Речевая карта для учащихся 2 – 4 классов
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
ГБОУ ЦЛПДО
В сентябре 2014 г.учителем логопедом Козловой О.В. в соавторстве с Насоновой Т.Р. разработаны речевые карты для учащихся 2-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_dlya_uchashchihsya_2.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта для учащихся 2 – 4 классов
Ф.И. ребенка _________________________________ возраст _______ класс ______
Логопед _____________________ Дата обследования ____________________________
Особенности поведения и контакт __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о родителях, речевая среда, отношение к дефекту, адрес _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
Внятность, разборчивость, темп, выразительность, голос
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание речи
Узнавание предметов по словесной инструкции_____________________________________
Описанию____________________________________________________________________
Понимание инструкций (простых, сложных) _______________________________________
Понимание вопросов__________________________________________________________
Понимание грамматических категорий (число, падеж, род существительных)
_____________________________________________________________________________
Предложно-падежных конструкций:
Собака бежит за мальчиком ____________________________________________________
Мальчик бежит за собакой_______________________________________________________
Общая и тонкая моторика
(подвижность, гармоничность, пластичность, координация, полнота, сила, точность, объем, темп движений)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Артикуляционный аппарат
Строение, анатомические особенности языка, нёба, зубов, челюстей, губ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Статика (способность к удержанию позы) _________________________________________
Иннервация (мышечный тонус, саливация, гиперкинезы, парезы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темпо-ритмические особенности, интонационная выразительность, голос
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вербальные ассоциации
1. Свободные: называй любые слова (если называет окружающие предметы, то закрыть глаза)
Оценка:
- Общее количество слов без повторов: ____________________________________
- Количество словосочетаний: ____________________________________________
Действия: называй любые действия предметов
ОЦЕНКА:
Общее количество слов без повторов _____________________________________
Неологизмов ___________________________________________________________
Неадекватных __________________________________________________________
Словосочетания ________________________________________________________
Реакция выбора
Я постучу 1 раз, а ты - 2 раза, я постучу 2 раза, а ты - 1.
ОЦЕНКА:
самостоятельно с 1-ого раза ___________________________________________________
с 2 раза __________________________________________________________________
недоступно _________________________________________________________________
Динамический праксис
1. Повтори движения руками: ладонь - ребро - кулак.
ОЦЕНКА:
с 1 ого показа: правая рука ___________ левая рука _________________________
со 2-ого показа: правая рука ___________ левая рука ________________________
совместно с логопедом: правая рука _________ левая рука ___________________
Кинестетические характеристики: неловкие, плохо скоординированные движения,
участие всего корпуса. _____________________________________________________
2. Меняй положения рук: руки на столе, " Кулак - ладонь" (совместно с ребенком)
Медленно ______________________ быстро _____________________________________
особенности выполнения: ассиметрия рук _____ равны _______ передвижение ________ недоведение рук _________________ кинестетические трудности ____________________
Отсроченная память
Покажи, какие движения выполняли до этого задания.
ОЦЕНКА: удержание серии _______________ , ошибки- единичные __________________, частые сбои ______________________, невыполнение ______________________________
Графомоторная проба
Я начну рисовать заборчик, а ты продолжай (руку не отрывать).
ОЦЕНКА: нет остановок _______________ , остановки ___________________ ,
отсутствие ошибок _________________ , кол -во ошибок _____________________,
уход от программы __________________ , нарушение тонуса ___________________ ,
удержание строки _______________________________________________________
Конструктивная деятельность
Нарисуй, как «я».
Рисунок стола, рисунки фигур.
По памяти: без проекционных ошибок ___________, неточное изображение ___________, неполное изображение ____________, искаженные пропорции ______________,
грубые дизметрии ______________
Срисовывание: без проекционных ошибок __________, неточное изображение _______, неполное изображение ______________, искаженные пропорции ___________________,
грубые дизметрии ______________________________________
Зрительный гнозис
Узнавание предметов.
