ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Данный материал включает в себя опыт совместной работы логопеда и родителей по предупреждению дисграфии у первосклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_semi_po_voprosam_profilaktiki_narusheniy_pismennoy_rechi.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Акимкина И. Ю.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Слайд 1
Проблема нарушений письменной речи у школьников остается одной из самых актуальных в школьном обучении, поскольку письмо и чтение в дальнейшем превращается в средство получения знаний.
- Нарушения формирования письма препятствуют успешному обучению, эффективной школьной адаптации, часто вызывают отклонения в формировании личности ребенка (неврологические нарушениями, нарушения познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психические нарушения).
- Статистика последних лет говорит о том, что в Россиичисло детей с различными видами нарушений письменной речи доходит до 40%;
По данным исследования, проведённого Психолого-педагогическим центром «Здоровье» г. Санкт – Петербурга несомненные предпосылки того или иного вида дисграфии имеют 55,5% детей-дошкольников уже в подготовительных группах.
К сожалению, часто профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи проводится не со всеми нуждающимися дошкольниками, либо не проводится своевременно. Такие дети, начиная обучаться в школе, закономерно сталкиваются с трудностями при чтении и письме. Неудачи постепенно формируют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, самооценки, появляются сложности в общении со
сверстниками.
В нашем учреждении за последние четыре года также наблюдается увеличение количества детей, поступающих в первый класс с речевыми нарушениями, о чём свидетельствует представленная таблица.
Слайд 2
Учебный год | Кол-во обследованных детей | Количество зачисленных в логопедические группы | % | Кол-во первоклассников с речевыми нарушениями | % |
2009-2010 | 503 | 59 | 12 | 27 | 4 |
2010-2011 | 513 | 62 | 12 | 33 | 5 |
2011-2012 | 500 | 60 | 12 | 36 | 6 |
2012-2013 | 500 | 61 | 12 | 37 | 7,5 |
Слайд 3
Безусловно, для оказания помощи детям, имеющим нарушения письма, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работа логопеда по предупреждению нарушений чтения и письма. Но успешность коррекционной работы по преодолению речевых недостатков невозможна без участия в ней родителей. Только совместные усилия приведут к ощутимым результатам.
Задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом образовательного учреждения. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения.
Однако далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного речевого развития ребенка. Поэтому так необходимо логопедическое сопровождение родителей, как важных участников образовательного процесса.
Слайд 4
Основными задачами сопроводительной работы учителя-логопеда с семьями,имеющих детей с речевыми нарушениями являются:
- пропаганда логопедических знаний среди родителей, повышение их педагогической культуры;
- практическая помощь логопедасемьям, имеющим детей с речевыми нарушениями;
- определение перспектив совместной работы логопеда и родителей.
В нашем лицее традиционно используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- встречи, знакомства с родителями; Слайд 5
- анкетирование;Слайд 6
-индивидуальные и групповые консультации; Слайд 7
- Школа молодых родителей. Мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм); Слайд 8
- тематические папки для родителей с рекомендациями; Слайд 9
- информационные стенды; Слайд 10,11
-страничка логопеда для родителей на школьном интернет – сайте;
-Школа будущего первоклассника, родительские собрания Слайд 12.
-приглашение родителей на «Праздник чистой речи», «Прощание с Азбукой».Слайд 13
Данные формы логопедического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями, что даёт положительные результаты в коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, взаимопонимания и поддержки между детьми, родителями и педагогами.
Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами.
Слайд 14
Таким образом, благодаря совместной работе всех участников коррекционно-образовательного процесса(учителя-логопеда, педагога- психолога, социолога, учителей начальных классов) и родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителям можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...
Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников
Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.
Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »
Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...