Конспек логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Технологическая карта с дидактической структурой логопедического занятия в 3 классе с группой обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР с нарушением устной и письменной речи, обусловленной недоразвитием речи системного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_udarenie.docx | 411.54 КБ |
udarenie.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Валова Анна Сергеевна
Учитель-логопед
МОУ СОШ №4 «Центр образования» г.Тутаев, Ярославская область
3 «Б» класс, группа №3
Логопедическое занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными недоразвитием речи системного характера
Технологическая карта с дидактической структурой урока
ТЕМА: Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять слого-ритмическую структуру слов.
Задачи:
Образовательные:
- Определять ударный гласный в процессе написания слов;
- Понимать значение слова, когда ударение перемещается;
- Закреплять умение воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания;
- Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять ударный слог;
- Помочь научиться учащихся пользоваться схемами слогов – х – слог безударный, Х – слог ударный;
Коррекционно-развивающие:
Основной принцип-воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребенка с ОВЗ
- Развитие речевых умений;
- Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
- Развитие функций анализаторных систем;
- Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря;
- Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию;
- Формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами.
- Воспитательные:
- Воспитание интереса к русскому языку;
2. Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).
3. Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.
- Развивать интерес к изучению темы.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, картинки с цифрами, тетради, цветные карандаши.
Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи |
| Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия. Погружение в проблему. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Запись темы занятия в тетрадь. Внимательно слушают сказку. Определяют цель урока. | 1.Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. 2. Выстраивать логическую цепь рассуждений 3. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели | Оформлять свои мысли в устной форме | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
2. Первичная проверка понимания |
(2 картинки «на столе кружки») Слайд №3(вывод) | Организовывает устную коллективную работу. Вопросы к классу: какая картинка соответствует подписи. - почему ваши мнения разделились? Произнесём :Каким был по счёту ударный слог в 1-м слове? Во 2-м? Как он звучал? Подвожу детей к выводу. Влияет ударение на смысл слов? Какова роль? | Ответы детей: (ударение перемещалось, поэтому менялось значение слова) Дети произносят КРуЖКИ – КРУЖКи 1й 2й Громче, выразительней Ударение влияет на смысл слов. В этом его смыслоразличительная роль. | Слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать. | Организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий | Оценивать правильность своих действий |
3. Закрепление знаний по теме | Игра «Загадки» Слайд №4(иРИС-ИРиС) Слайд №5 (ЗаМОК-ЗАМоК) Слад №6(КРуЖКИ-КРУЖКи) Приложение «загадки» №2 | Сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией. Загадываю загадки (приложение №2) | Отгадывают загадки Проверяют правильность выполнения с помощью интерактивной доски. | Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму. Обобщать, делать выводы. | Обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. | Умение корректировать и оценивать выполнение задания |
4 Пальчиковая гимнастика | Слайд №7 «Замок» Приложение №3(слова физминутки) | Показ и проговаривание стихотворения | Дети повторяют стихотворение и повторяют движения | |||
5.Индивидуальная работа. Оценивание товарища в паре. | Слайд №8 «Подбор слов к прилагательным» Карточки со словами (приложение №4) Слайд №9 (Критерии оценивания) | Организовывает самостоятельную работу по составлению словосочетаний самостоятельно в тетрадь и взаимопроверку по критериям оценивания. | 1.Работа в тетради. Читают прилагательные, подбирают уже знакомые слова, выделяют ударение
| Умение подбирать слово к прилагательному по смыслу Самостоятельно достраивать, восполнять недостающие элементы. Умение работать в паре и оценивать товарища по критериям. | Организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позиции учеников. Задавать вопросы. Владеть монологическими формами речи. | Умение к волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии, преодолению препятствий. Контролировать свои действия в ходе работы. Умение адекватно оценивать работу товарища по критериям. |
6.Слого-ритмическая схема. Оценивание собственной работы по критериям | 1. Игра «Хлопни и сосчитай» Слайд №10 | Подвожу к работе с со слого-ритмической схемой слова. Предлагаю определить с помощью ритма (ударов, хлопков) количества слогов в слове, и найти ударный слог и его выделить голосом и хлопком посильнее | Дети проговаривают название картинок на слайде, отхлопывают, считают количество слогов, выделяют ударный слог голосом и сильным хлопком | Определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Согласовывать усилия по решению учебной задачи | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Определять степень успешности выполнения своей работы |
2.Работа со слого-ритмической схемой | Предлагаю подумать, можно ли с помощью схемы определить количество слогов в слове, и показать ударный слог. Можно, например вот так: Xx –Саша, X-ударный слог Предлагаю каждому нарисовать схему своего имени, и схему имени товарища. | Ответы детей, целеполагания. Дети по аналогии выполняют работу в тетради. Проверка у доски | Определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы. Решать задачи по аналогии. | Согласовывать усилия по решению учебной задачи | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Определять степень успешности выполнения своей работы | |
7.Общеразвивающая музыкальная физкультпауза | Слайд № 11 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/12/vesyolaya-fizminutka |
| Повторяют движения за героями физ. минутки | |||
8.Работа в парах. Оценивание работы в группе по критерям | Слайд№11 Задание «Сгруппируйте картинки в 3 столбика по наличию ударного слога» Предметные картинки, Картинки чисел1,2,3 (приложение№5) | Организовывает совместную групповую деятельность учеников.
