Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".Это комбинированное занятие. Данная тема вызывает затруднение у данной категории обучающихся и является пропедевтикой к усвоению темы: "Правописание безударных гласных". В конспекте представлена система работы по данной теме с учётом уровня подготовленности детей, соблюдены дидактические принципы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 135.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №237 Красносельского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта логопедического занятия
с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушение чтения и письма,
обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Составитель:
учитель-логопед Сяйлева Н.Б.
Санкт-Петербург
2021
Ф.И.О. учителя-логопеда | Сяйлева Наталья Борисовна | |||||
Класс | 3 класс Логопедическое заключение: Сложная форма дисграфии | |||||
Тема занятия | "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения". | |||||
Тип занятия | Комбинированное занятие. | |||||
Используемые технологии | 1. Проблемно-диалогическая технология. 2. Здоровьесберегающие технологии. 3. ИКТ-технологии. 4. Игровые технологии. 5. Технология сотрудничества. 6. Технология поэтапного формирования умственных действий. | |||||
Цель занятия | Закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять слого-ритмическую структуру слов. | |||||
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
- показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения; - формировать навыки правильной постановки ударения. -обогащать словарный запас; -развивать связную речь. | -отрабатывать навыки работы со слого-ритмическими схемами; -развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; -развивать зрительное и слуховое внимание; -развивать пространственные и зрительные представления; -развивать артикуляционную моторику. | -воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии; -воспитывать у детей самоконтроль за речью; -воспитывать чувство товарищества, доброжелательность; -формировать интерес к логопедическим занятиям. | ||||
УУД: Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | ||
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -создать условия для воспитания положительного интереса к логопедическому занятию. | -развивать умение вы- сказывать свое предположение; -учить принимать и сохранять учебную задачу. | -развивать умение слушать и понимать других; -учить работать в паре; -учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции, позиции других людей. | развивать умение находить и структурировать информацию; -на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; -находить ответы на вопросы в тексте. | |||
Планируемые результаты | Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |||
Раз - развитие умения определять ударный гласный в процессе написания слов; понимание значения слова при перемещении ударения; -закрепление умения воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного; -развитие информационной компетентности обучающихся, умения извлекать информацию и обрабатывать ее. | -овладение приёмами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации, формирование навыков наблюдения, сравнения, анализа; умение выполнять определённую роль в группе, развитие навыка составления учебного проекта, обучение учащихся способности учиться самостоятельно. | - понимание роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, его значения в процессе обучения. | ||||
Оборудование | Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями для индивидуальной работы, наборы разрезных картинок , конверты), "волшебный" мешочек, бутафорские свечки, вырезанные из картона яблоки зелёного, красного и жёлтого цвета , мяч, цветные карандаши, ручки, рабочие тетради. |
Организационная структура логопедического занятия.
Основные этапы организации учебной деятельности | Задачи этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
1.Организационный момент. | 1.Создать психологический настрой на занятие. 2.Активизировать внимание. 3.Совершенствование мелкой моторики. 4. Развитие межполушарного взаимодействия. | -Здравствуйте, ребята! День учебный продолжается, И занятие начинается! Пальчиковая гимнастика. Кинезиологические упражнения. «Лягушка». (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз: Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).(Слайд 2) "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим пальцем той же руки в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук. Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве Смена рук. И среди больших лугов Мух, червей, слепней, жуков!(Слайд 3) | Доброжелательный настрой обучающихся на занятие. Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем-логопедом. | Коммуникативные: Развитие этических чувств, доброжелательности. Регулятивные: Развитие умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией |
2. 3.Мотивационно- целевой этап. 3.1.Формулировка темы занятия. 3.2.Постановка цели занятия ( целеполагание ) | 1.Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. 2.Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование цели занятия. 3. Развитие зрительного анализа и синтеза. | -Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Его тему вы узнаете чуть позже. А сейчас мы проведём "Конкурс художников". Условия конкурса: Друзья, вас ждёт интересное испытание. Сейчас вы превращаетесь в молчаливых художников. Это вас научит выдержке и терпению, ведь работать молча, нелегко, но таково условие. На слайд вы прочитаете предложение про себя, запишите его в тетрадь и сделаете к нему рисунок. Итак, полная тишина, начинаем! (Слайд 4). -Время истекло! Давайте посмотрим ваши работы. -Дети, как вы думаете, а почему рисунки разные? У одних ребят изображены кружкИ, у других - крУжки. Кто прав?
Как вы думаете, какая тема нашего занятия? А сейчас мы проверим. Посмотрите на доску. Логопед открывает запись на доске: -Ой ,ребята, кто-то ,стер буквы. Вот что от них осталось. Помогите восстановить буквы и вы узнаете тему занятия. -Какая тема нашего занятия? -А что такое ударение? |
Обучающиеся списывают предложение, делают к нему рисунок. Дети показывают работы. Организуется выставка. Обучающиеся объясняют. -Ударение. Обучающиеся восстанавливают буквы и читают тему занятия. Дети отвечают на вопросы. | Познавательные: -Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. -Выстраивать логическую цепь рас- суждений. -Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Коммуникативные: -Умение использовать речь для регуляции своего поведения. -Умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: -Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя. -Принимать и сохранять учебную цель и задачу. -Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров. |
4. Этап актуализации знаний. 4.1. Физкультминутка | 1. Уточнить представления детей о роли ударения в слове; 2.Тренировать в определении ударной гласной и ударного слога. 3.Определять в схеме место ударения в слове. 4. Учить объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов . 3. Развивать логическое мышления. 1.Чередование сильного мышечного напряжения и расслабления мышц рук, ног, шеи. 2. Развитие общей моторики. 3. Профилактика утомления. | 1. Чтение сказки. Ребята, послушайте сказку В.Волиной "Волшебник Ударение". -Почему мы должны относиться к ударению с уважением? - А сколько раз встречается ударение в слове? 2. Работа со словами -омографами. Игра "Чудесный мешочек". -Рассмотрите картинки. Распределите слова между двумя столбиками: в первый столбик запишите названия картинок с первым ударным слогом, во второй - со вторым. Картинный материал: замОк, зАмок, атлАс, Атлас, Ирис, ирИс, стрЕлки, стрелкИ. Игра"Необычная комната". - В этой комнате могут двигаться пол, потолок и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:
| Дети слушают сказку. Достают по очереди картинки из мешочка , называют, определяют ударный слог, записывают слово в соответствующий столбик. Обучающиеся выполняют упражнения. | Познавательные: 1.Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. 2. Выстраивать логическую цепь рассуждений. 3. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме |
5.Освоени новых знаний и способов деятельности | 1. Закрепить знания об ударной гласной. 2.Познакомить с особенностями ударения в русском языке. 3. Тренировать в определении ударной гласной и ударного слога. | Логопед раздаёт детям бутафорские свечки, сделанные из картона , а "пламя" из папиросной бумаги. -Произносите слова, повторяя за мной, и посмотрите, что происходит с "пламенем" свечи. -Какой вывод мы можем сделать? Для произнесения ударной гласной требуется больше силы и порция выдыхаемого воздуха мощнее. - А как найти в слове ударение? Игра с мячом " Назови ударный гласный!" Логопед кидает ребёнку мяч, называет слово, ребёнок возвращает мяч логопеду и называет ударный гласный. Слова: Хобот, лейка, самовар, повар, диван, вешалка, карандаш, корова, коридор. -Ребята, в русском языке ударение свободное. Оно не прикрепляется к какому-то определённому слогу в слове (как в некоторых других языках мира). Так, во французском языке ударение падает на последний слог, в финском -на первый, в польском языке на предпоследний. Игра "На съёмочной площадке" Режиссер приглашает вас сняться в кино и сыграть француза (будет ставить ударение во всех словах на последний слог) и поляка( ударение будет ставить на предпоследний слог). Слова: курица, щука, кукушка, муха, лилия, малина, рыба, рыцарь. | На ударный гласный пламя отклоняется сильнее, чем обычно. Дети делают выводы. -Нужно позвать, окликнуть этот предмет. Обучающиеся определяют ударный гласный в словах. Дети выполняют задание. | Личностные: формирование границ собственного знания и незнания; формирование умения формулировать собственное мнение Коммуникативные: построение речевого высказывания; Организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий Познавательные: Учить осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи. |
