Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу были взяты рекомендации по нейропсихологической диагностике письма и чтения Т.В.Ахутиной и О.Б.Иншаковой.
Читать далее: http://vprosvet.ru/biblioteka/ahutina-inshakova-neyropsihologicheskaya-diagnostika/
Центр психологической помощи Просвет
Читать далее: http://vprosvet.ru/biblioteka/ahutina-inshakova-neyropsihologicheskaya-diagnostika/
Центр психологической помощи Просвет
Читать далее: http://vprosvet.ru/biblioteka/ahutina-inshakova-neyropsihologicheskaya-diagnostika/
Центр психологической помощи Просвет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kartaobnovlennaya.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя, класс_____________________________________________________
2. Дата рождения_______________Дата зачисления на логопункт ______________
3. Успеваемость (к моменту обследования):
по русскому языку _______________________________________________________
математике _____________________________________________________________
чтению _________________________________________________________________
4. Жалобы учителей и родителей ___________________________________________
5. Анамнез:
От какой беременности ребенок ___________________________________________
Характер беременности __________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, обезвоженные, стремительные, стимуляция) _______________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие (со слов родителей):
Голову держит с ________Сидит _________Ходит __________Гуление _________ __ Лепет_______ Первые слова __________________Первые фразы _________________
Прерывалось ли речевое развитие? ___________________________________________
6. Обращались ли раньше к специалистам за помощью?_______________________
_____________________________________________________________________________
7. Заключение психиатра __________________________________________________
8. Заключение отоларинголога ______________________________________________
9. Заключение окулиста ____________________________________________________
10. Преобладающая рука (правша, левша, амбидекстр, смешанное преобладание)
11. Состояние артикуляционного аппарата:
□ губы:
а) толстые, тонкие, короткие, расщелина __________б) подвижность ____________
в) переключаемость ______________________________________________________
□ зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы_______________________________________________________
□ твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, нормальное
□ мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное____________________________________
□ прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой __________________________________________________________
□ язык: а) массивный, маленький, широкий, узкий, укороченная уздечка_______________________________________________________________________
облизать верхнюю губу _________облизать нижнюю губу _____________________
в) переключение:
широкий-узкий __________________________________________________________
вверх-вниз ______________________________________________________________
оближи верхнюю/нижнюю губу ____________________________________________
пощелкай _______________________________________________________________
г) удержание позы _______________________________________________________
д) тремор _______________________ е) саливация ____________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Общее звучание речи
□ выразительность (невыразительная, маловыразительная) ______________________
□ голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с назальным оттенком) _________
□ дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное) __________________________________
□ темп, ритм (замедленный, быстрый) ________________________________________
□ дикция (четкая, смазанная) ________________________________________________
Обследование звукопроизношения
□ свистящие (характер нарушения):
с ____________________, сь ____________________
з ____________________, зь ____________________ц ____________________
□ шипящие (характер нарушения):
ш __________________________, щ ______________________________,
ж ___________________________, ч ______________________________
□ сонорные (характер нарушения):
л ___________________________, ль _____________________________,
р ___________________________, рь _____________________________,
й ___________________________
□ другие звуки__________________________________________________
Обследование фонематического слуха
1. Исследование возможности воспроизведения слогов.
са-ша-са __________________ за-за-жа-за ________________
ца-са-са __________________ ча-ча-ща-ча _______________
ба-па-па __________________ ка-га-га-ка ________________
тя-ча-тя __________________ па-пя-па-пя ________________
ра-ла-ра __________________ ря-ля-ря-ря ________________
2. Исследование возможности воспроизведения слов.
□ бочка — почка
□ том — дом — ком
□ день — тень
□ кот — год — ход
□ мишка — миска
3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.
□ Мама расчесывает волосы перед зеркалом. __________________________________
□ Регулировщик регулирует движение. _______________________________________
□ Водопроводчик чинит водопровод. _________________________________________
□ Чистильщик чистит обувь. ________________________________________________
4. Исследование фонематических представлений.
Подбор слов на заданный звук: [а], [о], [у], [к], [с].
_______________________________________________________________________
5. Исследование возможности фонематического анализа.
□ мак _________________ □ кит ____________________
□ утка _________________ □ кошка _________________
□ капуста ______________
Слоговая структура
1. Исследование возможности воспроизведения слов
□ строительство ___________________□ серпантин _________________________
□ часовщик _______________________□ репетиция _________________________
□ сквозняк ________________________□ аквариум __________________________
□ мотоциклист _____________________□ гауризанкар________________________
2. Исследование возможности воспроизведения предложений.
□ Мама рассказывает сыну сказку на ночь. _________________________________
□ Ежик спит под ворохом листвы. _________________________________________
□ В аквариуме плавают рыбки. ____________________________________________
□ Мальчик поставил велосипед под деревом. ________________________________
3. Исследование навыка слогового анализа.
