Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему
Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют обследовать все стороны устной и письменной речи: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, словарный запас, характер письма и чтения. Кроме того материал помогает выявить специфические ошибки на письме и при чтении. Все это позволяет наметить индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_karty_1-4klassy_.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический пункт при ГБОУ СОШ № 1909
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(учащегося 1-го класса)
1. Фамилия, имя____________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________
адрес ___________________________________________________
телефон __________________________________________________
слух ___________________________________________________
зрение ___________________________________________________
заключение невропатолога (из мед. карты)__________________________
___________________________________________________________________
2. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:
рассказ по картинке или пересказ составил самостоятельно; требовалась стимуляция в виде поощрения, составил по вопросам; не мог составить; тема раскрыта полностью (не полностью); наличие ненужных отступлений от темы, в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, вот, потом и т.п., рассказ имеет чёткую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность, части рассказа расположены не по порядку; рассказывает по теме, но всё время «перескакивает», рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.
Тип предложения: назывное, простое нераспространённое, простое распространённое, сложносочинённое, сложноподчинённое, с однородными членами, осложнённое причастными и деепричастными оборотами; используются разные виды предложений, адекватно замыслу; нарушение порядка слов предложении, пропуски (замены, смешения предлогов).
3. ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ:
темп (ускоренный, замедленный, нормальный)_________________________
голос (тихий, громкий, хриплый, гнусавый, монотонный, неумение говорить шёпотом)_________________________________________________
дыхание (грудное, брюшное, смешанное, поверхностный вдох, короткий непродолжительный выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе)_____________________________
4. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:
губы (толстые, тонкие, малоподвижные, неполное смыкание губ, укороченная уздечка губы, без отклонений)____________________________
челюсти (прогения, прогнатия)_______________________________________
прикус (открытый передний, открытый боковой)______________________
зубы (мелкие, редкие, излишне крупные, отсутствие зубов, сверхкомплектность, вне челюстной дуги)____________________________
язык (излишне толстый, не умещается во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка, вялый, малоподвижный, напряжённый, саливация, недостаточный объём и сила движений, неточность (точность) выполнения, переключаемость, наличие синкиезий, темп движений (норма, ускоренный, замедленный) __________________________
нёбо твёрдое и мягкое (низкое твёрдое нёбо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое нёбо, раздвоение маленького язычка)_____
___________________________________________________________________
5. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:
свистящие | шипящие | соноры | заднеязычные | ||||||||
С с* | З з* | ц | ш | ж | ч | щ | Л л* | Р р* | к | г | х |
6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
выделение ударного гласного в начале слова (утка, Оля, Аня)______________
выделение гласного в конце слова (луна, мука, шары)____________________
выделение согласного в начале слова (сок, крот, балка) __________________
выделение согласного в конце слова (слон, страх, гвоздь)_________________
полный анализ слов (ком, лапы, хвост)_________________________________
7. РАЗЛИЧИЕ ЗВУКОВ:
аоу_____________________ тя-ча____________________
па-ба-да_________________ ан-ань__________________
ка-ха-ка_________________ са-ша-са_________________
ща-ша-са________________ ны-ни-ны________________
8. ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ СЛОЖНОГО СЛОГОВОГО СОСТАВА (характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог, переставляет согласные, очень нечётко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова, при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой (без опоры на образец)
строительство_________________ парикмахерская________________
электрический___________________ температура ___________________
аквариум ______________________ сковорода ____________________
велосипедист___________________ пудреница ____________________
статуэтка_______________________ милиционер___________________
Геологи уехали в экспедицию._________________________________________
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки_________________
___________________________________________________________________
Велосипедист едет на велосипеде_____________________________________
9. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (соответствует возрастной норме, ниже нормы, ограничен обиходной лексикой)
знание обобщающих слов (одежда, обувь, посуда, мебель, домашние, дикие животные, транспорт, насекомые, профессии, предметы быта).
столяр______________ люстра_____________ транспорт__________
стекольщик__________ графин_____________ обувь_____________
крановщик__________ кувшин____________ насекомые_________
машинист___________ солонка____________ мебель____________
почтальон___________ маслёнка___________ шланг_____________
носильщик___________ перечница__________ чашка_____________
сварщик_____________ половник___________ кофейник__________
Антонимы:
друг ___________ говорить ____________ высокий ____________
ночь___________ положить____________ старший ____________
начало_________ строить _____________ тёплый _____________
медленно ______ ругать ______________ острый _____________
10. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (словоизменение, словообразование, согласование, управление).
