Речевая карта для учащихся 2 – 4 классов
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Козлова Ольга Владимировна

ГБОУ ЦЛПДО

В сентябре 2014 г.учителем логопедом Козловой О.В. в соавторстве с Насоновой Т.Р.   разработаны речевые карты для учащихся  2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_dlya_uchashchihsya_2.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта для учащихся 2 – 4  классов

Ф.И. ребенка  _________________________________ возраст _______ класс ______

Логопед _____________________ Дата обследования ____________________________

Особенности поведения и контакт __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения  о родителях, речевая среда, отношение к дефекту, адрес _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи

Внятность, разборчивость, темп, выразительность, голос

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание речи

Узнавание предметов по словесной инструкции_____________________________________

Описанию____________________________________________________________________

Понимание инструкций (простых, сложных) _______________________________________

Понимание вопросов__________________________________________________________

Понимание грамматических категорий (число, падеж, род существительных)

_____________________________________________________________________________

 Предложно-падежных конструкций:

Собака бежит за мальчиком ____________________________________________________

Мальчик бежит за собакой_______________________________________________________

Общая и тонкая моторика

(подвижность, гармоничность, пластичность, координация, полнота, сила, точность, объем, темп движений)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат

Строение, анатомические особенности языка, нёба, зубов, челюстей, губ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Статика (способность к удержанию позы) _________________________________________

Иннервация (мышечный тонус, саливация, гиперкинезы, парезы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темпо-ритмические особенности, интонационная выразительность, голос

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вербальные ассоциации

1. Свободные: называй любые слова (если называет окружающие предметы, то закрыть глаза)

Оценка:

- Общее количество слов без повторов: ____________________________________

- Количество словосочетаний: ____________________________________________

Действия: называй любые действия предметов

ОЦЕНКА:

Общее количество слов без повторов _____________________________________

Неологизмов ___________________________________________________________

Неадекватных __________________________________________________________

Словосочетания ________________________________________________________

Реакция выбора

Я постучу 1 раз, а ты - 2 раза, я постучу 2 раза, а ты - 1.

ОЦЕНКА:

самостоятельно с 1-ого раза ___________________________________________________

с 2 раза  __________________________________________________________________

недоступно _________________________________________________________________

Динамический праксис

1. Повтори движения руками: ладонь - ребро - кулак.

ОЦЕНКА:

с 1 ого показа:  правая рука  ___________        левая рука _________________________

со 2-ого показа: правая рука ___________         левая рука ________________________

совместно с логопедом: правая рука  _________        левая рука ___________________

Кинестетические характеристики: неловкие, плохо скоординированные движения,

участие всего корпуса. _____________________________________________________

2. Меняй положения рук: руки на столе, " Кулак - ладонь" (совместно с ребенком)

Медленно  ______________________ быстро _____________________________________

особенности выполнения: ассиметрия рук _____ равны _______ передвижение ________      недоведение рук _________________ кинестетические трудности ____________________

Отсроченная память

Покажи, какие движения выполняли до этого задания.

ОЦЕНКА: удержание серии _______________ , ошибки- единичные __________________, частые сбои ______________________, невыполнение ______________________________

Графомоторная проба

Я начну рисовать заборчик, а ты продолжай (руку не отрывать).

ОЦЕНКА: нет остановок _______________ , остановки ___________________ ,

отсутствие ошибок _________________ , кол -во ошибок _____________________,

уход от программы  __________________ , нарушение тонуса ___________________ ,

удержание строки _______________________________________________________

Конструктивная деятельность

Нарисуй, как «я».

Рисунок стола, рисунки фигур.

По памяти: без проекционных ошибок ___________, неточное изображение ___________, неполное изображение ____________,      искаженные пропорции ______________,

грубые дизметрии ______________

Срисовывание: без проекционных ошибок __________, неточное изображение _______,      неполное изображение ______________, искаженные пропорции ___________________,

грубые дизметрии ______________________________________

Зрительный гнозис

Узнавание предметов.

