Отчет педагога – психолога о проделанной работе в летнем лагере «Солнышко» с дневным пребыванием детей 2019 г
рабочая программа
Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый отряд имеет свое творческое направление, отряды формируются с учетом пожеланий руководителей творческих объединений, т. к. они работают воспитателями в отрядах, а также детей, которые посещают эти творческие объединения. Другой спецификой являются направления деятельности педагога-психолога, в задачи которого входят:
1. Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников лагеря, а также у детей, впервые посещающих летний оздоровительный лагерь.
2. Психофизическое оздоровление несовершеннолетних – снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения, средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
3. Диагностика психоэмоционального состояния участников воспитательного процесса (воспитанники, их родители [законные представители] и педагоги) с целью оказания своевременной психологической помощи и поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчёт о работе в летнем лагере 2018 | 168 КБ |
памятка родителям 2018 | 663.59 КБ |
фотоотчёт о работе в летнем лагере 2018 | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Владимира Фёдоровича Нестерова»
Черемисиновского района Курской области
Отчет
педагога – психолога
о проделанной работе
в летнем лагере «Солнышко»
с дневным пребыванием детей
педагог-психолог:
Дубровкина Е.В.
2018 г
Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой самого учреждения; каждый отряд имеет свое творческое направление, отряды формируются с учетом пожеланий руководителей творческих объединений, т. к. они работают воспитателями в отрядах, а также детей, которые посещают эти творческие объединения. Другой спецификой являются направления деятельности педагога-психолога, в задачи которого входят:
1. Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников лагеря, а также у детей, впервые посещающих летний оздоровительный лагерь.
2. Психофизическое оздоровление несовершеннолетних – снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения, средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
3. Диагностика психоэмоционального состояния участников воспитательного процесса (воспитанники, их родители [законные представители] и педагоги) с целью оказания своевременной психологической помощи и поддержки.
4. Развитие у детей и подростков осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают, и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской
Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей учебными заботами, есть возможность для ребят расслабиться, отдохнуть, найти новых друзей и получить массу позитивных впечатлений. В условиях летнего оздоровительного лагеря при школе ребята, не отрываясь от родителей на неопределенное расстояние, находясь всегда рядом и под присмотром, а для многих родителей этот момент очень значим, могут раскрыть свои творческие способности, улучшить свои умения в плане социального взаимодействия, как со сверстниками, так и детьми более старшего возраста, предстать перед значимыми взрослыми в ином амплуа, раскрыться. Система психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях организации летнего отдыха на базе МКОУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова" призвана решить следующие задачи:
1. Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у школьников и особенно тех, кто впервые посещает летний оздоровительный лагерь.
2. Воспитание у школьников представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, приобретение навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния о детей с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности.
Проблема в начале смены – у одних детей трудно происходит адаптация к новым условиям, у других присутствует «психологическая несовместимость». Многие ребята посещают лагерь не первый раз, а кто-то впервые. Поэтому в начале смены многие из детей нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.
Для таких ребят важна социализация в обществе, поэтому, необходимо
обратить внимание на важные моменты организации отдыха детей:
∙ реализация возможностей детей каждого возраста;
∙ развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей детей;
∙ создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Содержание работы
педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере "Солнышко"
№ | Содержание деятельности/цель | Приемы и методы работы | Сроки проведения (целевая аудитория) | Сотрудничество |
I. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ | ||||
1 | Организация и проведение практикума социально-психологической направленности "Хоровод дружбы". Цель: профилактика конфликтов. Создание атмосферы доброжелательности. Дифференциация понятий "дружба", "друг" и осознание важных качеств, которыми они характеризуются. Развитие умений сотрудничества в процессе творческой деятельности. Воспитание толерантного отношения к товарищам по отряду, чувства взаимопомощи "Пожелание другу". Цветик - семицветик. Упражнение "Моё имя" | Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия | Вторник и четверг каждой недели. Общее количество занятий 5 (по количеству отрядов) | Воспитатели, отрядные вожатые |
