Формирование связной речи.
статья по логопедии на тему

Хуханова Ритта Николаевна

Доклад  по формированию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_formirovanie_svyaznoy_rechi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Хуханова Р.Н.

Особое место в системе специального обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости занимает работа по формированию связной речи.

Связная речь выполняет функцию обмена мыслями, приобретения и передачи знания друг другу, побуждения к действиям, поступкам, выражения отношений и чувств. От уровня развития связной речи учащихся зависит успешность овладения ими школьной программой, регуляция и контроль своего поведения. поступков, а также эффективность их трудового обучения и приспособления к жизни.

Работа над связной речью – специальное направление в учебном процессе, способствующее овладению навыками полноценного речевого общения, умению более свободно пользоваться разнообразными синтаксическими , грамматическими и морфологическими формами языка.

Формирование связного высказывания осуществляется в процессе практического овладения детьми речевой деятельностью. Деятельностный подход к развитию речи предполагает формирование речевой активности детей, организацию речевой практики и обучение речевой деятельности. Обучение речевой деятельности предусматривает создание  потребности в общении, обучении учащихся определению программы развернутого высказывания , обучение детей языковым средствам, осуществление общения, формированию устного и письменного способа выражения мысли. Подбор содержания , методов, форм работы по развитию связной речи осуществляется с учетом психоречевых особенностей детей. Развитие связной речи носит комплексный характер обучения и предполагает не только проведение работы учителя над всеми сторонами речевого развития на уроках языка. но и координацию и интеграцию речевого развития детей на уровне внутрипредметных и межпредметных связей.

Процесс обучения связной речи строится с учетом этапности формирования речевого высказывания. Учащиеся с умеренной степенью умственной отсталости имеют сниженную мотивацию общения. В связи с этим учителю необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы у детей  возникали желание и потребность пользоваться речью как средством общения, чтобы они могли высказывать свое отношение и мнение об услышанном или увиденном, дать оценку происходящему. Для повышения потребности в речевом общении учителю нужно использовать приемы, которые стимулировали бы включение учеников в активную речевую деятельность. С этой целью на уроках я использую создание проблемных ситуаций, побуждающих учащихся к речевому высказыванию.Кроме этого, очень важно чтобы учащиеся видели положительные  результаты их активного участия в речевой деятельности. Подобная организация речевой деятельности способствует установлению свободного речевого контакта в условиях класса, а в дальнейшем обеспечит овладение детьми связной речью как средством обучения.

Прежде всего и чаще всего развитие связной речи ребенка происходит на работе с текстом, работе над пересказом. С этой целью  учитель обучает детей составлению плана изложения текста. Сначала у детей формируется умение составлять подробный план , который по сути представляет собой сложное изложение текста. Затем хорошо обучить составлять план по отдельным частям текста, а также краткий план. На этом этапе формируются такие  умения, как умение ориентироваться в смысловой структуре текста , умение  определить тему и основной смысл текста, умение выделять главные  части текста, а также- устанавливать  смысловую связь между ними. Учащиеся должны  научиться находить в тексте материал, который можно объединить в единое целое, а также сокращать текст , сохраняя его содержание. Одновременно дети учатся преобразовывать смысловую структуру текста , с выделением из него существенных и второстепенных элементов  повествования. Необходимо также проводить работу по различению характера текстового материала: научный, художественный, публицистический , повествовательный с элементами описания или рассуждения и т.д.

Необходимым этапом по развитию связной речи учащихся является работа по формированию понятий. Известно, что в понятиях отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. При работе над понятиями обобщаются признаки, накопленные учащимися в ходе наблюдений. Понятие бывает или менее общими. Основные пути работы над понятиями:

- перечисление предметов с последующим обобщением ( одежда, фрукты и т.д.);

- группировка предметов по признакам более или менее общим ( животные, домашние животные, дикие животные)

- подбор предметов к данному обобщающему понятию ( грибы: маслята, подосиновики и т.д.)

- исключение « конфликтных» или лишних слов( предметов. явлений), не относящихся к данному понятию;

-группировка  предметов, т.е. выполнение простейших вариантов классификации предметов.

Понятие формируется постепенно в результате наблюдений, выделения признаков, особенно существенных, их  обобщение. Большое значение имеет практическое использование слов – понятий для развития связной речи учащихся, так как обобщение понятий подводит детей к словесному их описанию. Важную роль в связной речи учащихся и , в частности, в умении определить понятие ,т.е дать словесное описание , принадлежит художественной литературе.

Для оформления речевого высказывания учащиеся должны уметь выбирать нужные по значению высказывания , имеющие правильную синтаксическую структуру , предварительно воспроизведя их во внутренней речи в соответствии с речевой ситуацией. Также необходимо научить школьников правильно определять грамматическую структуру предложения , наполняя ее определенным лексическим содержанием.

