Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников
презентация к уроку по логопедии (1 класс) по теме

Акимкина Ирина Юрьевна

Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.pptx120.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание ( 1 класс 1-е полугодие) Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников (Практикум для родителей) учитель-логопед МБОУ-лицей №10 г.Белгорода Акимкина Ирина Юрьевна

Слайд 2

ПЛАН 1 . Роль родителей в формировании устной и письменной речи. 2. Что такое речевая готовность ребёнка к школе. 3. Дисграфия и причины возникновения специфических ошибок письма. 4. Родительский практикум: как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

Слайд 3

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, мыслительные операции, оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер. Значит речь служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Слайд 4

Нарушения речи бывают двух видов : нарушения устной речи (как ребенок говорит ); нарушения письменной речи (как он пишет). Письмо – это сложный процесс, в котором участвует не только рука, но и все отделы головного мозга: лобные доли, височные, теменные и затылочные . Значит , письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Слайд 5

Сформированность устной речи, которая включает в себя: Слуховое восприятие и слуховую память. Звуковую сторону речи. Функции языкового анализа. Лексическую сторону речи (словарный запас). Грамматическу ю сторону речи. Связную речь. Сформированность высших психических функций Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. ЧТО ЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ?

Слайд 6

Таким образом, речевая готовность первоклассника является необходимым условием развития письменной речи, так как письмо является отражением устной речи.

Слайд 7

На что нужно обратить особое внимание родителям первоклассника ! - если Ваш ребенок левша. - если он - переученный левша. - если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. - если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. - если в семье говорят на двух или более языках. - если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу.

Слайд 8

Что же такое дисграфия ? Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма , проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р. И. Лалаева )

Слайд 9

Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников? Вот несколько игр и упражнений, в которые родители могут поиграть дома со своими детьми : Упражнение "Пишем вслух " Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием изученных орфограмм. Упражнение «Волшебный диктант » ( Если ребёнок пропускает буквы) Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му , чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

Слайд 10

Упражнение "Корректурная правка ". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Слайд 11

Упражнение «Словесный мяч". Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: « автобус – слон – носки и т. д .» Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй. Игра «Заколдованные слова» Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово. Сапохар , пераченье , хадулва , васуренье , пинарожки , сугрохари , грукрыши , кабрыкао , балиранки . « Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Слайд 12

Упражнение «Весёлый мультфильм » (Если ребёнок делает ошибки в словарных словах ). Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: к о рабль , к о р о ва , лес т ница , к о рзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете . Далее совместно с ребенком проверяете написание словарных слов. Игра «Пропавшие слова» Тишина царит в дремучем … Умолкли … Вот-вот начнется … . Игра «Закончи предложение » Барсик залез на дерево, которое …….. Барсик залез на дерево, потому что …… Барсик залез на дерево, где ………….

Слайд 13

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей ; Конструирование фигур из спичек, палочек ; Узнавание предметов в усложненных условиях (предметы изображенные пунктиром, наложенные друг на друге, «зашумленные »). Рекомендации Упражнения для ра звитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений

Слайд 14

Несколько советов родителям : 1. Как можно чаще играйте с детьми в ролевые игры. 2. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и приведет к нежеланию учиться, а также увеличит количество ошибок. 4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше упрекайте в неудачах.

Слайд 15

Спасибо за внимание! Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Данный материал включает в себя опыт совместной работы логопеда и родителей по предупреждению дисграфии у первосклассников....

Профилактика нарушений письменной речи

о нарушениях письменной речи...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений письменной речи.

Важным направлением работы логопеда является просветительская деятельность родителей, где в доступной для их понимания форме будет изложена информация о нарушениях письменной речи и о возможност...

Консультация для родителей «Профилактика нарушений письменной речи у будущих первоклассников»

В статье раскрыта роль профилактики нарушений писмьенной речи у будущих первоклассников....