Годовой отчет учителя-логопеда
материал по логопедии
Годовой отчет учителя-логопеда за 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_logopeda_za_20-21.doc | 100.5 КБ |
otchet_o_kolichestve_obuchayushchihsya_20-21.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой отчет учителя-логопеда Машковой П.С.
за 2020-2021 учебный год
В этом учебном году коррекционно - логопедическая работа на школьном логопункте строилась на основе рабочих программ коррекционно-развивающей направленности детей с ТНР, ЗПР, НОДА , детей, имеющих недостатки устной и письменной речи, обусловленные ФФН, согласно перспективному планированию и результатам первичного и повторного логопедического обследования.
В рамках обеспечения логопедического сопровождения в 2020-2021 учебном году учителем-логопедом Машковой П.С. была проведена работа по следующим направлениям:
I. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.
Организационная работа
В начале учебного года составлен план работы на 2020 – 2021 уч. год. Составлена рабочая программа с перспективным планированием на каждую группу учащихся, заполнены речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопункт и расписание занятий. Составлены индивидуальные планы работы по коррекции нарушений в звукопроизношении с учениками.
Диагностическая работа
В период с 1 по 15 сентября 2020 г. было проведено первичное логопедическое обследование учащихся 1А, 1Г 1Д , 1Е, 1З классов. Обследование проводилось после ознакомления с медицинскими картами учащихся. Обследование устной речи учащихся первых классов выявило нарушения различной этиологии и степени выраженности у 15 учащихся.
У обучающихся с нарушениями речи также наблюдался сниженный уровень знаний и сведений об окружающем мире, нарушения ориентировки на листе, уровень развития памяти и внимания ниже возрастной нормы.
Так как выявленные нарушения могут способствовать трудностям усвоения образовательной программы школы, дети были зачислены на коррекционные логопедические занятия в логопункт.
Логопедический мониторинг письменной речи учащихся 2-х классов, перенесенный с прошлого учебного, выявил нарушения различной степени выраженности у 9 учащихся. Дети были зачислены на коррекционные логопедические занятия в логопункт.
За основу взята методика Фотековой Т.А., для исследования речевой сферы детей младшего школьного возраста, использован речевой материал (диктанты) Е.Садовниковой. На основании полученных данных составлены индивидуальные речевые профили и речевой профиль групп.
По итогам углубленного логопедического обследования всех компонентов речи на логопедический пункт по заявлениям родителей зачислено – 29 учащихся были сформированы 6 групп от 2-х до 6-и человек в соответствии с выявленными речевыми нарушениями и с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
В т.ч.:
14 – человек посещали индивидуальные занятия,
15 чел. – групповые занятия (3 группы),
7 чел. – посещали и индивидуальные и групповые занятия.
В это число входили дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования, разработанными в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1) – 3 человек;
- с задержкой психического развития (вариант 7.2) – 1 человек;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата ( вариант 6.2) – 1 человек;
- с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.2) – 1 человек;
Список зачисленных обучающихся отражается в журнале обследования устной и письменной речи учащихся на логопункте.
В январе 2021 года было проведено промежуточное обследование устной речи детей, посещающих коррекционные занятии с целью определения эффективности проводимой работы. Родители детей со слабой динамикой развития получили рекомендации посещения медицинских специалистов (сурдолога, невролога).
В течении учебного года, в связи с устранением выявленного дефекта с логопункта было выпущено 2 человека и зачислены новые учащиеся. Два ученика отчислены по заявления родителей, на их место были зачислены учащиеся по запросу родителей и классных руководителей.
В мае 2021 года было проведено заключительно обследование развития устной речи обучающихся и выявлены результаты проведенной коррекционной работы.
По результатам работы на конец года отмечается следующая динамика:
Количество детей, зачисленных в 2020-2021 учебном году на логопункт | 29 |
Количество детей, выпущенных с улучшением устной и письменной речи | 17 |
Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы в 2021– 2022 уч. году | 10 |
Отправленных на ПМПК | 3 |
Количество выбывших детей | 2 |
С 15.05.2021 по 20.05.2021 был проведён логопедический мониторинг письменной речи учащихся 1-х классов с целью выявления нарушений устной и письменной речи. Всего обследовано 146 человека.
