Речевая карта 1 класс
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
ГБОУ ЦЛПДО
В августе 2014 г. логопедом Козловой О.В. в соавторстве с Насоновой Т.Р. разработаны речевые карты для учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_1_klass.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта 1 класс
Ф.И. ребенка _________________________________ возраст _______ класс ______
Логопед _____________________ Дата обследования ____________________________
Особенности поведения и контакт __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о родителях, речевая среда, отношение к дефекту, адрес _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общее звучание речи
Внятность, разборчивость, темп, выразительность, голос
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание речи
Узнавание предметов по словесной инструкции_____________________________________
Описанию____________________________________________________________________
Понимание инструкций (простых, сложных) _______________________________________
Понимание вопросов__________________________________________________________
Понимание грамматических категорий (число, падеж, род существительных)
_____________________________________________________________________________
Предложно-падежных конструкций:
Собака бежит за мальчиком ____________________________________________________
Мальчик бежит за собакой_______________________________________________________
Общая и тонкая моторика
(подвижность, гармоничность, пластичность, координация, полнота, сила, точность, объем, темп движений)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Артикуляционный аппарат
Строение, анатомические особенности языка, нёба, зубов, челюстей, губ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Статика (способность к удержанию позы) _________________________________________
Иннервация (мышечный тонус, саливация, гиперкинезы, парезы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темпо-ритмические особенности, интонационная выразительность, голос
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вербальные ассоциации
1. Свободные: называй любые слова (если называет окружающие предметы, то закрыть глаза)
Оценка:
- Общее количество слов без повторов: ____________________________________
- Количество словосочетаний: ____________________________________________
Действия: называй любые действия предметов
ОЦЕНКА:
Общее количество слов без повторов _____________________________________
Неологизмов ___________________________________________________________
Неадекватных __________________________________________________________
Словосочетания ________________________________________________________
Реакция выбора
Я постучу 1 раз, а ты - 2 раза, я постучу 2 раза, а ты - 1.
ОЦЕНКА:
самостоятельно с 1-ого раза ___________________________________________________
с 2 раза __________________________________________________________________
недоступно _________________________________________________________________
Динамический праксис
1. Повтори движения руками: ладонь - ребро - кулак.
ОЦЕНКА:
с 1 ого показа: правая рука ___________ левая рука _________________________
со 2-ого показа: правая рука ___________ левая рука ________________________
совместно с логопедом: правая рука _________ левая рука ___________________
Кинестетические характеристики: неловкие, плохо скоординированные движения,
участие всего корпуса. _____________________________________________________
2. Меняй положения рук: руки на столе, " Кулак - ладонь" (совместно с ребенком)
Медленно ______________________ быстро _____________________________________
особенности выполнения: ассиметрия рук _____ равны _______ передвижение ________ недоведение рук _________________ кинестетические трудности ____________________
Отсроченная память
Покажи, какие движения выполняли до этого задания.
ОЦЕНКА: удержание серии _______________ , ошибки- единичные __________________, частые сбои ______________________, невыполнение ______________________________
Графомоторная проба
Я начну рисовать заборчик, а ты продолжай (руку не отрывать).
ОЦЕНКА: нет остановок _______________ , остановки ___________________ ,
отсутствие ошибок _________________ , кол -во ошибок _____________________,
уход от программы __________________ , нарушение тонуса ___________________ ,
удержание строки _______________________________________________________
Конструктивная деятельность
Нарисуй, как «я».
Рисунок стола, рисунки фигур.
По памяти: без проекционных ошибок ___________, неточное изображение ___________, неполное изображение ____________, искаженные пропорции ______________,
грубые дизметрии ______________
Срисовывание: без проекционных ошибок __________, неточное изображение _______, неполное изображение ______________, искаженные пропорции ___________________,
грубые дизметрии ______________________________________
Зрительный гнозис
Узнавание предметов.
