Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
статья на тему
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий индивидуализации обучения
младших школьников с ОВЗ,
имеющих задержку психического развития
Образование в начальной школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Целью учителя является создание необходимых условий для того, чтобы заложить прочный фундамент для дальнейшего обучения детей. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.
Конечно, процесс поддержки и развития потенциальных возможностей младшего школьника во многом определяется взаимодействием субъектов: учителя и ребенка. Основой учебного общения является степень доверия его участников друг другу, желание быть откровенным, искренним, умение услышать, понять и принять собеседника таким, каков он есть. Грамотно организованное педагогическое общение не позволяет отмахнуться от собеседника, авторитарно влиять на него, бездоказательно настаивать на собственной правоте.
Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Например, в начале урока возникает проблемная ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями.
Диалог – это та среда, в которой обучающиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной атмосфере дети делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.
Ребята прислушиваются к мнению одноклассников, выдвигают свои аргументы.
В ходе диалога дети учатся критически мыслить, решать проблемы, взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
В результате они открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При групповой работе ученики в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.
Технология диалогического обучения готовит ребят к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Ведь лучше всего усваивается тот материал, который нашли сами дети и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
У детей в классах с ограниченными возможностями здоровья различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения к концу четвертого класса повышается.
Таким образом, учебный диалог – важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика. В связи с этим отношение к нему является более ответственным, чем, например, к обыденному житейскому диалогу. Как учитель, так и ученик активно направлены на построение адекватной модели партнера как основы для ориентации своей деятельности.
Побудить ребенка проявить свои индивидуальные способности можно, предлагая:
- различные творческие задания, выполняя которые школьник отстаивает свое право сделать что-то по-своему;
- формы парной и групповой работы, результат которой складывается из усилий всех участников;
- коммуникативную деятельность, организованное педагогом общение всех участников процесса обучения.
Правильно организованный учебный диалог создает условия для самореализации его участников и, по образному выражению А.Ф. Коньева; «прорыв личностей навстречу друг другу» [3, с. 8]. Но главное — это участие школьников в совместной постановке микроцелей диалога, поиске истины, отборе доказательств, их оценке и ранжировании, подведении итогов общения и формулировании выводов, т.е. во всех важнейших этапах учебного коммуникативного сотрудничества.
Таким образом, определяется существенное значение учебного диалога для формирования учебно-познавательных мотивов деятельности школьника, а это имеет прямое отношение к поддержанию индивидуальности личности, т.к. любое знание становится личностно значимым, а поэтому характеризуется не как просто усвоенное, а как лично принятое.
Каждый педагог должен понимать, что учебный диалог состоялся, если обучающиеся:
- в процессе совместной коммуникативно-исследовательской деятельности достигли поставленных целей;
- самостоятельно разбивали общую цель на пошаговые, поэтапные конкретные мини-цели;
- в ходе общения ставили вопросы, на которые самостоятельно или с помощью учителя искали ответы;
- осознали, какое новое знание ими получено и что еще нужно узнать.
Поэтому любая ситуация на уроке может стать личностно значимой для ученика, необходимо только продумать цели и способы ее создания.
Для понимания индивидуальности ребенка учителю также очень важно знать, что представляет собой семья, в которой живет ребёнок, каков его семейный статус, чем он занимается в свободное время.
Изучение семьи помогает нам, учителям, не только установить индивидуальные особенности ребенка, но и использовать их в процессе обучения, включить школьника во внеклассную работу, школьную жизнь. Весьма эффективным является организация классных мероприятий, в которых дети принимают участие вместе с родителями. Это и спортивные соревнования, и выставки различных поделок. Рядом с родителем даже самый застенчивый ребенок чувствует себя уверенно и спокойно.
Есть еще одна проблема учета индивидуальных проявлений младшего школьника. Узнав, например, о его способности к рисованию, нужно учитывать психологический закон: специальные способности (к художественному творчеству, музыке и т.д.) тесно связаны с развитием общих способностей ребенка: темпом деятельности, быстрым переключением с одного вида деятельности на другой, легкостью обучения новым способам и приемам действий. А это уже задача учителя: так организовывать процесс обучения, чтобы развивались общие способности детей.
Виды творческих заданий
На уроках математики | 1. Для развития творческого мышления и воображения учащихся : - классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; - геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, - игры «Верю — не верю». 2.Задания на выявление закономерностей: - Раздели фигуры на группы. - Найди «лишний» рисунок. - Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. - Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. 3.Для развития психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности): - Игра «Внимание», задания вида: Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?). Чем отличаются картинки? Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры). Продолжи линию Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д. - Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур. - Задачи - шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками). 4.Для развития воображения: Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось. Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. |
На уроках русского языка | 1. Виды работ частично творческого характера: - - - составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, - дописать предложения, - восстановить текст, - составить ответы на вопросы, - озаглавить рассказ, - составить элементарное описание, - провести элементарный анализ композиции текста, - - сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. завершить предложения по догадке, - исправь предложения. - написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, - написать сказку, сочинение — рассуждение, сочинение — миниатюру. |
На уроках литературного чтения | 1. Чтение с остановками. Материалом для проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество. |
Используемая литература и интернетисточники:
- Коньев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации А.Ф. Коньев // Вопросы психологии. —1990. —№ 3.
- Личностно ориентированное обучение: хрестоматия для студентов вузов. — М.: Современный гуманитарный университет, 2005.
- Нейматов Я.М. Образование в XXI в.: тенденции и прогнозы / Я.М. Нейматов. - М., 2002.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Концепции и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994.
- http://myliceum.info/index.php
- http://collegy.ucoz.ru/publ/26-1-0-1046
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=696869
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
Особенности понимания текстов на уроках чтения глухими младшими школьниками имеющими задержку психического развития.
В работе рассматриваются следующие вопросы:-Проблема обучения чтению глухих детей-Проблема обучения чтению глухих детей с задержкой психического развити...
Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития
Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 (1 дополнительного) - 4 классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития Вариант 7.2
Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2). Нормативный срок обучения 5 лет.Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с З...
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...
Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".
Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...