Отчет учителя-логопеда МБОУ "СОШ №13" Н.Н.Шабала
материал по логопедии

Шабала Наталья Николаевна

Цель работы: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), испытывающим трудности в общении и в освоении ими общеобразовательных программ на основе освоения универсальных учебных действий, способствуя развитию и саморазвитию личности, формированию положительных личностных качеств, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

ОТЧЕТ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ШАБАЛА НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ
ЗА  2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель работы: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), испытывающим трудности в общении и в освоении ими общеобразовательных программ на основе освоения универсальных учебных действий, способствуя развитию и саморазвитию личности, формированию положительных личностных качеств, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить детей внятно и отчетливо произносить все звуки родного языка, слова и словосочетания;
  • упражнять детей в правильном произношении звуков;
  • учить связно, последовательно излагать свои мысли;
  • учить употреблять в речи простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • учить давать полные ответы, обосновывая свои ответы;
  • учить делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
  • учить детей планировать свою деятельность;
  • обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать звуковую культуру речи;
  • развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка-носителя языка;
  • формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,    обобщения, исключения, конструирования, моделирования;
  • развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • развивать память, внимание, творческие способности, воображение;
  • развивать  языковой  анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста;
  • развивать анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения;
  • развивать умения вести самостоятельный поиск информации; развивать способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Воспитательные задачи:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям;
  • воспитывать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
  • воспитывать усидчивость;
  • воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Формирование УУД.

1.6. Ожидаемый результат: формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Основные направления работы:

  • диагностическая деятельность;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • консультативная деятельность;
  • просветительская и профилактическая деятельность;
  • организационно-методическая деятельность.

Механизм организации учебно-коррекционного процесса:

  • обследование;
  • формирование групп с учетом диагноза каждого ребенка;
  • определение цели и задач коррекционной работы с детьми;
  • перспективное планирование (индивидуальное и для групп);
  • определение содержания работы с родителями, педагогами, социально-психологической службой;
  • организация и проведение учебно-коррекционного процесса;
  • отслеживание динамики развития детей (мониторинг).

Этапы логопедического обследования:

  • ориентировочный этап (сбор анамнестических данных, выяснение запроса родителей, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка);
  • диагностический (обследование речи ребенка);
  • аналитический (интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты);
  • прогностический (прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы, решается вопрос об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте);
  • информирование родителей, педагогов.

Диагностическая деятельность включала:

  • логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся 1 -3 классов;
  • знакомство с личными делами учащихся, с данными медицинского обследования;
  • сбор анамнеза, психолого-педагогической документации;
  • комплектование групп детей, зачисленных на логопедические занятия в текущем учебном году;
  • определение учащихся  для индивидуальной работы;
  • составление расписания логопедических  занятий;
  • составление программы логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи в рамках реализации ФГОС;
  • составление годового плана методической работы;
  • аналитические справки по результатам обследования.

Принципы обследования:

  • единство диагностики, коррекции и развития;
  • системности;
  • комплексности;
  • онтогенетический (учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи);
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода. сознательности);
  • принцип ориентации на ценности и ценностные отношения (принцип воспитания);
  • принцип субъектности, целостности (принципы воспитания).

Основные формы логопедического воздействия

  1. Обучение.
  2. Коррекция.
  3. Воспитание.
  4. Компенсация.
  5. Реабилитация.
  6. Адаптация.

В 2020- 2021 учебном году вся коррекционно-развивающая работа строилась на основе программы по дисграфии Ефименковой Л.Н., Р.И.Лалаевой ««Обследование устной речи», методики Л.М.Козыревой «Логопедические программы коррекции нарушений устной и письменной речи» 1-4 классы. Вся  коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи, на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 года, 22 сентября 2011 года, 18 декабря 2012 года. В Стандарте особое значение придается предупреждающей работе с детьми группы риска, с детьми, имеющими диагноз ОВЗ. ФГОС указывает на обязательный учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Главная задача – это правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма и чтения у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.