Оценка: правильные ответы с 1 попытки ___________________________________
неправильные ответы ________________________________________________
Замены словом близким по значению _______________________________________
Узнавание букв (если знает буквы):
- Узнавание стилизованных букв. _____________________________________________
- Узнавание заштрихованных букв._______________________________________________
- Узнавание букв наложенных друг на друга _______________________________________
-. Узнавание букв, написанных пунктиром. _______________________________________
- Узнавание всех совмещенных букв. ____________________________________________
- Выбор из 2-ух, одну, написанную правильно. ____________________________________
Зрительно-пространственная память
Инструкция: посмотри и запомни, кто за кем стоит. Закрыть фигуры и попросить расположить в том же порядке.
Оценка: правильно _______ изменение ____________ пропуск фигур _____________
Слухоречевая память
1. Послушай и повтори: холод. рама, клин ______________________________________
2. Гость, риск, дождь ________________________________________________________
3. Посчитай от 1 до10, от 3 - 7, 10 - 1, 8 – 4 ______________________________________
4. Вспомни слова _____________________________________________________________
5. Повтор предложения:(Запомнить и повторить предложение с одного прочтения)
У Кати заболела собака Лайма. (5 слов) ___________________________________
Завтра мы с ребятами идем в лес за грибами. (9 слов) __________________________
Сережа встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу. (11 слов)
________________________________________________________________________
Обследование звукопроизношения
Гласные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[К] Кот-белка-мак _____________________________________________________
[Г] Губы- нога-огонь_____________________________________________________
[Х] Хомяк-петух-слух ____________________________________________________
[В] Ваза-слава – улов _______________________________________________________
[С] Собака-мясо-насос _____________________________________________________
[СЬ] Сети -василек- гусь __________________________________________________
[З] Замок-коза-лоза _______________________________________________________
[Ц] Цепь-птица-колодец _____________________________________________________
[Ш] Шуба-кошка-камыш ____________________________________________________
[Ж] Жук- ножи- морж _________________________________________________________
[Ч] Чемодан-печка-мяч ________________________________________________________
[Щ] Щука-ящик-плащ ________________________________________________________
[Л] Лампа-полка-стул _________________________________________________________
[ЛЬ] Лимон-малина-шмель ____________________________________________________
[Р] Рак-корова-топор __________________________________________________________
[РЬ] Ремень-карета-дверь _____________________________________________________
Примечание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование пространственного восприятия на листе бумаги
(графический диктант)
Поставить точку. От этой точки начинаем отсчет. Проводим линию по инструкции логопеда, не отрывая карандаша от бумаги.
Оценка: безошибочное воспроизведение - ____________________________________ не может самостоятельно закончить узор - ______________________________________
путает направление - ________________________________________________________ действует без опоры на клетки тетрадного листа - ________________________________
ошибается при подсчете клеток - ________________________________________________
Обследование навыка языкового анализа и синтеза (выполняется устно)
1.1. Определение количества и последовательности слов в предложении:
Таня ловит мяч. (Сколько слов в предложении? Какое первое слово, третье?)
__________________________________________________________________________
Ира пришивает мишке лапу. (Сколько слов в предложении? Какое первое слово, третье, пятое..?)______________________________________________________________________
Голубь клюет. _________________________________________________________________
1.2 Составление из слов предложений. (Выполняется устно с опорой на картинки)
лизать, собака, лапа _____________________________________________________
доска, мальчик, пилить ______________________________________________
выть, волк ______________________________________________________________
1.3. Определение звуков в слове. (Назвать количество звуков, первый звук, последний звук, гласные звуки.)
-односложные слова ________________________________________________________
- двусложные слова _________________________________________________________
- слова со стечением согласных ________________________________________________
- трехсложные слова ___________________________________________________________
1.4. Устно. Составление слов из звуков (логопед называет с большим интервалом звуки слова). [В]-[о]-[д]-[а] ________________ [т]-[р]-[а]-[в]-[а] ___________________ [с]-[н]-[ы] __________________________ [м]-[а]-[л]-[ы]-[ш] _______________________ [б]-[о]-[ч]-[к]-[а] _____________________________________________________________
1.5. Продиктуй мне по буквам слова, а я эти слова запишу, (слова называет логопед).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование словарного запаса и грамматического строя речи
1.1. Обобщение (Подобрать, обобщающее понятие)
Собака, коза, корова ,свинья _______________________________________________
Мак, Одуванчик, ромашка ,колокольчик ________________________________________
Заяц, волк, лев, медведь ______________________________________________________
Береза, дуб, ель, ольха ________________________________________________________
Стул, диван, шкаф, стол ________________________________________________________
Примечание (подбор других обобщающих понятий ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Исключение (Выбрать лишнее слово, объяснить свой выбор)
Береза, дуб, ель, ветка _____________________________________________
Корова, хвост, волк, лиса ___________________________________________
Иванов, Толстов, Дима, Петров ______________________________________
Секунда, час, минута, килограмм ______________________________________
Утро, весна, ночь, вечер _______________________________________________
Примечание ______________________________________________________________
1.3. Подбор синонимов
( подобрать слово с одинаковым значением) Ребята, жестокий, товарищ, прыгать, правдивый.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Подбор антонимов
( подобрать слово с противоположным значением) Широкий, говорить, день, ненавидеть, больной.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5 Словообразование
существительных:
-уменьшительная форма: дерево ___________________, лес ___________________,
книга ___________, мяч ____________, яблоко _____________________________ _________________________________________________________________________
- детеныши животных: у козы - ______________, у коровы- ____________________,
у собаки - _________________, у лисы- _______________, у медведя- _______________
_________________________________________________________________________
- отглагольная форма: читает - (читатель) __________________, строит- ______________, учит- _____________________, спасает- ___________________, покупает- _____________
__________________________________________________________________________
глаголов:
Строитель-(строит) ___________, переводчик- ____________, регулировщик- __________, водитель- _________________, воспитатель- ____________________________
____________________________________________________________________________
приставочных глаголов:
шел __________________________________________________________________________
ехал _________________________________________________________________________
прилагательных:
- качественных по отношению к слову "день": дождь - дождливый ____________________, ветер- ________________________, теплота- __________________________________, солнце - __________________________________________________________________
-относительных: Суп из рыбы - _________________, пакет из бумаги- ________________, варенье из малины- ______________________, ваза из фарфора - _____________________
-притяжательных по отношению к слову "хвост":собака – собачий __________________, корова- ____________, лиса- _____________, волк- ____________, кошка- ______________
-Образовать сложные слова: Лист и падать - __________________________________, лес и парк - _________________________, глубокая и вода - _________________________, разный и цвет - ______________________, снег и падать _____________________________
Словоизменение
Ветка-ветки-нет веток __________________________________________________________
Корень- ______________________________________________________________________
Лист- ________________________________________________________________________
Облако- ______________________________________________________________________
Ребенок- _____________________________________________________________________
Человек- _____________________________________________________________________
- Согласование
Прилагательных с существительными:
красный шар_______________________ красное платье ____________________________
красная чашка______________________ красное яблоко _____________________________
красные банты ________________________________________________________________
Существительных и количественных числительных:
один два пять
дом _________________________________________________________________________
котенок_______________________________________________________________________
ведро ________________________________________________________________________
машина ______________________________________________________________________
Глаголов с существительными:
бабочка летит _______________________ бабочки летят _____________________________
машина едет _________________________ машины едут _____________________________
сом плавает __________________________ сомы плавают ____________________________
- Предлоги (предложно-падежное управление):
в________ на ___________ над ____________ за _____________ из-за _________________
из _______ с (со) _______________ у ___________под _____________ из-под___________
Обследование фонематического восприятия
1.1. Повтор звуков парами:
С/З, С/Ц, С/Ш, Ч/Щ, Ж/З, Ш/Ж, Ц/С, Ч/Ц, Ш/Ч, Ч/Щ, Ч/ТЬ, Ш/Щ, Л/Р, РЬ/ЛЬ
________________________________________________________________________
1.2. Повтор ряда слогов: ТА-ДА-ДА; БА-ПА-БА; ЖА-ША-ША; СА-ЗА-СА, ГА-КА-ГА, ФА-ВА-ВА.__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.3. Повтор слов: коса-коза, дрова-трава, крыса - крыша, челка-щелка, качка-каска , гроза - глаза, йод - рот, ел- ель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование слоговой структуры слова
(Повторить слово с одного прочтения учителем -логопедом) Дом, оса, штаб, луна, юнга, ствол, банка, завод, пастух, болото, строчка, молоток, директор, шлагбаум, пластилин, полотенце, мышеловка, экскаватор, мотоциклист, регулировщик, землетрясения, разочарование, кораблекрушение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование связной речи
- Составление рассказа по ассоциации (подобрать подходящее слово и закончить предложение).