Большое место отводится работе над словосочетаниями и составлением предложений. Составление и использование словосочетаний развивает речь школьников , так как в большинстве случаев словосочетания используются через предложения.

Работа над словосочетаниями проводится в следующих направлениях:

1. Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов.( бегать наперегонки: « Кто любит бегать?» « Как Ваня и Петя  любят бегать?»)

Разбор по вопросам способствует развитию  у детей  чувства языка, предупреждает ошибки  на письме.

Составление словосочетаний  может идти путем замены слов, близких или противоположных по значению: например: темная ночь- хоть глаз коли; бледный как полотно и т.д.

При чтении рассказов важно объяснить значение встретившихся словосочетаний. Наиболее яркие, необходимые в устной речи словосочетания запоминаются детьми путем неоднократного  их употребления, составления предложений и рассказов.

2. Основой развития связной речи детей является составление предложений.

Видам работы могут быть следующие:

- составление предложений при помощи вопросов;

- распространение предложений при помощи вопросов;

- составление предложений по опорным словам и словосочетаниям;

- соединение нескольких предложений в одно сложное или небольшой рассказ.

3. Обучение детей составлению рассказов предусматривает следующие виды работы:

- обучение составлению самостоятельных рассказов-описаний ( предметов, игрушек)

- обучение составлению рассказов по серии картинок.

3. Большое место по развитию речи принадлежит заучиванию стихотворений. Важно вначале педагогу выразительно самому прочитать стихотворение. Важно детям проговорить четко стихотворение. А затем необходимо задать вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям понять основную его мысль. После чего выясняет смысл, который может быть непонятен детям.

4. Важное значение в развитии связной речи имеет обучение детей пересказыванию. Пересказ помогает закреплению навыков по составлению  предложений, развивает внимание, память, мышление ребенка. При подборе текстов для пересказа нужно обязательно учитывать речевые и интеллектуальные возможности учащихся. До чтения текста проводится словарная работа. Учитель объясняет значение новых слов при помощи подбора слов, показа картинок. перед чтением полезно провести небольшую вводную беседу, подводящую учащихся к пониманию содержания рассказа. Затем педагог читает рассказ и  задает по нему вопросы. Вопросы помогают ребенку лучше формулировать свою мысль, четче

изложить ее и грамматически правильно оформить предложение. Далее  представляется короткий план рассказа, по которому дети должны передать его содержание. Полезно использовать пересказ в лицах по типу простой драматизации.

В работе над пересказом учитель широко использует такой прием как расчленение рассказа на части, которые несут основную смысловую нагрузку. Расчленение рассказа на части подводит детей к выборочному пересказу. Выборочный пересказ бывает следующих видов: наиболее простой- пересказ по вопросу или заданию. Следующий вид: пересказ по иллюстрации.

По мере развития связной речи выборочный пересказ можно составлять  из нескольких фраз или абзацев, расположенных в разных частях рассказа и дающих характеристику героя, его поступков и т.д.

Важным разделом работы по развитию связной речи является обучение детей краткому пересказу. В кратком пересказе ребенок должен отобрать важнейшее, отбросив второстепенное, передать его связно, последовательно, при этом учащиеся учатся рассказывать о главном по – своему, своими словами.

5. Для развития связной речи широко также используется творческий пересказ. Наиболее часто используются следующие варианты работы над творческим пересказом:

- пересказ текста с творческими дополнениями или продолжением;

- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;

- составление рассказа на основе своего личного опыта;

- словесное рисование.

Творческие пересказы являются необходимым условием для активизации словарного запаса, словосочетаний, мыслительной и познавательной деятельности учащихся и служит необходимым фундаментом для развития письменной речи.

Заключительным этапом работы по развитию связной речи является артикуляционно-интонационное ее оформление. Хорошим материалом являются загадки.Например: при чтении загадки Зимой греет,весной тлеет,летом умирает, осенью улетает  легко отрабатывать перечисленную интонацию. А такая загадка как Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. содержит интонацию противопоставления.

 Значение работы над интонационной стороной речи состоит в том, что она помогает учащимся лучше понять содержание предложений, усвоить и запомнить образы , усвоить  структуру предложений , выделить его составные части. Последнее имеет важное значение для развития грамотности учащихся, умение при письме правильно расставлять знаки препинания.

Для развития у учащихся « чувства языка» учитель должен стремится к хорошей дикции, речь его должна быть богатой и выразительной в интонационном отношении.

Итак, развитие связной речи школьников – это прежде всего привитие учителем ряда конкретных умений и навыков речевого общения; умения пользоваться средствами языка: правильно употреблять лексико-грамматические конструкции, различных способов слого- и формообразования.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное  развитие ре...

Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.

Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников....

Работа над формированием связной речи у детей с использованием инновационных технологий.

В работе говорится о том, что при использовании  схем, моделей  дети хорошо усвоят общий способ составления описательных рассказов....

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...