Оценка:  правильные ответы с 1 попытки ___________________________________

неправильные ответы ________________________________________________

Замены словом близким по значению _______________________________________

Узнавание букв (если знает буквы):

- Узнавание стилизованных букв. _____________________________________________

- Узнавание заштрихованных букв._______________________________________________

- Узнавание букв наложенных друг на друга _______________________________________

-. Узнавание букв, написанных пунктиром. _______________________________________

- Узнавание всех совмещенных букв. ____________________________________________

- Выбор из 2-ух, одну, написанную правильно. ____________________________________

Зрительно-пространственная память

Инструкция: посмотри и запомни, кто за кем стоит. Закрыть фигуры и попросить расположить в том же порядке.

Оценка:  правильно _______  изменение ____________   пропуск фигур _____________

Слухоречевая память

1. Послушай и повтори: ваза, шмель, небо, планета, бумага __________________________________________________________________________

2. ваза, шмель, небо, планета, бумага, школа, велосипед ________________________________________________________________________

3. Посчитай от 1 до10, от 3 - 7, 10 - 1, 8 – 4 ______________________________________

4. Вспомни слова _____________________________________________________________

5. Повтор предложения:(Запомнить и повторить предложение с одного прочтения)

У Кати заболела собака Лайма.  (5 слов) ___________________________________

Завтра мы с ребятами идем в лес за грибами. (9 слов) __________________________

Сережа встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу. (11 слов)

________________________________________________________________________

Обследование звукопроизношения

Гласные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

[К] Кот-белка-мак. - Коля катается на коньках. Никите купили кеды и шапку

____________________________________________________________________________

[Г] Губы- нога-огонь. – Галя гонит гусей домой. Гена надел сапоги.

____________________________________________________________________________

[Х] Хомяк-петух-слух. – Хлебница стоит на холодильнике. Мухи сели на хлеб.

__________________________________________________________________________

[В] Ваза-слава – улов. – Волк воет – ВВВ. На вешалке висит свитер.

_____________________________________________________________________________

[С] Собака-мясо-насос.  - Собака ест мясо

_____________________________________________________________________________

[СЬ]        Сети –василек- гусь. - Сима и Сеня весело смеялись.

____________________________________________________________________________

[З] Замок-коза-лоза. - У Зои заболели зубы. У Зины зимой зябнет нос.

____________________________________________________________________________

[Ц] Цепь-птица-колодец. - Курица с цыплятами пили воду около колодца.

____________________________________________________________________________

[Ш] Шуба-кошка-камыш. - У Маши новые шапка и шубка.

____________________________________________________________________________

[Ж] Жук- ножи- морж. - Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

____________________________________________________________________________

[Ч] Чемодан-печка-мяч. - Девочки и мальчики скачут, как мячики.

____________________________________________________________________________

[Щ] Щука-ящик-плащ. - Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

____________________________________________________________________________

[Л] Лампа-полка-стул. – Лампа упала со стола.

____________________________________________________________________________

[ЛЬ]        Лимон-малина-шмель. – Лида и лена гуляли на улице.

____________________________________________________________________________

[Р] Рак-корова-топор. - У Раи на руке рана.

____________________________________________________________________________

[РЬ] Ремень-карета-дверь. -  Рита с Риммой варят рис.

____________________________________________________________________________

Примечание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обследование пространственного восприятия на листе бумаги

(графический диктант)

Поставить точку. От этой точки начинаем отсчет. Проводим линию по инструкции логопеда,  не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка: безошибочное воспроизведение -  ____________________________________     не может самостоятельно закончить узор - ______________________________________

путает направление -  ________________________________________________________                       действует без опоры на клетки тетрадного листа -  ________________________________        

ошибается при подсчете  клеток - ________________________________________________

 

Обследование навыка языкового анализа и синтеза

(Выполняется устно)

  1. Определение количества и последовательности слов в предложении

Сколько слов в предложении? Какое первое слово, третье?)

- Наступила зима. - У реки пастух пасет стадо. - На улице дети играют в снежки.