Было жаркое …. Дети пошли в лес за ….. Вдруг небо …… В лесу их застала……. Лил сильный ….. Дети укрылись ……
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пересказ текста.
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование навыка письма:
1. Напиши своё имя. _____________________________________________
2. Напиши печатные буквы, которые знаешь. ___________________________
3.Напиши под диктовку буквы (если не знаешь, то ставь точку)
А С У Ч Ё Ш Я Н Ю М Е Т Щ К Ц Г Э З
_____________________________________________________________________________
4. Напиши под диктовку слоги: ЛЁ БЯ ЗЕ ИНТ ТЬЕ ТАРЬ
_____________________________________________________________________________
5. Напиши под диктовку слова: КОТ, ДОМ, СТУЛ, ТЁРКА, ИГРУШКА, ЩИТ, ДЕНЬ, КУСТ, ЕЛИ, ПЕЧКА, ОСЛИК. ____________________________________________________________________________
6. Напиши под диктовку предложения: Катя мыла руки. У дома лужа.
_________________________________________________________________________
7. Спиши слова: ДЫМ ВАТА ЗОНТ ЩЕПКА ДОМИКИ
________________________________________________________________
БОР РОЗА ЁЛКИ ФОРМА МАЙКИ
__________________________________________________________________
8. Вставь пропущенные буквы:
Ш . Р, З . БЫ, .ТУЛ, БУЛ . А, КО . КА.
С . К, К . НО, КРА ., ЛАМ . А, ЧА . КА.
9. Найди и исправь ошибки:
НУС ЛОСКА БУЙКА ШТОЛ ЛАБОТА
ДУМ ЛУКА ДЕДИ БЕЙКА СКОЛА
Обследование чтения
- Прочитай буквы: Г Ё З Н Э Щ Ю Ц Я
Б Х Ч У Д И Р Е Ш
_______________________________________________________________________
2. Прочитай слоги: ТА ФИ НЫ ЗЯ РУ ЛЁ
ПА ЗЮ ДЕ КУ ШО ФУ
ВЛА ИНТ ШМО ЕРТ ВНУ ТЬЕ
ЛЬЮ СЕВЬ БЬЯ ГЮДЬ ТАРЬ ГОРЬ
____________________________________________________________________________
3. Прочитай слова:
Фонетическое чтение: СОК, ЧАЙ, СЫР, КОТ, МАМА, КИНО, СОЛЬ, РЫБА, МЕТРО, КНИГИ, АПТЕКА, ВЫЛ, МЕХ, ПУХ, ЛЮК, ВАЗА, ЛЮДИ, ШАРЫ, МЯЛИ, ПАРТА, ШУТКА, БРОВИ.
Орфоэпическое чтение: ГОД, МЁД, САД, ОНА, ВХОД, ХЛЕБ, МЯСО, МОЛОКО, КЕФИР.
Заключение о состоянии речевого развития
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
План коррекционной работы на 1 – ый год обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение по итогам первого года коррекционной работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
План коррекционной работы на 2 – ой год обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...
Речевая карта для учащихся 2-4 классов
Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....
Речевая карта для обследования речи старших школьников (4-6 класс)
Речевую карту могут использовать учителя-логопеды при обследовании речи старших школьников (4-6 класс) (разработана по методике Т.А. Фотековой)...
Речевая карта учащегося 1 класса
Авторская разработка...
Речевая карта 2-4 классов
Речевая карта 2-4 классов...
Обследование по речевой карте для 1-го класса
Данное пособие облегчает поэтапное обследование состояния развития устной речи у учащихся первых классов....
Речевая карта для учащихся 2 – 4 классов
ГБОУ ЦЛПДОВ сентябре 2014 г.учителем логопедом Козловой О.В. в соавторстве с Насоновой Т.Р. разработаны речевые карты для учащихся 2-4 классов....