Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.
методическая разработка по логопедии по теме
Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logop._tren._pril..doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелехина Ольга Васильевна, учитель-логопед ГБОУ СОШ №5 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.
Одним из основных направлений логопедической коррекционной работы является развитие связной речи детей. Логопедам хорошо известно, что младшие школьники с речевыми нарушениями не могут составить даже простейшие рассказы-сравнения и рассказы-описания.
Многие специалисты по исследованию речи детей (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнева, Р.И.Лалаева, Л.Г.Парамонова и др.) подчёркивают, что у многих младших школьников отмечается бедность словаря. Характерной особенностью словаря детей является неточность употребления прилагательных. Как правило, дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов. Распространёнными являются, например, следующие замены: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький и т. п. Это происходит из-за недостаточного различения детьми признаков величины, высоты, ширины, толщины предметов. Также недостаточно хорошо владеют навыками словоизменения. Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлечённой семантикой и поздним их появлением в речи детей.
Следовательно, самостоятельному рассказыванию ребёнка должны предшествовать различные подготовительные упражнения. Данные логопедические тренинги по развитию связной описательной речи помогут логопедам:
- уточнить и закрепить у ребёнка правильное представление о восьми основных понятиях-признаках
Предметов. Цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное расположение;
- научить ребёнка анализировать предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков;
- активизировать мышление, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание и память ребёнка;
- на практическом материале позволит ребёнку использовать в активной речи различные слова-признаки и способы их связей в различных типах словосочетаний и предложений. Т.е. овладеть основами связной речи.
Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности. Каждый уровень представлен набором карточек с изображением знакомых детям предметов. Младшие школьники с речевыми нарушениями быстро утомляются. Поэтому подача картинного материала обязательно должна быть дозированной. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Сначала следует хорошо отработать с детьми задания первого уровня и только затем переходить к заданиям второго и третьего уровней.
Логопедические тренинги первого уровня сложности.
Цель - уточнить и закрепить представления о восьми основных признаках предметов. Это: цвет, форма, размер, пространственное расположение и 4 основные категории величины: длина, ширина, высота и толщина.
Каждому образцу-эталону присвоен порядковый номер (от 1 до8) и представлен карточками.
1.Цвет. 1.1.Уточнение и закрепление представлений о цвете.
2.Форма.2.1.Упражнения на закрепление представлений о форме.
3.Размер.3.1.Упражнения на закрепление представлений о размере.
4.Пространственное расположение.4.1.Упражнения на закрепление представлений о пространственном расположении.
5.Длина.5.1.Уточнение и закрепление представлений о длине.
6.Ширина.6.1.Уточнение и закрепление представлений о ширине.
7.Высота.7.1.Уточнение и закрепление представлений о высоте.
8.Толщина.8.1.Уточнение и закрепление представлений о толщине.
1.2- 2.2- 3.2- 4.2- 5.2- 6.2- 7.2.- 8.2. Упражнения на словоизменение прилагательных.
На карточках 1.1-2.1-3.1-4.1-5.1-6.1-7.1-8.1 предлагается ряд заданий на уточнение и закрепление представлений о конкретном признаке предмета. Дети должны сначала рассмотреть и назвать по порядку предъявленные изображения (например, назвать все цвета и оттенки). Затем показать вслед за взрослым, который называет цвета в различном порядке, и вспомнить, что бывает таким же цветом.
1.Цвет
1.1. Уточнение и закрепление представлений о цвете.
1.Посмотрите на кляксу каждого цвета и назовите его. (Голубой, жёлтый, оранжевый, серый, синий, красный, зелёный, коричневый, розовый, чёрный)
2.Я буду называть различные цвета, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такого же цвета.
(Голубой (ая, ое, ые)-небо, незабудки, платье, чашка, шарф и т. д.)
2.Форма
2.1.Упражнение на закрепление представлений о форме.
1.Посмотрите на изображение каждой формы и назовите её (круг, квадрат, пятиугольник, овал, прямоугольник, треугольник).
2.Я буду называть различные формы, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой же формы.
(круг-солнце, мяч, шар, тарелка и т.д.)
3.Размер
2.1.Упражнение на закрепление представлений о размере.
1.Посмотрите на изображения предметов. Обратите внимание на их размер.
2.Я буду называть предметы различного размера, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такого же размера. (Маленький-стульчик, камушек, чайничек и т.д.; средний-кубик, дуб и т.д.; большой-слон,
нос, окунь).