________________________________________________________________________

1.2  Составление из слов предложений. (Выполняется устно)

 книга, девочка, читать

удочка, рыбак, рыба, ловить

щебетать, птицы, роща, весело, в

________________________________________________________________________

1.3.Верификация предложений. Инструкция: я буду называть предложения, если в них будут ошибки, постарайся их исправить:

- Собака вышла в будку._______________________________________________________

- По морю плывут корабль. _____________________________________________________

- Дом нарисован мальчик. ______________________________________________________

- Хорошо спится медведь под снегом. ____________________________________________

- Над большим деревом была глубокая яма. _______________________________________

____________________________________________________________________________

1.4. Прочитай рассказ и поставь точки.

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши в погребе поели сало тогда она заперла в погребе кошку а кошка поела и сало, и мясо, и молоко

Звуковой анализ и синтез

1. Устно. Определение звуков  в слове. (Назвать количество звуков, первый звук, последний звук, гласные звуки)

Дуб, соты, волк, пастух, ствол, клоун, ромашка, бумага, вокзал

________________________________________________________________________

2. Устно. Составление слов из звуков (логопед называет с большим интервалом звуки слова).

_________________________________________________________________________

3. Продиктуй мне по буквам слова, а я эти слова запишу (слова называет логопед). Нос, паук, школа, палатка, сковородка.

____________________________________________________________________________

4. Выдели 3 звук из данных слов, запиши звуки буквами и составь  из полученных звуков  слово (слова называет логопед).

  1. документ, обновка, плуг, патока. _____________________________
  2. колодец, дрова, копоть, внуки, походка. ________________________

5. Выдели  из слов первый и последний звуки и запиши полученные слоги. Из выделенных слогов составь предложения (слова называет логопед).

      1.  Солома, шишка, и, Мишутка, шуба, почки,  листочки, скоро, кустики.

___________________________________________________________________________

  1.  Матрешка, машина, плохо, дача, резинки, лужа, совы, ножку, лихо ,

     тихо.

_______________________________________________________________________

  1. Письменно. Из данных букв составь слова.

Определи  названия каких животных здесь спрятаны:

Рбоб, арбез, ргит, ардыв, аворок, леньтю.

______________________________________________________________________

7. Придумай  по 3 слова ,начинающиеся со следующих звуков:

Л ____________________________________  З  ________________________________                                С___________________________________     П __________________________________

Т  ___________________________________   И ____________________________________

У   __________________________________   О  ___________________________________                                    Б ____________________________________  Р _____________________________________

В ____________________________________ Ш _____________________________________

СЛОГИ

  1. Спиши слова, определи количество слогов.

1)Вар -               5)   тыква -             9) карта -

2)каша -             6)   озеро -             10) рота-

3)парк -              7)   дым-                 11) улитка -

4)сад -                8)   мирный -           12) щечка –

________________________________________________________________________

  1. Составь из  рассыпанных слогов слова.
  2. тух, пе - _______________                6) ру, ка, сель -_______________
  3.  ка, ру - ______________                   7) да, бе, се -______________
  4. лат, са - ______________                   8) поч, тро, ка -______________
  5. точ, ка - ______________                   9) поть, ла -______________
  6. ро, мет -  ______________                 10) мир, ный -______________

__________________________________________________________________________

Обследование словарного запаса и грамматического строя речи

1.1. Обобщение (Подобрать, обобщающее понятие)

Собака, коза, корова ,свинья _______________________________________________

Мак, Одуванчик, ромашка ,колокольчик ________________________________________

Заяц, волк, лев, медведь ______________________________________________________

Береза, дуб, ель, ольха ________________________________________________________

Стул, диван, шкаф, стол ________________________________________________________

Примечание (подбор других обобщающих понятий ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Исключение (Выбрать лишнее слово, объяснить свой выбор)

