Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.
методическая разработка по логопедии по теме

Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logop._tren._pril..doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Мелехина Ольга Васильевна, учитель-логопед ГБОУ СОШ №5 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От  прилагательных к рассказам-описаниям.

Одним из основных направлений логопедической коррекционной работы является развитие связной речи детей. Логопедам хорошо известно, что младшие школьники с речевыми нарушениями не могут составить даже простейшие рассказы-сравнения и рассказы-описания.

   Многие специалисты  по исследованию речи детей (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнева, Р.И.Лалаева, Л.Г.Парамонова и др.) подчёркивают, что у многих младших школьников отмечается бедность словаря. Характерной особенностью словаря детей является неточность употребления прилагательных. Как правило, дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов. Распространёнными являются, например, следующие замены: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький и т. п. Это происходит из-за недостаточного различения детьми признаков величины, высоты, ширины, толщины предметов. Также недостаточно хорошо владеют навыками словоизменения. Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлечённой семантикой и поздним их появлением в речи детей.

  Следовательно, самостоятельному рассказыванию ребёнка должны предшествовать различные  подготовительные упражнения. Данные логопедические тренинги по развитию связной описательной речи помогут логопедам:

- уточнить и закрепить у ребёнка правильное представление о восьми основных понятиях-признаках  

Предметов.  Цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное         расположение;

- научить ребёнка анализировать предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков;

- активизировать мышление, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание и память ребёнка;

- на практическом материале позволит ребёнку использовать в активной речи различные слова-признаки и способы их связей в различных типах словосочетаний и предложений. Т.е. овладеть основами связной речи.

Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности. Каждый уровень представлен набором карточек с изображением знакомых детям предметов. Младшие школьники с речевыми нарушениями быстро утомляются. Поэтому подача картинного материала обязательно должна быть дозированной. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Сначала следует хорошо отработать с детьми задания первого уровня и только затем переходить к заданиям второго и третьего уровней.

Логопедические тренинги первого уровня сложности.

Цель -  уточнить и закрепить представления о восьми основных признаках предметов. Это: цвет, форма, размер, пространственное расположение и 4 основные категории величины: длина, ширина, высота и толщина.

Каждому образцу-эталону присвоен порядковый номер (от 1 до8) и представлен карточками.

1.Цвет. 1.1.Уточнение и закрепление представлений о цвете.

2.Форма.2.1.Упражнения на закрепление представлений о форме.

3.Размер.3.1.Упражнения на закрепление представлений о размере.

4.Пространственное расположение.4.1.Упражнения на закрепление представлений о     пространственном расположении.

5.Длина.5.1.Уточнение и закрепление представлений о длине.

6.Ширина.6.1.Уточнение и закрепление представлений о ширине.

7.Высота.7.1.Уточнение и закрепление представлений о высоте.

8.Толщина.8.1.Уточнение и закрепление представлений о толщине.

1.2- 2.2- 3.2- 4.2- 5.2- 6.2- 7.2.- 8.2. Упражнения на словоизменение прилагательных.

На карточках 1.1-2.1-3.1-4.1-5.1-6.1-7.1-8.1 предлагается ряд заданий на уточнение и закрепление представлений о конкретном признаке предмета. Дети должны сначала рассмотреть и назвать по порядку предъявленные изображения (например, назвать все цвета и оттенки). Затем показать вслед за взрослым, который называет цвета в различном порядке, и вспомнить, что бывает таким же цветом.

                                                                      1.Цвет

1.1. Уточнение и закрепление представлений о цвете.

1.Посмотрите на кляксу каждого цвета и назовите его.   (Голубой,  жёлтый, оранжевый, серый, синий,  красный, зелёный, коричневый, розовый, чёрный)

2.Я буду называть различные цвета, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такого же цвета.

  (Голубой (ая, ое, ые)-небо, незабудки, платье, чашка, шарф и т. д.)    

2.Форма

2.1.Упражнение на закрепление представлений о форме.

1.Посмотрите на изображение каждой формы и назовите её  (круг, квадрат, пятиугольник, овал, прямоугольник, треугольник).

2.Я буду называть различные формы, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой же формы.

(круг-солнце, мяч, шар, тарелка и т.д.)

             

                                                            3.Размер

2.1.Упражнение на закрепление представлений о размере.

1.Посмотрите на изображения предметов. Обратите внимание на их размер.

2.Я буду называть предметы различного размера, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такого же размера.  (Маленький-стульчик,  камушек, чайничек и т.д.; средний-кубик, дуб и т.д.; большой-слон,

нос, окунь).  