Класс | Всего обследовано детей | Количество детей с нормой | Количество детей с нарушениям устной речи | Количество детей с нарушениям письменной речи | Количество детей с нарушениями устной и письменной речи |
1А | 27 | 24 | 0 | 3 | 0 |
1Г | 31 | 30 | 0 | 2 | 0 |
1Д | 29 | 24 | 2 | 5 | 2 |
1Е | 32 | 28 | 3 | 4 | 3 |
1З | 27 | 25 | 0 | 2 | 0 |
Итого | 146 | 131 | 5 | 16 | 5 |
У 16 учащихся были выявлены нарушения письменной речи. В эту группу учащихся с нарушениями письма вошли 8 человек, посещающих школьный логопункт .
Обследовано первоклассников | Выявлено нарушений устной и письменной речи | Нарушения у детей, посещавших логопункт | Посещало школьный логопункт |
146 | 16 (11% ) | 6 (4% ) | 15 (10%) |
Из них 1 ребенок обучаются по программе коррекционно-развивающей направленности для детей с ТНР, 1 ребенок обучаются по программе коррекционно-развивающей направленности для детей с НОДА, а 2 ребенка имеют заключение ОНР (III), с дизартрическим компонентом.
Дети, имеющие нарушения письменной речи взяты на учёт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда.
Коррекционно – развивающая логопедическая работа
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.
По данному направлению была проведена следующая работа.
На протяжении всего года проводились групповые и индивидуальные занятия логопеда по коррекции нарушений звукопроизношения и по коррекции нарушений письменной и устной речи, согласно расписанию логопедических занятий для всех групп учащихся, утверждённого директором школы, а так же индивидуальные занятия с детьми, имеющими ОВЗ.
Проведены коррекционно- развивающие занятия по утвержденной программе, в соответствии с календарно– тематическим планом, согласно расписанию, внеурочное время, с перерывом на школьные каникулы.
Форма организации обучения – групповая ,подгрупповая и индивидуальная. Для групповых и подгрупповых занятий объединены учащиеся одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2 - 6 человек, периодичность занятий – 2 - раза в неделю, 40 минут.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут.
Структура занятия по коррекции нарушений устной речи:
- развитие артикуляционной моторики,
- развитие мелкой моторики,
- формирование кинестетических ощущений речевых органов,
- формирование сочетания речи с движением,
- развитие фонематических представлений,
- формирование звукослоговой структуры слова,
- развитие норм грамматитческого строя речи,
- исправление нарушений звукопроизношения,
- развитие связного самостоятельного высказывания,
- совершенствование навыков чтения и письма,
- развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие),
- развитие пространственно-временных представлений.
Структура занятия по коррекции нарушений письменной речи:
- развитие мелкой моторики,
-развитие фонематических представлений,
- формирование звукослоговой структуры слова,
- развитие норм грамматитческого строя речи,
- дифференциация звуков на письме,
- исправление нарушений письменной речи,
- закрепление исправленных нарушений письменной речи,
- совершенствование навыком чтения и письма.
На логопедических занятиях используются различные методы и приёмы, в том числе использование ИКТ, здоровьесберегающие технологии:
- гимнастика для глаз
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- динамические паузы
- релаксация
- массаж и самомассаж
- су-джок-терапия
- сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики, что является инновационным методом в работе учителя-логопеда и повышает интерес учащихся к логопедическим занятиям.
- В своей работе я использую следующие компьютерные программы - «Читай-пиши без ошибок», «Звукареку», «Логоблиц школа»
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2020-2021 учебный год.
II Взаимодействие с участниками коррекционного процесса.
Педагог – психолог: обсуждение результатов диагностики, выявление индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями, обозначение проблем эмоцианально – волевой сферы и способы их преодоления.
Учитель начальных классов: уточнение специфических нарушений письменной и устной речи у детей.
Знакомство классных руководителей с результатами диагностики 1- 4 классов(нарушениями устной и письменной речи)
Информирование классных руководителей о задачах и содержании работы учителя– логопеда на 2020 – 2021 учебный год.
Родители: обсуждение речевых нарушений детей, их индивидуальных особенностей, уточнение анамнеза развития и заболеваний; рекомендации по закреплению полученных на занятиях навыков дома (развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков в речи, упражнения на развитие фонематических процессов, дифференциации звуков на письме).
Родители по собственному запросу или по запросу со стороны логопеда посещали индивидуальные консультации по вопросам результатов обследования, эффективности коррекционного процесса, получали рекомендации по закреплению полученных детьми на занятиях навыков дома.
В течение учебного процесса все указанные участники коррекционного процесса находились во взаимодействии.
III Консультативное направление
В соответствии с годовым планом работы с педагогами школы проводились консультации по вопросам обучения детей с трудностями в обучении.
Оказывалась систематическая консультационная помощь родителям в организации индивидуальной работы с детьми. Велась пропаганда логопедических знаний, приобщение родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. Родительские собрания для учащихся 2 - классов сентябрь - « Что такое дисграфия и как помочь ребенку - дисграфику?», декабрь «Эти трудные согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных».
За период с сентября по июнь в школьном консультационном пункте по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей проведены 64 индивидуальных консультации.
Дополнительно по запросам педагогов и родителей в течение 2020/2021 учебного года было обследовано 2 ученика и зачислены на логопункт.
IV. Методическая работа.
- Ведение документации (журналы обследования речи, журнал движения детей на логопункте, журнал учета консультаций учителя-логопеда, журнал посещения логопедических занятий, журнал логопедических занятий по преодолению дисграфии, протоколы обследования на дисграфию).
- Посещение педагогических советов.
- Подготовка необходимой документацию к заседаниям школьной ПМПк. Активно участвовала в работе школьной ПМПк
- В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации:
Курсы повышения квалификации в ТОГОАУДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС обучающихся ОВЗ».
Изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями. Являлась постоянным слушателем вебинаров и мастер - классов, проводимых на порталах «Мерсибо», «Логоэксперт».
Изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, участие в вебинарах, мастер-классах.
Название организации | Дата | Курс, кол-во часов | Название курса | |
1 | Лого-Эксперт | 04.03.2021 | 4 | Особенности вызывания звуков у неговорящих детей |
2 | Лого-Эксперт | 25.02.2021 | 4 | Коррекция гнусавости: методы речевой терапии и нейропсихологические подходы |
3 | Лого-Эксперт | 4 | Нейрофункциональная терапия для детей с моторными нарушениями артикуляционного аппарата. Взгляд эрготерапевта. | |
4 | Лого-Эксперт | 15.03.2021 | 4 | Маска сенсорной алалии. |
5 | Лого-Эксперт | 18.03.2021 | 4 | Что может применять логопед для стимуляции орально- артикуляционной области. Вибромассажеры и не только. Вкусы на службе логопеда. |
6 | Лого-Эксперт | 19.05.2021 | 4 | Занятия на школьном логопункте: направление работы и его наполняемость |
7 | Лого-Эксперт | 08.08.2020 | 4 | Секреты запуска речи у неговорящего ребенка. |
8 | Ресурсный центр Развития и коррекции «Шаг навстречу» | 06.04.2021 | 1 | Вебинар Новые подходы в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с РАС" |
9 | 23.04.2021 | 1 | Областного семинара «Методикапостроения образовательной траектории обучающихся с ОВЗ с использованием Дистанционных образовательных технологий». | |
10 | Компания «Мобильное Электронное Образование» | 27.01.2021 | 1 | «Цифровая трансформация образования. Обучение детей с Ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в эпоху развития цифрового образования» |
Проводилась работа по самообразованию на тему «Преодоление и коррекция дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ТНР», создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.
Осуществлялся подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь учителям и родителям.
Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для фронтальных и индивидуальных занятий.
Приобретена методическая литература :
- Игротека речевых игр. Выпуск №9 «Согласные твердые и мягкие».
- М.В. Мальм , О.В. Суслова «Дисграфия. Языковой анализ и синтез» 2 класс.
- М.В. Мальм, О.В. Суслова «Дисграфия. Языковой анализ и синтез» 3 класс.
- М.В. Мальм , О.В. Суслова «Дисграфия. Учусь различать буквы» 1-4 класс.
- М.В. Мальм , О.В. Суслова «Дисграфия. Учусь различать звуки» 1-4 класс.