2 | Организация и проведение творческой мастерской психологической направленности "Речные дары". Цель: развитие умения работать в группе, в парах и индивидуально. Снятие эмоционального напряжения. Формирование умения слышать и слушать друг друга в процессе работы, давать устную рефлексию. Активизация кинестетического канала восприятия информации. Развитие воображения. Воспитание любви к родному краю | Сказкотерапия, коллективное творческое дело, арт-терапия | 2 раза в неделю. Общее количество занятий 5 (по количеству отрядов) | Воспитатели, отрядные вожатые |
3 | Организация и проведение социально-психологической игры "Игры на сплочение". Цель: повышение психологической культуры детей Акция "Общество чистых тарелок" | Игротерапия | Последняя неделя работы лагеря. Все отряды Ежедневно | Воспитатели и отрядные вожатые |
4 | Организация и проведение игровых двадцатиминуток: • игровая программа "Мы веселые ребята". Цель: сплочение детского коллектива «Скала» «Узелки» «Электрическая цепь» «Коллективный счет» «Ужасный секрет» «Бурундуки» «Квадрат» «Переправа» Психологическая игра «Куролисы» и тд | Игротерапия | Первая неделя работы лагеря | Отрядные вожатые |
• игровая программа "Сказочный зоопарк". Цель: снятие психоэмоционального и телесного напряжения у воспитанников "Инсценировки" "Сказка в поисках дружбы" | Психогимнастические этюды; телесно-ориентированные игры | 2 раза в неделю. Отряды, где возникают конфликтные ситуации | Отрядные вожатые | |
• игровая программа "Волшебные превращения". Цель: развитие произвольности и действий по правилам Игровой тренинг «Кораблекрушение» Цель: создание условий для развития навыков социального взаимодействия Путешествие в "Тилимилитрямдию" | Сказкотерапия, психогимнастика Инсценировка сказок и детских рассказов. | 2 раза в неделю. Отряды, в которых по количеству преобладают воспитанники младшего школьного возраста | Отрядные вожатые | |
5 | Арт-терапевтической акция "Беседа о вредных привычках" (рисование и беседа). Цель: выявление представлений детей о полезных привычках "Королевство внутреннего мира" | Коллективное творческое дело, арт-терапия с использованием цветных мелков | Вторая неделя работы лагеря (в зависимости от расписания общелагерных мероприятий) | Воспитатели, отрядные вожатые |
6 | Проведение профилактической беседы "Звуки природы". Цель: профилактика конфликтов в отрядах "Что такое хорошо и что такое плохо" | Беседа, игра, упражнения, работа в подгруппах | В зависимости от запроса. С отрядами, где возникают конфликтные ситуации | Воспитатели, отрядные вожатые |
II. ДИАГНОСТИКА | ||||
1 | Анкетирование несовершеннолетних на предмет выявления ожиданий в отношении организации их досуговой деятельности в лагере | Анкета "Знакомство" | Начало смены. Все воспитанники лагеря | Воспитатели |
2 | Исследование общего эмоционального состояния группы (отряда) | Проективная методика "Цветовой тест эмоционального состояния"; групповая работа с "волшебными красками", беседа | На следующий день после проведения мастерской "Речные дары". Воспитанники тех отрядов, которые посетили творческую мастерскую "Речные дары" | Вожатые отрядов |
3 | Анкетирование несовершеннолетних на предмет выявления удовлетворенности жизнедеятельностью в лагере "Чемоданчик желаний" "Подарки" | Анкета "Мои впечатления от жизни в лагере" | Конец смены. Все воспитанники лагеря | Воспитатели |
III. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА | ||||
Индивидуальные развивающие занятия с детьми (Проводятся с опорой на программу социально-психологического тренинга "Я в ответе за свое здоровье" (Г.П. Беляева, Л.А. Гейденрих, М.Н. Мясникова, В.В. Скарга)). Цель: профилактика отклоняющегося поведения. | Игротерапия, арт-терапия, использование направленной визуализации, элементы сказкотерапии | По запросу | Родители (законные представители ребенка), воспитатели | |
IV. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ | ||||
1 | Консультирование родителей (законных представителей ребенка) – по запросу | Беседа, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних | в зависимости от количества запросов | Воспитатели отрядов |
2 | Консультирование педагогов, работающих на отрядах (по запросу) | |||
3 | Консультирование отрядных вожатых (по запросу) |
Общие задачи:
Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
Способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу);
Развивать коммуникативные навыки у детей;
Создать условия для самораскрытия каждого ребенка.
Психологический блок «арт-терапия»
Цель работы: формирование сплоченного коллектива, прививание доброжелательности, воспитанности и толерантности, через взаимодействие в коллективе, а так же развитие эмоциональной сферы детей. формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья и полноценного развития.
задачи:
1. Научить ребёнка адаптироваться в новом коллективе.
2. сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни
3. Выработать доброжелательное отношение ребят друг к другу.
