Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".
план-конспект урока (3 класс) на тему
В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуков Ы, Ц в слогах, словах, предложениях, развитие речевого слуха на основе фраз обиходно-разговорного характера и учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_zanyatie_po_rsv_i_fp_zvukov_y_i_ts.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №15 II вида»
Конспект индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки Ы, Ц. Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.
Учитель-дефектолог: Старкова Вероника Павловна.
Ученик 3 класса II отделения: Артур Ш.
/ Слуховое восприятие разговорной речи:
правое ухо – 0,45м; левое ухо – 0,35м;
с индивидуальным аппаратом «SUMO DM» - 3,5м.
Произношение:
Приготовительный класс
(сентябрь) – 20 дефектных звуков.
3 класс (сентябрь) – 3 дефектных звука
(Ц – замена на С; Щ+ш; Ы+и).
ОМСК – 2013
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ по развитию слухового восприятия и формирования произношения
Тема: Звуки Ы, Ц. Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.
Цели: 1.Формирование правильного произношения звуков «Ы», «Ц» в речи.
2.Развитие слухового восприятия на материале фраз обиходно-разговорного характера и фраз, связанных с изучением общеобразовательных предметов.
Задачи:
1.Автоматизация звуков «Ы», «Ц» в слогах, словах, предложениях.
2.Формирование умения воспринимать на слух с ИСА и без ИСА речевой материал обиходно-разговорного характера и материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.
3.Формирование речевого дыхания.
4.Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
5.Активизация и обогащение словарного запаса.
6.Развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
7.Воспитание интереса к индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения, воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении результата.
Оборудование: таблички, тетрадь для домашних заданий, речевой материал (фразы) из рабочей программы, ПК, профили произношения звуков Ы, Ц.
План урока: (для учителя)
1.Оргмомент./Проверка готовности к уроку/.
2.Определение темы, целей, задач урока.
3.Формирование произношения:
а) автоматизация звука Ы в слогах, словах, предложениях.
б) автоматизация звука Ц ( позиция АЦ) в слогах, словах, предложениях.
4.Развитие слухового восприятия на речевом материале обиходно-разговорного характера и материале, связанном с изучением общеобразовательных предметов с использованием индивидуального слухового аппарата «SUMO DM» и без ИСА на рабочем и резервном расстоянии.
5.Домашнее задание.
6.Итог урока.
7.Оценка.
Ход занятия
1. Оргмомент. ( перед зеркалом )
-Здравствуй, Артур! /Здравствуйте, Вероника Павловна!/
-Ты готов к уроку? /Да, я готов к уроку. Нет, я не готов к уроку./
Тетрадь для домашних заданий есть, аппараты есть? /Да, есть/
-Э: - Как работает аппарат? /Аппарат работает …/
На уроке ты будешь работать ИНДИВИДУАЛЬНО.
Если что-нибудь не получится, не волнуйся, я помогу тебе.
Слушай внимательно!
-Э: - Какое сегодня число? /Сегодня …/.
-Э: – Какой сейчас будет урок? /Будет урок слуховой работы и произношения/.
-Э: - Что ты делал на прошлом уроке? /На прошлом уроке я учился правильно говорить звуки «Ы», «Ц»; я учился слушать фразы/.
-Э: - Как ты думаешь, что ты будешь делать сегодня? /……/
Давай подумаем и определим тему урока.
2. Итак, ТЕМА УРОКА: звуки …. Фразы.
-Над какими звуками ты будешь работать, угадай сам.
Для этого отгадай загадку:
-Э: - «Без рук, без ног, а в трубу залез» /дым/
-Э: - Назови звук, который находится в середине слова. / звук «Ы» /
-Поставь звук к теме.
Отгадай еще одну загадку:
-Э: - Кто всех пугается, под кустом спасается? / заяц /
-Э: - Назови звук, который находится в конце слова. / ц /
- Поставь звук.
-Э: - Назови тему урока. / Тема урока: звуки Ы, Ц. Фразы.
-Т. е. сегодня будем продолжать работу над звуками «Ы», «Ц» (позиция АЦ), фразами.
-Э: - Каковы цели нашего урока?
Цели урока: научиться правильно говорить звуки «Ы», «Ц»;
Научиться хорошо слушать фразы.
- Для этого ты -
Задачи:
1.Сначала будешь закреплять звуки «Ы», «Ц» в слогах, словах, предложениях.
2.Потом ты будешь слушать фразы с аппаратом и без аппарата.
3. Работай хорошо, думай, слушай внимательно.
-Э : - Что ты будешь делать сначала? / Я буду сначала…., потом…. Я буду работать хорошо, думать, слушать внимательно./
-В конце урока ты сам себе поставишь оценку.
Критерии оценки (т. е. как ты работал):
1.Как ты (я) занимался дома? | хорошо | 1 балл |
2.Как ты (я) выполнял задания на уроке? | без ошибок | 1 балл |
3.Как ты (я) отвечал на вопросы? | полным ответом | 1 балл |
4.Как ты (я) говорил звуки? | правильно | 1 балл |
5.Как ты (я) слушал фразы? | внимательно | 1 балл |
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ
А) Автоматизация звука Ы в слогах, словах, предложениях:
-Э: - ИТАК, что ты будешь делать сначала? / я буду закреплять звук «Ы» в слогах, словах, предложениях/.
-Посмотри на профиль произношения, где находится язык: вверху или внизу? /Язык внизу, отодвинут/.
-скажи: и- и- ты-ты-ы
-послушай, как звучит звук Ы ( на слух).
-Э: звук Ы – гласный или согласный?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Автоматизация звука «Ы» .
-Э: - Говори хорошо звук «Ы» в слогах.
Автоматизация звука «Ы» в слогах:
1. Э: - Повтори: ПЫ, БЫ, ТЫ, РЫ, МЫ, НЫ.
2.Скажи с паузой: ( I – пауза )
Вдох: HЫ БЫ ПЫ НЫ ВЫ ДЫ СЫ ТЫ I вдох: ТЫ ЗЫ РЫ ПЫ БЫ ТЫ ДЫ.
Автоматизация звука «Ы» в словах:
1. –Э: - Назови картинки (самостоятельная речь, знание словаря): мыло, рысь, дыня, рыба, мышка, лыжник, бык, мыльница, сыр, пылесос.
2. –Э: -Послушай: - выборочно на слух 3-4 слова.
3.- Э: - Составь слова: ль, ни, мы, ца; ник, лыж.
4.Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ы»: вол, бак, сын, выл, мал, бык, сон, был, балл, дым.
5.Автоматизация звука «Ы» в предложениях:
- Э: - Дополни предложения:
Воробей (картинка) вылетел из школы
Мышка вылезла из улья (картинка)
Пчела вылетела из гнезда
Ребята вышли из норки
Собака выбежала из дома
- Э: - Придумай предложения по картинкам: (предметные картинки)
Девочка пылесосит ковер;
Рыбак поймал рыбу;
Мышка грызет сыр.
ИТАК, - Э: - Что ты делал? / Я учился говорить звук Ы в слогах, словах, предложениях/.
- Э: - Как ты говорил звук «Ы»? / Я говорил … /. МОЛОДЕЦ! Ты говорил…
- Э: - Что ты будешь делать сейчас? /Я буду учиться говорить звук «Ц» в слогах, словах, предложениях/.
Б) Автоматизация звука Ц (ац):
Звук Ц состоит из 2 звуков: Т С.
Скажи: Т С – Т С – ТС – Ц, Ц.
- Посмотри на профиль произношения, где кончик языка?/ внизу/
Да, кончик языка у нижних зубов, спинка языка поднимается к верхним зубам, толчкообразный выдох: Ц – Ц – Ц.
-Послушай, как звучит звук Ц (на слух).
Э: - Звук Ц - гласный или согласный? Глухой или звонкий? Почему глухой? /нет голоса/.
Б) Автоматизация звука «Ц»( ац).
Автоматизация звука «Ц» в слогах:
-Говори хорошо звук «Ц» в слогах:
А
О
У
Е Ц
Ы
Автоматизация звука «Ц» в словах:
1.- Э: - Назови картинки: заяц, матрац, ранец, палец, огурец, скворец, продавец, месяц, птенец.
Автоматизация звука «Ц» в предложениях:
5.- Э: - Прочитай и отгадай загадку:
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его … (скворец).
6.- Э: - Придумай сложное предложение по картинке (сюжетная картинка).
/Один заяц грызет морковку, а другой заяц грызет капустный лист./
- Э: - Что ты делал?/ Я учился говорить звук «Ц» в слогах, словах, предложениях.
- Э: - Как ты говорил звук Ц? / Я говорил звук Ц … /Ты говорил звук «Ц» правильно(…), без ошибок, молодец!
-Сегодня ты говорил звук «Ц» в позиции «АЦ», а на следующем уроке попробуем работать в позиции «АЦА».
-Э: - Ты устал? / Да, я устал/
-Э: - Будет физминутка: (речь + движения)
- Э: - Встань.
Руки вверх, руки вниз. Вправо, влево повернись. А теперь поднимись и тихонечко садись.( Ребенок выполняет самостоятельно)
- Э: - Что ты будешь делать дальше? / Я буду слушать фразы с аппаратом /.
4. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
- Э: - На каком расстоянии с аппаратом ты слушаешь? / 3м 50 см/
- Э: - Сядь около окна.
- Э: - 1, 2, 3 – как ты слышишь? / Я слышу … /.
- Э: - Слушай внимательно фразы, говори правильно звуки Ы, Ц!
а) Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов (с ИСА на рабочем расстоянии – 3м 50 см):
- –Э: - Когда бывают самые длинные каникулы? / Самые длинные каникулы бывают летом/.
- – Э: - Нарисуй по … кружка … раза. / В. П., дайте, пожалуйста, бумагу и карандаш.- Карандаш и бумагу возьми под книгой на окне/.
- Э: - Сколько кружков у тебя получилось?/ У меня получилось…/
- -Э: - Что ты любишь делать в свободное время?/В свободное время я люблю…/
- –Э: - Узнай у меня, который сейчас час? /В.П., скажите, пожалуйста, который сейчас час?
- -Э: - Будет ДИАЛОГ «Каникулы»:
- Э: - Задай мне вопросы:
-Вероника Павловна, когда будут каникулы?
-Каникулы будут …
-Где вы будете отдыхать?
-Я буду отдыхать дома, а ты где будешь отдыхать?
-И я буду отдыхать дома. Чем вы будете заниматься на каникулах?
-Я буду гулять, читать, заниматься на компьютере …, а ты что будешь делать?
-Я буду ….
-А теперь увеличим расстояние на 20 см.
- Развитие слухового восприятия на резервном расстоянии: 3м 70 см:
- – Э: - Назови существительные среднего рода. / Молоко, окно, зеркало,…/.
- Э: - Отгадай загадку: « Белые мухи на поле сели» / Снег /.
- – Э: - При какой температуре воздуха бывает холоднее: + 5 градусов или -3 градуса? /- 3 градуса/.
- Э: - Что ты делал? /Я слушал фразы с аппаратом /.
- Э: - Как ты слушал фразы? / Я слушал фразы хорошо/. МОЛОДЕЦ!
- Сейчас ты будешь слушать фразы без аппарата на лучшее ухо – это правое ухо.
- Э: - На каком расстоянии ты слушаешь правым ухом? / 45см/
- Э: - Сними аппарат. Слушай внимательно! Говори хорошо звуки Ы, Ц !
б) Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов без ИСА: (пр. ухо – 0,45м)
Слушай внимательно:
- Дополни: у меня ягоды крупные, а у Тани …/ мелкие/.
- Какой месяц пропущен: июнь, август, сентябрь. / Пропущен - июль/.
- Когда у тебя был день рождения? /У меня день рождения был…/.
- Назови существительные женского рода./Тумбочка, …/
- Э: - Что ты делал? / Я слушал фразы без аппарата/.
- Э: - Как ты слушал? /Я слушал … /
- Да, ты слушал … Молодец!
5. Итог урока.
- Урок подошел к концу, давай вспомним, что ты сегодня делал на уроке?
/ Сначала на уроке я учился говорить звуки «Ы», «Ц» в слогах, словах и предложениях, потом слушал фразы с аппаратом и без аппарата/.
- Как ты думаешь, ты сегодня научился правильно говорить звуки Ы, Ц? / Да, научился!/ Нет, не научился/.
6. Домашнее задание: дома тебе нужно будет придумать и записать в тетрадь 5 слов со звуком Ы и 5 слов со звуком Ц.
7. Оценка.
- Э: - Как ты работал на уроке? (Карточка: Критерии оценки. По карточке оценивает свою работу.)
- Э: - Сколько баллов у тебя получилось? / У меня получилось… баллов/.
- Э: - Какую оценку ты себе поставишь? /Я себе поставлю …/. - Я согласна. ТЫ правильно говорил звук Ц, над звуком Ы еще будем работать . Молодец! Занимался хорошо! Урок окончен! До свидания, Артур! / До свидания, Вероника Павловна!/.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида
онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II отделения.
Конспект занятия по РСВ И ФП составлен для учащихся 2 класса школ I и II вида. На занятии использовался материал по теме "Парк" и материал по автоматизации звука Л....
Использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий. В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютер...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...
Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО
Тема: Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке. Тема: Звук [т].Цель: авто...
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Звуки [С-З]. Словесное ударение
А) ПроизношениеТема: Звуки [С-З]. Словесное ударение.Цель: Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, фразах.Тренировка в умении соблюдать в речи словесное ударение.Об...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 класс
Данное индивидуальное занятие рассчитано на 4 класс неслышащих детей, очень полезно учителям-дефектологам и сурдопедагогам...