Отчет учителя-логопеда МБОУ "СОШ №13" Н.Н.Шабала
материал по логопедии
Цель работы: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), испытывающим трудности в общении и в освоении ими общеобразовательных программ на основе освоения универсальных учебных действий, способствуя развитию и саморазвитию личности, формированию положительных личностных качеств, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_uchitelch-logopeda_za_2020-2021_uch.god_dlya_sayta.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
ОТЧЕТ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ШАБАЛА НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ
ЗА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель работы: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), испытывающим трудности в общении и в освоении ими общеобразовательных программ на основе освоения универсальных учебных действий, способствуя развитию и саморазвитию личности, формированию положительных личностных качеств, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить детей внятно и отчетливо произносить все звуки родного языка, слова и словосочетания;
- упражнять детей в правильном произношении звуков;
- учить связно, последовательно излагать свои мысли;
- учить употреблять в речи простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- учить давать полные ответы, обосновывая свои ответы;
- учить делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
- учить детей планировать свою деятельность;
- обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать звуковую культуру речи;
- развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка-носителя языка;
- формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, конструирования, моделирования;
- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- развивать память, внимание, творческие способности, воображение;
- развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста;
- развивать анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
- развивать умения вести самостоятельный поиск информации; развивать способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Воспитательные задачи:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.
Формирование УУД.
1.6. Ожидаемый результат: формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Основные направления работы:
- диагностическая деятельность;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- консультативная деятельность;
- просветительская и профилактическая деятельность;
- организационно-методическая деятельность.
Механизм организации учебно-коррекционного процесса:
- обследование;
- формирование групп с учетом диагноза каждого ребенка;
- определение цели и задач коррекционной работы с детьми;
- перспективное планирование (индивидуальное и для групп);
- определение содержания работы с родителями, педагогами, социально-психологической службой;
- организация и проведение учебно-коррекционного процесса;
- отслеживание динамики развития детей (мониторинг).
Этапы логопедического обследования:
- ориентировочный этап (сбор анамнестических данных, выяснение запроса родителей, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка);
- диагностический (обследование речи ребенка);
- аналитический (интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты);
- прогностический (прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы, решается вопрос об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте);
- информирование родителей, педагогов.
Диагностическая деятельность включала:
- логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся 1 -3 классов;
- знакомство с личными делами учащихся, с данными медицинского обследования;
- сбор анамнеза, психолого-педагогической документации;
- комплектование групп детей, зачисленных на логопедические занятия в текущем учебном году;
- определение учащихся для индивидуальной работы;
- составление расписания логопедических занятий;
- составление программы логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи в рамках реализации ФГОС;
- составление годового плана методической работы;
- аналитические справки по результатам обследования.
Принципы обследования:
- единство диагностики, коррекции и развития;
- системности;
- комплексности;
- онтогенетический (учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи);
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода. сознательности);
- принцип ориентации на ценности и ценностные отношения (принцип воспитания);
- принцип субъектности, целостности (принципы воспитания).
Основные формы логопедического воздействия
- Обучение.
- Коррекция.
- Воспитание.
- Компенсация.
- Реабилитация.
- Адаптация.
В 2020- 2021 учебном году вся коррекционно-развивающая работа строилась на основе программы по дисграфии Ефименковой Л.Н., Р.И.Лалаевой ««Обследование устной речи», методики Л.М.Козыревой «Логопедические программы коррекции нарушений устной и письменной речи» 1-4 классы. Вся коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи, на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 года, 22 сентября 2011 года, 18 декабря 2012 года. В Стандарте особое значение придается предупреждающей работе с детьми группы риска, с детьми, имеющими диагноз ОВЗ. ФГОС указывает на обязательный учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Главная задача – это правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма и чтения у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.
Первичная диагностика проводилась в начале учебного года с 2 сентября по 15 сентября. По результатам обследования было зачислено на логопедические занятия 31чел. Из них 10 чел. ученики первых классов. 21 чел. – ученики 2,3 классов. В течение учебного года на занятия были приняты еще 5 учеников 1 класса. В четвертой четверти выбыл ученик 2Е класса Пьянков С. по заявлению родителей. Всего в текущем году было сформировано 8 групп, 1 подгруппа, 3 чел. посещали занятия индивидуально.
Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1 – 3 классов
Диагноз | Количество учащихся |
Общее недоразвитие речи (ОНР 3 уровень) | 7 чел. (22,58%) |
Нерезко выраженное недоразвитие речи (НВОНР) | 2чел. (5,45%) |
Нарушение письменной речи, обусловленное ОНР | 4 чел. (12,90%) |
Нарушение письменной речи, обусловленное НВОНР | 3 чел. (3,67%) |
Нарушение письменной речи, обусловленное фонематическим недоразвитием | 15 чел. (48,38%) |
Нарушение чтения (дислексия) | 6 чел. (19,35%) |
ФФНР | 1 чел. (3,22%) |
Дизартрия | 7 чел. (22,58) |
Всего учащихся | 31 чел. |
Дислексия: ХХ. (2А), ХХ (2Д), ХХ(2Е), ХХ (2Е), ХХ (2Е), ХХ (3Г).
Диагноз: общее недоразвитие речи III уровень (ОНР) – ХХ., ХХ, ХХ, ХХ (1А класс); ХХ (1Г класс), ХХ (1Д класс), ХХ (1Е класс).
Диагноз: нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – ХХ (1Б класс), ХХ (1Е класс).
Диагноз: дизартрия (солутствующий диагноз) – 7 чел.
Диагноз: ФФНР – ХХ (1А класс).
Диагноз: дисграфия – 21 чел.
Педагоги всех классов были подробно ознакомлены с результатами диагностики в начале учебного года, с результатами промежуточной диагностики. Им были даны рекомендации по поводу работы с детьми, имеющими низкий уровень речевого развития и уровень ниже среднего.
Коррекционно-развивающая деятельность представлена системой групповых (3 - 6 чел.), подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий в соответствии с планами работы, основной целью которых является развитие и коррекция устной и письменной речи, чтения обучающихся, учащихся с ОВЗ. После завершения логопедических занятий в 2020/20201учебном году были проанализированы результаты работы с точки зрения динамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных навыков в целом. Положительная динамика наблюдается почти у всех учащихся первых классов, посещающих логопедические занятия. В таблице показаны уровни речевого развития на начало учебного года и на конец учебного года.
Динамика речевого развития учащихся 1-х классов, посещающих логопедические занятия в 2020 -2021 учебном году
Уровень речевого развития | Начало года | Конец года | |
низкий | 3(30%) | ---------- | |
ниже среднего | 3(30%) | 1 (10%) | |
средний | 3(30%) | 1(10%) | |
выше среднего | 1(10%) | 5(50%) | |
высокий | --------- | 3(30%) | |
Анализ итоговой диагностики речевого развития показал следующее:
- на конец учебного года низкий уровень речевого развития составил 0%;
- уровень речевого развития ниже среднего – 10% (1 чел.);
- средний уровень речевого развития – 10% (1 чел.)
- уровень речевого развития выше среднего составил – 50% (5 чел.);
- высокий уровень речевого развития – 30% (3 чел.).