4.Раскрывать способности каждого ребенка показать значимость его в коллективе.
1. Осознание ребенком ценности и уникальности своих способностей и возможностей.
2. Осознание ребенком ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса, национальности.
3. Формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
4. Осознание ребенком своей «внутренней силы» и овладение механизмом самопомощи.
Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое.
Диагностика
1. Изучение ожиданий детей от отдыха в лагере.
2. Организация и проведение практикума социально-психологической направленности "Хоровод дружбы".
3. Изучение межличностных отношений в начале и в конце смены.
4. Изучение эмоционально-психологического климата в отрядах.
5. Изучение эмоционального состояния детей.
6. Изучение интересов детей.
7. Получение мнений детей по поводу отдыха и проводимых мероприятий.
В моей работе акцентируется внимание на сплочении отрядов и формировании взаимного доверия. Также проводились игры и упражнения, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в различных ситуациях. В своей работе я старалась прививать детям навыки сотрудничества, тем самым создавая в отрядах дружественную атмосферу, в которой дети чувствовали себя в безопасности. Школьный отряд — это прежде всего социальная группа, а самая важная функция любой группы — давать чувство безопасности ее участникам. Это самая эффективная защита от переживания одиночества, беспомощности, пессимизма и агрессивности. Основной целью моей работы явилось создание благоприятного психологического климата в отрядах, формирование навыков сотрудничества между детьми. В понятия «сотрудничество», «сплочение» входят способность к эмпатии — умению видеть глазами другого человека, слышать его ушами, чувствовать его сердцем; способность проявлять уважение; ощущать принадлежность к людям; вносить вклад в решение общей задачи и полностью концентрироваться на ее выполнении.
Цель: оценка динамики социального и личностного развития ребенка; определение самооценки каждого ребенка, выявление наличия коммуникативных и организаторских способностей у детей.
Были использованы следующие методики: «Творческая мастерская на тему: Речные дары», ««Хоровод Дружбы»», ««Королевство внутреннего мира»», ««что такое хорошо и что такое плохо»», «Игротерапия».
Диагностика выявила следующие проблемы у детей: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; высокая чувствительность к обидам, критике; низкая самооценка; быстрая утомляемость, эмоциональная нестабильность. В конце проведения диагностики все эти показатели снизились, дети стали более активными, появилось стремление научиться общаться с людьми, энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм, повышенный интерес к деятельности.
Ребята с удовольствием познакомились с игровыми техниками.
Ребята подружились друг с другом, значительно расширили кругозор. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что детям очень понравилось отдыхать в лагере.
Коррекционно-развивающее направление
Во время работы вносила элементы: игры, соревнования, сказки-драматизации, общетренинговые упражнения, изотерапия, так как эти формы наиболее увлекательны и вызывают большой интерес у младших школьников.
Проведены психологические игры.
По итогам диагностики формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия, либо занятия проводятся для всего отряда, это могут быть тренинги для сплочения или психологические игры.(по плану). Можно использовать сказкотерапию, устроить инсценировать сказки или сценки, требующего психологического анализа, настольные игры: «Куролисы», шашки, шахматы и прочее. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Профилактическое направление заключается в проведении игр на сплочение детского коллектива, бесед, тренингов.
Корректировалось поведение детей с помощью ролевых игр. Цель которых - формировать адекватные формы поведения, учить осознавать свое поведение, регулировать поведение в коллективе.
Ожидание результатов от работы
1. Осознание детьми собственных способностей и возможностей.
2. Осознание детьми ценности и уникальности Другого.
3. Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость, позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать им.
Работа на протяжении всей смены в оздоровительном лагере «Солнышко» была направлена на выработку у ребят основных навыков бесконфликтного общения, на укрепление психологического здоровья.
В первый день пребывания детей в лагере была проведена входная диагностика, которая помогла познакомиться с ребятами, выявить их интересы и особенности, склонности. Проанализировав анкеты, выяснилось, что ребята нравятся:
-игры
-мастерство своими руками
-художество
Первое знакомство дает ребятам настрой на всю смену. Поэтому важно задать хорошее настроение ребятам в начале смены. Именно на этом этапе и проводились такие игры как: «Снежный ком», «Скала», «Сломанный телефон» и др.
Кроме этого, ребята с удовольствием в эти дни участвовали в играх на знакомство, узнавая друг о друге много интересного.
В дальнейший период каждодневно, после завтрака, психологом проводились игры на взаимодействие, это: «Сломанный телефон». «Колечко», «Секрет» и др. Благодаря этому ребята быстро познакомились, а в течение смены не возникло никаких конфликтов между детьми.
С первого дня пребывания ребят в лагере был проведен комплекс упражнений в виде тренинга, целью которого было знакомство ребят между собой. Занятие в виде тренинга включало в себя такие игры как: «Снежный ком», «Скала» «Игровой тренинг «Кораблекрушение», «Развивающее занятие «Путешествие в Тилимилитрямдию»», заключительным упражнением было инсценирование «Сказка «В поисках друзей». Все ребята активно участвовали в играх. В процессе тренинга была создана атмосфера заинтересованности по отношению друг к другу, ребята легко рассказывали о себе и вступали в контакт даже малоразговорчивые, малоподвижные и малоразговорчивые ребята.
Во время всей смены, конце каждого дня проводилась ежедневная рефлексия (оценка детьми своего настроения).
В этом году наш лагерь посещали дети в возрасте от 7 до 11-12 лет. В данном возрасте все ребята любят рисовать, многие не плохо рисуют и поэтому при проведении тестирования использовались рисуночные проективные методики. В рисунках проявились все особенности, склонности и таланты детей, которые нам не были видны невооруженным глазом. Здесь проявились и художественные способности ребят и уровень фантазии и творчества, так же была выявлена небольшая группа тревожных детей.
На основании данных занятий, а также опираясь на результаты наблюдений за детьми выделена такая проблема взаимодействия ребят в коллективе, а так же страх самовыражения, у некоторых ребят присутствует повышенная тревожность. Поэтому в течении смены проводились игры на взаимодействие, на сплочении коллектива цель которых: научить ребят эмоциональному общению друг с другом, а так же контролировать свое настроение в течении дня, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением.
У ребят в лагере выявлены такие проблемы как:
- трудности личностного самоопределения;
- сложности во взаимоотношениях со сверстниками;
-заниженная и завышенная самооценка.
На основе этого в течении всего периода смены регулярно проводились такие игры как: «куролисы», «Колечко», «Сломанный телефон», и т.д.
На заключительном этапе работы, психологом была проведена повторная диагностика ребят, с которыми проводилась индивидуальная работа. Результаты тестирования изменились к концу смены. Во-первых, ниже стал показатель агрессивности в коллективе, во-вторых, снизился страх и тревога.
В течении смены каждый нашёл себе занятие по душе, научился контактировать со сверстниками, планировать свою деятельность, попробовал себя в разных социальных ролях . Таким образом к концу смены агрессивное поведение среди ребят отмечалось реже, практически скатилось к нулю.
Таким образом, можно отметить, что работа психолога в течении смены не прошла зря и привела к значительным изменения в лучшую сторону.
Результаты Анкеты № 2.
Изучение межличностных отношений в отряде
На тех детей, которые попали в группу «отвергнутых» обращено особое внимание. С ними была проведена работа, направленная на раскрытие способностей, качеств личности. Отношение со сверстниками к концу смены изменилось. Они стали более активными, общительными и нашли себе новых друзей.
Таким образом, можно сделать вывод, что отношения ребят изменились:
-исчезли отвергнутые,
-количество подружившихся ребят увеличилось.
Приоритетным направлением работе является арт-терапия, которая включает в себя большое количество средств и методов. Традиционными среди них являются различные изобразительные (рисуночные ) методы. Помимо рисуночных в арт-терапии можно выделить методы, связанные с использованием таких средств, как :
театральные приемы;
коллаж;
приемы работы с голосом;
пластические и двигательные приемы.
Каждый из них организует вокруг себя целый спектр дополнительных технических методов, обогащающих творческие возможности участников арт-терапевтического процесса бесконечно.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника.
По мнению К.Г.Юнга искусство и творчество значительно облегчают процесс индивидуализации и саморазвития личности. Это происходит на основе установления баланса между бессознательным и сознательным «Я».
Таким образом, терапия рисунком, развивая индивидуальные личностные качества, учит общению с другими, пониманию себя, самовыражению и самопринятию, связывает интеллект и чувства, потребность в рефлексии и жажду действий. Изобразительная деятельность способствует развитию эмпатии, чуткости, наблюдательности, происходит и личностный рост, улучшение внутреннего психологического состояния и, как следствие, улучшается психологический климат в коллективе детей.
Цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.
Рисунки детей светлые, яркие, гармоничные, упорядоченные, что свидетельствует о хорошем настроении я высоком эмоциональном состоянии.
