Речевая карта 1 класс
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Козлова Ольга Владимировна

ГБОУ ЦЛПДО 

В августе 2014 г. логопедом Козловой О.В. в соавторстве с Насоновой Т.Р. разработаны речевые карты для учащихся 1 класса  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_1_klass.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта 1 класс

Ф.И. ребенка  _________________________________ возраст _______ класс ______

Логопед _____________________ Дата обследования ____________________________

Особенности поведения и контакт __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения  о родителях, речевая среда, отношение к дефекту, адрес _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи

Внятность, разборчивость, темп, выразительность, голос

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание речи

Узнавание предметов по словесной инструкции_____________________________________

Описанию____________________________________________________________________

Понимание инструкций (простых, сложных) _______________________________________

Понимание вопросов__________________________________________________________

Понимание грамматических категорий (число, падеж, род существительных)

_____________________________________________________________________________

 Предложно-падежных конструкций:

Собака бежит за мальчиком ____________________________________________________

Мальчик бежит за собакой_______________________________________________________

Общая и тонкая моторика

(подвижность, гармоничность, пластичность, координация, полнота, сила, точность, объем, темп движений)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат

Строение, анатомические особенности языка, нёба, зубов, челюстей, губ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Статика (способность к удержанию позы) _________________________________________

Иннервация (мышечный тонус, саливация, гиперкинезы, парезы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темпо-ритмические особенности, интонационная выразительность, голос

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вербальные ассоциации

1. Свободные: называй любые слова (если называет окружающие предметы, то закрыть глаза)

Оценка:

- Общее количество слов без повторов: ____________________________________

- Количество словосочетаний: ____________________________________________

Действия: называй любые действия предметов

ОЦЕНКА:

Общее количество слов без повторов _____________________________________

Неологизмов ___________________________________________________________

Неадекватных __________________________________________________________

Словосочетания ________________________________________________________

Реакция выбора

Я постучу 1 раз, а ты - 2 раза, я постучу 2 раза, а ты - 1.

ОЦЕНКА:

самостоятельно с 1-ого раза ___________________________________________________

с 2 раза  __________________________________________________________________

недоступно _________________________________________________________________

Динамический праксис

1. Повтори движения руками: ладонь - ребро - кулак.

ОЦЕНКА:

с 1 ого показа:  правая рука  ___________        левая рука _________________________

со 2-ого показа: правая рука ___________         левая рука ________________________

совместно с логопедом: правая рука  _________        левая рука ___________________

Кинестетические характеристики: неловкие, плохо скоординированные движения,

участие всего корпуса. _____________________________________________________

2. Меняй положения рук: руки на столе, " Кулак - ладонь" (совместно с ребенком)

Медленно  ______________________ быстро _____________________________________

особенности выполнения: ассиметрия рук _____ равны _______ передвижение ________      недоведение рук _________________ кинестетические трудности ____________________

Отсроченная память

Покажи, какие движения выполняли до этого задания.

ОЦЕНКА: удержание серии _______________ , ошибки- единичные __________________, частые сбои ______________________, невыполнение ______________________________

Графомоторная проба

Я начну рисовать заборчик, а ты продолжай (руку не отрывать).

ОЦЕНКА: нет остановок _______________ , остановки ___________________ ,

отсутствие ошибок _________________ , кол -во ошибок _____________________,

уход от программы  __________________ , нарушение тонуса ___________________ ,

удержание строки _______________________________________________________

Конструктивная деятельность

Нарисуй, как «я».

Рисунок стола, рисунки фигур.

По памяти: без проекционных ошибок ___________, неточное изображение ___________, неполное изображение ____________,      искаженные пропорции ______________,

грубые дизметрии ______________

Срисовывание: без проекционных ошибок __________, неточное изображение _______,      неполное изображение ______________, искаженные пропорции ___________________,

грубые дизметрии ______________________________________

Зрительный гнозис

Узнавание предметов.

Оценка:  правильные ответы с 1 попытки ___________________________________

неправильные ответы ________________________________________________

Замены словом близким по значению _______________________________________

Узнавание букв (если знает буквы):

- Узнавание стилизованных букв. _____________________________________________

- Узнавание заштрихованных букв._______________________________________________

- Узнавание букв наложенных друг на друга _______________________________________

-. Узнавание букв, написанных пунктиром. _______________________________________

- Узнавание всех совмещенных букв. ____________________________________________

- Выбор из 2-ух, одну, написанную правильно. ____________________________________

Зрительно-пространственная память

Инструкция: посмотри и запомни, кто за кем стоит. Закрыть фигуры и попросить расположить в том же порядке.

Оценка:  правильно _______  изменение ____________   пропуск фигур _____________

Слухоречевая память

1. Послушай и повтори: холод. рама, клин ______________________________________

2. Гость, риск, дождь ________________________________________________________

3. Посчитай от 1 до10, от 3 - 7, 10 - 1, 8 – 4 ______________________________________

4. Вспомни слова _____________________________________________________________

5. Повтор предложения:(Запомнить и повторить предложение с одного прочтения)

У Кати заболела собака Лайма.  (5 слов) ___________________________________

Завтра мы с ребятами идем в лес за грибами. (9 слов) __________________________

Сережа встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу. (11 слов)

________________________________________________________________________

Обследование звукопроизношения

Гласные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

[К] Кот-белка-мак _____________________________________________________

[Г] Губы- нога-огонь_____________________________________________________

[Х] Хомяк-петух-слух ____________________________________________________

[В] Ваза-слава – улов _______________________________________________________

[С] Собака-мясо-насос _____________________________________________________

[СЬ] Сети -василек- гусь __________________________________________________

[З] Замок-коза-лоза _______________________________________________________

[Ц] Цепь-птица-колодец _____________________________________________________

[Ш] Шуба-кошка-камыш ____________________________________________________

[Ж] Жук- ножи- морж _________________________________________________________

[Ч] Чемодан-печка-мяч ________________________________________________________

[Щ] Щука-ящик-плащ ________________________________________________________

[Л] Лампа-полка-стул _________________________________________________________

[ЛЬ] Лимон-малина-шмель ____________________________________________________

[Р] Рак-корова-топор __________________________________________________________

[РЬ] Ремень-карета-дверь _____________________________________________________

Примечание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обследование пространственного восприятия на листе бумаги

(графический диктант)

Поставить точку. От этой точки начинаем отсчет. Проводим линию по инструкции логопеда,  не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка: безошибочное воспроизведение -  ____________________________________     не может самостоятельно закончить узор - ______________________________________

путает направление -  ________________________________________________________                       действует без опоры на клетки тетрадного листа -  ________________________________        

ошибается при подсчете  клеток - ________________________________________________

Обследование навыка языкового анализа и синтеза (выполняется устно)

1.1.  Определение количества и последовательности слов в предложении:

Таня ловит мяч. (Сколько слов в предложении? Какое первое слово, третье?)

__________________________________________________________________________

Ира пришивает мишке лапу. (Сколько слов в предложении? Какое первое слово, третье, пятое..?)______________________________________________________________________

Голубь клюет. _________________________________________________________________

1.2  Составление из слов предложений. (Выполняется устно с опорой на картинки)

лизать, собака, лапа _____________________________________________________

доска, мальчик, пилить ______________________________________________

выть, волк ______________________________________________________________

1.3. Определение звуков  в слове. (Назвать количество звуков, первый звук, последний звук, гласные звуки.)

-односложные слова ________________________________________________________

- двусложные слова _________________________________________________________

- слова со стечением согласных ________________________________________________

- трехсложные слова ___________________________________________________________

1.4. Устно. Составление слов из звуков (логопед называет с большим интервалом звуки слова). [В]-[о]-[д]-[а]  ________________ [т]-[р]-[а]-[в]-[а] ___________________                               [с]-[н]-[ы] __________________________  [м]-[а]-[л]-[ы]-[ш] _______________________                                        [б]-[о]-[ч]-[к]-[а] _____________________________________________________________  

1.5. Продиктуй мне по буквам слова, а я эти слова запишу, (слова называет логопед).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование словарного запаса и грамматического строя речи

1.1. Обобщение (Подобрать, обобщающее понятие)

Собака, коза, корова ,свинья _______________________________________________

Мак, Одуванчик, ромашка ,колокольчик ________________________________________

Заяц, волк, лев, медведь ______________________________________________________

Береза, дуб, ель, ольха ________________________________________________________

Стул, диван, шкаф, стол ________________________________________________________

Примечание (подбор других обобщающих понятий ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Исключение (Выбрать лишнее слово, объяснить свой выбор)

Береза, дуб, ель, ветка _____________________________________________

Корова, хвост, волк, лиса ___________________________________________

Иванов, Толстов, Дима, Петров ______________________________________

Секунда, час, минута, килограмм ______________________________________

Утро, весна, ночь, вечер  _______________________________________________

Примечание ______________________________________________________________

1.3. Подбор синонимов  

( подобрать слово с одинаковым значением) Ребята, жестокий, товарищ, прыгать, правдивый.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Подбор антонимов  

( подобрать слово с противоположным значением) Широкий, говорить, день, ненавидеть, больной.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5 Словообразование

существительных:

-уменьшительная форма: дерево ___________________, лес ___________________,

книга ___________, мяч ____________, яблоко _____________________________     _________________________________________________________________________

- детеныши животных: у козы - ______________, у коровы- ____________________,

 у собаки - _________________, у лисы- _______________, у медведя- _______________

_________________________________________________________________________

- отглагольная форма: читает - (читатель) __________________, строит- ______________, учит- _____________________, спасает- ___________________, покупает- _____________

__________________________________________________________________________

глаголов:

Строитель-(строит) ___________, переводчик- ____________, регулировщик- __________, водитель- _________________, воспитатель- ____________________________

____________________________________________________________________________

приставочных глаголов:

шел __________________________________________________________________________

ехал _________________________________________________________________________ 

прилагательных:

- качественных по отношению к слову "день": дождь - дождливый ____________________, ветер- ________________________, теплота- __________________________________, солнце - __________________________________________________________________

-относительных: Суп из рыбы - _________________, пакет из бумаги- ________________, варенье из малины- ______________________,  ваза из фарфора - _____________________

-притяжательных по отношению к слову "хвост":собака – собачий __________________, корова- ____________, лиса- _____________, волк- ____________, кошка- ______________

-Образовать сложные слова: Лист и падать -  __________________________________, лес и парк - _________________________, глубокая и вода - _________________________, разный и цвет - ______________________, снег и падать _____________________________

Словоизменение

Ветка-ветки-нет веток __________________________________________________________

Корень-  ______________________________________________________________________

Лист- ________________________________________________________________________

Облако- ______________________________________________________________________

Ребенок- _____________________________________________________________________

Человек- _____________________________________________________________________

  1. Согласование

Прилагательных с существительными:

красный шар_______________________ красное платье ____________________________

красная чашка______________________ красное яблоко _____________________________

красные банты ________________________________________________________________

Существительных и количественных числительных:

                      один                                два                                пять

дом  _________________________________________________________________________

котенок_______________________________________________________________________

ведро ________________________________________________________________________

машина ______________________________________________________________________

Глаголов с существительными:

бабочка летит _______________________ бабочки летят _____________________________

машина едет _________________________ машины едут _____________________________

сом плавает __________________________ сомы плавают ____________________________

  1. Предлоги  (предложно-падежное управление):

в________  на ___________ над ____________ за _____________ из-за _________________

из _______  с (со) _______________ у ___________под _____________ из-под___________

Обследование фонематического восприятия

1.1. Повтор звуков парами:

С/З, С/Ц, С/Ш, Ч/Щ,  Ж/З,  Ш/Ж, Ц/С,  Ч/Ц, Ш/Ч, Ч/Щ, Ч/ТЬ, Ш/Щ, Л/Р, РЬ/ЛЬ

________________________________________________________________________

1.2. Повтор ряда слогов: ТА-ДА-ДА;  БА-ПА-БА;  ЖА-ША-ША; СА-ЗА-СА,  ГА-КА-ГА, ФА-ВА-ВА.__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1.3. Повтор слов: коса-коза, дрова-трава, крыса - крыша, челка-щелка, качка-каска        , гроза - глаза, йод - рот, ел- ель. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование слоговой структуры слова

(Повторить слово с одного прочтения  учителем -логопедом) Дом, оса, штаб, луна, юнга, ствол, банка, завод, пастух, болото, строчка, молоток, директор, шлагбаум, пластилин, полотенце, мышеловка, экскаватор, мотоциклист, регулировщик, землетрясения,  разочарование, кораблекрушение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование связной речи

  1. Составление рассказа по ассоциации  (подобрать подходящее слово и закончить предложение).

Было жаркое ….        Дети пошли в лес за …..           Вдруг небо ……       В лесу их застала…….           Лил сильный …..              Дети укрылись ……

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Составление рассказа по сюжетной картинке.

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ текста.

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование  навыка письма:

1. Напиши своё имя. _____________________________________________

2. Напиши печатные буквы, которые знаешь. ___________________________

3.Напиши под диктовку буквы (если не знаешь, то ставь точку)

А  С  У  Ч  Ё  Ш  Я  Н  Ю  М  Е  Т  Щ  К  Ц   Г  Э  З

_____________________________________________________________________________

4. Напиши под диктовку слоги: ЛЁ  БЯ  ЗЕ  ИНТ  ТЬЕ  ТАРЬ

_____________________________________________________________________________

5. Напиши под диктовку слова: КОТ, ДОМ, СТУЛ, ТЁРКА, ИГРУШКА, ЩИТ, ДЕНЬ, КУСТ, ЕЛИ, ПЕЧКА, ОСЛИК. ____________________________________________________________________________

6. Напиши под диктовку предложения: Катя мыла руки. У дома лужа.

_________________________________________________________________________

7. Спиши слова: ДЫМ   ВАТА  ЗОНТ  ЩЕПКА  ДОМИКИ

________________________________________________________________

БОР  РОЗА  ЁЛКИ  ФОРМА  МАЙКИ

__________________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы:

Ш . Р,     З . БЫ,     .ТУЛ,     БУЛ . А,      КО . КА.

С . К,     К . НО,     КРА .,      ЛАМ . А,     ЧА . КА.

9. Найди и исправь ошибки:

НУС    ЛОСКА   БУЙКА   ШТОЛ   ЛАБОТА

ДУМ   ЛУКА   ДЕДИ   БЕЙКА    СКОЛА

Обследование чтения

  1. Прочитай буквы: Г Ё З Н Э Щ Ю Ц Я

                                        Б Х Ч У Д И Р Е Ш

_______________________________________________________________________

        2.  Прочитай слоги: ТА  ФИ  НЫ   ЗЯ   РУ  ЛЁ

                                              ПА  ЗЮ  ДЕ  КУ  ШО  ФУ

                                               ВЛА  ИНТ  ШМО  ЕРТ  ВНУ   ТЬЕ

                                              ЛЬЮ  СЕВЬ  БЬЯ  ГЮДЬ  ТАРЬ  ГОРЬ

____________________________________________________________________________

3. Прочитай слова:

Фонетическое чтение: СОК, ЧАЙ, СЫР, КОТ, МАМА, КИНО, СОЛЬ, РЫБА, МЕТРО, КНИГИ, АПТЕКА, ВЫЛ, МЕХ, ПУХ, ЛЮК, ВАЗА, ЛЮДИ, ШАРЫ, МЯЛИ, ПАРТА, ШУТКА, БРОВИ.

Орфоэпическое чтение: ГОД, МЁД, САД, ОНА, ВХОД, ХЛЕБ, МЯСО, МОЛОКО, КЕФИР.

Заключение о состоянии речевого развития

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

План коррекционной работы на 1 – ый год обучения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по итогам первого года коррекционной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

План коррекционной работы на 2 – ой год обучения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи

Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...

Речевая карта для учащихся 2-4 классов

Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....

Речевая карта для обследования речи старших школьников (4-6 класс)

Речевую карту могут использовать учителя-логопеды при обследовании речи старших школьников (4-6 класс) (разработана по методике Т.А. Фотековой)...

Речевая карта учащегося 1 класса

Авторская разработка...

Речевая карта 2-4 классов

Речевая карта 2-4 классов...

Обследование по речевой карте для 1-го класса

Данное пособие облегчает поэтапное обследование состояния развития устной речи у учащихся первых классов....

Речевая карта для учащихся 2 – 4 классов

ГБОУ ЦЛПДОВ сентябре 2014 г.учителем логопедом Козловой О.В. в соавторстве с Насоновой Т.Р.   разработаны речевые карты для учащихся  2-4 классов....