Именительный падеж, множ. число существительных:
стол - ___________ глаз - __________ стул - __________
нос - ___________ рукав - __________ дерево - __________
рука - ___________ село - __________ крыло - __________
плечо - _________ поезд - __________ лист - __________
ухо - __________ окно - __________ сук - ___________
день - __________ зеркало - _________ перо - ____________
пень - __________ ведро - __________ копьё - ___________
Родительный падеж, множ. число существительных:
тетради - ____________ воротники - ______________
мячи - _____________ щенки - ______________
ножи - _____________ облака - ______________
уши - _____________ столы - ______________
ноги - _____________ блюдца - ______________
лампы - _____________ овцы - _______________
яблоки - _____________ кольца - _______________
стёкла - _____________ полотенца - _______________
11. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
варенье из яблок ___________________ из вишен _____________________
из смородины ___________________ из слив _____________________
сок из абрикосов ___________________ салат из огурцов _______________
сарафан из ситца ___________________ ботинки из кожи _______________
кофта из трикотажа _________________
12. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
глаза кошки______________________ повадки волка___________________
хвост лисы ______________________ будка собаки ___________________
голова белки ____________________ очки бабушки ___________________
газета дедушки __________________ платье мамы ___________________
13. СОГЛАСОВАНИЕ _________________________________________________
14. УПРАВЛЕНИЕ ____________________________________________________
Предлоги: в - ____ на - _____ под - ____ с - ____ из - _____ над - ____
к - ____ от - _____ из-за - ______ из-под - _____ за - ______ перед - _______
между - ______ через - ________ около - _________
15. ЧТЕНИЕ (побуквенное, послоговое, словами)
(знает отдельные буквы; знает буквы, но не читает; читает слоги и односложные слова; читает по слогам, медленно, монотонно, пропускает гласные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы)
Понимание прочитанного (с трудом понимает прочитанное, пересказывает с помощью вопросов; основное содержание понимает, скрытый смысл понимает с трудом; испытывает некоторые затруднения).
16. Проявления заикания: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного, в вопросно-ответной речи, при чтении во время отражённой, сопряжённой и шёпотной речи.
Степень выраженности: лёгкая, средняя, тяжёлая.
Форма судорог: клоническая, тоническая, смешанная
Вид судорог: дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный
Заключение логопеда:
• ОНР – Ш (дизартрический компонент);
• ФФН;
• ФН (ротоцизм, ламбдацизм, сигматизм (свистящих или шипящих), капацизм) необходимое заключение подчеркнуть
• Заикание (клоническая, тоническая, смешанная) необходимое заключение подчеркнуть
• Полиморфное нарушение звукопроизношения
Рекомендовано:
• Посещение врача – отоларинголога
• Посещение врача – невропатолога
• Посещение врача – ортодонта
• Зачислить в группу № …
• Занятия с учителем – логопедом по расписанию
• Консультативные занятия (указать количество раз в месяц)
• Поставить на учёт или на очередь
Фамилия учителя-логопеда:
Логопедический пункт при общеобразовательной школе № 1909
РЕЧЕВАЯ КАРТА
учащегося 2-4 классов
1. Фамилия, имя____________________________________________________
возраст___________________________________________________________
класс_____________________________________________________________
домашний адрес____________________________________________________
успеваемость_______________________________________________________
жалобы учителей и родителей________________________________________
заключение психиатра(из мед. карты)__________________________________
состояние слуха_____________________________________________________
состояние зрения___________________________________________________
2. Состояние письменной речи.
типы ошибок виды ошибок количество примеры
ошибок ошибочного
письма
Ошибки Замена согласных.
звукового Замена гласных.
состава Пропуски гласных.
слова Пропуски согласных.
Пропуски слогов
и частей слова.
Перестановки.
Добавления.
Раздельное написание
частей слова.
Лексико- Нарушение согласования.
граммати- Нарушение управления.
ческие Замена слов по
ошибки звуковому сходству.
Замена слов по семан-
тическому сходству.
Пропуски слов.
Слитное написание слов.
Графические Замена букв по
ошибки количеству элементов.
Замена букв по пространствен-
ному расположению.
Зеркальное письмо букв.
Ошибки на Правописание ЖИ, ШИ,
правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Прописная буква в
начале предложения,
В именах собственных.