Ровный и умеренный нажим говорит об уравновешенности, гибкости, самообладании, склонности обдумывать свои действия- 5 чел, Сильный — о напряжении, воле, напористости, высоком уровне энергии, стремлении преодолевать сопротивление (иногда это могут быть и действия назло или вопреки) - 5 чел, А вот слабый указывает на общую нерешительность, неверие в свои силы, заниженную самооценку - 1. Ребёнок нуждается в поддержке и одобрении.
В работе так же использовались такие методы как сказкотерапия и театротерапия, где использую небольшие произведения или сценки, тем самым привлекаю детей к творчеству через создание и проигрывание образов как готовых так и самостоятельно созданных.
СКАЗКОТЕРАПИЯ -это использование сказки как архетипической метафоры в целях:
- психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),
- психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений),
- психотерапии (исцеление с помощью сказки)
Виды сказкотерапии
- Анализ и интерпретация сказок.
- Использование архетипа сказки.
- Сочинение сказок.
- Драматерапия сказки (известной сказки, сочиненной клиентом, в группе – по случайно выбранным ролям и др. варианты).
- Рисование сказки.
- Сказочное путешествие (пространство, где «все возможно»).
Многие педагоги и психологи отмечают, что дети – первоклассники приходят в школу с недостаточно развитой эмоциональной сферой. «Недоиграл»,- говорят про таких, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».
Другая проблема состоит в том, что в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 – 69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)
Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт, воспитывают из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Положительная динамика результатов психологического сопровождения по направлениям, которые определены как приоритетные в деятельности психолога (совместное рисование рисунка, создание коллажа, игры, разыгрывание сценок)
• Количество детей, охваченных различными формами психологического сопровождения.- 100% (диагностика, коррекционно-развивающая работа, работа проводится как групповая так и индивидуальная)
Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» предназначена для освоения и осмысления инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретной цели, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.
Данная игра позволяет развивать навыки целеполагания и планирования деятельности; развивать внутреннюю гибкость в разработке и изменении плана действий; развивать навыки саморегуляции в процессе достижения целей; развивать социальную и личностную критичность, умение соотносить свою деятельность с деятельностью других людей
Данная игра даёт возможность количественно оценить эффективность группового решения.
В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
Решение проблемы в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.
Творческая мастерская психологической направленности "Речные дары" позволяет развивать умения работать в группе, в парах и индивидуально. Создать условия для снятия эмоционального напряжения у участников группы посредствам работы с «волшебными красками». Воспитывать умение слышать и слушать друг друга в процессе работы, давать устную рефлексию. Активизировать кинестетический канал восприятия информации в процессе изготовления «волшебных» красок. Развивать воображение. Воспитывать любовь к родному краю посредствам знакомства с его богатствами - ресурсами.
В ходе занятия рисуется рыбка желаний. Большинство детей (7чел) нарисовали рыбку в мере, причём шестеро отметили, что рыбка плавает в море свободно и находит новых друзей; и 1 чел - живёт в море, на постоянном месте обитания (дома) и дружит со всеми окружающими.
Четверо детей поместили рыбку желаний в аквариум.
Упражнение «Королевство внутреннего мира».
развивать осознание индивидуальных и личностных особенностей; способствовать повышению самооценки, самораскрытию.
Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; продолжать работать над усвоением учащимися алгоритма составления метафоры, развитие памяти, внимания, восприятия, воображения;
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности ног, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
«Куролисы» - психологическая игра, в которой отлично развивается ораторское искусство, а также оттачиваются методы убеждения сторонних людей в своей правоте. Это очень важные навыки, особенно в детстве, когда дети подвержены эмоциям и сиюминутным порывам.
Игра «куролисы» способствует выработке умения анализировать ситуации, выдвигать и аргументировать свое предположение и вести диалог. Развивает внимательность и сосредоточенность в наблюдении за поведением других людей. Может показать ребенку, как стоит притворяться и хитрить, чтобы тебя не утащили темной ночью неизвестно куда, а где стоит проявить смелость и идти напрямик. В общем, игра готовит ребенка к вхождению в коллектив. Играть в «куролисов» детям интересно на общем празднике, когда вокруг много ребят.
Трудность игры состояла в том, что дети не могли скрыть к какому семейству они относятся в игре. По выражению лица можно было с лёгкостью определить кто есть кто. Так же выдавали себя разными репликами.
Инсценировки.
Цель занятий – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.
Задача: совершенствовать культуру речи и развивать устную речь, вовлекая в инсценирование сказок, воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формировать ум, воображения и речь младшего школьника.