Береза, дуб, ель, ветка _____________________________________________

Корова, хвост, волк, лиса ___________________________________________

Иванов, Толстов, Дима, Петров ______________________________________

Секунда, час, минута, килограмм ______________________________________

Утро, весна, ночь, вечер  _______________________________________________

Примечание ______________________________________________________________

1.3. Подбор синонимов  

( подобрать слово с одинаковым значением) Ребята, жестокий, товарищ, прыгать, правдивый.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Подбор антонимов  

( подобрать слово с противоположным значением) Широкий, говорить, день, ненавидеть, больной.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5 Словообразование

существительных:

-уменьшительная форма :дерево ___________________, лес ___________________,

Книга ___________, мяч ____________, яблоко _____________________________     _________________________________________________________________________

- детеныши животных: у козы - ______________, у коровы- ____________________,

 у собаки- _________________, у лисы- _______________, у медведя- _______________

_________________________________________________________________________

- отглагольная форма: читает-(читатель) __________________, строит- ______________, учит- _____________________, спасает- ___________________, покупает- _____________

__________________________________________________________________________

глаголов:

Строитель-(строит) ___________, переводчик- ____________, регулировщик- __________, водитель- _________________, воспитатель- ____________________________

____________________________________________________________________________

приставочных глаголов:

шел __________________________________________________________________________

ехал _________________________________________________________________________ 

прилагательных:

- качественных по отношению к слову "день": дождь-дождливый ____________________, ветер- ________________________, теплота- __________________________________, солнце - __________________________________________________________________

-относительных: Суп из рыбы - _________________, пакет из бумаги- ________________, варенье из малины- ______________________,  ваза из фарфора - _____________________

-притяжательных по отношению к слову "хвост":собака – собачий __________________, корова- ____________, лиса- _____________, волк- ____________, кошка- ______________

-Образовать сложные слова: Лист и падать -  __________________________________, лес и парк - _________________________, глубокая и вода - _________________________, разный и цвет - ______________________, снег и падать _____________________________

Словоизменение

Ветка-ветки-нет веток __________________________________________________________

Корень-  ______________________________________________________________________

Лист- ________________________________________________________________________

Облако- ______________________________________________________________________

Ребенок- _____________________________________________________________________

Человек- _____________________________________________________________________

  1. Согласование

Прилагательных с существительными:

красный шар_______________________ красное платье ____________________________

красная чашка______________________ красное яблоко _____________________________

красные банты ________________________________________________________________

Существительных и количественных числительных:

                      один                                два                                пять

дом  _________________________________________________________________________

котенок_______________________________________________________________________

ведро ________________________________________________________________________

машина ______________________________________________________________________

Глаголов с существительными:

бабочка летит _______________________ бабочки летят _____________________________

машина едет _________________________ машины едут _____________________________

сом плавает __________________________ сомы плавают ____________________________

  1. Предлоги  (предложно-падежное управление):

в________  на ___________ над ____________ за _____________ из-за _________________

из _______  с (со) _______________ у ___________под _____________ из-под___________

Обследование фонематического восприятия

1.1. Повтор звуков парами:

С/З, С/Ц, С/Ш, Ч/Щ,  Ж/З,  Ш/Ж, Ц/С,  Ч/Ц, Ш/Ч, Ч/Щ, Ч/ТЬ, Ш/Щ, Л/Р, РЬ/ЛЬ

________________________________________________________________________

1.2. Повтор ряда слогов: ТА-ДА-ДА;  БА-ПА-БА;  ЖА-ША-ША; СА-ЗА-СА,  ГА-КА-ГА, ФА-ВА-ВА.__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1.3. Повтор слов: коса-коза, дрова-трава, крыса - крыша, челка-щелка, качка-каска        , гроза - глаза, йод - рот, ел- ель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование слоговой структуры слова

(Повторить слово с одного прочтения  учителем -логопедом) Дом, оса, штаб, луна, юнга, ствол, банка, завод, пастух, болото, строчка, молоток, директор, шлагбаум, пластилин, полотенце, мышеловка, экскаватор, мотоциклист, регулировщик, землетрясения,  разочарование, кораблекрушение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторить предложения:

Орел на горе, перо на орле.________________________________________________

Регулировщик регулирует уличное движение транспорта. __________________________

Ткачиха и ткач работают на ткацкой фабрике. ______________________________________

Артист играет на полированном рояле. ____________________________________________

Жонглер жонглирует на цирковой арене. __________________________________________

Бухгалтер считает на калькуляторе. ____________________________________________

Из зарослей строчит крупнокалиберный пулемет. _______________________________

Конструктор конструирует современные модели грузового и пассажирского транспорта.

