Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
рабочая программа по логопедии по теме
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Пояснительная записка
По результатам ежегодной психолого-педагогической диагностики детей, обучающихся в начальных классах, можно с уверенностью сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной речи (лексико-грамматическое недоразвитие, недостатки звукопроизношения, связной речи), которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия), у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программы по русскому языку и чтению в начальной школе.
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью.
Программа опирается на следующие основные принципы:
- системность;
- комплексность;
- деятельностный подход;
- онтогенетический;
- обходного пути;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Цель программы: коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению значимыми умениями и навыками для обучения письму и
чтению.
Задачи программы:
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
- уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование и развитие связной речи, обогащение словарного запаса;
- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Содержание
Программа рассчитана на 33 учебных часа (посещение учащимися занятий 2 раза в неделю) и состоит из трех этапов:
1-й этап - коррекционная работа на фонетическом уровне (18 часов)
На этом этапе привлекается внимание детей к строению артикуляционного аппарата. Раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Большое внимание отводится дифференциации букв имеющих кинетическое сходство. Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда. Работа на этом этапе завершается дифференциацией согласных звуков.
2-й этап - коррекционная работа на лексическом уровне (8 часов)
Работа на этом этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Дети знакомятся с явлениями антонимии и синонимии слов, не давая эти понятия, но объясняя их суть. Уточняется представление детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги.. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова.
3-й этап - коррекционная работа на синтаксическом уровне (7 часов)
Начинается с работы над предложением, параллельно ведется работа над грамматическим оформлением предложения. Обращается внимание на правильное согласование различных частей речи. Проводится несколько занятий с целью формирования связной речи.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1-й этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне | 18 |
1. | Строение и функции речевого аппарата. Звуки и буквы а) дифференциация гласных и согласных звуков б) дифференциация гласных звуков (по мере изучения) | 3 |
2. | Фонематический анализ и синтез слов: а) простые формы звукобуквенного анализа и синтеза б) сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза | 4 |
3. | Обозначение мягкости согласных на письме: а) посредством гласных второго ряда б) посредством мягкого знака | 5 |
4. | Дифференциация парных звонких и глухих согласных | 6 |
2-й этап. Коррекционная работа на лексическом уровне | 8 |
1. | Слоговой анализ и синтез слов | 4 |
2. | Ударение в словах | 2 |
3. | Уточнение и расширение словарного запаса: а) работа с синонимами б) работа с антонимами | 2 |
3-й этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне | 7 |
1. | Предложение и его грамматическое оформление | 5 |
3. | Работа над связной речью: а) пересказы б) устные сочинения | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов"
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы
В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....
Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов
Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...