 Первичная диагностика  проводилась в начале учебного года с 2 сентября по 15 сентября. По результатам обследования было зачислено на логопедические  занятия 31чел.   Из них 10 чел. ученики первых классов.  21 чел. – ученики 2,3 классов. В течение учебного года на  занятия были приняты еще 5 учеников 1 класса.   В четвертой четверти выбыл ученик 2Е класса Пьянков С.  по заявлению родителей.  Всего в текущем году было сформировано 8 групп, 1 подгруппа, 3 чел. посещали  занятия индивидуально.

Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1 – 3 классов

Диагноз

Количество учащихся

Общее недоразвитие речи (ОНР 3 уровень)

7 чел. (22,58%)

Нерезко выраженное недоразвитие речи (НВОНР)

2чел. (5,45%)

Нарушение письменной речи, обусловленное ОНР

4 чел. (12,90%)

Нарушение письменной речи, обусловленное НВОНР

3 чел. (3,67%)

Нарушение письменной речи, обусловленное фонематическим недоразвитием

15 чел. (48,38%)

Нарушение чтения (дислексия)

6 чел. (19,35%)

ФФНР

1 чел. (3,22%)

Дизартрия

7 чел. (22,58)

Всего учащихся

31 чел.

Дислексия: ХХ. (2А), ХХ (2Д), ХХ(2Е), ХХ (2Е), ХХ (2Е), ХХ (3Г).

Диагноз: общее недоразвитие речи III уровень (ОНР) – ХХ., ХХ, ХХ, ХХ (1А класс); ХХ (1Г класс), ХХ (1Д класс), ХХ (1Е класс).

Диагноз: нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – ХХ (1Б класс), ХХ (1Е класс).

Диагноз: дизартрия (солутствующий диагноз) – 7 чел.

Диагноз: ФФНР – ХХ (1А класс).

Диагноз: дисграфия – 21 чел. 

Педагоги всех классов были подробно ознакомлены с результатами диагностики в начале учебного года, с результатами промежуточной диагностики. Им были даны рекомендации по поводу работы с детьми, имеющими низкий уровень речевого развития и уровень ниже среднего.

Коррекционно-развивающая деятельность представлена системой групповых (3 - 6 чел.), подгрупповых  и индивидуальных логопедических занятий в соответствии с планами работы, основной целью которых является развитие и коррекция устной и письменной речи, чтения обучающихся, учащихся с ОВЗ. После завершения логопедических занятий в 2020/20201учебном  году были проанализированы результаты работы с точки зрения динамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных навыков в целом. Положительная динамика наблюдается почти у всех учащихся первых классов, посещающих логопедические занятия. В таблице показаны уровни речевого развития на начало учебного года и на конец учебного года.

Динамика речевого развития учащихся 1-х классов, посещающих логопедические занятия в 2020 -2021 учебном году

   Уровень речевого развития

Начало года

Конец года

                     низкий

3(30%)

----------

ниже среднего

3(30%)

1 (10%)

                     средний

3(30%)

1(10%)

  выше среднего

1(10%)

5(50%)

                      высокий

---------

3(30%)

 Анализ итоговой диагностики речевого развития показал следующее:

  • на конец учебного года низкий уровень речевого развития составил 0%;
  • уровень речевого развития ниже среднего –  10% (1 чел.);
  • средний уровень речевого развития – 10% (1 чел.)
  • уровень речевого развития выше среднего составил – 50% (5 чел.);
  •  высокий уровень речевого развития – 30% (3 чел.).

№ п/п

Ф.И.ребенка

Звукопроизношение

Слоговая структура

Пространственная ориентация

Фонетическое восприятие

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

1.

ХХ (1А)

ротацизм

N

ориентируется недостаточно

N

качественно неполноценный

понимание грам. констр. затруднено

N

2.

ХХ (1А)

N

(контроль за свистящими звуками)

частично нарушена (если не слышит слово)

N

N

ниже возрастной нормы

нарушен

навыки  сформированы слабо

3.

ХХ (1А)

звуки нарушены

N

N

N

N

N

N

4.

ХХ  (1А  )

N

N

N

N

качественно неполноценный

N

навыки сформированы

5.

ХХ  (1А)

N

N

слабо ориентирована

навыки не сформированы

ниже возрастной нормы

понимание грам. констр. затруднено

развита недостаточно

6.

ХХ  (1Б)

частично нарушено (Л, Р)

N

N

N

N

N

N

7.

ХХ (1Г)

N

N

N

N

качественно неполноценный

N

Развита недостаточно

8.

ХХ  (1Д)

ротацизм

N

развита недостаточно

N

недостаточный

N

        навыки сформированы

9.

ХХ (1Е)

ротацизм

N

N

N

качественно неполноценный

понимание грам.  констр. затруднено

навыки сформированы недостаточно

10.

ХХ  (1Е)

N

частично нарушена

N

N

качественно неполноценный

N

Навыки сформированы

Таким образом, по результатам исследования на конец учебного года отмечается положительная динамика у всех учащихся 1-х классов, посещающих логопедические занятия.  Статистические данные мониторинга являются объективным и независимым отражением успешности обучения первоклассников. Если посмотреть динамику развития первоклассников по речевым параметрам, то анализ результатов показывает позитивные изменения у детей, произошедшие в результате целенаправленной коррекции, что подтверждает эффективность методики работы по предложенным направлениям на всем протяжении обучения ребенка в младшем звене.

 С  удовлетворительной динамикой выпущены: ХХ (1Г), ХХ (1А), ХХ (1Е)., ХХ (1Б), ХХ (1Д).  Остальные обучающиеся продолжат занятия у логопеда в следующем учебном году. Это предусмотрено программой.

21 чел. были зачислены на логопедические занятия с диагнозом дисграфия (нарушение письменной речи). Из них : ХХ (2А), ХХ (2Д), ХХ (2Е), ХХ (2Е), ХХ (2Е), ХХ (3Г) еще имеют диагноз дислексия (нарушение чтения). К концу учебного года техника чтения повысилась у этих учеников, но все равно остается еще  не на должном уровне.

Этот учебный год особенный. Ученики вернулись в школу после пандемии. За время нахождения дома многими учебный материал был запущен. Восстанавливать упущенные знания им крайне тяжело. Потому что ученики, посещающие логопедические занятия, почти все с низкими учебными возможностями. Тем не менее, у большинства все-таки улучшилась письменная речь. Стало меньше ошибок при письме. Но все равно знания носят неустойчивый характер, со многими будут продолжены занятия в следующем учебном году. С удовлетворительной динамикой выпущены следующие ученики: ХХ (2Д),  ХХ (2Е), ХХ (3Г), ХХ (3А), ХХ, ХХ (3Е).

Результаты мониторинга помогают:

  • учителю, т.к. уже в начале учебного года известны проблемы ребенка и его способности, а в конце года причины школьных трудностей;
  • родителям, т.к. при ранней диагностике они успевают подготовить ребенка к школе по рекомендациям специалистов, а в конце года принять решение о выборе программы обучения, соответствующей способностям ребенка;
  • администрации, т.к. результаты мониторинга позволяют принять управленческие решения, как в отношении учителя, так и в отношении ученика;
  • логопеду и психологу, т.к. дают фактический материал для планирования своей работы, а затем для оценки её эффективности.

Организация логопедической помощи в МБОУ «СОШ № 13»

Учебный год

Количество детей, нуждающихся в логокоррекции

Охвачено всего

Эффективность логокоррекции

С хорошей речью

С улучшением

Оставлено для продолжения занятий

Без перемен

2020-2021

31

31

6

7

17

1 -выбыл

В течение учебного года было проведено:

- первичное профилактическое обследование устной речи учащихся 1-х классов (в сроки обследования); заполнены протоколы обследования;

- профилактическое обследование письменной речи, чтения учащихся 2-3 классов, учащихся с ОВЗ;

- были составлены аналитические справки по результатам обследования устной и письменной речи;

- составлены списки учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, составлено и утверждено расписание занятий, годовой план методической работы, была написана рабочая программа;

- произведен анализ медицинских карт учащихся 1-х классов и вновь прибывших;

- комплектование групп и подгрупп с учетом однородности структуры речевого дефекта;

- заполнены карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия;

- на протяжении учебного года заполнялся журнал учета посещаемости логопедических занятий;

- проводился мониторинг устной и письменной речи (начало года, промежуточный, итоговый) с целью отследить динамику состояния речи оценить степень усвоения навыков письма, проанализировать наличие специфических ошибок;

- с целью повышения познавательной активности учащихся, повышения мотивации детей к логопедическим занятиям, использовала в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал, компьютер.

Проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия согласно циклограмме рабочего времени. С целью наблюдения за работой в классе детей-логопатов, посетила уроки обучения грамоте, русского языка, чтения в 1-х классах. Цель: оказать методическую помощь в работе с детьми – логопатами, с детьми ОВЗ. Была написана справка, даны рекомендации. Моя работа невозможна без тесного контакта с учителями начальных классов. Наша взаимосвязь устанавливается уже с момента первичного обследования детей. Результаты диагностики сообщались на собеседовании с каждым педагогом класса. Совместно с педагогами анализировались все контрольные работы, обсуждались ошибки учащихся, допущенные в диктантах. Проводила индивидуальные беседы с педагогами с целью поиска оптимальных путей коррекционного воздействия на каждого ребенка. Всегда согласовываю целесообразность принятого решения в отношении конкретного ребенка.  Принимала участие в школьной ПМПК. Готовила необходимую документацию для представления учеников на ТПМК. Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Я старалась с первой встречи настроить родителей на сотрудничество со мной. Проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. На индивидуальных консультациях сообщала родителям об успехах и проблемах детей. Они получали рекомендации по коррекции письма, чтения, развитию активного словаря, культуры речи в семье. Тесный контакт логопеда, педагогов и родителей – важнейшее условие высокой эффективности учебно-коррекционной работы!

Эффективность работы во многом зависит от моего умения создать позитивный эмоциональный фон общения, моей способности расположить к себе собеседника. При коррекции речевых нарушений учитываю совокупность этиологических факторов, обуславливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-биологические факторы. Система логопедической работы носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов.

В течение учебного года сотрудничала с группами в интернете «Дефектология», «Коррекционная педагогика», «Логопеды, логопедия», «Логопед и Я», «Мерсибо» и другие. Систематически изучала новинки методической литературы. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, в основном решены. Полученные результаты достигались за счет:

  • единых требований к ученикам-логопатам со стороны учителя-логопеда и педагогов;
  • индивидуального подхода к ученикам с учетом диагностических данных;
  • дифференцированного подхода;
  • полисенсорного воздействия, т.е. использования сохранных анализаторов, что давало возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
  • профессионального знания коррекционной работы с детьми ОВЗ;
  • формирования стойкой мотивации и произвольных интересов;
  • активизации работы с родителями с целью повышения компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе;
  • проведения занятий с применением игровой формы обучения;
  • систематичности занятий.

Задачи на 2021- 2022 учебный год

  • провести первичную диагностику устной речи первоклассников с 1 по 20 сентября;        
  • провести обследование письменной речи, чтения учащихся 2-3 классов со 2 по 20 сентября;
  •  осуществлять коррекцию речевых функций учащихся в соответствии с индивидуальными и возрастными нормами;
  •  развивать все речевые параметры у учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
  • оказывать индивидуально - ориентированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  •  обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
  • усилить совместную деятельность учителя-логопеда и педагогов начальных классов для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения;
  •  оказывать консультативную помощь педагогам, родителям в работе с детьми-логопатами.

28.05.2021 г.                                                                                                                         Учитель-логопед_________/Н.Н.Шабала/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет учителя - логопеда о проделанной работе за год

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....

Отчет учителя -логопеда

В материале представлены направления, по которым велась работа в течении учебного года, результаты диагностики речевого развития обучающихся...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда  за 2020-2021 учебный год...

годовой отчет учителя логопеда

Целью проводимой работы  является преодоление нарушений устной и письменной речи,их коррекция и профилактика, оказание помощи в усвоении программного материала обучающимися с различными речевыми ...

Годовой отчет учителя - логопеда

Годовой отчет учителя - логопеда за учебный год показывает направления проведенной коррекционной работы....