____________________________________________________________________________

Обследование связной речи

1.1.  Составление рассказа по ассоциации  (подобрать подходящее слово и закончить предложение).

Прошла дождливая ---------.Закончилась и снежная ------------. Наступила                  ------------------.

Вот и пришло теплое -------------. Стоит жаркая -------.Светит -----------. Дует ----------. Дети идут гулять

в ------------. Там они слушают пение ----------.Они собирают _______. Вдруг небо становится  ----------,

оно покрывается ______.  Дети торопятся вернуться --------.Но прежде чем они успели прийти,

разразилась ______. Дети постучались в один _______, чтобы укрыться от сильного  ______, т. К. у них  не было с собой      -----------, и их одежда совсем _________.

1.2.  Составление рассказа по серии сюжетных картинок

_____________________________________________________________________________

1.3.  Составление рассказа по сюжетной картинке.  

_____________________________________________________________________________

1.4.  Пересказ текста

_____________________________________________________________________________

Обследование  навыка письма:

1. Списывание слов _______________________________________________

2. Списывание текста _________________________________________________

Слуховой диктант

1  Диктант слогов  (каждая строчка слогов записывается учащимися с одного прочтения учителем – логопедом) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Диктант слов  (каждое слово записывается учащимися с одного прочтения учителем – логопедом)

____________________________________________________________________________

3. Диктант слов печатными буквами  каждое слово записывается учащимися печатными буквами с одного прочтения учителем – логопедом:

___________________________________________________________________________

4. Диктант словосочетаний ( каждое словосочетание записывается учащимися с одного прочтения учителем – логопедом)

_____________________________________________________________________________

5. Диктант текста

_____________________________________________________________________________

6. Письмо по памяти

_____________________________________________________________________________

Обозначение мягкости согласных на письме (2 способа)

1 способ

1. Назвать гласные 1-ого 2 –ого ряда. _______________________________________

2. Прочитать и записать предложения, вставляя пропущенные гласные, подчеркнуть

разными карандашами  твердые и мягкие согласные.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 способ - мягкий знак.

Задание 1. Послушай  предложения и запиши слова с Ь знаком в конце слова.

___________________________________________________________________________

Задание 2. Послушай  предложения и запиши слова с Ь знаком середине слова.

_____________________________________________________________________________

Чтение

  1. Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных)

_________________________________________________________________

  1. Чтение слогов парами:

- дифференциация по мягкости – твердости.

__________________________________________________________________

- дифференциация по звонкости – глухости.

__________________________________________________________________

3. Чтение слов различной звуковой структуры.

__________________________________________________________________

  1. Чтение и пересказ рассказа.

____________________________________________________________________

Заключение о состоянии речевого развития

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

План коррекционной работы на 1 – ый год обучения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по итогам первого года коррекционной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

План коррекционной работы на 2 – ой год обучения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для учащихся 2-4 классов

Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....

Речевая карта учащегося 1 класса

Авторская разработка...

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

Речевая карта 2-4 классов

Речевая карта 2-4 классов...

Мониторинг-карта развития учащихся ___ класса

Я отслеживаю  динамику сформированности личностных, предметных и метапредметных УУД, что отражается мною   в карте развития ребенка. 1-4 класс...

Речевая карта (2-4 классы)

Речевая карта для школьников....

Речевая карта обследования для учащихся младших классов начальной школы с нарушениями чтения и письма.

      Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными разновидностями речевых проблем у младших школьников.      Нарушения...