4.Пространственное расположение
4.1.Упражнения на закрепление представлений о пространственном расположении.
1.На картинках по-разному расположены предметы. Покажите предмет, про который можно сказать: правый, правая, правое, правые; высокий, низкий (правый палец, правое крыло и т.д.; высокий каблук, высокий дом и т. д.)
2.Назовите предметы и их расположение.(сапог между варежкой и домом, над 2-м сапогом пульт, справа от гусеницы рот и т. д.)
5.Длина
5.1.Уточнение и закрепление представлений о длине.
1.Посмотрите на изображение предметов и их длину. Назовите каждый предмет и его длину. (Длинный шарф, короткий шарф и т. д.)
2.Я буду называть предметы различной длины, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой длины. (Длинная лента, верёвка, дорога; длинные волосы. Короткая юбка, короткие пальцы).
6.Ширина
6.1.Уточнение и закрепление представлений о ширине.
1.Посмотрите на изображения предметов и их ширину. Назовите каждый предмет и его ширину. (Широкий лист, узкий лист и т. д.)
2.Я буду называть предметы, различные по ширине, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой же ширины. ( Широкая улица, река, широкое озеро. Узкая тропа, узкий ручей.)
7.Высота
7.1.Уточнение и закрепление представлений о высоте.
1.Посмотрите на изображение предметов и их высоту. Назовите каждый предмет и его высоту.
(Низкий дом, высокий дом и т.д.)
2.Я буду называть предметы различной высоты, а вы их покажите. Вспомните, что бывает такой же высоты.
(Высокий забор, жираф; каблук. Низкий гриб, низкие парты).
8.Толщина
8.1.Уточнение и закрепление представлений о толщине.
1.Посмотрите на изображения предметов и их толщину. Назовите предмет и его толщину.
( Толстая книга, тонкая книга и т. д.)
2.Я буду называть предметы, различные по толщине, а вы их показывайте. Вспомните, какие предметы бывают такой же толщины.
(Толстый слон, толстое дерево. Тонкая бумага, тонкие нитки.)
После этого переходят к заданиям по словоизменению. ( Карточки 1.2-2.2-3.2-4.2-5.2-6.2-7.2-8.2).
В работе по формированию словоизменения прилагательных следует придерживаться общепринятой в логопедии последовательности. Сначала проводится ряд заданий на согласование прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Последовательно отрабатываются формы мужского, женского и среднего рода, с ударными и безударными окончаниями. Детей просят посмотреть на картинки и назвать их. Затем они должны показать предмет, про который можно сказать, например: «голубой, голубая, голубое, голубые». То есть, учат вслушиваться в окончания слов-признаков. А после этого педагог учит детей составлять словосочетания по предложенной модели, правильно согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе.
На любом занятии по первой части пособия в работе должно быть не более 2-х карточек. ( 1.1-1.2.)
Эти упражнения являются подготовительными к дальнейшей работе по формированию связной описательной речи.
1.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Цвет.
1.Посмотрите на изображения предметов разных цветов. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: голубой, голубая, голубое, голубые …
2.Назовите изображённые предметы и их цвет.
(Голубой шар, жёлтые брюки, красные бусы и т.д.)
2.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Форма.
1.На картинках изображены предметы различной формы. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: круглый, круглая, круглое, круглые …
2.Назовите предметы и их форму.
(Круглый мяч, треугольные флажки, квадратная картина и т.д.)
3.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Размер.
1.На картинках изображены предметы различного размера. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: большой, большая, большое, большие …
2.Назовите изображённые предметы и их размер.
(Большая шапка, большие часы, большой мишка и т.д.
4.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Пространственное расположение.
1.Посмотрите на изображения предметов и их расположение. Назовите предметы и их расположение.
(Правое ухо, верхнее облако, задняя лапа и т.д.)
2.Я буду называть различно расположенные предметы, а вы их показывайте.
(Собака, смотрящая влево, вправо. Нижний самолёт. Верхнее облако.) Вспомните, что может быть так расположено.
(Заднее дерево, правое ухо, указательный палец и т.д.)
5.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Длина.
1.Посмотрите на изображения предметов различной длины. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: длинный, длинная, длинное, длинные …
(Длинные брюки, длинный карандаш и т.д.)
2.Назовите изображённые предметы и их длину.
(Короткая юбка, короткие волосы и т.д.)
6.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Ширина.
1.На картинках изображены предметы, различные по ширине. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: широкий, широкая, широкое, широкие …
(Широкий лист, широкое полотенце и т. д.)
2.Назовите изображённые предметы и их ширину.
(Узкий лист, узкая полка и т. д.)
7.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Высота.
1.На картинках изображены предметы различной высоты. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: высокий, высокая, высокое, высокие …
(Высокий стол, высокое дерево и т.д.)
2.Назовите изображённые предметы и их высоту.
(Низкий кувшин, низкие сапоги и т.д.)
8.2.Упражнения на словоизменение прилагательных.
1.На картинках изображены предметы различной толщины. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: толстый, толстая, толстое, толстые …
( Толстый огурец, толстые носки и т. д.)
2.Назовите изображённые предметы и их толщину.
(Тонкая сетка, тонкое дерево и т.д.)
Логопедические тренинги второго уровня сложности.
Цель - научить детей самостоятельно находить и называть отличия в предложенных на отдельных карточках изображениях пар предметов. Всего детям предлагается 24 карточки на нахождение одного, двух и трёх отличий. В круглых скобках рядом с порядковым номером любой карточки указано число отличий, которые дети должны найти и назвать. Сначала отрабатываются задания, где нужно найти одно отличие, затем два, потом три отличия.
Рассматривание предметов сопровождается выделением нужных признаков и слов, их обозначающих.
На этом этапе дети продолжают составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными по предложенной модели.
Картинный материал также предлагается дозированно. В зависимости от возможностей детей, за одно занятие предъявляется от четырёх до восьми карточек.
Найти одно отличие:
1(1) Эта шапка жёлтая, а эта - красная. Отличие – цвет.
3(1) Эта коробка большая, а эта – маленькая. Отличие – размер.
6(1) Этот карандаш толстый, а этот – тонкий. Отличие – толщина.
7(1) Этот шарф широкий, а этот – узкий. Отличие – ширина.
2(1) Эта пуговица круглая, а эта – квадратная. Отличие – форма.
4(1) Эта лента длинная, а эта – короткая. Отличие – длина.
5(1) Это дерево высокое, а это – низкое. Отличие – высота.
8(1) У этого яблока слева - красное, ( справа – жёлтое), а у этого слева-жёлтое( справа-красное).
Отличие – пространственное расположение.
Найти два отличия:
2(2) Этот мишка большой и коричневый, а этот-маленький и жёлтый. Отличие по размеру и цвету.
3(2) Эта юбка длинная и зелёная, а эта - короткая и коричневая. Отличие по длине и цвету.
8(2) Эта подушка квадратная и жёлтая, а эта - прямоугольная и синяя. Отличие по форме и цвету.
6(2) У этой девочки волосы длинные и платье розовое, а у этой – волосы короткие и платье голубое.
Отличие по длине и цвету.
1(2) Этот шар овальный и красный, а этот - круглый и жёлтый. Отличие по форме и цвету.
4(2) Этот лист широкий и жёлтый, а этот – узкий и зелёный. Отличие по ширине и цвету.
7(2) Это дерево толстое и жёлтое, а это – тонкое и зелёное. Отличие по толщине и цвету.
5(2) Этот флажок треугольный и синий, а этот – прямоугольный и красный. Отличие по форме и цвету.
Найди три отличия:
1(3) Это яблоко большое, красное и лист справа, а это – маленькое, зелёное и лист слева. Отличие
по размеру, цвету и пространственному расположению.
3(3) Этот гриб тонкий, с красной шляпкой и листики слева, а этот – толстый, с коричневой шляпкой и
листики справа. Отличие по толщине, по цвету и пространственному расположению.
5(3) Этот шарф широкий, коричневый и на узоре треугольники, а этот – узкий, жёлтый и на узоре
овалы. Отличие по ширине, цвету и форме.
7(3) Этот дом большой, широкий и с красной крышей, а этот - маленький, узкий и с зелёной крышей.
Отличие по размеру, ширине и цвету.
2(3) Эта книга толстая, большая и синяя, а эта – тонкая, маленькая и коричневая. Отличие по толщине, размеру и цвету.
4(3) Эта девочка высокая, юбка длинная и пиджак жёлтый, а эта – низкая, юбка короткая и пиджак
коричневый. Отличие по высоте, длине и цвету.
6(3) Этот шар круглый, жёлтый и нитка справа, а этот – овальный, красный и нитка слева. Отличие
по форме, цвету и пространственному расположению.
