Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся 2 класса.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Федосеева Ирина Витальевна.

Методы и приёмы работы с неслышащими  учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся КГБСКОУ СКШИ II вида 6  второго класса Пюкшиным Сергеем.

Учитель: Федосеева И. В.

Пояснительная записка.

Учащийся 2класса - Пюкшин Сергей 9 лет, состояние слуха: двусторонняя нейросенсорная тугоухость 3 степени, речь  невнятная, звукопроизношение нарушено. Обучается в школе второй год по общеобразовательной программе школ II ого вида. За время обучения к концу второго класса (2012г) показал хорошую динамику: слуховое восприятие увеличилось на 0,75см; из 31звука правильно произносит 25, с дефектом – 3, не произносит – 1звук.

Индивидуальное занятие составлено согласно  Программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации состоит из двух частей: обучение произношению и развитие слухового восприятия.

В своей педагогической деятельности успешно реализую знания психологических особенностей развития детей с нарушением слуха (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Ж. И. Шиф,  И. М. Соловьев, М. Е. Хватцев, Т.А. Власова,  Т.В. Розанова, Т. Г. Богданова). Опираюсь на специальные комплексные технологии  коррекции произношения и развития слухового восприятия (Н.Д. Шматко, Э.И. Леонгард, Л.П. Назарова,  Е.Г. Речицкая, А.Н. Пфафенродт), смежных дисциплин (А.Г. Зикеев).  Применяю аналитико-синтетический  концентрический  полисенсорный  метод  (Ф.Ф. Рау, Н. Ф. Слезина);  продуктивную  педагогическую  технологию,  отражающую идеи личностно-ориентированного подхода,  предложенную  сурдопедагогами  Е.П.Кузмичёвой  и  Е.З.Яхниной,  широко использую фонетическую (речевую) ритмику, элементы пиктографской ритмики  (Т. М.Власова,  А. Н.  Пфафенродт; проф. Младен /центр СУВАГ, Хорватия/) не только на этапе вызывания звуков, но и при обучении произнесению слов, фраз,  в работе над темпо-ритмической стороной речи (речевое дыхание, голос, словесное и логическое ударение и т.д.), что способствует формированию естественной, выразительной речи  учащихся.

Кроме специальных (коррекционных) технологий,  успешно использую как традиционные, так и инновационные современные  общепедагогические   технологии.  Планируя индивидуальное занятие, опиралась  на  индивидуальные психофизические, слухоречевые и возрастные  особенности учащегося, которые были получены в результате обследования на начало учебного года и наблюдений в процессе реализации образовательного процесса. Занятие построено по классической методике.

ТЕМА: 1. А) Постановка /р/,

                  Б).Дифференциация / п-б/,

              2. Текст«8 Марта».

Цель: к концу урока ученик научится:

-- произносить правильно    звук Р (с помощью пальца);

-- дифференцировать звонкие и глухие согласные / П-Б/ во всех позициях в слогах, словах, самостоятельной речи;

--воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов незнакомый текст«8 Марта».

Задачи:

1.Уточнить артикуляцию звука  / Р/и вызвать звук, используя артикуляционные упражнения, профиль произношения  , палец учащегося, зонд.

2.Дифференцировать правильное произношение звуков/ П-Б /через подражание + тактильное ощущение, используя элементы  фонетической ритмики, произношение  логотом, чтение слогов, слов, фраз, в самостоятельной речи - составление словосочетаний, работу с деформированным текстом.

3.Развивать слуховое восприятие при работе с незнакомым текстом

«8 Марта »  

ХОД УРОКА.

Ученик заходит в кабинет, здоровается.

Э.- Па-па-па. Как меня слышишь?

--Я слышу хорошо.

Э.-Как тебя зовут?

-Меня зовут Сергей.

Э.-- Серёжа, на занятии  ты будешь слушать и говорить

Э. --Что ты будешь делать на занятии?

--На занятии я буду слушать и говорить.

- Сегодня  ты будешь учиться правильно

 говорить звук  /Р/.

I  1. Артикуляционные упражнения:

- Накажем язычок пя – пя - пя

«Чашечка», «Индюк», «Лошадка», Дятел стучит по дереву д-д-д-д.

2.Работа с профилем.

Предложить ребёнку картинку с профилем произношения звука/ Р/+ правильное и неправильное описание работы  артикуляционного аппарата при произношении звука/Р/.

Ученик должен выбрать правильное описание и приложить к профилю. Прочитать.

3.Механическая постановка звука/ Р/ (с пальцем)

Ученик сам разогревает язычок пальчиком, затем учитель,  вибрируя зондом пытается вызвать звук/ Р/.

-Что ты делал?

-Я учился правильно говорить звук.

МОЛОДЕЦ! ТЫ СТАРАЛСЯ! У ТЕБЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

II Дифференциация П- Б

Будешь различать звуки/ П -Б/

1.Повтори:

/П/-/б/

 По подражанию + тактильное ощущение. Обратить внимание на губы, струю воздуха, голос.

-Расскажи, чем отличается произношение этих звуков.

- При произношении звука/ б/ есть голос.

2.Фонетическая ритмика.

апа-  АБА         па – ба       бра - пра

апу – АБУ            по – бо        бло - про

апо – АБО            пу - бу        абр -апр

3.Отработка в логотомах.

ПА ПАПАБА

БА

ПАПАПА   БА

ПАПАПО  БО

БО

4.Чтение слогов по подражанию

Аба –апа         (в разных позициях)

Або-апо

Абу-апу

Абы –апы

Аби - апи

5.Чтение слов, /Б/ или/ П/? Прочитай правильно. Использование ИКТ На мониторе – картинки со словами:

.очка, о.лако, не.о, то.оль, .одснежник, ка.ля, я.лоня, тюль.ан, не.осклон, неза.удка.

МОЛОДЕЦ!

 6. Составь словосочетания. /подстановочная таблица) Использование ИКТ

Один,         одна,    одно

почка, облако, небо, тополь, подснежник, капля, яблоня, тюльпан, небосклон, незабудка.

Клише!!!!!! на мужской род, женский р, средний р.

МОЛОДЕЦ!

7. ФИЗМИНУТКА.

Чтение загадки

 Послушай, как говорит учитель.

ПРОЧИТАЙ САМ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Делай остановку на знаках препинания.

Всю зиму белый снег белел,

 А в марте взял и почернел.

Отгадай,  КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? Говори полным предложением.  (Это бывает весной)

8.Составление рассказ о весне по вопросам.

 Деформированный текст. Учитель задаёт вопрос, ученик отвечает и  находит предложение из разрезного текста.

Какая  стала погода?

Что случилось со снегом?

Где плывут белые облака?

Что происходит с почками весной?

Какие появляются весенние цветы?

Какое это время года?

Наступила тёплая погода. Снег почернел и тает, бегут ручьи.  Капель. По голубому небу плывут  белые облака. Набухают почки. Появляются весенние  цветы – подснежники. Это—весна.

--несколько вопросов по рассказу. (Вопросы, которые были для составления рассказа)

УМНИЦА!

9  Диалог между учителем и учеником.

 -Какое время года ты любишь?

- Я люблю …

Спроси у меня…

- Ирина Витальевна,  какое время года вы любите?

-Я люблю …

- Почему?

- Весной  вся природа просыпается: появляются зелёные листочки, травка.

ТЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ЗАДАНИЯ! ПРАВИЛЬНО ГОВОРИЛ ЗВУКИ /П-Б/ в слогах, словах.

III ТЕКСТ   НА  РСВ (первое занятие).  

                                        «8 Марта»

Скоро мамин праздник - женский день. Все  поздравляют мам, бабушек. Утром я встану тихо-тихо. Потом  помогу маме и бабушке. Подмету пол, помою посуду. Они будут очень рады. А я  скажу: «Поздравляю с праздником!! Я очень люблю Вас!»

Проверка режима усиления.

1.Установка.

-Будешь слушать текст. Подумай, о ком или о чём говорится в тексте. Какие слова ты услышал?

2.Чтение текста за экраном.

–О чём говорится в тексте?

--Какие слова ты услышал?

3. Э – Восприятие и воспроизведение текста по предложениям.

МОЛОДЕЦ! ТЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО СЛУШАЛ!

Итог урока.

-Что ты делал на уроке?

-Я слушал и говорил.

-Тебе понравилось заниматься?

ТЫ ХОРОШО СЛУШАЛ И ГОВОРИЛ! МОЛОДЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида

онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия  и формированию произношения в  4 классе  школы II вида...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".

В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II отделения.

Конспект занятия по РСВ И ФП составлен для учащихся 2 класса школ I  и  II вида. На занятии использовался материал по теме "Парк" и материал по автоматизации звука Л....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение

А) ПроизношениеТема:   Звуки [С-З]. Словесное ударение.Цель:   Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.Тренировка в умении соблюдать в речи  словесное ударение.Об...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. 4 класс для учащихся после кохлеарной имплантации.

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.  Занятие проведено для обучающей после кохлеарной имплантации....