Оценка: правильные ответы с 1 попытки ___________________________________
неправильные ответы ________________________________________________
Замены словом близким по значению _______________________________________
Узнавание букв (если знает буквы):
- Узнавание стилизованных букв. _____________________________________________
- Узнавание заштрихованных букв._______________________________________________
- Узнавание букв наложенных друг на друга _______________________________________
-. Узнавание букв, написанных пунктиром. _______________________________________
- Узнавание всех совмещенных букв. ____________________________________________
- Выбор из 2-ух, одну, написанную правильно. ____________________________________
Зрительно-пространственная память
Инструкция: посмотри и запомни, кто за кем стоит. Закрыть фигуры и попросить расположить в том же порядке.
Оценка: правильно _______ изменение ____________ пропуск фигур _____________
Слухоречевая память
1. Послушай и повтори: ваза, шмель, небо, планета, бумага __________________________________________________________________________
2. ваза, шмель, небо, планета, бумага, школа, велосипед ________________________________________________________________________
3. Посчитай от 1 до10, от 3 - 7, 10 - 1, 8 – 4 ______________________________________
4. Вспомни слова _____________________________________________________________
5. Повтор предложения:(Запомнить и повторить предложение с одного прочтения)
У Кати заболела собака Лайма. (5 слов) ___________________________________
Завтра мы с ребятами идем в лес за грибами. (9 слов) __________________________
Сережа встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу. (11 слов)
________________________________________________________________________
Обследование звукопроизношения
Гласные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[К] Кот-белка-мак. - Коля катается на коньках. Никите купили кеды и шапку
____________________________________________________________________________
[Г] Губы- нога-огонь. – Галя гонит гусей домой. Гена надел сапоги.
____________________________________________________________________________
[Х] Хомяк-петух-слух. – Хлебница стоит на холодильнике. Мухи сели на хлеб.
__________________________________________________________________________
[В] Ваза-слава – улов. – Волк воет – ВВВ. На вешалке висит свитер.
_____________________________________________________________________________
[С] Собака-мясо-насос. - Собака ест мясо
_____________________________________________________________________________
[СЬ] Сети –василек- гусь. - Сима и Сеня весело смеялись.
____________________________________________________________________________
[З] Замок-коза-лоза. - У Зои заболели зубы. У Зины зимой зябнет нос.
____________________________________________________________________________
[Ц] Цепь-птица-колодец. - Курица с цыплятами пили воду около колодца.
____________________________________________________________________________
[Ш] Шуба-кошка-камыш. - У Маши новые шапка и шубка.
____________________________________________________________________________
[Ж] Жук- ножи- морж. - Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
____________________________________________________________________________
[Ч] Чемодан-печка-мяч. - Девочки и мальчики скачут, как мячики.
____________________________________________________________________________
[Щ] Щука-ящик-плащ. - Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
____________________________________________________________________________
[Л] Лампа-полка-стул. – Лампа упала со стола.
____________________________________________________________________________
[ЛЬ] Лимон-малина-шмель. – Лида и лена гуляли на улице.
____________________________________________________________________________
[Р] Рак-корова-топор. - У Раи на руке рана.
____________________________________________________________________________
[РЬ] Ремень-карета-дверь. - Рита с Риммой варят рис.
____________________________________________________________________________
Примечание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование пространственного восприятия на листе бумаги
(графический диктант)
Поставить точку. От этой точки начинаем отсчет. Проводим линию по инструкции логопеда, не отрывая карандаша от бумаги.
Оценка: безошибочное воспроизведение - ____________________________________ не может самостоятельно закончить узор - ______________________________________
путает направление - ________________________________________________________ действует без опоры на клетки тетрадного листа - ________________________________
ошибается при подсчете клеток - ________________________________________________
Обследование навыка языкового анализа и синтеза
(Выполняется устно)
- Определение количества и последовательности слов в предложении
Сколько слов в предложении? Какое первое слово, третье?)