8(3) Это платье голубое, с длинными рукавами и квадратным воротником, а это – жёлтое, с короткими
рукавами и треугольным воротником. Отличие по цвету, длине и форме.
Логопедические тренинги третьего уровня сложности.
Цель – научить детей составлять простейшие рассказы-сравнения и рассказы-описания. На каждом занятии детям предъявляется серия из трёх карточек с изображениями знакомых предметов. Всего 8 серий карточек. Каждой серии карточек присвоен порядковый номер.
По каждой серии карточек дети должны:
- Назвать изображённые предметы. Например, по серии №3: На картинках нарисованы грибы.
- Сравнить эти картинки между собой и назвать основные отличия: Этот гриб высокий, этот – пониже, а этот – самый низкий и т. д.
- Показать эти картинки в ряд по степени выраженности выбранного взрослым
признака. Например, предлагается назвать (показать) грибы в ряд по толщине ножки, по высоте
гриба и т.д. После этого – составить словосочетания и предложения по вопросам взрослого;
самостоятельно: У первого гриба самая толстая ножка. Он низкий. У него красная шляпка, а травка растёт слева от ножки и т.д.
-Отгадать, какую картинку загадал взрослый. Называется ряд признаков, например: У этого гриба
тонкая ножка, он – высокий, у него жёлтая шляпка… Дети смотрят на картинки и выбирают картинку серии, соответствующую описанию.
- Загадать картинку (то же, но признаки называют дети, а взрослый выбирает загаданную детьми
картинку).
- Сравнить любые две картинки из данной серии. Сначала используется приём параллельного
описания однотипных предметов логопедом и детьми. Логопед: «На верхней картинке нарисован
гриб». Ребёнок: « На нижней картинке тоже гриб». Логопед: « Мой гриб низкий». Ребёнок: «А мой
гриб высокий». И т.д.
- Дети составляют сравнительный рассказ самостоятельно.
Примерный сравнительный рассказ двух предметов любой картинки серии:
На картинках грибы. У первого грибочка самая толстая ножка, а у третьего – самая тонкая. Первый гриб низкий, а третий – высокий. Шляпка у первого грибка красная, а у третьего – жёлтая. У первого гриба травка растёт слева от ножки, а у третьего – справа. Первый гриб похож на подосиновик, он съедобный. А третий похож на поганку, он ядовитый.
Примерный сравнительный рассказ трёх предметов любой картинки серии:
На картинках три грибка. Первый гриб низкий, второй повыше, а третий - самый высокий. У первого грибочка толстая ножка, у второго по тоньше, а у третьего – самая тонкая ножка. У первого и второго гриба красные шляпки, а у последнего - жёлтая. У первого грибочка травка растёт слева от ножки, у второго – перед грибом, а у третьего – справа от ножки. Первый и второй грибы похожи на съедобные, а третий на ядовитую поганку.
- Дети составляют рассказ-описание самостоятельно.
Примерный рассказ-описание любой картинки серии:
Мне понравился вот этот (третий) гриб. Он самый высокий. У него жёлтая шляпка и тонкая ножка. Травка растёт справа от ножки грибка. Он очень красивый, но ядовитый. Похож на поганку. Ядовитые грибы нельзя собирать.
В результате такой подготовки в большинстве случаев удаётся добиться от младших школьников составления связных рассказов-сравнений и рассказов-описаний. Дети начинают сознательно использовать в активной речи точные определения основных признаков и свойств предметов.
Правильно употребляют различные модели словосочетаний, что является основой правильного построения предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы и формы р...
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...
Формирование связной речи у младших школьников с ОНР посредством технологии развития критического мышления
Статья посвящена проблеме формирования связной речи у учащихся с ОНР и использованию в коррекционно-развивающем обучении технологии развития критического мышления, которая представл...
Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...
Логопедические игры-бродилки, карточки для развития связной речи у младших школьников
Игры на развитие связной речи у младших школьников....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МЫ ИЩЕМ СОКРОВИЩА»
Логопед:Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.Из соломы? Соломенный.Из дерева? Деревянный.Из камня? Каменный.Из бетона? Бетонный.Из глины? Глиняный.Изо льда? Ледяной.Из бумаги? Бумажный.А ...
Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи у младших школьников с ФФНР и ОНР "Обучение составлению рассказа с опорой на картинку"
Данное логопедическое занятие направлено на развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с различными речевыми нарушениями (ФФНР, ОНР и НВОНР). Одновременно идет отработка поставленного з...