групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Жукова Марина Юрьевна

Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.log_.zan_.2kly-i.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и.

(2 класс)

Цель: уточнить умение различать парные звуки ы и и по их акустическим и артикуляционным признакам

Задачи:

Образовательные:

  1. учить различать гласные  звуки ы и и
  2. Закрепить знания о твердости и мягкости согласных перед гласными Ы, И.

Развивающие:  

  1. развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  2. совершенствовать навыки фонематического анализа;
  3. развивать умение отвечать полным предложением;
  4. Тренировать в словообразовании, словоизменении, развивать лексику, орфографическую зоркость, навыки самоконтроля.
  5. Совершенствовать логические процессы, навыки чтения и письма
  6. развивать зрительный гнозис, внимание;

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Ход занятия

I.Организационный момент

1.Повторить с какими буквами работаем(чем похожи, чем отличаются)

2. Подготовительное задание

- Чтение слогов(Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда)

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Затем Чтение согласных с  гласной, ы или и, используя эту же таблицу.(по заданию логопеда)

II.Основной часть

1.Предлагаю поиграть в игру “Найди похожее слово”. На столе карточки со словами. Первая команда выбирает слова с буквой Ы, вторая с буквой И. (разбирают карточки)

- Первая команда начинает читать 1-е слово, вторая подбирает у себя слово, похожее на первое, но отличающееся от него одной буквой (попутно поясняются значения слов).Например: из трубы идет много ДЫМА. Мальчика зовут ДИМА.

- Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И?

БЫЛ – БИЛ, ВЫЛ – ВИЛ, МЫШКА – МИШКА, МЫЛО – МИЛО, ЗАБЫЛ - ЗАБИЛ, КОСЫ – КОСИ, ДАРЫ – ДАРИ, ОСЫ-ОСИ,ЦВЕТЫ – ЦВЕТИ.

Пили-пыли-пилы,вили-вилы-выли

ВЫВОД: замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

2. Вставьте нужные слова в предложения, используя слова предыдущего задания.

Дети молоко …

Лесорубам нужны …

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу…

Глаза щиплет…        

Малыши поют песенку очень…

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу …

III. Физкультминутка

Раз, два – все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть – наклонитесь,

Семь, восемь – повернитесь,

Девять, десять – потянитесь,

И на места свои садитесь.

IV. Основной часть (продолжение

1. Чтение слогов

Прочитать ту строку которую скажет логопед и назвать «наши» слоги. (прочти 5 строку, и т.д.)

2. игра «Исправь ошибку»

Отгадайте загадку:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что это такое? (Снежынка.- записать на доске, а дети должны объяснить что здесь не правильно)

На доске записаны словосочетания , но в них допущены ошибки исправьте их и объясните почему вы так считаете

БЕЛЫЕ ПУШИНКИ, ДУШИСТЫЕ ЛАНДЫШИ, ОСТРЫЕ КЛЫКИ, ЛЁГКИЕ СНЕЖИНКИ, ДРУЖНЫЕ МАЛЫШИ, ВЕСЁЛЫЕ КАНИКУЛЫ

Записать, подчеркнуть И, Ы красным цветом, а согласные перед ними синим и зелёным.

V. Закрепление материала

Прочтите текст, который записан на доске и прикрыта часть букв.

VI. Рефлексия

- Кому, какое задание понравилось?

- Как бы вы оценили свою работу, свою речь?

        Вы трудились плодотворно,

        Различали Ы и И.

        Относись ты к ним серьёзно

        И писать их не спеши.

- Все работали хорошо, всем спасибо, занятие закончено.

БЫЛ БИЛ ВЫЛ ВИЛ МЫШКА МИШКА МЫЛО  МИЛО

ЗАБЫЛ  ЗАБИЛ КОСЫ КОСИ ДАРЫ  ДАРИ

ОСЫ ОСИ ЦВЕТЫ  ЦВЕТИ

Дети молоко …

Лесорубам нужны …

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу…

Глаза щиплет…        

Малыши поют песенку очень…

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу …

Дети молоко …

Лесорубам нужны …

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу…

Глаза щиплет…        

Малыши поют песенку очень…

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу …

Дети молоко …

Лесорубам нужны …

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу…

Глаза щиплет…        

Малыши поют песенку очень…

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу …

Дети молоко …

Лесорубам нужны …

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу…

Глаза щиплет…        

Малыши поют песенку очень…

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу …

Дети молоко …

Лесорубам нужны …

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу…

Глаза щиплет…        

Малыши поют песенку очень…

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу …

Дети молоко …

Лесорубам нужны …

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу…

Глаза щиплет…        

Малыши поют песенку очень…

Птицы в кустах гнезда …

Зимой волки в лесу …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....

Правописание безударных гласных. Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

Наряду с образовательной задачей большое место отвожу на уроке коррекционной и развивающей работе. Чтобы заинтересовать детей, подбираю интересный, занимательный материал. Вовлекаются сказ...

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...