.

Детям даётся возможность объяснить слово.

Дети снова пытаются объяснить значение слова.

Каждый ребёнок читает предложение и выполняет задание.

5.3.Работа по раз-

витию связ-

ной речи

-Ребята, к нам в гости пришла лиса, она чем-то недовольна, давайте послушаем её (к доске выходит Вероника ).

-Лисичка, что случилось?

-Чем же недовольна лиса?

-Лисичка, ты зря расстраиваешься, хоть твоя шубка и не меняет окраску, но становится густая, шелковистая, блестящая.

-Ребята, что за слова я произнесла, что они обозначают?

-Заяц-беляк всё лето серый был, а сейчас вон весь белый. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубку надела. Одна я бедная, зимой и летом одним цветом.

-Что она не меняет шубку.

Вероника садится на место.

-Слова-признаки

V. Итог занятия

-Итак, о каких словах мы сегодня говорили?

-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

-Что интересного узнали на занятии?

-С какими новыми словами познакомились?

-О словах, обозначаю-

щих признак предмета.

Дети перечисляют вопросы.

Ответы детей.

-Линька, зимовье.

VI. Домашнее зада-

ние.

-Если кому-то захотелось больше узнать о животных, как они готовятся к зиме, можно сходить в библиотеку и взять книжки об этом. На следующее занятие поделиться с нами прочитанным.

VII. Оценивание.

Оценивается работа каждого ребёнка индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Расширять у учащихся знания и представления об  особенностях     каждого месяца.Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Систематизировать знания детей об осен...

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей

По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...