Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".
план-конспект урока (3 класс) на тему

В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуков Ы, Ц в слогах, словах, предложениях, развитие речевого слуха на основе фраз обиходно-разговорного характера и учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_zanyatie_po_rsv_i_fp_zvukov_y_i_ts.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №15 II вида»

Конспект индивидуального занятия

по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки Ы, Ц.  Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.

Учитель-дефектолог: Старкова Вероника Павловна.

Ученик 3 класса II отделения: Артур Ш.

/ Слуховое восприятие разговорной речи:

правое ухо – 0,45м; левое ухо – 0,35м;

с индивидуальным аппаратом «SUMO DM» - 3,5м.

Произношение:

Приготовительный класс

(сентябрь) – 20 дефектных звуков.

3 класс (сентябрь) – 3 дефектных звука

(Ц – замена на С; Щ+ш; Ы+и).

ОМСК – 2013


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ  по развитию слухового восприятия и формирования произношения

Тема:  Звуки Ы, Ц. Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.

Цели: 1.Формирование правильного произношения звуков «Ы», «Ц» в речи.

               2.Развитие слухового восприятия на материале фраз обиходно-разговорного характера и фраз, связанных с изучением общеобразовательных предметов.

Задачи:

1.Автоматизация звуков «Ы», «Ц» в слогах, словах, предложениях.

2.Формирование умения воспринимать на слух с ИСА и без ИСА речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

3.Формирование речевого дыхания.

4.Совершенствование лексико-грамматических конструкций.

5.Активизация и обогащение словарного запаса.

6.Развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.

7.Воспитание интереса к индивидуальным  занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения, воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении результата.

Оборудование:  таблички, тетрадь для домашних заданий, речевой материал (фразы) из рабочей программы, ПК, профили произношения звуков Ы, Ц.

План урока: (для учителя)

1.Оргмомент./Проверка готовности к уроку/.

2.Определение темы, целей, задач урока.

3.Формирование произношения:

а) автоматизация звука Ы в слогах, словах, предложениях.

б) автоматизация звука Ц ( позиция АЦ) в слогах, словах, предложениях.

4.Развитие слухового восприятия на речевом материале  обиходно-разговорного характера и материале, связанном с изучением общеобразовательных предметов с использованием индивидуального слухового аппарата «SUMO DM» и без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.

5.Домашнее задание.

6.Итог урока.

7.Оценка.


Ход занятия

1. Оргмомент. ( перед зеркалом )

-Здравствуй, Артур! /Здравствуйте, Вероника Павловна!/

-Ты готов к уроку? /Да, я готов к уроку. Нет, я не готов к уроку./

 Тетрадь для домашних заданий есть, аппараты есть? /Да, есть/

-Э: - Как работает аппарат? /Аппарат работает …/

На уроке ты будешь работать ИНДИВИДУАЛЬНО.

Если что-нибудь не получится, не волнуйся, я помогу тебе.

Слушай внимательно!

-Э: - Какое сегодня число? /Сегодня …/.

-Э: – Какой сейчас будет урок? /Будет урок слуховой работы и произношения/.

-Э: - Что ты делал на прошлом уроке? /На прошлом уроке я учился правильно говорить звуки «Ы», «Ц»; я учился слушать фразы/.

-Э: - Как ты думаешь, что ты будешь делать сегодня? /……/

Давай подумаем и определим тему урока.

2. Итак, ТЕМА УРОКА: звуки ….              Фразы.

-Над какими звуками ты будешь работать, угадай сам.

Для этого отгадай загадку:

-Э: - «Без рук, без ног, а в трубу залез» /дым/

-Э: - Назови звук, который находится в середине слова. /  звук «Ы» /

-Поставь звук к теме.

Отгадай еще одну загадку:

-Э: - Кто всех пугается, под кустом спасается? / заяц /

-Э: - Назови звук, который находится в конце слова. / ц /

- Поставь звук.

-Э: - Назови тему урока. / Тема урока: звуки Ы, Ц. Фразы.

-Т. е. сегодня будем продолжать работу над звуками «Ы», «Ц» (позиция АЦ), фразами.

-Э: - Каковы  цели нашего урока?

Цели урока:  научиться правильно говорить звуки «Ы», «Ц»;

            Научиться хорошо слушать фразы.

- Для этого ты -

Задачи: 

1.Сначала будешь закреплять звуки «Ы», «Ц» в слогах, словах, предложениях.

2.Потом ты будешь слушать фразы с аппаратом и без аппарата.

3. Работай хорошо, думай, слушай внимательно.

-Э : - Что ты будешь делать сначала? / Я буду сначала…., потом…. Я буду работать хорошо, думать, слушать внимательно./

-В конце урока ты сам себе поставишь оценку.