6.Первичная проверка понимания изученного. | 1. Тренировать в определении ударной гласной в словах. | Работа в тетрадях. "Графический диктант". -А сейчас мы с вами будем зашифровывать слова. Я показываю вам картинку, а вы зашифровываете её той буквой, на которую падает ударение. Картинный материал: апельсин, банан, яблоко, ананас, инжир, лимон, мандарин. -Что объединяет эти картинки? Проверка. | Обучающиеся записывают название фруктов ударной гласной. -Это фрукты. | Познавательные: -Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму. Коммуникативные: -Обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. |
7.Закрепление изученного материала. | 1.Тренировать в выделении ударного слога в словах на уровне словосочетания и предложения. 2. Закрепление знаний о слоговом анализе и синтезе слов. 3. Закрепление навыков звукового анализа слов. 4.Развитие навыков языкового анализа и синтеза. 5. Развитие логического мышления. | Работа в парах. Работа со словосочетаниями. -Волшебник Ударение подготовил для вас интересные задания.(Выдаются карточки с заданием). Задание 1: В абракадабре переставьте буквы в том порядке, на который указываю цифры. К полученным существительным подберите из скобок прилагательное так, чтобы оно подходило к схеме: Задание 2. Выпишите из данных слов ударные слоги. Если выполните задание правильно, то получите пословицу. (Слайд7) Проверка. Ребята, мы все замечательно потрудились, поэтому сейчас состоится праздничный салют из мыльных пузырей! | Обучающиеся в парах выполняют задание. Затем выполняется проверка. Дети выполняют задание. Дети выдувают мыльные пузыри. | Познавательные: Умение анализировать и синтезировать слова, деля их на слоги, выделяя ударный , определяя место ударного слога в слове. -Обобщать, делать выводы. Коммуникативные: -Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий -Умение обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы. Регулятивные: -Умение корректировать и оценивать выполнение задания. |
8. Рефлексивно-оценочный этап. | 1. Создавать условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля; | -Занятие подошло к концу, мы все хорошо поработали. Давайте подведём итоги: -Что такое ударение? -Как в слове найти ударение? -Сколько раз в слове встречается ударение? - Скажите же мне, дети, зачем нужно правильно ставить ударение в слове? Рефлексия .Приём "Дерево успеха". -Оцените свою работу на занятии.. (Слайд 8) | Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Затем прикрепляют к дереву яблоко определённого цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работой на занятии. | Познавательные: -Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. Коммуникативные: -Рефлексия своих действий Регулятивные: -Умение осуществлять пошаговый контроль по результату. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"
Предлагаю технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...
Технологическая карта урока по родному языку (русскому) в 1 классе по теме: "Смыслоразличительная роль ударения"
Технологическая карта урока по родному языку (русскому). Цель урока: создать условия для формирования умения определять смыслоразличительную роль ударения в словах....
Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных
Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные....
Технологическая карта логопедического занятия с обучающимися с ЗПР «Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»
С каждым годом в школе появляется всё больше детей, испытывающих затруднения в освоении процессов чтения и письма. При прохождении обследования у них часто выявляется задержка психического развития, н...
Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе (РАС), 8.3 в соответствии с ФГОС.
На логопедическом занятии рассматривается преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей и животных (в том числе и по результатам наблюден...
Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".
Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л". ...
Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе РАС, вар. 8.2, 2-й год обучения ГБОУ№ 8, Санкт-Петербург 2023
Коррекция дефектов устной речи учащихся; повышение речевой активности в процессе общения со взрослым и сверстниками, способствующих успешной адаптации в игровой и учебной деятельности; дальнейше...