Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе КГБСКОУ СКШИ 2вида 6
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Рабочая программа разного уровня слухоречевого развития учащихся 2 класса КГБСКОУ СКШИ II вида 6
составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации 2003 года.
Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочий материал | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IIвида №6»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО на педагогическом совете Директор школы
учителей дефектологов протокол №___ от ___ _________В. Е. Джуманова
Протокол №___от ____ приказ №_____от _______
Рабочая программа по развитию слухового восприятия
и формированию произношения
учащихся КГБСКОУ СКШИ II вида 6
2 класса (II отделение) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации 2003 года.
Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.
Программа составлена на 298 учебных часов, и рассчитана на год обучения, в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю на ученика).
Составитель: учитель-дефектолог (сурдопедагог) Федосеева И.В., учитель I квалификационной категории
г.Хабаровск 2012-2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) Образовательных учреждений II вида Развитие слухового восприятия и формирование произношения. Москва, Просвещение, 2003. Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др. Нормативно – правовая база:
Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», «Трудовое законодательство», Единый квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих от 14.08.2009г. № 592, «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» от 09.12.2004.
Данная программа состоит из двух разделов:
развитие слухового восприятия и обучение произношению.
Программа построена с учетом индивидуальных особенностей неслышащих учащихся: с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения, имеет 3 уровня сложности. Это объясняется тем, что в классе обучаются дети, имеющие разные речевые и слуховые возможности, что сказывается на темпах изучаемого программного материала.
1 уровень (оптимальный) – для Антонюк Павла, Мызникова Никиты, которые имеют диагноз: двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 3степени; нарушено произношение отдельных звуков, словарный запас соответствует возрасту, речь ближе к внятной. Основной речевой материал воспринимают на слух. Обучаются по программе 2 вида.
2 уровень (сниженный) – Громыко Иван - состояние после КИ справа, произношение недостаточно сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь недостаточно внятная;
Исмагилов Андрей - состояние после КИ справа, произношение не сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь невнятная;
Хандошко Владимир - состояние после КИ справа, гиперактивность с дефицитом внимания произношение недостаточно сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь невнятная;
Овчинникова Екатерина - состояние после КИ справа, произношение недостаточно сформировано, словарь ограниченный, не соответствует возрасту, речь недостаточно внятная;
Учащиеся обучаются по программе 2 вида с небольшими сокращениями речевого материала.
3 уровень (ограниченный) – Чазов Максим – двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 3ст. справа, 4 ст. слева; врождённая двусторонняя сквозная расщелина верхней губы, твёрдого и мягкого нёба, рубцовая деформация верхней губы, деформация носа; последствия органического поражения головного мозга с умеренным снижением интеллекта. Речи нет.
Обучение осуществляется на этапе различения при выборе из 3. Речевой материал значительно сокращён.
Цель программы: формирование и развитие навыков восприятия (на слухозрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи, развитие остаточного слуха и обучение произношению.
Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения.
Основные задачи по развитию слухового восприятия и произношению следующие: формировать и совершенствовать слуховую функцию;
обучать произношению – формировать у детей внятную, членораздельную, естественную речь.
Программа опирается на общедидактические принципы: принцип научности, системности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности и принцип воспитывающего характера и специфические принципы. Специфические (коррекционные): учёт этиологии, принцип развития, системного подхода, максимальной опоры на различные анализаторы, учёта симптоматики и степень выраженных нарушений, принцип поэтапного формирования психических функций, комплексного подхода, коммуникативнодеятельностного подхода, обогащение мотивации речевой деятельности.
Речевой материал данной программы отвечает задачам формирования, устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в различных жизненных ситуациях. Со 2- ого класса в упражнения включаются фразы, содержащие отдельные незнакомые слова, словосочетания, а также тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом.
Речевой материал условно разбит на разделы:
-речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты.
Учитывая психологические особенности и возможности учеников, увеличено время на изучение речевого материала и его повторения, который значительно сокращен. В зависимости от речевого развития учащихся учитель может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, изменить объем предлагаемого речевого материала.
Учащиеся к концу 2-ого класса по развитию слухового восприятия должны уметь:
1 уровень: воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал(знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом, обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов, типа Когда птицы прилетают с юга? Достань учебник из портфеля, ручку из пенала. Придумай словосочетание со словами: одна…+существительное женского рода. Расскажи, как изменилась природа, когда пришла весна и т.п.;
воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами и без них тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.
- уровень: воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами
(КИ) речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов;
воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами (КИ) тексты (из 4-6 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.
3 уровень: воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов, типа Возьми карандаш. Покажи мяч. Сколько яблок?
воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами и без них тексты (из 3-5 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.
Программа по обучению произношению состоит из разделов:
речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза.
Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков у учащихся, полученных при обследовании.
