Календарно-тематическое планирование по предмету "Речевая практика", для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Тереникова Юлия Андреевна

Рабочая программа

по учебному предмету

«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_rechevaya_praktika.docx48.94 КБ

Предварительный просмотр:

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА № 95 ГОРОДА ДОНЕЦКА

ДНР 83052, г. Донецк, пр. Ильича, дом 60, тел. (062)294-31-08, (062)294-11-19, e-mail: shko95@yandex.ru

РЕКОМЕНДОВАНО

Решением педагогического совета

Протокол от «__»_______№_____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________Любченко Н.М.

(подпись)

«__»____________2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_________________Флакина Э.Б.

(подпись)

Приказ от «__»__________2020 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

для обучающегося 3 – Б класса

Забары Макара

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Тереникова Ю. А.

учитель начальных классов

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа «Речевая практика» составлена в соответствии с для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 7 августа 2020 года No 123-IIП, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) допущенной Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года No 1181; утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года No 1183), Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой.; с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных общеобразовательных организациях и осуществления обучения по индивидуальному учебному плану. В связи с этим, при разработке программы учитывались предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ.

Срок реализации программы: 4 года (1- 4 класс).

Согласно базисному учебному плану (приказ Минобрнауки от 30.07.2018 года № 678), в соответствии с базовым учебным планом МОУ «Специализированная школа № 95 г. Донецка» в 2020– 2021 учебном году на обязательное изучение предмета «речевая практика» отводится 17 учебных часов в год (0,5 учебных часа в неделю), продолжительностью изучения 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МОУ «Специализированная школа № 95 г. Донецка».

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Кол-во часов в год

Всего

1

2

3

4

               Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речевая практика

2

2

2

2

8

Распределение учебных часов на изучение тем программы
по курсу «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» (с внесенными изменениями)

Тема

Прим.

прогр.

Рабочая

прогр.

Причины изменения

Школьная жизнь

9

2

Мои друзья

15

4

Играем в сказку

12

2

Я за порогом дома

12

3

Я дома

6

2

Мир природы

11

3

Это Я

3

1

Всего

68

17

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Речевая практика» предметной области «Язык и речевая практика» в 1-4 классах является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций, обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Программа по речевой практике состоит из нескольких разделов:

Аудирование и понимание речи.

Дикция и выразительность речи.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Алгоритм работы над темой речевой ситуации. Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

При реализации программы используются следующие методы:

- словесные методы: беседа, объяснение, чтение и слушание;

- наглядные методы: демонстрация, наблюдение;

- практические методы: игровые ситуации.

С целью реализации образовательного компонента, а также в связи с отсутствием учебно-методических пособий, при изучении материала учебные занятия по предмету строятся так, чтобы обучающимся наглядно демонстрировать окружающую действительность, особенности развития своего края через практические занятия, уроки-беседы, уроки-экскурсии.

Содержание учебного материала отражается в поурочных планах учителя в заданиях, предлагаемых обучающимся.

Реализация данной программы осуществляется с использованием учебников и рабочих тетрадей для 1, 2, 3, 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, наглядного, демонстрационного и раздаточного материала.

Уроки речевой практики тесно связаны с другими учебными предметами: русский язык, чтение, музыка. Контроль знаний и умений обучающихся заключается в выполнении заданной учителем работы.

В основу примерной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

― принципы государственной политики в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико - ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

―принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Минимальный уровень:

  • выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
  • слушать, запоминать и отчетливо произносить ряд слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова);
  • слушать и повторять слова, близкие по звучанию;
  • выполнять действия с предлогами;
  • выполнять движения или задания по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии;
  • прослушивать и выполнять задания, записанных на магнитофонной ленте;
  • называть предметы и действия с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др;
  • уметь участвовать в вопросно-ответных диалогах;
  • составлять разные по содержанию предложения по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию;
  • рассматривать атрибуты к ролевой игре, выбирать роли и атрибуты к ней. Использовать новые слова и предложения к ролевой игре;
  • коллективно составлять рассказ;
  • выражать благодарность;
  • адекватно использовать тон голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

Достаточный уровень:

  • пользоваться правилами речевого общения;
  • использовать письменное общение в жизни;
  • слушать короткие сказки и рассказы в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотра видеофильмов;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного;
  • выполнять словесную инструкцию, данной в письменном виде;
  • включать письменное задание в ролевую ситуацию;
  • выбирать из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснять выбор;
  • чётко произносить чистоговорки, стихотворные диалоги по подражанию. Использовать нужную силу голоса в различных ролевых ситуациях.

Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь;

  • передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Вежливый тон голоса в разговоре;
  • произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуаций;
  • определять тему ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ П/п

Содержание учебного материала

Дата

Примеча-

ние

План

Факт

I четверть

Тема 1. Школьная жизнь. (2 ч)

1

«Это моя школа». Для чего нужно речевое общение. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями.

03.09

2

«В библиотеке» Речевое общение со старшими.

17.09

Тема 2. Мои друзья (4 ч)

3

«Хочешь со мной дружить?» Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

01.10

4

«В гости на День рождения». Вежливый тон в разговоре. Передача различных чувств тоном голоса.

15.10

05.11

II четверть

5

«Вместе нам не скучно». Составление предложений по теме ситуации.

05.11

19.11

6

«Вместе после уроков». Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

19.11

Тема 3. Играем в сказку (2 ч)

7

«Сказки про Машу». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.

03.12

8

«Гуси-лебеди». Просмотр видеофильма. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного.

17.12

III четверть

Тема 4. Я за порогом дома. (3 ч)

9

«Обмениваемся бытовыми советами» Определение темы ситуации.

14.01

10

«Я зритель». Речевое общение с малознакомыми людьми.

28.01

11

«Я пешеход». Определение темы ситуации.

11.02

Тема 5. Я дома. (2 ч)

12

«Я тебе позвоню». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

25.02

13

«Мой дом и моя семья». Составление предложений с опорой на иллюстративный материал.

11.03

IV четверть

Тема 6. Мир природы. (3 ч)

14

«Погода и мы». Составление предложений по теме ситуации.

01.04

15

«Мы друзья или враги природы». Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая

соответствует услышанному предложению .

15.04

16

«В зоопарке у зверей». Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

29.04

Тема 7. Привычки хорошие и не очень.(1 ч)

17

«Привычки хорошие и не очень».

Различение на рисунках выражения

чувств .

13.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Календарно-тематическое планирование по математике для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития

Представлен файл с календарно-тематическим планированием по математике для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития

Представлено календарно-тематическое планирование по окружающему миру для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития...