Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
статья по логопедии
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Развитие речи является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает возможность ребенку вербализировать собственные чувства и переживания.
Но по причине каких-либо факторов, внутренних и (или) внешних, в последние годы достаточно большое количество детей страдают различными нарушениями речи. И, к сожалению, за последние десятилетия идет тенденция к увеличению количества детской речевой патологии.
Нарушения развития речи у младших школьников с задержкой психического развития встречаются гораздо чаще, чем у детей без патологии психического развития. У данной категории детей отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так в исследованиях В.А.Ковшикова и Ю.Г.Демьянова из 40 детей с ЗПР 7 – 9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР являются сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов, речевая инертность.
Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей. Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы.
1. Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития. Почти у 60% начинающих обучение школьников, имеющих ЗПР, произнесение звуков не нарушено. У других 40% детей фонетические дефекты разнообразны по своим проявлениям и механизмам образования. Они могут быть обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата.
Основным видом нарушений является смешение, которому подвергаются звуки, имеющие сложную артикуляцию и требующие тонких акустических дифференцировок, например: с – ш, ж – ш, ч – ц, з –с, в – ф, д – т. Смешение звуков может быть обусловлено нарушением фонематического восприятия, которым страдает большинство детей с ЗПР как в дошкольном возрасте так и в начальных классах. Наряду с отклонениями в дифференциации фонем эти дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.
У большинства школьников младших классов, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно проявляется в движениях языка. Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. Именно поэтому ребенок может правильно произносить тот или иной звук изолированно, но не может верно артикулировать его в словах разной слоговой структуры. Часто речь таких детей напряженная, аритмичная, неясная, смазанная. Нарушения фонематического развития у детей с ЗПР проявляется как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.
2. Особенности лексики у детей с ЗПР. Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов, в процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием ребенка об окружающем мире и во многом определяется его познавательной деятельностью.
Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Характерной основной чертой словаря детей с ЗПР является его бедность и неточность (С.Г.Шевченко, Е.В.Мальцева). В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с задержкой психического развития возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. Также специфической особенностью этих детей является беднота лексико-семантической стороны (вместо рама – окно, вместо конверт – письмо, вместо клевать – есть, вместо гольфы – носят девочки на ногах и т.д), что выражается как в ограниченности словарного запаса так и в недостаточном владении значениями слова, выражающемся в неправильном их употреблении (вместо слова Пожарник – кто убирает огонь, вместо Почтальон – он несет газету и т.п.). Многие слова не имеют четко дифференцированных значений. Нередко из-за отсутствия в словаре нужного слова дети используют имеющиеся в их лексиконе слова, придавая им новое значение. Замена антонимов словами с частицей «не» - классическая ошибка, свидетельствующая об ограниченности словаря (вежливый –невежливый, вместо грубый). Часты употребления слов другой части речи (горе – радостный, вместо существительного радость. В самом предмете (в имени существительном) дети с ЗПР могут выделить его внешние признаки, но при определении частей предмета, цвета (особенно оттенков цвета), формы, предназначения данного предмета часто возникают затруднения. Отмечаются трудности в аналитико-синтетической познавательной деятельности, вследствие бедного словарного запаса и малого объема слухоречевой памяти. Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющихся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.
3. Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР. Овладение
грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотношение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Не усвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Исследования грамматического строя речи детей с ЗПР (Н.Ю.Борякова, Г.Н.Рахмакова, Е.Ф.Собатович, А.И.Симонова, Л.В.Яссман) выявило у большого количества младших школьников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. У многих учащихся наблюдается смешение падежных форм. Так, например дети часто смешивают окончания винительного, родительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены не усвоением категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей («видел стола» по аналогии «видел зайца»). Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Значение и формы различных падежей усваиваются неравномерно. Длительное время наблюдаются ошибки в употреблении творительного падежа в различных значениях (замена именительным падежом), родительного падежа со значением материала, из которого сделан предмет (платье сшито из ткани). Кроме смешанных падежных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы слов (стулы, пальты, в лесе). Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предложно-падежных конструкций. Только 40% младших школьников правильно употребляют предлоги в предложениях. Чаще используются простые, часто слышимые предлоги. Дети с ЗПР почти не употребляют сложные предлоги даже после знакомства с ними. При необходимости простых предлогов имеет место либо замена, либо пропуск. Очень часто школьники присоединяют предлог к слову не слыша, не дифференцируя его. В предложно-падежных конструкциях часто обнаруживаются неправильные окончания существительного. В устной и письменной речи имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением (два белки, красная кресла, открыл своя пасть, Первое сентября дети идут в школу.). Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, в парадигмах спряжения глаголов. Выявляются нарушения вида временных форм глаголов в структуре одного предложения (Они поехали, мама едет, и видела, как они едут.).
4. Особенности письма детей с ЗПР. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, то есть слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.
Большая распространенность нарушений устной речи, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза), а также низкая познавательная активность, обуславливают у детей с ЗПР нарушения письма. Как показывает практика, нарушения письма у школьников с ЗПР являются более распространенными, чем нарушения чтения. Нарушения письма (аграфия и дисграфия) обнаруживаются у 37 школьников из 40, а это 92,5% (учащиеся 8-10 лет). Диагностика выявляет как большую распространенность, так и многообразие ошибок письма у этой категории детей. Анализируя ошибки, допущенные школьниками с ЗПР можно выделить следующие группы ошибок:
- Ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (дифференциации фонем). Они составляют, примерно, 15% всех ошибок. К этой группе относятся замены букв, обозначающих близкие фонемы, а также нарушения в обозначении мягкости согласных. В основном, дети с ЗПР смешивают звонкие и глухие согласные (иградь вместо играть), свистящие и шипящие. Часто встречаются ошибки на обозначение мягкости согласных на письме (11%). Ошибочное обозначение мягкости согласных с помощью гласных составляет около 7% ошибок, а с помощью мягкого знака – 4% (малчики вместо мальчики, лутик вместо лютик, Лэна вместо Лена, гулать вместо гулять). Указанные ошибки отражают, с одной стороны, трудности дифференциации твердых и мягких фонем, с другой стороны, свидетельствуют о не усвоении способов символизации, обозначения мягкости согласных на письме, особенно с помощью гласных.
- Ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа. Эти ошибки встречаются чаще всего (23%). Искажения звукобуквенной структуры слова проявляются в следующем: пропуски гласных и согласных, добавление букв, перестановки букв, пропуски слогов и т.п. (плток вместо платок, какаштан вместо каштан, водечки вместо девочки, вод вместо вода). Механизмы этих ошибок связаны с неточным восприятием гласных звуков в прямых открытых слогах, с нарушением анализа звуковой структуры слова.
- Ошибки, связанные с несформированностью анализа и синтеза отдельного предложения (10%), т.е. слитное написание отдельных слов, раздельное написание одного слова, пропуск целого слова. У детей с ЗПР недостаточно сформировано понятие о слове, особенно если речь идет о служебных словах, например о предлогах. Очень часто встречаются ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста. Нередко у детей с ЗПР наблюдается пропуск точки в конце предложения, отсутствие большой буквы в начале предложения. Дети не видят, не чувствуют границ предложения. Каждое новое предложение текста может начинаться с новой строки. Не соблюдаются нормы границ текста. Механизм этого вида ошибок связан с тем, что дети с ЗПР не могут расчленить текст на отдельные предложения, выделить предложение из текста, что обусловлено невозможностью расчленить смысловое целое текста на отдельные, входящие в него смысловые части и соотнести законченную мысль с определенным предложением.
- Следующий вид ошибок – это замены графически сходных букв. Сюда отнесены замены букв, состоящие из различного количества сходных элементов (л-м, щ-ш, а-о, п-т, г-п), замены букв, отличающиеся пространственным расположением элементов (в-д), замены букв, в которых один из элементов отличается по отображению и направлению (д-б, и-у). Оптическое сходство указанных букв создает большое препятствие для их анализа, выделения сходных и различающихся элементов. Недоразвитие зрительного анализа и синтеза у детей с ЗПР и обусловливает частоту смешения графически сходных букв.
- Орфографические ошибки (около 15%). Наибольшее количество ошибок наблюдалось на правописание безударных гласных, далее это – написание гласных после шипящих и правописание непроверяемых слов. Достаточно часто встречаются ошибки переноса слов, большая буква в именах собственных. Проанализировав ошибки детей с ЗПР, можно сделать вывод о том, что у данной категории учащихся, в основном, имеют место дисграфические ошибки, а именно: дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; дисграфия, связанная с нарушением фонемного распознавания (акустическая и артикуляторно-акустическая); оптическая дисграфия.
Таким образом, у детей с ЗПР обнаруживаются не только трудности в усвоении орфографии, но и специфические нарушения письма – смешанная дисграфия. Так же у детей в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, нарушения каллиграфии. Учащиеся часто соскальзывают со строки. Отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение элементов буквы. У детей с ЗПР страдает плавность, ритмичность моторного акта письма.
5. Выводы. Проанализировав особенности развития речи детей с ЗПР, можно сделать следующие выводы: развитие речи младших школьников с ЗПР на этапе начального школьного обучения характеризуется определенными несовершенствами по всем ее компонентам. Словарный запас беден, в основном представлен обиходно-бытовой лексикой, активизация словаря происходит медленно, особые затруднения дети испытывают в процессе словоизменения – построение предложно-падежных конструкций и словообразования – образование новых слов (детеныши животных, уменьшительно-ласкательные прилагательные, относительные и притяжательные прилагательные. На низком уровне сформированы понятия синонимии и антонимии. И как правило все эти нарушения находят отражение в дальнейших нарушениях письменной речи.
Исходя из этого можно предложить следующие направления коррекционной работы с данной категорией учащихся.
6. Направления коррекционной работы.
- Развитие и совершенствование мелкой моторики;
- устранение дефектов звукопроизношения, коррекция искажений слоговой структуры слова;
- формирование фонематических процессов;
- формирование и развитие различных видов устной и письменной речи;
- формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности;
- уточнение, развитие, обогащение, активизация словарного запаса, расширение объема словаря (абстрактный словарь, обобщающие понятия, тематический словарь);
- формирование грамматического строя речи;
- формирование морфологической и синтаксической систем языка;
- формирование анализа структуры словосочетания, предложения, целого текста;
- коррекция нарушений чтения и письма (2, 3, 4 классы);
- профилактика дисграфии и дислексии (1, 2 классы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций.Характерными недостатками ко...
«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».
Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Отражена актуальность исследования особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, приведены результаты диагностического исследования.Ключевые слова: мыслительная дея...
Особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Особенности лексики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Выдержка из статьи : Слово как значимая единица языка.В этой части статьи рассматривается значение таких терминов, как лексическое значение слова, лексема, активный и пассивный...
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...
- Мне нравится (1)