- О.В. Чистякова « Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов»
- Флешка с программой для постановки и автоматизации « трудных» звуков « Зву-ка-ре-ку!». логопедического портала «Мерсибо».
- Серия игр на развитие мелкой моторики.
- Речевые игры Русский язык « Твердые и мягкие согласные», «Парные согласные», « Безударные гласные».
ВЫВОДЫ:
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2020-2021 учебный год, результаты диагностики обучающихся, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий 2021-2022учебный год.
Положительными моментами в работе считаю следующее:
1. Своевременное выявление проблем в речевом развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Положительный настрой обучающихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
3. Активность родителей в проведении совместной работы по коррекции и профилактике нарушений устной и письменной речи.
Отрицательными моментами считаю:
1. Для достижения положительных результатов в работе учителя- логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития.
2. В младшем школьном возрасте у многих ребят контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи). Должно присутствовать постоянное самоконтролирование речи и обязательный контроль взрослых, как родителей , так и учителей.
3.После прекращения логопедических занятий, некоторые дети не могут продолжать обучение на том же уровне, с которым были выпущены. В большинстве случаев это дети, имеющие в анамнезе ОНР 3у, СНР, НВОНР.
4.Увеличение темпа написания письменных работ в старших классах, провоцирует рецидив у детей, в анамнезе которых была оптико-кинетическая дисграфия, ухудшается графическое оформление работ
В следующем 2021-2022 учебном году планируется:
1.Совершенствовать работу по развитию связной речи и формированию словаря, оказывать своевременную помощь обучающимся, имеющие проблемы в речевом развитии.
2.Ввести консультаций и просветительско-профилактическую работу среди педагогов, используя новые современные формы деятельности, вести более тесное сотрудничество с учителями старших классов
3.Развивать интерес родителей к логопедической работе.
4.Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.
5.Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых компьютерных технологий на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
6. Консультировать учащихся, имеющих ранее речевые нарушения, и их родителей; Рекомендовать выполнение коррекционных упражнений после выпуска из логопункта.
Предварительный просмотр:
Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и результатах обучения в логопедическом пункте МАОУ СОШ №36
2020\2021 учебный год учителя – логопеда Машковой П.С.
Классы | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | Всего | |||||||
Общее недоразвитие речи ( по адаптированной программе \ по общеобразовательной) | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Фонематическое недоразвитие речи | Заикание | Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР | Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН | Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН( по адаптированной программе 5.1) | Нарушения чтения и письма, обусловленные, несформированностью основных средств языка ( по адаптированной программе,7.2 8.2,6.2) | |||
Выявлено обучающихся | 1 | 2\ 0 | 6 | 7 | 0 | 0 | 6 | 1 | 1 | 15 |
2-4 | 4\1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 11 | 2 | 2 | 17 ( 2 человека имеют нарушения и устной и письменной речи) | |
Зачислено в логопункт | 1 | 2\0 | 6 | 7 | 0 | 0 | 6 | 1 | 1 | 15 |
2-4 | 4\1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 9 | 2 | 2 | 14 | |
Выпущено из логопункта | 1 | 0\0 | 2 | 6 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 8 |
2-4 | 2\0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 7 | 1 | 1 | 9 | |
Оставлено в логопункте | 1 | 2\0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 4 | 1 | 1 | 6 |
2-4 | 2\1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Выбыло по заявлениям родителей | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2-4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Учитель-логопед Машкова П.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
годовой план учителя-логопеда
УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №3...
Годовой отчет учителя-логопеда МБОУ "Увельская СОШ №1" за 2016-17 учебный год
Гоодовой отчет логопеда...
Годовой план учителя-логопеда
Образец написания годового плана учителя-логопеда....
годовой отчет учителя логопеда
Целью проводимой работы является преодоление нарушений устной и письменной речи,их коррекция и профилактика, оказание помощи в усвоении программного материала обучающимися с различными речевыми ...
Годовой отчет учителя - логопеда
Годовой отчет учителя - логопеда за учебный год показывает направления проведенной коррекционной работы....
Годовой отчет учителя- логопеда 2021 -2022 учебный год
Отчет о проделанной работе учителя - логопеда за 2021- 2022 учебный год...
Годовой отчет учителя- логопеда 2022 -2023 учебный год
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА...