"Влияние слухового и зрительного восприятия на формирование личности."
статья (1 класс) на тему
Влияние слухового и зрительного восприятия на формирование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Суворова Галина Валерьевна
Учитель, учитель-логопед ГБОУ школа №7
«Влияние слухового и зрительного восприятия на формирование личности».
Вопросом изучения слухового и зрительного восприятия у детей, а также влиянием его на формирование личности занимались: А.В.Запорожец, Лисина М.И. (1966); Ананьев Б.Г. Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. (1968); Л.С.Выготского (1972) и др. Ими установлено, что слуховое и зрительное восприятие в онтогенезе формируется поэтапно, в соответствии с общими закономерностями.
Восприятие, как и составляющее его основу ощущения, есть непосредственное чувственное отражение человеком внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. Поэтому сенсомоторные и перцептивные процессы составляют основу психического развития человека и важную сторону человеческой жизнедеятельности в целом.
Актуальность развития слухового и зрительного восприятия обусловлена тем, что данные процессы являются основой для интеллектуального развития детей, их познавательной деятельности, для обогащения словаря. У ребенка не может развиваться речь без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. А позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их.
В раннем возрасте все психические процессы и функции – память, внимание, мышление, эмоции и т.д. – осуществляются только через восприятие: память проявляется в форме узнавания, т.е. функционирует в меру деятельности восприятия; мышление носит наглядно-действенный характер, т.е. осуществляется также лишь в пределах воспринимаемого и т.п.; даже радоваться и огорчаться ребенок раннего возраста может лишь по поводу того, что он непосредственно сейчас воспринимает.
Для ребенка характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается образный фундамент интеллекта, что способствует развитию понятийного мышления. Для развития образных форм мышления существенное значение имеют формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умения оперировать образами, представлять объект в разных положениях. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
Исследования многих ученых показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. Во всех видах деятельности ребенка развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Так, ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.
Роль общения в познавательных процессах, особенно в процессах слухового восприятия, исследована в психологии значительно слабее, чем сами коммуникативные процессы.
Формирование коммуникативной подсистемы и реализация ее функций осуществляется в процессах общения человека с другими людьми. Поэтому будет естественным обратиться к работам, проведенным в рамках психологических исследований общения.
Как отмечает В.Н.Носуленко, особый интерес эта сфера исследований представляет, во-первых, потому, что именно в общении люди обмениваются своими образами и представлениями, т. е. сам процесс общения является тесно связанным с процессом формирования образа. При этом, через анализ общения человек получает возможность выявить содержание возникающих образов и представлений (в частности, образов восприятия).
Во-вторых, слуховая система человека развивалась прежде всего, как главное средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Поэтому вполне обоснованным будет предположение, что на слуховой модальности психические процессы в значительной степени зависимы от характера общения, а коммуникативная функция может быть выделена в качестве существенной для слухового восприятия.
Даже речь и тем более музыка не могут рассматриваться в качестве чисто коммуникативных звуков. Воспринимая их звучание, человек получает информацию не только о содержании передаваемого сообщения или музыкального произведения, но и определенные сведения об источнике звука. Для речи, например, эти сведения заключены прежде всего в тембре и интонациях голоса. Интонационные свойства речи дают слуху представление о личности говорящего, о его состоянии, характере, темпераменте, возрасте и других качествах. По звукам музыки можно составить представление, например, о характеристиках используемых инструментов. Музыка несет в себе усиленный эмоционально-эстетический компонент. При этом следует выделить вокальную музыку, звуки которой обладают качествами, свойственными как музыке, так и речи.
Любые звуки также несут в себе информацию об условиях, в которых они продуцируются. Эта информация может быть выделена из особенностей трансформации тембра, возникающей при распространении звука в среде (помещении).
Вместе с тем некоторые продуцируемые человеком звуки характеризуются отсутствием прямой коммуникативной информации. К таким звукам (чисто когнитивной направленности) относятся побочные для некоторых физиологических процессов звуки, например, шум дыхания, кашель и т. п. Все они при восприятии дают определенную информацию о характере деятельности человека, его состоянии и некоторых личностных качествах.
Таким образом, достаточно очевидно, что в исследовании слухового восприятия необходимо, пожалуй, больше, чем при изучении других сенсорно-перцептивных процессов, учитывать коммуникативный аспект. Это определяется основной направленностью слухового восприятия на обеспечение общения между людьми.
Список использованной литературы
- Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М. Просвещение 1968. – 335 с.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. / Под ред. А.В.Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко; Науч.- исслед. Институт общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение 1968. – 464 с.
- Венгер Л. А. О путях изучения генезиса сенсорных способностей // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера: - М., Педагогика 1976. С. 4 – 18
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс 1996. – 536 с.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. – 1972. - № 2 С. 114 – 123.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320с.
- Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. – М.: Наука, 1988 – 216 с.
- Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. / Под ред. Запорожца А.В. и Лисиной М.И. – М.: Просвещение 1966 – 302 с.
- Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера: - М., Педагогика 1976. С.19 – 67.
- Телегина Э.Д., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших дошкольников. // Вопросы психологии. – 2003 №5 – С. 47-55
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 4 «В» класс
Рабочая программа предназначена для работы с учащимися, которые кроме сниженного слуха имеют умственную отсталость. Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности....
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе КГБСКОУ СКШИ 2вида 6
Рабочая программа разного уровня слухоречевого развития учащихся 2 класса КГБСКОУ СКШИ II вида 6 составлена на основе Программы специальных (коррекци...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся 2 класса.
Методы и приёмы работы с неслышащими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи....
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида
онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".
В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...
Методические подходы коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР.
В статье рассказывается о методических подходах коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР; рассматриваются инновационные и традиционные технологии работы по...