Правописание мягких
согласных.
Правописание безударной
гласной в корне слова.
Ошибки на
правила, не
пройденные
в классе
3. Состояние чтения (способ, скорость, понимание прочитанного, ошибки при чтении)___________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Словарный запас (объём соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен бытовой лексикой. Пре имущественно использует глагольную лексику, незначительный объём прилагательных, наречий. С трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству).___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Состояние артикуляционного аппарата:____________________________________
_________________________________________________________________________
6. Фонетическая сторона речи:
Свистящие | Шипящие | Соноры | Заднеязычные | ||||||||
С с* | З з* | ц | ш | ж | ч | щ | Л л* | Р р* | г | к | х |
Фонематический слух | Фонематическое восприятие | ||||||||||
Зв. – гл. согласн. | С - Ш | З - Ж | С - Ц | С - Ч | С - Щ | Ч - Ц | Ч -Щ | Ч -Т* | Тв.- мягк. согл. | Зву- ковой анализ | Слоговая структура |
7. Фонематическая сторона речи.
8. Грамматический строй речи.
1) Задание: составить предложения с данными словами:
утро, солнце______________________________________________________________
сестре, снегом____________________________________________________________
2) Задание: составить предложение из слов:
в, живут, лесу, звери, разные________________________________________________
_________________________________________________________________________
с, перепрыгивала, на, ветки, белка, ветку:_____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
озеленить, школьники, решили, улица, город, родного__________________________
_________________________________________________________________________
Составление сложносочинённых предложений.
3) Задание: вставить пропущенные слова: а, но, и.
Солнце зашло за горы ___________ было ещё светло.
Небо затянулось тучами ___________ пошёл дождь.
Море разбушевалось ___________ рыбаков всё не видно.
Составление сложноподчинённых предложений.
4) Задание: вставить пропущенные слова: потому что, хотя, если, когда, который, поэтому.
Мы не пошли гулять _______________________ шёл сильный дождь.
Мы пошли гулять _______________________ шёл сильный снег.
Я поеду в лагерь _______________________ наступят каникулы.
Я поеду в лагерь _______________________ разрешит врач.
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде, числе и падеже.
5) Задание: вставить имена прилагательные вместо точек, изменяя их по смыслу.
За (высокие) ……………………………….. горами раскинулась деревня.
Ученики прочитали рассказ о (храбрые) …………………………………. спасателях.
Аист принёс рыбу (голодные) ………………………………… птенцам.
Пачка (ванильные) …………………………………… сухарей лежит на столе.
Дежурный застелил стол (белая) …………………………………. скатертью.
6) Задание: составить пары слов и соединить их линией.
удобную бельём
любимой щенка
лохматого корзину
грязным бабушкой
длинный лапы
лохматые пальто
вкусным лужа
мутная дождь
проливной путь
длинное варенье
7) Употребление числа и рода при согласовании существительного с глаголом прошедшего времени.
Задание: изменения слова, данные в скобках, вставить их вместо точек в предложениях.
(вымыть, выпасть, бушевать, купаться, светить, завянуть, вылететь)
После уроков дежурный уже ………………………………………………………….. класс.
Вчера ночью ………………………………………………………. снег.
Море ………………………………………………….. всю ночь.
Прошлым летом дети часто …………………………………………………………. в реке.
Всю неделю ярко ………………………………………………………… солнце.
Осенью все цветы ……………………………………………………………… .
Из клетки ……………………………………………………………. птица.
8) Употребление числа и лица при согласовании имени существительного и местоимения с глаголом настоящего времени.
Задание: вставить пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов.
Весной расцвета__т сирень. Ученик пиш__т диктант. Все чита__т газеты. Книга и тетрадь леж__т на столе.
9) Понимание и использование предлогов.
Задание: вставить пропущенные предлоги.
Лето. Петя и Миша приехали ….. каникулы ….. деревню ….. бабушке ….. деревни протекает река, а ….. ней густой лес. Перешёл ….. речку – и ты ….. лесу. Часто ходят дети ….. лес ….. грибами и ягодами. Мелькают ….. деревьями их белые панамки. Удивлённо смотрит ….. ветки белка, выглядывает ….. сосны заяц: «Кто так шумит?». – «Не бойтесь звери, это дети аукаются». Хорошо ….. лесу. ……… листву пробиваются лучи солнца. Вот шляпка гриба торчит ….. коряги. Но корзины уже полны. Пора домой. Не забыли Петя и Маша принести ….. леса подарок ….. бабушки. Они сделали букет ….. лекарственных трав.