- Наступила зима. - У реки пастух пасет стадо. - На улице дети играют в снежки.
________________________________________________________________________
1.2 Составление из слов предложений. (Выполняется устно)
книга, девочка, читать
удочка, рыбак, рыба, ловить
щебетать, птицы, роща, весело, в
________________________________________________________________________
1.3.Верификация предложений. Инструкция: я буду называть предложения, если в них будут ошибки, постарайся их исправить:
- Собака вышла в будку._______________________________________________________
- По морю плывут корабль. _____________________________________________________
- Дом нарисован мальчик. ______________________________________________________
- Хорошо спится медведь под снегом. ____________________________________________
- Над большим деревом была глубокая яма. _______________________________________
____________________________________________________________________________
1.4. Прочитай рассказ и поставь точки.
Плохой сторож
У одной хозяйки мыши в погребе поели сало тогда она заперла в погребе кошку а кошка поела и сало, и мясо, и молоко
Звуковой анализ и синтез
1. Устно. Определение звуков в слове. (Назвать количество звуков, первый звук, последний звук, гласные звуки)
Дуб, соты, волк, пастух, ствол, клоун, ромашка, бумага, вокзал
________________________________________________________________________
2. Устно. Составление слов из звуков (логопед называет с большим интервалом звуки слова).
_________________________________________________________________________
3. Продиктуй мне по буквам слова, а я эти слова запишу (слова называет логопед). Нос, паук, школа, палатка, сковородка.
____________________________________________________________________________
4. Выдели 3 звук из данных слов, запиши звуки буквами и составь из полученных звуков слово (слова называет логопед).
- документ, обновка, плуг, патока. _____________________________
- колодец, дрова, копоть, внуки, походка. ________________________
5. Выдели из слов первый и последний звуки и запиши полученные слоги. Из выделенных слогов составь предложения (слова называет логопед).
1. Солома, шишка, и, Мишутка, шуба, почки, листочки, скоро, кустики.
___________________________________________________________________________
- Матрешка, машина, плохо, дача, резинки, лужа, совы, ножку, лихо ,
тихо.
_______________________________________________________________________
- Письменно. Из данных букв составь слова.
Определи названия каких животных здесь спрятаны:
Рбоб, арбез, ргит, ардыв, аворок, леньтю.
______________________________________________________________________
7. Придумай по 3 слова ,начинающиеся со следующих звуков:
Л ____________________________________ З ________________________________ С___________________________________ П __________________________________
Т ___________________________________ И ____________________________________
У __________________________________ О ___________________________________ Б ____________________________________ Р _____________________________________
В ____________________________________ Ш _____________________________________
СЛОГИ
- Спиши слова, определи количество слогов.
1)Вар - 5) тыква - 9) карта -
2)каша - 6) озеро - 10) рота-
3)парк - 7) дым- 11) улитка -
4)сад - 8) мирный - 12) щечка –
________________________________________________________________________
- Составь из рассыпанных слогов слова.