Психологический практикум на тему: «Хоровод Дружбы».
Цели: создание в группе атмосферы доброжелательности. Дифференциация понятий «дружба», «друг», осознание важных качеств, которыми они характеризуются. Развитие умений сотрудничества в процессе творческой деятельности. Воспитание толерантного отношения к товарищам по отряду.
Занимательный практикум психологической направленности был проведён в соответствии с поставленными целями. Возраст участников от 7 до 11 лет. Необходимость проведения подобных практикумов продиктована желанием помочь детям адаптироваться в смешанных коллективах, найти друзей и сделать их отдых максимально комфортным с психологической точки зрения. Ребята с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, которые ещё и помогают разнообразить их досуг.
С самого первого дня работы лагеря проводилась акция "Общество чистых тарелок".
Большую часть времени дети, посещающие лагерь, проводят в лагере, поэтому питаться они должны здесь же. Питание в летнем лагере сбалансированное, в течение дня ребенок получает необходимый минимум пищевых и минеральных веществ. Тем не менее, многие педагоги и воспитатели сталкиваются с проблемой кормления детей. Часто дети плохо едят или вообще отказываются от еды. Что же можно сделать в такой ситуации, и как заставить ребенка есть? Чтобы решить эту проблему мы решили организовать конкурс «Общество чистых тарелок».
Участниками являются 1-4 классы.
Учащимся было объявлено, что они оказались в «Обществе чистых тарелок».
Ребятам необходимо съедать всю порцию или обеда завтрака по возможности. Одно из условий акции - детей не заставлять доедать порции. Каждую неделю с понедельника по пятницу подсчитывались все чистые тарелки у каждого участника акции.
Суть акции состояла в том, что дети должны оставлять после еды только пустые тарелки. Контролировали и подвели итоги воспитатели и сотрудники столовой.
Главная цель конкурса
привитие культуры питания,совершенствование гигиенических навыков у детей, а так же формирование важности рационального питания.
Награждение участников акции проводилось в три этапа: 1 неделя - 1й этап конкурса, 2я неделя - 2й этап конкурса, 3я неделя - 3й этап конкурса и в конце объявляется победитель конкурса.
В первый этап награждались участники грамотами за 1,2,3 места.
Второй этап - награждение по номинациям:
"Лучший гурман" - награждаются участники которые, доедали все порции;
"За усердие" - награждаются участники, которые очень старались, но не совсем справлялись с условиями акции;
"За участие" - награждаются участники, которые мало съедали как завтраки так и обеды.
Так же учитывалась и возрастная категория участников.
В конце лагерной смены объявляются победители акции.
В последний день работы лагеря были розданы не большие памятки "Памятка для родителей по безопасности детей в летний (отпускной) период". (см приложение)
Так же учащиеся награждены Дипломами: За активное участие в жизни отряда "Солнышко" номинации: "Самый активный", "Самый артистичный", "Самый исполнительный"; За добросовестное дежурство по столовой номинации: "Самый старательный", "Самый коммуникабельный", "Самый практичный", "Самый инициативный", "Самый мечтательный", "Самый интеллигентный".
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что за время работы в лагере я получила основные навыки ведения групповых занятий, а дети почувствовали большую уверенность в своих силах. Обратная связь от детей лишний раз указала мне на правильность выбранного мною методов и различных приемов. Изменения в самооценке после проведения тренинга свидетельствуют о том, что такого рода работа крайне необходима в условиях детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. Хотелось бы сказать, что ограниченные сроки пребывания детей в лагере не позволили осуществить в полной мере ту работу, которая относилась конкретно к психологической (консультирование, диагностика, коррекционные
занятии и др.)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей
Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...
Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...
Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детей
Программа летнего городского оздоровительного лагеря "Ягодка" с дневным пребыванием детенй на базе ГБОУ цо № 951...
Образовательно-оздоровительная программа работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, ...
Программа летнего лагеря "Калейдоскоп" с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г
Программа летнего оздоровительного лагеря "Калейдоскоп" с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г Направление художественно- эстетическое....
ПРОГРАММА «Город Детства» детского лагеря отдыха "Солнышко" с дневным пребыванием детей на период с 1 июня по 21 июня 2022 года
Это программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыыванием....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко " с дневным пребыванием детей.
Прграмма содержит рекомендации по организации работы летнего оздоровительного лагеря детей в возрасте 7-10 лет. В программе даны : план -сетка, указания по организации и проведению одной лагерно...