10) Словоизменение.
Именительный падеж, множественное число.
Задание: измените слова по образцу.
котёнок – котята ноготь – ногти воробей - ………………………..
козлёнок - ……………………… палец - …………………….. соловей - ………………………..
медвежонок - ………………… лоб - …………………………. муравей - ………………………
поросёнок - …………………… отец - ……………………….. сарай - …………………………..
дочь – дочери семя – семена
мать - ………………………. знамя - ………………………….
сын - ……………………….. племя - …………………………
друг - ………………………. имя - …………………………….
небо - ………………………
Родительный падеж, множественное число.
Задание: измените слова по образцу.
карандаши – карандашей деревья – деревьев овцы – овец
окуни - …………………………… стулья - ………………………. кольца - ………………………….
тетради - ……………………….. пальцы - …………………….. блюдца - ………………………..
лошади - ……………………….. трамвай - ……………………. полотенца - ……………………
люди - ……………………………. сарай - ……………………….. платьица - …………………......
11) Словообразование.
Суффиксальный способ образования существительных.
Задание: образуйте уменьшительно – ласкательную форму существительных.
гнездо - ……………………….. крыло - ………………………….. ива - ………………………………
ведро - ………………………… изба - …………………………….. поле - ……………………………
ружьё - ………………………… берёза - …………………………. зима - ……………………………
платье - ……………………….. речка - ……………………………. корова - ………………………..
письмо - ………………………. лиса - ……………………………… кровь - …………………………..
Задание: измените слова по образцу.
волк – волчица – волчата – волчонок
лиса ____________________________________________________________________
медведь _________________________________________________________________
заяц ____________________________________________________________________
коза ____________________________________________________________________
лев _____________________________________________________________________
гусь _____________________________________________________________________
лось ____________________________________________________________________
конь ____________________________________________________________________
баран ___________________________________________________________________
Задание: образуйте названия профессий и занятий людей от данных слов.
барабан - _______________________ учит - ________________________
стекло - ________________________ продаёт - _____________________
полёт - _________________________ куёт - _________________________
пулемёт - _______________________ поёт - _________________________
лыжи - _________________________ читать - _______________________
парашют - ______________________ слушать - ______________________
ракета - ________________________ посетить - _____________________
трактор - ______________________ победитель - ___________________
велосипед - ____________________ носить - _______________________
пианино - ______________________ сваривать - ____________________
доклад - _______________________ бежать - ______________________
штанга - _______________________ путешествовать -_______________
сапог - _________________________ переводить - __________________
лес - ___________________________ наладить - ____________________
бетон - _________________________ исследовать - _________________
гардероб - ______________________ водопровод - _________________
12) Суффиксальный способ образования прилагательных.
гусь – гусиный картофель – картофельный
зверь - _____________ огурец - ____________ клюква - ______________
осёл - ______________ свёкла - ____________ сён - __________________
соловей - ___________ вода - ______________ рожь - ________________
матрос - ____________ глина - _____________ трава - ________________
ситец - _____________ слива - _____________ лицо - ________________
13) Задание: образовать глаголы при помощи приставок: в-, до-, по-, пере-, от-, с-, про-, о-, над-, у-, на-, за-, под-, про-.
темнеть - _____________________ готовить -______________________
свистеть - _____________________ печатать - ______________________
твердить - _____________________ винтить - ______________________
гореть - _______________________ веять - ________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Нарушение письма и чтения, обусловленное ОНР (ФФН, ФФНР, ЗРР, или ЗПР) (на основании медицинского диагноза)
Рекомендовано:
• Посещение врача – отоларинголога
• Посещение врача – невропатолога
• Посещение врача – ортодонта
• Зачислить в группу № ____
• Занятия с учителем – логопедом по расписанию
• Консультативные занятия (указать количество раз в месяц)
• Поставить на учёт или на очередь
Дата: ____________________
Фамилия, имя, отчество учителя – логопеда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....
Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов
Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов...
Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.
Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...
Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов, проведенного логопедом Машковой П.С. на логопедическом пункте МАОУ СОШ №36 в мае 2021г....
Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся
Данный журнал обследования устной и письменной речи учащихся удобно вести как в электронном, так и в распечатанном виде....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов
Данная аналитическая справка позволяет количественно и качественно подвести итоги по результатам коррекционной работы за учебный год....