| 1. Читают задание 2. Группируют картинки в 3столбика 3. Проверка с доски, коррекция. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, Анализировать и синтезировать слова, деля их на слоги, выделяя ударный, определяя место ударного слога в слове. Рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат действия. Умение работать в группе | Доносить свою позицию до товарища, отстаивать свою точку зрения, слушать напарника | Определять успешность выполнения своего задания в паре по критериям и в диалоге с учителем и учениками. |
9.Зрительная гимнастика | Выполняют движения для глаз | |||||
10. Подведение итогов. Рефлексия | Итоговая оценка своей работы | Проводит рефлексию: - Что узнали на уроке? Какие задания понравились? Какие задания вызвали затруднения? - Чему учились? -Оцените свою работу: Я работал хорошо, отлично, слабо? | Отвечают на вопросы учителя. Ставят фишку красного, зеленого, синего цвета на слова "хорошо, отлично, слабо." | Обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. | Рефлексия своих действий. | Осуществлять пошаговый контроль по результату. |
Приложение №1 (Сказка «Ударение»)
Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда ни возьмись, выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – просто чёрточка!» ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, а вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой.
И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почётное место в словах.
И кто про него забывает, имеет много неприятностей!(автор: учитель-логопед Э.Г. Добрынина)
Приложение №2
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис – ирИс)
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье —
И на двери он висит.
(зАмок – замОк)
Если первый слог ударный,
Мы — посуда для питья.
Переставьте ударенье —
И чертите нас, друзья.
(крУжки – кружкИ)
Приложение №3
Скрестив пальцы, смыкаем их в "замок".
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули (тянем, не размыкая пальцев)
Постучали (стучим ладонями друг о друга)
Покрутили (крутим ладошки туда-сюда, не размыкая пальцев)
И открыли! (пальцы размыкаются)
Приложение №4
/ ЗАМОК | / ИРИС |
/ ЗАМОК | / ИРИС |
/ АТЛАС | / АТЛАС |
Приложение №5
1 2
Литература:
- Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», М., Владос, 2001г.
- Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов», М., ГНОМ и Д, 2007г.
- Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр», СПб, КАРО, 2008г.
- Чистякова О. В. «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3 класс», СПб. Литера, 2010г.
- Ударение. Нагдядно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На столе кружки.
ВЫВОД: Ударение влияет на смысл слов. В этом его смыслоразличительная роль.
Старинный … Белый … Сладкий… Железный… Географический… Ароматный…
/ Старинный замок / Белый атлас / Сладкий ирис / Железный замок / Географический атлас / Ароматный ирис
Критерии оценивания - Все правильно -Есть 1 ошибка -Не справился
Музыкальная пауза
1 2
1 2
Оцени себя - Отлично работал -Хорошо работал - слабо, ноя в другой я раз постараюсь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек логопедического занятия "Автоматизация сонорных звуков"
Данный конспект предназначен для автоматизации звука л в словах, предложениях. Предназначен для детей 5-6 лет....
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...
Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....
групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)
Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам...
Конспект логопедического занятия: «Ударение»
Учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове....
Конспект логопедического занятия " Ударение. Ударный слог".
Конспект логопедического занятия с обучающимися 3-го класса со смешанной дисграфией...
Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...