Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
план-конспект по логопедии на тему
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
На 1 этапе коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи мы формируем представление о том, что называние отдельных слов не является связным рассказом. Параллельно мы проводим дифференциацию понятий «слово», «предложение».
Ученику предлагается прослушать два образца речи: рассказ и набор слов из него. Затем надо сравнить, какой образец является рассказом.
Можно дать такую инструкцию: «Наташа и Соня вчера смотрели один и тот же мультфильм. У Наташи телевизор работал хорошо, а у Сони – плохо: то включался, то выключался. Вечером девочки пересказали мне содержание мультфильма. Прослушайте и угадайте, то рассказала Наташа и что получилось у Сони. У кого из девочек получился рассказ?»
Можно использовать наглядный материал в виде карточек – иллюстраций к рассказу и карточку с набором предметных изображений, соответствущих названным словам. Применение таких карточек наглядно показывает детям, что рассказ не получается, если назвать только предметы.
Лексический материал:
Любой набольшой рассказ повествовательного характера:
«Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли мальчики. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодная, она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у ребят. Наступила весна. Мальчики взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела».
Набор слов из того рассказа:
«Зима, синичка, холодная, окно, мальчики, форточка, открыли, комната, холодно, голодная, клевать, крошки, взяли, выпустили, хлебные, свобода, весело.
На 2 этапе коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи мы формируем представление о том, что не всякое сочетание предложений является рассказом.
Ученику предлагается прослушать два образца речи: нормированный рассказ и несколько предложений, относящихся и не относящихся к данному в рассказе событию.
Можно дать такую инструкцию: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и набор предложений. Определи, где рассказ, а где просто предложения».
Наглядный материал: ориентировочные карточки двух видов карточка – иллюстрация и набор сюжетных картинок, часть из которых имеет отношение к содержанию рассказа.
На основе такого наглядного материала дети убеждаются, что рассказ получается лишь тогда, когда все предложения рассказывают о одном и том же предмете, событии.
Лексический материал:
Рассказ повествовательного характера:
«Сеня и Костя поймали Сома. Они принесли Сома домой и оставили на кухне на столе. Кот Васька тут как тут. Кот схватил Сома и утащил его под стол. На кухню вошла мама и видит: сидит кот Васька пд столом, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт».
Набор предложений, не связанных друг с другом:
«Сеня и Костя поймали сома. На елке сидела белка. В комнате играли мальчики. Всем досадно, а кот сыт. Этот жучок поедает вредителей растений. Они принесли сома домой и оставили на кухне на столе».
По данной коррекционной работе можно предложить следующие критерии оценки:
1 уровень – ребёнок считает, что ни набор предложений, ни текст не являются рассказом.
2 уровень – ребёнок считает, что набор предложений является рассказом, а цельный рассказ - не является.
3 уровень – ребенок не отличает набор предложений из рассказа от самого рассказа (набор предложений и рассказ – это одно и то же).
4 уровень – ребенок правильно отличает цельный текст от набора предложений из него.
На третьем этапе мы вырабатываем ориентиры в структурно-логических помпонентах текста, учим детей осознавать, то в рассказе имеется два структурных компонента: предмет – то, о чём (о ком) будем рассказывать, и то, что будем рассказывать об этом предмете.
Эту работу сначала проводим на примере предложений, потому что в рассказе, как и в предложении, заключено суждение с одинаковыми признаками. Работу проводим на основе сравнения рассказа и отдельного предложения.
Работа включает в себя два варианта:
- ребёнку предлагается прослушать и сравнить рассказ повествовательного характера и отдельное коммуникативно–слабое предложение из него.
- ребёнку предлагается прослушать и сравнить рассказ повествовательного характера и отдельное коммуникативно-сильное предложение из него.
Можно дать такую инструкцию: «Я сейчас прочитаю тебе два образца речи. Ты послушай и сравни их. Можно ли назвать один из образцов рассказом?»
Наглядный материал: астрактные карточки двух видов: карточка с изображением буквы «Р» - рассказ, и пустая карточка.
Введение карточек с условными обозначениями дает возможность перевода детей с наглядно-чувственной опоры на решение задач «в уме» и создает условия для формирования нового вида ориентировки – ориентировки в структурно-логических компонентах текста.
Чтобы вычленить в предложении предмет сообщения и предикат – то, что сообщается о предмете, детям предлагается наглядно-графическая запись модели предложений: схема простого нераспространенного предложения (предмет, предикат) и простое распространенное предложение (предмет, предикат, дополнение или обстоятельство).
Вывод: такой вид работы над текстом способствует лучшему осмыслению детьми понятия связной речи, рассказа, и отрабатывается сразу несколько грамматических категорий и охватывается достаточно большой объем лексического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...
Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...
"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год
Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....
Формирование опосредованной памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр
Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогощение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий....
Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи
Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи...