Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
материал
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennsoti_rechi_detey_s_zpr.docx | 23.08 КБ |
osobennosti_rechi.pptx | 635.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Содержание:
§ Предисловие
§ Нарушения у детей с ОВЗ
§ Нарушения речи у детей с ОВЗ
§ Особенности речевого развития школьников с ОВЗ
§ Рекомендации учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ
§ Принципы логопедической работы
§ Заключение
§ Литература
«И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь»
Иван Бунин
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений. Какие же нарушения мы наблюдаем:
- Эмоционально-волевая сфера
- Познавательная сфера
- Психические процессы
- Речевые процессы
- Графомоторные навыки
- Мотивационная сфера
Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.
Низкий уровень активности служит как бы полупроницаемым барьером по отношению к воздействиям окружающего мира и является одной из причин того, что в психическом развитии детей этой категории очень отчетливо проявляется закономерность, общая для всех видов нарушенного развития, — снижение, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и переработки информации. В значительной мере в результате этого у них замедленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения.
Нарушение речи
Говоря о речевой деятельности этих детей, можно выделить, с какими нарушениями речи мы сталкиваемся:
Устная речь
- Дизартрические нарушения –нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата при поражении нервной системы.
- ОНР в структуре ЗПР - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе.
- Заикание –нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Письменная речь
- Дисграфия – специфические нарушения письма
- Дислексия – специфические нарушения чтения
Особенности развития всех компонентов устной речи школьников с овз
Грамматический строй речи
Лексический компонент
Связная речь
Фонематическое восприятие
Слоговая структура слова
Звукопроизношение
Фонематический анализ и синтез
ФОНЕТИКА у детей данной категории затруднен процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, т.к. этот этап требует интеллектуальных усилий – мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
Фонематический слух нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина в нарушении межанализаторных связей, но в основном к концу обучения в начальной школе динамика весьма положительная .
Звуковой анализ у детей с ЗПР нарушен не всегда, а если и нарушен, то в специальных условиях также формируется.
Тут бы хотелось остановиться и подробней рассказать об особенностях словаря детей с ЗПР, т.к. данный компонент речи заслуживает особенного изучения, и работа над обогащением словаря длительная.
СЛОВАРЬ Недостатки словаря детей с задержкой психического развития, его бедность проявляются как в малочисленности употребляемых ими слов (особенно узок активный словарь), так и в том, что слова, которыми пользуются дети, имеют или слишком ограниченное значение, или, напротив, чрезмерно широкое и недифференцированное. Иногда слова употребляются вообще в не-адекватном значении.
Особенно ограниченным оказывается запас слов, обозначающих свойства и признаки предметов. В речи детей встречаются главным образом прилагательные, обозначающие цвет, величину и форму предметов, реже — материал, из которого они сделаны. Часто вместо прилагательных последнего вида дети употребляют существительные с предлогом («забор из досок» вместо «дощатый забор»). Совсем мало оценочных прилагательных, причем главным образом дети употребляют, часто необоснованно, небольшое число прилагательных с широким, недифференцированным значением («красивый», «хороший» и др.). Одной из наиболее часто встречающихся в речи детей категорией слов являются существительные. Их употребление детьми с задержкой психического развития также имеет определенное своеобразие. В их речи отсутствует ряд существительных, обозначающих конкретные предметы из непосредственного окружения (некоторые продукты питания, учебные предметы, животные и др.).
Наблюдаются аналогичные недостатки и в употреблении и понимании глаголов. Значительные трудности отмечаются в употреблении и понимании предлогов, особенно обозначающих пространственные и временные отношения — «из-за», «через», «из-под», «позади», «между», «до», «после» и т.д. В большой мере это связано с недостатками познавательной деятельности и ограниченностью опыта детей, следствием чего является недоразвитие или крайняя ограниченность их пространственных и временных понятий и пред-ставлений. В спонтанной речи детей многие из этих предлогов вообще отсутствуют.
Грамматический строй речи
Остановимся прежде всего на словообразовании и словоизменении, владение которыми имеет важнейшее значение для развития грамматического строя, развития речи в целом, а также для овладения правилами грамматики и правописания. Особо следует рассмотреть случаи образования неологизмов — слов, не применяющихся обычно в речи, созданных самими детьми. В одних случаях такие слова образуются, когда ребенок, преобразуя слово, выделяет корневую морфему (прыгать — прыг, красить — крас), в других — неологизмы возникают в результате необычного соединения морфем. Например, правильно образовав уменьшительно-ласкательную форму «мостик» от слова «мост», ребенок использует затем этот суффикс, неправомерно образуя от слов «гроза» и «соль» производные «грозик», «солик». Корни слов легко соединяются детьми с другими, обычно не сочетаемыми с ними суффиксами, в результате чего возникают такие неологизмы, как «грозаки», «гро-зилка», «грозник» (от слова «гроза»), «красник» (от слова «красить») и др.
Период словотворчества (включающий образование неологизмов) является нормальным явлением в процессе развития речи в дошкольном детстве («от двух до пяти») и заканчивается обычно уже в старшем дошкольном возрасте. У детей с задержкой психического развития это явление наблюдается даже и на 3 году школьного обучения.
Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываниях.
Все это ведет к тому, что связная речь, естественно, страдает СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- активное жестикулирование - ребёнку явно не хватает слов.
- в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий. Постоянные повторы, возврат к уже высказанному - говорят о нарушении динамики речевого высказывания.
- И самое главное – в рассуждениях ребенка с ЗПР не прослеживается главная мысль.
Основные направления работы учителя по восполнению в речевом развитии детей с ОВЗ
- коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
- уточнение, обогащение и активизация словаря
- коррекция грамматического строя речи
- развитие связной речи
Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи
- постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;
- фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
- формировать навыки звукового анализа;
- фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
- использовать алгоритмы составления связного высказывания;
- к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.
Принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:
- максимальная коммуникативная направленность всех логопедических занятий через оптимальное сочетание речи логопеда и учащихся;
- активизация мыслительной и речевой деятельности;
- использование на логопедическом занятии всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение;
- учет индивидуальных особенностей и темпов психической деятельности;
- формирование контроля как средства развития внимания;
- использование игровых и занимательных приемов работы;
- выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса;
- необычность, новизна предметов и явлений;
- чередование напряжения и расслабления;
- эмоциональная насыщенность занятия, большой объем образного материала;
- эмоциональная насыщенность занятия;
- необходимо постоянное управление вниманием.
Вывод:
Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками. Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познавательной деятельности замедляют интеллектуальное развитие детей в школьном возрасте: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом. Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением. Наша с вами задача, коллеги помочь нашим детям овладеть средствами общения, дать им дорогу в жизнь.
Литература
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718 учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
- Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004 — 303 с. — (Коррекционная педагогика)
- Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное./Издательство: «Владос», 2009. - 703 с.
Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа №4 «Центр образования»
г. Тутаев, Ярославская область, 2014 г.
Автор материала учитель-логопед: Валова Анна Сергеевна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Предисловие Нарушения у детей с ОВЗ Нарушения речи у детей с ОВЗ Особенности речевого развития школьников с ОВЗ Рекомендации учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ Принципы логопедической работы Заключение
« И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь» Иван Бунин
Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ Лексический компонент
в их речи отсутствует ряд существительных, обозначающих конкретные предметы из непосредственного окружения (некоторые продукты питания, учебные предметы, животные и т.д.) Лексический компонент узкий активный словарь ограниченность слова , обозначающих свойства и признаки предметов часто встречающейся в речи детей категорией слов являются существительные, но имеют определенное своеобразие значительным затруднениям и ошибкам при классификации и группировке предметов. недостатки и в употреблении и понимании глаголов значительные трудности отмечаются в употреблении и понимании предлогов
Грамматический строй речи словообразовании и словоизменении имеют специфический характер трудности вызывают образования от существительных прилагательных образования неологизмов — слов, не применяющихся обычно в речи, созданных самими детьми. У детей с задержкой психического развития явление словотворчества наблюдается даже и на третем году школьного обучения недостаточная сформированность грамматического строя речи проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний
активное жестикулирование - ребёнку явно не хватает слов в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий постоянные повторы, возврат к уже высказанному - говорят о нарушении динамики речевого высказывания и самое главное – в рассуждениях ребенка с задержкой психического развития не прослеживается главная мысль Связная речь
Основные направления работы учителя по восполнению в речевом развитии детей с ОВЗ
Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи: постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков; фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении; формировать навыки звукового анализа; фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах; использовать алгоритмы составления связного высказывания; к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца
Принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:
Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками.
Литература Специальная психология : Учеб. пособие для студ. высш . пед . С718учеб. заведений / В. И.Лубовский , Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского . — 2-е изд., испр . — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений / Р.И. Лалаева , Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.— М.: Гуманитар , изд. центр ВЛА-ДОС, 2004\_— 303 с. — (Коррекционная педагогика) Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное./Издательство: « Владос », 2009. - 703 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников
Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речевая практика", для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития
Рабочая программапо учебному предмету «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»...
Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...