- тух, пе - _______________ 6) ру, ка, сель -_______________
- ка, ру - ______________ 7) да, бе, се -______________
- лат, са - ______________ 8) поч, тро, ка -______________
- точ, ка - ______________ 9) поть, ла -______________
- ро, мет - ______________ 10) мир, ный -______________
__________________________________________________________________________
Обследование словарного запаса и грамматического строя речи
1.1. Обобщение (Подобрать, обобщающее понятие)
Собака, коза, корова ,свинья _______________________________________________
Мак, Одуванчик, ромашка ,колокольчик ________________________________________
Заяц, волк, лев, медведь ______________________________________________________
Береза, дуб, ель, ольха ________________________________________________________
Стул, диван, шкаф, стол ________________________________________________________
Примечание (подбор других обобщающих понятий ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Исключение (Выбрать лишнее слово, объяснить свой выбор)
Береза, дуб, ель, ветка _____________________________________________
Корова, хвост, волк, лиса ___________________________________________
Иванов, Толстов, Дима, Петров ______________________________________
Секунда, час, минута, килограмм ______________________________________
Утро, весна, ночь, вечер _______________________________________________
Примечание ______________________________________________________________
1.3. Подбор синонимов
( подобрать слово с одинаковым значением) Ребята, жестокий, товарищ, прыгать, правдивый.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Подбор антонимов
( подобрать слово с противоположным значением) Широкий, говорить, день, ненавидеть, больной.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5 Словообразование
существительных:
-уменьшительная форма :дерево ___________________, лес ___________________,
Книга ___________, мяч ____________, яблоко _____________________________ _________________________________________________________________________
- детеныши животных: у козы - ______________, у коровы- ____________________,
у собаки- _________________, у лисы- _______________, у медведя- _______________
_________________________________________________________________________
- отглагольная форма: читает-(читатель) __________________, строит- ______________, учит- _____________________, спасает- ___________________, покупает- _____________
__________________________________________________________________________
глаголов:
Строитель-(строит) ___________, переводчик- ____________, регулировщик- __________, водитель- _________________, воспитатель- ____________________________
____________________________________________________________________________
приставочных глаголов:
шел __________________________________________________________________________
ехал _________________________________________________________________________
прилагательных:
- качественных по отношению к слову "день": дождь-дождливый ____________________, ветер- ________________________, теплота- __________________________________, солнце - __________________________________________________________________
-относительных: Суп из рыбы - _________________, пакет из бумаги- ________________, варенье из малины- ______________________, ваза из фарфора - _____________________
-притяжательных по отношению к слову "хвост":собака – собачий __________________, корова- ____________, лиса- _____________, волк- ____________, кошка- ______________
-Образовать сложные слова: Лист и падать - __________________________________, лес и парк - _________________________, глубокая и вода - _________________________, разный и цвет - ______________________, снег и падать _____________________________
Словоизменение
Ветка-ветки-нет веток __________________________________________________________
Корень- ______________________________________________________________________
Лист- ________________________________________________________________________
Облако- ______________________________________________________________________
Ребенок- _____________________________________________________________________
Человек- _____________________________________________________________________
- Согласование
Прилагательных с существительными:
красный шар_______________________ красное платье ____________________________
красная чашка______________________ красное яблоко _____________________________
красные банты ________________________________________________________________
Существительных и количественных числительных:
один два пять
дом _________________________________________________________________________
котенок_______________________________________________________________________
ведро ________________________________________________________________________
машина ______________________________________________________________________
Глаголов с существительными:
бабочка летит _______________________ бабочки летят _____________________________
машина едет _________________________ машины едут _____________________________
сом плавает __________________________ сомы плавают ____________________________
- Предлоги (предложно-падежное управление):
в________ на ___________ над ____________ за _____________ из-за _________________
из _______ с (со) _______________ у ___________под _____________ из-под___________
Обследование фонематического восприятия
1.1. Повтор звуков парами:
С/З, С/Ц, С/Ш, Ч/Щ, Ж/З, Ш/Ж, Ц/С, Ч/Ц, Ш/Ч, Ч/Щ, Ч/ТЬ, Ш/Щ, Л/Р, РЬ/ЛЬ
________________________________________________________________________
1.2. Повтор ряда слогов: ТА-ДА-ДА; БА-ПА-БА; ЖА-ША-ША; СА-ЗА-СА, ГА-КА-ГА, ФА-ВА-ВА.__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.3. Повтор слов: коса-коза, дрова-трава, крыса - крыша, челка-щелка, качка-каска , гроза - глаза, йод - рот, ел- ель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование слоговой структуры слова
(Повторить слово с одного прочтения учителем -логопедом) Дом, оса, штаб, луна, юнга, ствол, банка, завод, пастух, болото, строчка, молоток, директор, шлагбаум, пластилин, полотенце, мышеловка, экскаватор, мотоциклист, регулировщик, землетрясения, разочарование, кораблекрушение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повторить предложения:
Орел на горе, перо на орле.________________________________________________
Регулировщик регулирует уличное движение транспорта. __________________________
Ткачиха и ткач работают на ткацкой фабрике. ______________________________________
Артист играет на полированном рояле. ____________________________________________
Жонглер жонглирует на цирковой арене. __________________________________________
Бухгалтер считает на калькуляторе. ____________________________________________
Из зарослей строчит крупнокалиберный пулемет. _______________________________
Конструктор конструирует современные модели грузового и пассажирского транспорта.