При формировании произносительных навыков работа ведется в первую очередь на основе подражания речи педагога, используются как слухо-зрительный, так и слуховой способы восприятия речи, а также разнообразные приемы коррекции в произношении, включая работу с компьютерными программами
При этом на специальных занятиях широко используется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод (Ф.Ф. Рау, Н. Ф. Слезина), элементы верботонального метода (фонетическая ритмика, элементы пиктографской ритмики), а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми на основе подражания.
Коррекция произносительных навыков осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Учащиеся к концу 2-ого класса должны уметь:
1 уровень:
Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, естественно, голосом нормальной высоты, силы, тембра (под контролем и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному. Передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания (радость, удивление), используя естественные невербальные средства коммуникации (выражение лица, естественные жесты)
Изменять силы и высоты голоса в зависимости от расстояния до собеседника (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением - сопряжённо и отражённо.
Слова произносить слитно, с ударением, реализовывать возможности
воспроизведения звукового состава (точно и приближенно с использованием регламентированных замен).
Соблюдать в речи правил орфоэпии (по подражанию, по надстрочному знаку):
звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими,
безударный о произносится как а,
произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными.
Реализовывать в самостоятельной речи, сформированные произносительные умения (с помощью учителя).
2 уровень:
Произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз (в 7-8слогов), выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжённо с учителем), отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы.
Изменять силы и высоты голоса в зависимости от расстояния до собеседника (громко, тихо), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением - сопряжённо и отражённо.
Дифференцировать произношение в словах звуков:
гласных а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;
согласных-носовых и ротовых м-б,
н-д, м-п, м-б, н-д, м-п;
свистящих и шипящих с-ш, з-ж, ц-ч;
звонких и глухих п-б. т-д, к-г, с-з, в-ф, ш-щ;
твёрдых и мягких ф-фь, п-пь, т-ть др.
Соблюдение в речи правил орфоэпии (по подражанию, по надстрочному знаку):
звонкие согласные перед глухими в конце слов становятся глухими ,
безударный о произносится как а,
произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными.
При чтении текста воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации (сопряжено и отражённо)
3 уровень:
Произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов (4-6), контур слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжённо с учителем), отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы.
Изменять силы и высоты голоса (громко, тихо).
Дифференцировать произношение в словах звуков:
гласных а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;
согласных-носовых и ротовых м-б,
н-д, м-п, м-б, н-д, м-п;
звонких и глухих п-б. т-д, в-ф,
твёрдых и мягких ф-фь, п-пь, т-ть др.
Соблюдение в речи правил орфоэпии (по подражанию, по надстрочному знаку):
безударный о произносится как а,
произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными.
При чтении текста воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации (сопряжено и отражённо).
Форма занятия - индивидуальная
Структура занятия: 1)коррекция произношения,
2) развитие слухового восприятия.
Система оценки планируемых результатов – диагностики: входная (сентябрь), итоговая (май). В качестве форм итогового контроля используются проверка произношения, проверка внятности речи, проверка слуха с ИСА и без ИСА.
Ресурсное обеспечение:
Персональный компьютер, принтер, сканер;
ЗУА « Унитон»
Учебно-методическое обеспечение
Классификации детей с нарушениями слуха Ф.Ф. Рау, Л.В.Неймана, Р.М.Боскис
Л.П.Назарова «Методика слуховой работы в школе слабослышащих»,
М., Просвещение, 1981
А.Н.Пфафенродт М.Е.Кочанова «Произношение, 2 класс».
М., «Просвещение». 2007г.
Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина «Устное слово»
Е,К.Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»
Е,К.Щербакова «Свистящие звуки» Ярославль Академия развития 2006г.
В.А.Белущенко, А.Е.Наумова, М.Ю.Седова «Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха», Каро, С-Пб, 2006
О.А.Красильникова «Развитие речи младших слабослышащих школьников», Каро, С-Пб,2005
С.А.Зыков «Методика обучения глухих детей языку», М., «Просвещение», 1997
И.В. Королева «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых»
Каро, Санкт-Петербург 2009г.
А.И. Сатаева // Дефектология. — 2012. — №2. «Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации».
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Информационно-коммуникабельные средства (компьютер, звукоусиливающая аппаратура, ИСА)
Информационные ресурсы
http://festival.1september.ru/subjects/32/ |
Приложения к программе:
Календарнотематический план на 2012-2013учебные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 4 «В» класс
Рабочая программа предназначена для работы с учащимися, которые кроме сниженного слуха имеют умственную отсталость. Усвоение учебного материала вызывает у учеников большие трудности....
Приложение к рабочей программе по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения
Предлагается примерный речевой материал по развитию слухового восприятия учащихся 3-го класса II отделения на индивидуальных занятиях....
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся 3 класса II отделения школы-интерната №15 II вида.
Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения» для 3 класса II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...
Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО
Тема: Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке. Тема: Звук [т].Цель: авто...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 класс
Данное индивидуальное занятие рассчитано на 4 класс неслышащих детей, очень полезно учителям-дефектологам и сурдопедагогам...
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс для учащихся после кохлеарной имплантации.
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Занятие проведено для обучающей после кохлеарной имплантации....