№ п/п | Ф.И.ребенка | Звукопроизношение | Слоговая структура | Пространственная ориентация | Фонетическое восприятие | Словарный запас | Грамматический строй речи | Связная речь |
1. | ХХ (1А) | ротацизм | N | ориентируется недостаточно | N | качественно неполноценный | понимание грам. констр. затруднено | N |
2. | ХХ (1А) | N (контроль за свистящими звуками) | частично нарушена (если не слышит слово) | N | N | ниже возрастной нормы | нарушен | навыки сформированы слабо |
3. | ХХ (1А) | звуки нарушены | N | N | N | N | N | N |
4. | ХХ (1А ) | N | N | N | N | качественно неполноценный | N | навыки сформированы |
5. | ХХ (1А) | N | N | слабо ориентирована | навыки не сформированы | ниже возрастной нормы | понимание грам. констр. затруднено | развита недостаточно |
6. | ХХ (1Б) | частично нарушено (Л, Р) | N | N | N | N | N | N |
7. | ХХ (1Г) | N | N | N | N | качественно неполноценный | N | Развита недостаточно |
8. | ХХ (1Д) | ротацизм | N | развита недостаточно | N | недостаточный | N | навыки сформированы |
9. | ХХ (1Е) | ротацизм | N | N | N | качественно неполноценный | понимание грам. констр. затруднено | навыки сформированы недостаточно |
10. | ХХ (1Е) | N | частично нарушена | N | N | качественно неполноценный | N | Навыки сформированы |
Таким образом, по результатам исследования на конец учебного года отмечается положительная динамика у всех учащихся 1-х классов, посещающих логопедические занятия. Статистические данные мониторинга являются объективным и независимым отражением успешности обучения первоклассников. Если посмотреть динамику развития первоклассников по речевым параметрам, то анализ результатов показывает позитивные изменения у детей, произошедшие в результате целенаправленной коррекции, что подтверждает эффективность методики работы по предложенным направлениям на всем протяжении обучения ребенка в младшем звене.
С удовлетворительной динамикой выпущены: ХХ (1Г), ХХ (1А), ХХ (1Е)., ХХ (1Б), ХХ (1Д). Остальные обучающиеся продолжат занятия у логопеда в следующем учебном году. Это предусмотрено программой.
21 чел. были зачислены на логопедические занятия с диагнозом дисграфия (нарушение письменной речи). Из них : ХХ (2А), ХХ (2Д), ХХ (2Е), ХХ (2Е), ХХ (2Е), ХХ (3Г) еще имеют диагноз дислексия (нарушение чтения). К концу учебного года техника чтения повысилась у этих учеников, но все равно остается еще не на должном уровне.
Этот учебный год особенный. Ученики вернулись в школу после пандемии. За время нахождения дома многими учебный материал был запущен. Восстанавливать упущенные знания им крайне тяжело. Потому что ученики, посещающие логопедические занятия, почти все с низкими учебными возможностями. Тем не менее, у большинства все-таки улучшилась письменная речь. Стало меньше ошибок при письме. Но все равно знания носят неустойчивый характер, со многими будут продолжены занятия в следующем учебном году. С удовлетворительной динамикой выпущены следующие ученики: ХХ (2Д), ХХ (2Е), ХХ (3Г), ХХ (3А), ХХ, ХХ (3Е).
Результаты мониторинга помогают:
- учителю, т.к. уже в начале учебного года известны проблемы ребенка и его способности, а в конце года причины школьных трудностей;
- родителям, т.к. при ранней диагностике они успевают подготовить ребенка к школе по рекомендациям специалистов, а в конце года принять решение о выборе программы обучения, соответствующей способностям ребенка;
- администрации, т.к. результаты мониторинга позволяют принять управленческие решения, как в отношении учителя, так и в отношении ученика;
- логопеду и психологу, т.к. дают фактический материал для планирования своей работы, а затем для оценки её эффективности.
Организация логопедической помощи в МБОУ «СОШ № 13»
Учебный год | Количество детей, нуждающихся в логокоррекции | Охвачено всего | Эффективность логокоррекции | |||
С хорошей речью | С улучшением | Оставлено для продолжения занятий | Без перемен | |||
2020-2021 | 31 | 31 | 6 | 7 | 17 | 1 -выбыл |
В течение учебного года было проведено:
- первичное профилактическое обследование устной речи учащихся 1-х классов (в сроки обследования); заполнены протоколы обследования;
- профилактическое обследование письменной речи, чтения учащихся 2-3 классов, учащихся с ОВЗ;
- были составлены аналитические справки по результатам обследования устной и письменной речи;
- составлены списки учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, составлено и утверждено расписание занятий, годовой план методической работы, была написана рабочая программа;
- произведен анализ медицинских карт учащихся 1-х классов и вновь прибывших;
- комплектование групп и подгрупп с учетом однородности структуры речевого дефекта;
- заполнены карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия;
- на протяжении учебного года заполнялся журнал учета посещаемости логопедических занятий;
- проводился мониторинг устной и письменной речи (начало года, промежуточный, итоговый) с целью отследить динамику состояния речи оценить степень усвоения навыков письма, проанализировать наличие специфических ошибок;
- с целью повышения познавательной активности учащихся, повышения мотивации детей к логопедическим занятиям, использовала в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал, компьютер.
Проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия согласно циклограмме рабочего времени. С целью наблюдения за работой в классе детей-логопатов, посетила уроки обучения грамоте, русского языка, чтения в 1-х классах. Цель: оказать методическую помощь в работе с детьми – логопатами, с детьми ОВЗ. Была написана справка, даны рекомендации. Моя работа невозможна без тесного контакта с учителями начальных классов. Наша взаимосвязь устанавливается уже с момента первичного обследования детей. Результаты диагностики сообщались на собеседовании с каждым педагогом класса. Совместно с педагогами анализировались все контрольные работы, обсуждались ошибки учащихся, допущенные в диктантах. Проводила индивидуальные беседы с педагогами с целью поиска оптимальных путей коррекционного воздействия на каждого ребенка. Всегда согласовываю целесообразность принятого решения в отношении конкретного ребенка. Принимала участие в школьной ПМПК. Готовила необходимую документацию для представления учеников на ТПМК. Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Я старалась с первой встречи настроить родителей на сотрудничество со мной. Проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. На индивидуальных консультациях сообщала родителям об успехах и проблемах детей. Они получали рекомендации по коррекции письма, чтения, развитию активного словаря, культуры речи в семье. Тесный контакт логопеда, педагогов и родителей – важнейшее условие высокой эффективности учебно-коррекционной работы!
Эффективность работы во многом зависит от моего умения создать позитивный эмоциональный фон общения, моей способности расположить к себе собеседника. При коррекции речевых нарушений учитываю совокупность этиологических факторов, обуславливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-биологические факторы. Система логопедической работы носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов.
В течение учебного года сотрудничала с группами в интернете «Дефектология», «Коррекционная педагогика», «Логопеды, логопедия», «Логопед и Я», «Мерсибо» и другие. Систематически изучала новинки методической литературы. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, в основном решены. Полученные результаты достигались за счет:
- единых требований к ученикам-логопатам со стороны учителя-логопеда и педагогов;
- индивидуального подхода к ученикам с учетом диагностических данных;
- дифференцированного подхода;
- полисенсорного воздействия, т.е. использования сохранных анализаторов, что давало возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
- профессионального знания коррекционной работы с детьми ОВЗ;
- формирования стойкой мотивации и произвольных интересов;
- активизации работы с родителями с целью повышения компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе;
- проведения занятий с применением игровой формы обучения;
- систематичности занятий.
Задачи на 2021- 2022 учебный год
- провести первичную диагностику устной речи первоклассников с 1 по 20 сентября;
- провести обследование письменной речи, чтения учащихся 2-3 классов со 2 по 20 сентября;
- осуществлять коррекцию речевых функций учащихся в соответствии с индивидуальными и возрастными нормами;
- развивать все речевые параметры у учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
- оказывать индивидуально - ориентированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- усилить совместную деятельность учителя-логопеда и педагогов начальных классов для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения;
- оказывать консультативную помощь педагогам, родителям в работе с детьми-логопатами.
28.05.2021 г. Учитель-логопед_________/Н.Н.Шабала/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет учителя - логопеда о проделанной работе за год
Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...
Годовой отчет учителя-логопеда МБОУ "Увельская СОШ №1" за 2016-17 учебный год
Гоодовой отчет логопеда...
Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.
В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....
Отчет учителя -логопеда
В материале представлены направления, по которым велась работа в течении учебного года, результаты диагностики речевого развития обучающихся...
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет учителя-логопеда за 2020-2021 учебный год...
годовой отчет учителя логопеда
Целью проводимой работы является преодоление нарушений устной и письменной речи,их коррекция и профилактика, оказание помощи в усвоении программного материала обучающимися с различными речевыми ...
Годовой отчет учителя - логопеда
Годовой отчет учителя - логопеда за учебный год показывает направления проведенной коррекционной работы....