____________________________________________________________________________
Обследование связной речи
1.1. Составление рассказа по ассоциации (подобрать подходящее слово и закончить предложение).
Прошла дождливая ---------.Закончилась и снежная ------------. Наступила ------------------.
Вот и пришло теплое -------------. Стоит жаркая -------.Светит -----------. Дует ----------. Дети идут гулять
в ------------. Там они слушают пение ----------.Они собирают _______. Вдруг небо становится ----------,
оно покрывается ______. Дети торопятся вернуться --------.Но прежде чем они успели прийти,
разразилась ______. Дети постучались в один _______, чтобы укрыться от сильного ______, т. К. у них не было с собой -----------, и их одежда совсем _________.
1.2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
_____________________________________________________________________________
1.3. Составление рассказа по сюжетной картинке.
_____________________________________________________________________________
1.4. Пересказ текста
_____________________________________________________________________________
Обследование навыка письма:
1. Списывание слов _______________________________________________
2. Списывание текста _________________________________________________
Слуховой диктант
1 Диктант слогов (каждая строчка слогов записывается учащимися с одного прочтения учителем – логопедом) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Диктант слов (каждое слово записывается учащимися с одного прочтения учителем – логопедом)
____________________________________________________________________________
3. Диктант слов печатными буквами каждое слово записывается учащимися печатными буквами с одного прочтения учителем – логопедом:
___________________________________________________________________________
4. Диктант словосочетаний ( каждое словосочетание записывается учащимися с одного прочтения учителем – логопедом)
_____________________________________________________________________________
5. Диктант текста
_____________________________________________________________________________
6. Письмо по памяти
_____________________________________________________________________________
Обозначение мягкости согласных на письме (2 способа)
1 способ
1. Назвать гласные 1-ого 2 –ого ряда. _______________________________________
2. Прочитать и записать предложения, вставляя пропущенные гласные, подчеркнуть
разными карандашами твердые и мягкие согласные.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 способ - мягкий знак.
Задание 1. Послушай предложения и запиши слова с Ь знаком в конце слова.
___________________________________________________________________________
Задание 2. Послушай предложения и запиши слова с Ь знаком середине слова.
_____________________________________________________________________________
Чтение
- Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных)
_________________________________________________________________
- Чтение слогов парами:
- дифференциация по мягкости – твердости.
__________________________________________________________________
- дифференциация по звонкости – глухости.
__________________________________________________________________
3. Чтение слов различной звуковой структуры.
__________________________________________________________________
- Чтение и пересказ рассказа.
____________________________________________________________________
Заключение о состоянии речевого развития
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
План коррекционной работы на 1 – ый год обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение по итогам первого года коррекционной работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
План коррекционной работы на 2 – ой год обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для учащихся 2-4 классов
Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....
Речевая карта учащегося 1 класса
Авторская разработка...
Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы
Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...
Речевая карта 2-4 классов
Речевая карта 2-4 классов...
Мониторинг-карта развития учащихся ___ класса
Я отслеживаю динамику сформированности личностных, предметных и метапредметных УУД, что отражается мною в карте развития ребенка. 1-4 класс...
Речевая карта (2-4 классы)
Речевая карта для школьников....
Речевая карта обследования для учащихся младших классов начальной школы с нарушениями чтения и письма.
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными разновидностями речевых проблем у младших школьников. Нарушения...