Отчет учителя - логопеда о проделанной работе за год
методическая разработка по логопедии на тему
Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая работа и повышение квалификации).
В отчете показана взаимосвязь учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса Имеются задачи на следующий учебный год. Отчет может быть полезен молодым учителям-логопедам, студентам дефектологического факультета при составлении отчета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_2017.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой отчёт
о проделанной работе учителя – логопеда
МБОУ «Кардымовская средняя школа
имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
Корытко Натальи Викторовны
за 2016-2017 учебный год.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.
Диагностическое направление работы
В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших в первый класс и учащихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).
Результаты обследования учащихся начальных классов.
В период с 1 по 15 сентября 2016 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших в 1 классы (80 детей в возрасте 6-7 лет). Обследование проводилось по тестовой методике
Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. По итогам обследования 59% детей (47 учеников) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй. У 41% детей (33 ученика) способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.
В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома.
Сведения о наличии детей первых классов с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице.
Класс | Кол-во учащихся в классе (всего) | Нормальное речевое развитие | Недостатки устной речи | Зачислено в логопедический кабинет |
1 А | 27 | 19 | 8 | 6 |
1 Б | 26 | 19 | 7 | 4 |
1 В | 27 | 9 | 18 | 10 |
Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1 классы 01.09.2016 года, были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкцию взрослого, мелкая моторика руки была недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывали затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению времени коррекционной работы с некоторыми детьми. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК) с целью уточнения речевого заключения и программы дальнейшего обучения.
В письменной речи учащихся 2-4 классов выявлены недостатки:
- опора на неправильное проговаривание,
- замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,
- искаженное воспроизведение букв на письме,
- замены и смешения графически сходных букв,
- неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2016 - 17 учебный год.
Кол-во учащихся | Виды нарушений | ||||
Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР | ОНР (общее недоразвитие речи) | ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) | НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков) | ||
Зачислено на логопедические занятия | 24 | 4 3Б – 2 3 А - 1 2 Б - 1 | 6 1 А – 2 1 В - 4 | 13 1 А - 4 1 Б – 4 1 В - 5 | 1 1 В – 1 |
На конец учебного года (май 2017г) проведена итоговая диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год. Большинство учащихся (22 ученика) с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 92%. Незначительная динамика наблюдалась у 2 учеников – 8%.
По результатам работы выпущены с улучшением и нормой устной и письменной речи 20 учеников. Оставлено для продолжения логопедических занятий 4 детей с ОВЗ из 1 – 3 классов (все по рекомендации ЦПМПК).
Цифровой отчет прилагается.
Коррекционно-развивающее направление
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.
В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.
По результатам логопедического обследования были сформированы 4 группы от 3 до 5 детей и 2 подгруппы по 2 ученика. Индивидуальные занятия проводились с 4 учениками с ОВЗ из 1-3 классов. Все занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую группу, подгруппу и расписания занятий в логопедическом кабинете.
Коррекционная работа включала:
1. Развитие устной речи:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словаря;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
2. Совершенствование навыков чтения и письма.
3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).
5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).
6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Организационно-методическое направление работы
В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:
- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;
- оказание помощи учителям первых классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;
- ведение документации.
На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Учитель-логопед принимал участие в школьных методических объединениях учителей начальных классов, педсоветах, пополнял логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
26 мая 2017 года с целью осуществления преемственности в работе учителей – логопедов д/с «Солнышко» и МБОУ «Кардымовская СШ» посетила детский сад, ознакомилась с речевыми заключениями и динамикой речевого развития детей, посещавших логопедический пункт д/с, которые будут зачислены в 1 класс школы в следующем учебном году, составила список детей, нуждающихся в продолжении логопедической работы в 2017-2018 учебном году.
С 14.11.2016 по 25.12.2016 была руководителем практики Козловой Елены Владимировны студентки 3 курса ФГБОУ «Смоленский государственный университет» направление подготовки «Специальное дефектологическое образование, профиль логопедия».
С 27.02.2017 по 23.04.2017 была руководителем практики магистрантки I курса ФГБОУ «Смоленский государственный университет» Рыбаковой Марии Александровны (направление подготовки «Логопедическое образование»).
Консультативно-просветительское направление работы
В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:
- индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;
- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.
Консультативную помощь получили родители троих будущих первоклассников. К сожалению, больше обращений не было.
В кабинете имеется стенд «Информация для родителей», материал которого регулярно обновляется.
Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.
Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса
С учителями начальных классов:
Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.
Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.
В течение года велась консультативная работа для учителей школы.
С педагогом-психологом:
Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ПМПК;
Знакомилась с результатами обследования психолога по готовности первоклассников к школьному обучению;
Знакомила психолога школы с результатами логопедического обследования первоклассников.
С родителями:
Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;
С администрацией:
Принимала участие в заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей начальной школы согласно плану работы школы, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников начальной школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий.
Повышение квалификации
В течение учебного года изучала методическую литературу.
Работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/user), Современный учительский портал (http://easyen.ru), «ПроШколу» и других, с целью обмена опытом. Принимала участие в дистанционных конкурсах для учителей:
- ноябрь 2016 сертификат участника конкурса «Диссеминация педагогического опыта» (Международный Современный Учительский Портал)
- февраль 2017 диплом победителя III степени за победу в конкурсе «Диссеминация педагогического опыта» (Международный Современный Учительский Портал)
Успешно освоила курс длительностью 250 часов «Психология, педагогика и методика в начальной школе (по ФГОС начального образования)» имеется сертификат от 18 апреля 2017 г
Приняла участие в IX международной научно-практической конференции «УЧИТЕЛЬ И ВРЕМЯ» (6-7 октября 2016г), проходившей на базе ФГБОУВО «Смоленский государственный университет», где выступила на секции «Современное содержание воспитания: традиции и инновации» с докладом «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях». (сертификат)
Некоторые трудности в работе:
- Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.
- Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.
Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия.
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме.
Задачи на 2016 - 2017 учебный год
- Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы
- Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ
- Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы и детского сада «Солнышко»
- Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов.
- Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ. Пройти дистанционное обучение в Фоксфорде освоить курс «ФГОС ОВЗ. Специальные знания для эффективной реализации ФГОС детей с ОВЗ» Пройти в 2018 году комплексные курсы для учителей-логопедов.
Отчет
о числе обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи и результатах обучения в логопедическом пункте
за 2016 – 2017 учебный год
Нарушения речи | ||||||
Классы | ФФНР | Системное нарушение речи, обусловленное ЗПР | ОНР | НПОЗ | Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР | |
Выявлено обучающихся | 1 класс 2 – 4 классы | 13 | 4 | 6 | 1 | |
Зачислено на логопедические занятия | 1класс 2 – 4 классы | 13 | 4 | 6 | 1 | |
Выпущено | 1 класс 2 – 4 классы | 13 | 2 | 4 | 1 | |
Оставлено | 1 класс 2-4 классы | 2 | 2 | |||
Выбыло | 1 класс 2-4 классы |
Учитель-логопед: Н.В. Корытко
МБОУ « Кардымовская средняя школа
имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова »
Отчет
учителя-логопеда
Корытко Натальи Викторовны
о проделанной работе
в 2016-2017 учебном году.
Кардымово
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Годовой отчет учителя-логопеда МБОУ "Увельская СОШ №1" за 2016-17 учебный год
Гоодовой отчет логопеда...
Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.
В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....
Отчет педагога – психолога о проделанной работе в летнем лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей 2019 г
Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый...
Отчет учителя -логопеда
В материале представлены направления, по которым велась работа в течении учебного года, результаты диагностики речевого развития обучающихся...
Отчет учителя-логопеда МБОУ "СОШ №13" Н.Н.Шабала
Цель работы: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), испытывающим трудности в общении и в освоении ими общеобразовательных программ на о...
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет учителя-логопеда за 2020-2021 учебный год...
- Мне нравится (1)