4.Пространственное расположение

4.1.Упражнения на закрепление представлений о пространственном расположении.

1.На картинках по-разному расположены предметы. Покажите предмет, про который можно сказать: правый,   правая, правое, правые;  высокий, низкий (правый палец, правое крыло и т.д.; высокий каблук, высокий дом и т. д.)

2.Назовите предметы и их расположение.(сапог между варежкой и домом, над 2-м сапогом пульт, справа от гусеницы рот и т. д.)

                                                          5.Длина

5.1.Уточнение и закрепление представлений о длине.

1.Посмотрите на изображение предметов и их длину. Назовите каждый предмет и его длину.  (Длинный шарф, короткий шарф и т. д.)

2.Я буду называть предметы различной длины, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой длины. (Длинная  лента, верёвка, дорога; длинные волосы.  Короткая  юбка, короткие пальцы).

6.Ширина

6.1.Уточнение и закрепление представлений о ширине.

1.Посмотрите на изображения предметов и их ширину. Назовите  каждый предмет и его ширину. (Широкий лист, узкий лист и  т. д.)

2.Я буду называть предметы, различные по ширине, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой же ширины.  ( Широкая  улица, река, широкое озеро. Узкая  тропа, узкий ручей.)

7.Высота

7.1.Уточнение и закрепление представлений о высоте.

1.Посмотрите на изображение предметов и их высоту. Назовите каждый предмет и его высоту.

(Низкий дом, высокий дом и т.д.)

2.Я буду называть предметы различной высоты, а вы их покажите. Вспомните, что бывает такой же высоты.

(Высокий забор,  жираф; каблук.  Низкий гриб,  низкие парты).

8.Толщина

8.1.Уточнение и закрепление представлений о толщине.

1.Посмотрите на изображения предметов и их толщину. Назовите предмет и его толщину.

( Толстая книга, тонкая книга и т. д.)

2.Я буду называть предметы, различные по толщине, а вы их показывайте. Вспомните, какие предметы бывают такой же толщины.

(Толстый слон, толстое дерево. Тонкая бумага, тонкие нитки.)

После этого переходят к заданиям по словоизменению. ( Карточки 1.2-2.2-3.2-4.2-5.2-6.2-7.2-8.2).

В работе по формированию словоизменения прилагательных следует придерживаться общепринятой в логопедии последовательности. Сначала проводится ряд заданий на согласование прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Последовательно отрабатываются формы мужского, женского и среднего рода, с ударными и безударными окончаниями. Детей просят посмотреть  на картинки и назвать их. Затем они должны показать предмет, про который можно сказать, например: «голубой,  голубая,  голубое, голубые». То есть, учат вслушиваться в окончания слов-признаков. А после этого педагог учит детей составлять словосочетания по предложенной модели, правильно согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе.

На любом занятии по первой части пособия в работе должно быть не более 2-х карточек. ( 1.1-1.2.)

Эти упражнения являются подготовительными к дальнейшей работе по формированию связной описательной речи.

1.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Цвет.

1.Посмотрите на изображения предметов разных цветов. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: голубой, голубая, голубое, голубые …

2.Назовите изображённые предметы и их цвет.

(Голубой шар, жёлтые брюки, красные бусы и т.д.)

2.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Форма.

1.На картинках изображены предметы различной формы. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: круглый, круглая, круглое, круглые …

2.Назовите предметы и их форму.

(Круглый мяч, треугольные флажки, квадратная картина и т.д.)

3.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Размер.

1.На картинках изображены предметы различного размера. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: большой, большая, большое, большие …

2.Назовите изображённые предметы и их размер.

(Большая шапка, большие часы, большой мишка и т.д.

4.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Пространственное расположение.

1.Посмотрите на изображения предметов и их расположение. Назовите предметы и их расположение.

(Правое ухо, верхнее облако, задняя лапа и т.д.)

2.Я буду называть различно расположенные предметы, а вы их показывайте.

(Собака, смотрящая влево, вправо. Нижний самолёт. Верхнее облако.) Вспомните, что может быть так расположено.

(Заднее дерево, правое ухо, указательный палец и т.д.)

5.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Длина.

1.Посмотрите на изображения предметов различной длины. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: длинный, длинная, длинное, длинные …

(Длинные брюки, длинный карандаш и т.д.)

2.Назовите изображённые предметы и их длину.

(Короткая юбка, короткие волосы и т.д.)

6.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Ширина.