А.Деление слов на слоги:
□кит_________□вишня_________□виноград_________□смородина ____________
Б. Придумывание слов:
□ из 1-го слога __________________□ из 2-х слогов _________________
□ из 3-х слогов ________________________________________________
Исследование состояния словаря
1. Исследование состояния номинативного словаря.
А. Предмет и его части:
□ чайник _______________________________________________________________
□ машина _______________________________________________________________
□ сапог _________________________________________________________________
Б. Объяснение лексического значения слов:
□ огород _______________________________________________________________
□ подоконник ___________________________________________________________
□ клумба _______________________________________________________________
В. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом:
□ яблоко, груша, банан, слива _____________________________________________
□ олень, волк, барсук, медведь _____________________________________________
□ береза, дуб, осина, ель __________________________________________________
□ ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________________________________
Назвать предметы, относящиеся к
□ мебели _______________________________________________________________
□ инструментам _________________________________________________________
□ насекомым ____________________________________________________________
□ обуви ________________________________________________________________
□ грибам _______________________________________________________________
Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам.
□ увлекательное _________________________________________________________
□ хорошее ______________________________________________________________
□ морозный _____________________________________________________________
□ звонкая _______________________________________________________________
□ холодное _____________________________________________________________
2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам).
1.Кто как голос подает?
□ собака __________________ □ утка ____________________
□ петух ___________________ □ гусь ____________________
□ лошадь _________________ □ ворона __________________
□ кошка __________________ □ жук _____________________
2.Кто как передвигается?
□ собака __________________ □ лошадь _________________
□ ворона _________________ □ человек _________________
□ червяк _________________ □ бабочка _________________
□ рыба ___________________ □ черепаха ________________
3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам — по 5—6 слов).
□ осень (какая?)_______________________________________________
□ друзья (какие?) _____________________________________________
□ вечер (какой?) _______________________________________________
□ ведро (какое?) _______________________________________________
4. Исследование антонимов.
□ день, весна, мороз ___________________________________________
□ большой, низкий, широкий ____________________________________
□ сесть, говорить, ссориться _____________________________________
□ расстегивать, входить, наливать _________________________________
□ темно, далеко, быстро _________________________________________
5. Исследование синонимов.
□ летчик ____________________ □ шофер _________________________
□ врач ______________________ □ печальный ______________________
Исследование грамматического строя речи
1. Исследование навыков словообразования.
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
□ книга __________________ □ воробей ______________________
□ стул ___________________ □ ковер ________________________
□ ведро __________________ □ хлеб _________________________
□ гриб ___________________ □ топор ________________________
Б. Образование названий детенышей:
□ у лисы ___________________ □ у козы _______________________
□ у коровы _________________ □ у собаки _____________________
□ у свиньи __________________ у овцы________________________
В. Образование глаголов префиксальным способом:
лить_________________________________________________________
шел__________________________________________________________
Г. Образование относительных прилагательных:
□ скамейка из дерева ___________________________________________
□ тетрадь из бумаги ____________________________________________
□ сумка из кожи _______________________________________________
□ кукла из резины _____________________________________________
□ шуба из меха ________________________________________________
□ сок из моркови ______________________________________________
Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье?
голова чья?):
□ у лисы __________________□ у лошади _________________________
□ у медведя _______________□ у льва ____________________________
□ у овцы __________________□ у тигра ___________________________
2. Исследование навыков словоизменения.
А. Образование существительных множественного числа:
□ ухо ____________________ □ утенок _______________________
□ стул ____________________ □ ведро ________________________
□ книга ___________________
Б. Употребление предлогов:
В | Куда идут девочки? Где лежит лекарство? | |
Из | Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство? | |
На | Где висит пальто? Где стоит торт? | |
С | Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт? | |
За | Куда прячутся ребята? Где сидит ученик? | |
Из-за | Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? | |
Под | Где сидит ежик? Где находится крючок? | |
Из-под | Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок? | |
Над | Где летает змей? Где сияет радуга? | |
Слева, рядом | Где находится волк? Где сидит заяц? |
В. Падежные конструкции:
В.п. | Кого ты видел в зоопарке? | |
Р.п. | Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? | |
Д.п. | К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? | |
Т.п. | Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес? | |
П.п. | На чем катаются дети? |
Г. Согласование прилагательных с существительными.
Прочитай словосочетания, допиши слова:
□ портрет краси... ____□ стаканчик бумаж... _____□ улыбка приветли... _________
□ дни тепл... _____________□ окно гряз... ____
Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5:
Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся,5 гусей.
□ окно _________________________________________________________________
□ ведро ________________________________________________________________
□ дерево ________________________________________________________________
Обследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (нужное подчеркнуть).
Время составления рассказа _____________________________________________
Раскладывание серии картинок (картинки разложены самостоятельно и правильно; нужна стимулирующая помощь или наводящие вопросы; помощь логопеда не приводит к правильному раскладыванию картинок)
Смысловая полнота рассказа (самостоятельное упоминание слов в рассказе, упоминание после вопросов логопеда, отсутствие упоминаний)
Смысловая адекватность (в рассказе верно передан смысл происходящего, пропуск ключевых смысловых звеньев; мало реалистичное толкование событий с ошибочным восприятием или игнорированием компонентов, нереалистичное толкование событий)
Программирование рассказа (рассказ включает основные смысловые единицы в правильной последовательности и с наличием связующих звеньев; пропуск смысловых единиц; отсутствие связующих звеньев; тенденция к перечислению деталей; наличие смысловых повторов и разрывов в повествовании; отсутсвие связного текста)
Грамматическое оформление рассказа (грамматически правильное оформление с использованием разных грамматических конструкций; короткие предложения; однообразие синтаксических структур; нарушение порядка предложений; единичные аграмматизмы; упрощение синтаксических структур)
Наличие сложных предложений__________________________________________
Общий темп речи_______________________________________________________
2. Пересказ прослушанного рассказа.
Галка.
Галка увидала, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.
Смысловая полнота рассказа (продуктивность) (самостоятельное упоминание слов в рассказе; упоминание после наводящих вопросов)
Лексическое оформление пересказа (адекватное использование лексики, поиск слов или единичные близкие вербальные замены; бедность словаря, вербальные парафазии, пропуск точных номинаций и замена их местоимениями)
Смысловая адекватность ( правильный и самостоятельный пересказ; неточное изложение событий с правильными ответами на вопросы; правильное описание событий после уточняющих вопросов; неполное изложение событий без исправления после наводящих вопросов)
Программирование рассказа (наличие смысловых звеньев, тенденция к фрагментарности, перечислению деталей, невозможность построения связного текста)
Грамматическое оформление (пересказ оформлен грамматически правильно; однообразие синтаксических структур; нарушения порядка слов; множественные синтаксические ошибки)
Вплетение деталей (отсутствие вплетений, единичные вплетения, множественные вплетения)
Понимание намерений главного героя (правильное понимание, неверная эмоциональная оценка)
Темп пересказа__________________________________________________________
Наличие сложных предложений__________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА
Ошибки дисграфического характера
Оптические | Акустические | Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Аграмматические | |
Списывание (начало года) | ||||
Диктант (начало года) | ||||
Изложение (начало года) | ||||
Списывание (конец года) | ||||
Диктант (конец года) | ||||
Изложение (конец года) |
Ошибки обозначения мягкости согласных _______________________________________
Моторные ошибки ( ошибки кинетического запуска, графический поиск при написании буквы, лишние элементы при написании буквы, недописывание отдельных элементов букв, персеверации, неоднократные обводки букв)
Зрительно-пространственные ошибки ( неудержание строки, колебания высоты букв, колебания наклона букв, «избегание» переноса, неравномерность расстояния между словами, отсутствие слитности написания букв в словах)
Гипертонус и гипотонус_______________________________________________________
Макрография и микрография___________________________________________________
Нарушения регуляции письменной деятельности ( пропуски элементов букв, слогов, слов; персеверации элементов букв, букв, слогов и слов; контаминации, антиципации; ошибки обозначения границ предложения; орфографические ошибки)
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Способ чтения: побуквенный, слияниями, слогами, словами, группами из 2-ух слов. группами из 3-ех слов, группами из 4-ех слов, целыми предложениями.
Характеристика чтения (читает быстро и допускает ошибки; читает медленно. допуская ошибки, читает без ошибок)
Особенности проявления дислексии (читает быстро, читает медленно, понимает хорошо, понимает плохо)
Понимание прочитанного текста (понимание общего смысла текста, понимание значения отдельных слов, понимание скрытого смысла текста)
Графомоторная проба (заборчик)
Образец работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания и т.д.)___________________________________________________ _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I год обучения | II год обучения |
Результат первого года обучения __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат второго года обучения __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I год обучения | II год обучения |
Дата ___________________ Подпись логопеда ____________________
«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28).
Подпись родителей ______________________________________
Подпись директора ______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....
Разработка структуры обследования обучающихся с ДЦП по выявлению нарушений устной и письменной речи на начало и конец учебного года
темы для обследования устной и письменной речи...
Речевая карта для обучающихся 3-4 классов с нарушением устной и письменной речи
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 3-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии....
Игровые технологии на занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи как средство повышения мотивации детей с речевыми нарушениями.
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры....
" Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на подгрупповых логопедических занятиях"
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 2 класса с ЛУО (интеллектуальными нарушениями)...
Систематизация дидактического материала для предупреждения нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (1-4 класс)
Пояснительная записка.Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в сред...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...