Критерии оценки (т. е. как ты работал):

1.Как ты (я) занимался дома?

хорошо

1 балл

2.Как ты (я) выполнял задания на уроке?

без ошибок

1 балл

3.Как ты (я) отвечал на вопросы?

полным ответом

1 балл

4.Как ты (я) говорил звуки?

правильно

1 балл

5.Как ты (я) слушал фразы?

внимательно

1 балл

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ

А) Автоматизация звука Ы в слогах, словах, предложениях:

-Э: - ИТАК, что ты будешь делать сначала? / я буду закреплять звук «Ы» в слогах, словах, предложениях/.

-Посмотри на профиль произношения, где находится язык: вверху или внизу? /Язык внизу, отодвинут/.

-скажи: и- и- ты-ты-ы

-послушай, как звучит звук Ы ( на слух).

-Э: звук Ы – гласный или согласный?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

Автоматизация звука «Ы» .

-Э: - Говори хорошо звук «Ы» в слогах.

Автоматизация звука «Ы» в слогах:

1. Э: - Повтори: ПЫ, БЫ, ТЫ, РЫ, МЫ, НЫ.

2.Скажи с паузой: ( I – пауза )    

Вдох: HЫ БЫ ПЫ НЫ ВЫ ДЫ СЫ ТЫ  I  вдох: ТЫ ЗЫ РЫ ПЫ БЫ ТЫ ДЫ.

Автоматизация звука «Ы» в словах:

1. –Э: - Назови картинки  (самостоятельная речь, знание словаря): мыло, рысь, дыня, рыба, мышка, лыжник, бык, мыльница, сыр, пылесос.

2. –Э: -Послушай: - выборочно на слух 3-4 слова.

3.- Э: - Составь слова: ль, ни, мы, ца;  ник, лыж.

4.Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ы»: вол, бак, сын, выл, мал, бык, сон, был, балл, дым.

5.Автоматизация звука «Ы» в предложениях:

- Э: - Дополни предложения:

Воробей (картинка) вылетел                         из школы

Мышка                        вылезла                         из улья (картинка)

Пчела                           вылетела                       из гнезда

Ребята                          вышли                            из норки

Собака                          выбежала                     из дома

- Э: - Придумай предложения по картинкам: (предметные картинки)

Девочка пылесосит ковер;

Рыбак поймал рыбу;

Мышка грызет сыр.

ИТАК,  - Э: - Что ты делал? / Я учился говорить звук Ы в слогах, словах, предложениях/.

- Э: - Как ты говорил звук «Ы»? / Я говорил … /. МОЛОДЕЦ! Ты говорил…

- Э: - Что ты будешь делать сейчас? /Я буду учиться говорить звук «Ц» в слогах, словах, предложениях/.

Б) Автоматизация звука Ц (ац):

Звук Ц состоит из 2 звуков: Т  С.

Скажи: Т   С   –   Т    С   –   ТС   –  Ц,  Ц.

- Посмотри на профиль произношения, где кончик языка?/ внизу/

Да, кончик языка у нижних зубов, спинка языка поднимается к верхним зубам, толчкообразный выдох: Ц – Ц – Ц.

-Послушай, как звучит звук Ц  (на слух).

Э: - Звук Ц -  гласный или согласный? Глухой или звонкий? Почему глухой? /нет голоса/.

Б) Автоматизация звука «Ц»( ац).

Автоматизация звука «Ц» в слогах:

-Говори хорошо звук «Ц» в слогах:

А

О

У

Е        Ц

Ы

Автоматизация звука «Ц» в словах:

1.- Э: - Назови картинки: заяц, матрац, ранец, палец, огурец, скворец, продавец, месяц, птенец.

Автоматизация звука «Ц» в предложениях:

5.- Э: - Прочитай и отгадай загадку:

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его … (скворец).

 6.- Э: - Придумай сложное предложение по картинке (сюжетная картинка).

/Один заяц грызет морковку, а другой заяц грызет капустный лист./

- Э: - Что ты делал?/ Я учился говорить звук «Ц» в слогах, словах, предложениях.

- Э: - Как ты говорил звук Ц? / Я говорил звук Ц … /Ты говорил звук «Ц» правильно(…), без ошибок, молодец!

-Сегодня ты говорил звук «Ц» в позиции «АЦ», а на следующем уроке попробуем работать в позиции «АЦА».

-Э: - Ты устал? / Да, я устал/

-Э: - Будет физминутка: (речь + движения)

- Э: - Встань.

 Руки вверх, руки вниз. Вправо, влево повернись. А теперь поднимись и тихонечко садись.( Ребенок выполняет самостоятельно)

- Э: - Что ты будешь делать дальше? / Я буду слушать фразы с аппаратом /.

4. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

- Э: - На каком расстоянии с аппаратом  ты слушаешь? /  3м 50 см/

- Э: - Сядь около окна.

- Э: -  1, 2, 3 – как ты слышишь? / Я слышу … /.

- Э: - Слушай внимательно фразы, говори правильно звуки Ы, Ц!

а) Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов (с ИСА на рабочем расстоянии – 3м 50 см):

  • –Э: -  Когда бывают самые длинные каникулы? / Самые длинные каникулы бывают летом/.
  • – Э: - Нарисуй по  … кружка … раза. / В. П., дайте, пожалуйста, бумагу и карандаш.- Карандаш и бумагу  возьми под книгой на окне/.

  - Э: - Сколько кружков у тебя получилось?/ У меня получилось…/

  • -Э: - Что ты любишь делать в свободное время?/В свободное время я люблю…/
  • –Э: - Узнай у меня, который сейчас час? /В.П., скажите, пожалуйста, который сейчас час?
  • -Э: - Будет ДИАЛОГ «Каникулы»:

- Э: - Задай мне вопросы:

-Вероника Павловна, когда будут каникулы?

-Каникулы будут …

-Где вы будете отдыхать?

-Я буду отдыхать дома, а ты где будешь отдыхать?

-И я буду отдыхать дома. Чем вы будете заниматься на каникулах?

-Я буду гулять, читать, заниматься на компьютере …, а ты что будешь делать?

-Я буду ….

     -А теперь увеличим расстояние на 20 см.

     - Развитие слухового восприятия  на резервном расстоянии: 3м 70 см:

  • – Э: - Назови существительные среднего рода.  / Молоко, окно, зеркало,…/.
  • Э: - Отгадай загадку: « Белые мухи на поле сели» / Снег /.
  • – Э: - При какой температуре воздуха бывает холоднее: + 5 градусов или -3 градуса? /- 3 градуса/.

- Э: - Что ты делал? /Я слушал фразы с аппаратом /.

- Э: - Как ты слушал фразы? / Я слушал фразы хорошо/. МОЛОДЕЦ!

-  Сейчас ты будешь слушать фразы без аппарата на лучшее ухо – это правое ухо.

 - Э: - На каком расстоянии ты слушаешь правым ухом? / 45см/

- Э: - Сними аппарат. Слушай внимательно! Говори хорошо звуки Ы, Ц !

б) Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов без ИСА: (пр. ухо – 0,45м)

Слушай внимательно:

  • Дополни: у меня ягоды крупные, а у Тани …/ мелкие/.
  • Какой месяц пропущен: июнь, август, сентябрь. / Пропущен -  июль/.
  • Когда у тебя был день рождения? /У меня день рождения был…/.
  • Назови существительные женского рода./Тумбочка, …/

- Э: - Что ты делал? / Я слушал фразы без аппарата/.

- Э: - Как ты слушал? /Я слушал … /

- Да, ты слушал … Молодец!

5. Итог урока.

- Урок подошел к концу, давай вспомним, что ты сегодня делал на уроке?

/ Сначала на уроке я учился говорить звуки «Ы», «Ц» в слогах, словах и предложениях, потом слушал фразы с аппаратом и без аппарата/.

- Как ты думаешь, ты сегодня научился правильно говорить звуки Ы, Ц? / Да, научился!/ Нет, не научился/.

6. Домашнее задание: дома тебе нужно будет придумать и записать в тетрадь 5 слов со звуком Ы и 5 слов со звуком Ц.

7. Оценка.

- Э: - Как ты работал на уроке? (Карточка: Критерии оценки.  По карточке оценивает свою работу.)

- Э: - Сколько баллов у тебя получилось? / У меня получилось… баллов/.

- Э: - Какую оценку ты себе поставишь? /Я себе поставлю …/. - Я  согласна. ТЫ правильно говорил звук Ц, над звуком Ы еще будем работать . Молодец! Занимался хорошо!  Урок окончен! До свидания, Артур! / До свидания, Вероника Павловна!/.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида

онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия  и формированию произношения в  4 классе  школы II вида...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II отделения.

Конспект занятия по РСВ И ФП составлен для учащихся 2 класса школ I  и  II вида. На занятии использовался материал по теме "Парк" и материал по автоматизации звука Л....

Использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий. В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютер...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение

А) ПроизношениеТема:   Звуки [С-З]. Словесное ударение.Цель:   Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.Тренировка в умении соблюдать в речи  словесное ударение.Об...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 класс

Данное индивидуальное занятие рассчитано на 4 класс неслышащих детей, очень полезно учителям-дефектологам и сурдопедагогам...