1.На картинках изображены предметы, различные по ширине. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: широкий, широкая, широкое, широкие …

(Широкий лист, широкое полотенце и т. д.)

2.Назовите изображённые предметы и их ширину.

(Узкий лист, узкая полка и т. д.)

7.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Высота.

1.На картинках изображены предметы различной высоты. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: высокий, высокая, высокое, высокие …

(Высокий стол, высокое дерево и т.д.)

2.Назовите изображённые предметы и их высоту.

(Низкий кувшин, низкие сапоги и т.д.)

8.2.Упражнения на словоизменение прилагательных.

1.На картинках изображены предметы различной толщины. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: толстый, толстая, толстое, толстые …

( Толстый огурец, толстые  носки и т. д.)

2.Назовите изображённые предметы и их толщину.

(Тонкая сетка, тонкое дерево и т.д.)

Логопедические тренинги второго уровня сложности.

Цель - научить детей самостоятельно находить и называть отличия в предложенных на отдельных карточках изображениях пар предметов. Всего детям предлагается 24 карточки на нахождение одного, двух и трёх отличий. В круглых скобках рядом с порядковым номером любой карточки указано число отличий, которые дети должны найти и назвать. Сначала отрабатываются задания, где нужно найти одно отличие, затем два,  потом три отличия.

Рассматривание предметов сопровождается выделением нужных признаков и слов, их обозначающих.

На этом этапе дети продолжают составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными по предложенной модели.

Картинный материал также предлагается дозированно. В зависимости от возможностей детей, за одно занятие предъявляется  от четырёх до восьми карточек.

Найти одно отличие:

1(1) Эта шапка жёлтая, а эта - красная. Отличие – цвет.

3(1) Эта коробка большая, а эта – маленькая. Отличие – размер.

6(1) Этот карандаш толстый, а этот – тонкий. Отличие – толщина.

7(1) Этот шарф широкий, а этот – узкий. Отличие – ширина.

2(1) Эта пуговица круглая, а эта – квадратная. Отличие – форма.

4(1) Эта лента длинная, а эта – короткая. Отличие – длина.

5(1) Это дерево высокое, а это – низкое. Отличие – высота.

8(1) У этого яблока слева -  красное, ( справа – жёлтое), а у этого слева-жёлтое( справа-красное).

       Отличие – пространственное расположение.

Найти два отличия:

2(2) Этот мишка большой и коричневый, а этот-маленький и жёлтый. Отличие по размеру и цвету.

3(2) Эта юбка длинная и зелёная, а эта - короткая и коричневая. Отличие по длине и цвету.

8(2) Эта подушка квадратная и жёлтая, а эта - прямоугольная и синяя. Отличие по форме и цвету.

6(2) У этой девочки волосы длинные и платье розовое, а у этой – волосы короткие и платье голубое.

       Отличие по длине и цвету.

1(2) Этот шар овальный и красный, а этот - круглый и жёлтый. Отличие по форме и цвету.

4(2) Этот лист широкий и жёлтый, а этот – узкий и зелёный. Отличие по ширине и цвету.

7(2) Это дерево толстое и жёлтое, а это – тонкое и зелёное. Отличие по толщине и цвету.

5(2) Этот флажок треугольный и синий, а этот – прямоугольный и красный. Отличие по форме и цвету.  

Найди три отличия:

1(3) Это яблоко большое, красное и  лист  справа, а это – маленькое, зелёное и лист слева. Отличие

        по размеру, цвету  и пространственному расположению.

3(3) Этот гриб тонкий, с  красной шляпкой и листики слева, а этот – толстый, с коричневой шляпкой и

        листики справа. Отличие по толщине, по цвету и пространственному расположению.

5(3) Этот шарф широкий, коричневый и на узоре треугольники, а этот – узкий, жёлтый и на узоре

       овалы. Отличие по ширине, цвету и форме.

7(3) Этот дом большой, широкий и с красной крышей, а этот - маленький, узкий и с зелёной крышей.

       Отличие по размеру, ширине и цвету.

2(3) Эта книга толстая, большая и синяя, а эта – тонкая, маленькая и коричневая. Отличие по толщине, размеру и цвету.

       

4(3) Эта девочка высокая, юбка длинная и пиджак жёлтый, а эта – низкая, юбка короткая и пиджак

        коричневый. Отличие по высоте, длине и цвету.

6(3) Этот шар круглый, жёлтый и нитка справа, а этот – овальный, красный и нитка слева. Отличие

       по форме, цвету и пространственному расположению.

8(3) Это платье голубое, с длинными рукавами и квадратным воротником, а это – жёлтое, с короткими

       рукавами и треугольным воротником. Отличие по цвету, длине и форме.

     

Логопедические тренинги третьего уровня сложности.

Цель – научить детей составлять простейшие рассказы-сравнения и рассказы-описания. На каждом занятии детям предъявляется серия из трёх карточек с изображениями знакомых предметов. Всего  8 серий карточек. Каждой серии карточек присвоен порядковый номер.

По каждой серии карточек дети должны:

- Назвать изображённые предметы. Например, по серии №3:  На картинках нарисованы грибы.

- Сравнить эти картинки между собой и назвать основные отличия: Этот гриб высокий, этот – пониже, а этот – самый  низкий и т. д.

   

- Показать эти картинки в ряд   по степени выраженности выбранного взрослым

 признака. Например, предлагается назвать (показать) грибы в ряд по толщине ножки, по высоте

 гриба и т.д.  После этого – составить словосочетания и предложения по вопросам взрослого;

 самостоятельно: У первого гриба самая толстая ножка. Он низкий. У него красная шляпка, а     травка растёт слева от ножки и т.д.

 

-Отгадать, какую картинку загадал взрослый. Называется ряд признаков, например: У этого гриба 

 тонкая ножка, он – высокий, у него жёлтая шляпка… Дети смотрят на картинки и выбирают картинку серии, соответствующую  описанию.

- Загадать картинку (то же, но признаки называют дети, а взрослый выбирает загаданную детьми

  картинку).

- Сравнить любые две картинки из данной серии. Сначала используется приём  параллельного

  описания однотипных предметов логопедом и детьми. Логопед: «На верхней картинке  нарисован 

  гриб». Ребёнок: « На нижней картинке тоже гриб». Логопед: « Мой гриб низкий». Ребёнок: «А мой

  гриб высокий». И т.д.

- Дети составляют сравнительный  рассказ самостоятельно.

  Примерный сравнительный рассказ двух предметов любой картинки серии:

 

На картинках грибы. У первого грибочка самая толстая ножка, а у третьего – самая тонкая. Первый гриб низкий, а третий – высокий. Шляпка у первого грибка красная, а у третьего – жёлтая. У первого гриба травка растёт слева от ножки, а у третьего – справа. Первый гриб похож на подосиновик, он съедобный. А третий похож на поганку, он ядовитый.

Примерный сравнительный рассказ трёх предметов любой картинки серии:

 

На картинках три грибка. Первый гриб низкий, второй повыше, а третий  - самый высокий. У первого грибочка толстая ножка, у второго  по тоньше,  а у третьего – самая тонкая ножка. У первого  и второго гриба красные шляпки, а у последнего - жёлтая.  У первого грибочка травка растёт слева от ножки, у второго – перед грибом, а у третьего – справа от ножки. Первый и второй  грибы похожи  на съедобные, а третий на ядовитую поганку.

- Дети составляют рассказ-описание самостоятельно.

Примерный рассказ-описание любой картинки серии:

Мне понравился вот этот (третий) гриб. Он самый высокий. У него жёлтая шляпка и тонкая ножка. Травка растёт справа от ножки грибка. Он очень красивый, но ядовитый.  Похож   на поганку. Ядовитые грибы нельзя собирать.

 

 

В результате такой подготовки в большинстве случаев удаётся добиться от младших школьников составления связных рассказов-сравнений и рассказов-описаний. Дети начинают сознательно использовать в активной речи точные определения основных признаков и свойств  предметов.

Правильно употребляют различные модели словосочетаний, что является основой правильного построения предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. В статье предложены методы  и  формы р...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Формирование связной речи у младших школьников с ОНР посредством технологии развития критического мышления

Статья посвящена проблеме формирования связной речи у учащихся с ОНР и  использованию в коррекционно-развивающем обучении  технологии развития критического мышления, которая представл...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МЫ ИЩЕМ СОКРОВИЩА»

Логопед:Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.Из соломы? Соломенный.Из дерева? Деревянный.Из камня? Каменный.Из бетона? Бетонный.Из глины? Глиняный.Изо льда? Ледяной.Из бумаги? Бумажный.А ...

Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи у младших школьников с ФФНР и ОНР "Обучение составлению рассказа с опорой на картинку"

Данное логопедическое занятие направлено на развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с различными речевыми нарушениями (ФФНР, ОНР и НВОНР). Одновременно идет отработка поставленного з...