Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в карьере людей.
Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Устранением этих причин занимаются соответствующие специалисты.
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания, своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.
Опираясь на исследования А. В. Ястребовой, А.Г. Парамоновой, Л.Г. Милостивенко, А.А. Мигурской и многих других можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются нарушения устной речи, которые затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной проблемой, что требуют воздействия многих специалистов. Особое внимание уделяется логопедической службе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_disgrafii_v_1kl_.docx | 88.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса
с тяжелыми нарушениями речи»
Составлена:
Яковлевой С.В.,
учителем логопедических занятий
Санкт-Петербург
1)Актуальность программы.
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в карьере людей.
Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Устранением этих причин занимаются соответствующие специалисты.
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания, своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, а следовательно происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений.
Опираясь на исследования А. В. Ястребовой, А.Г. Парамоновой, Л.Г. Милостивенко, А.А. Мигурской и многих других можно сказать, что одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются нарушения устной речи, которые затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной проблемой, что требуют воздействия многих специалистов. Особое внимание уделяется логопедической службе.
Цель программы: коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении к овладению значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.
Задачи программы:
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
- предложения и текста;
- уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок
фонем;
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение
словарного запаса;
• развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического),
участвующих в акте речи, письма и чтения.
Адресат программы: дети с общим недоразвитием речи (ОНР) третий уровень речевого развития, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Концептуалъностъ программы: следует отметить, что эта программа написана с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
- системность;
- комплексность;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- обходного пути;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального
подхода, сознательности).
Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
- конструктивные во время работы по уточнению
оптикопространственнных дифференцировок (конструирование
букв из элементов, из одной буквы другую); - творческие — во время работы по формированию звукобуквенного
анализа и синтеза.
Выделяя ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, следует отметить фундаментальную теорию Л.С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного), где овладение письменной речью рассматривается как установление новых связей между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым.
В свете данной программы значимым является также положение Б.Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений.
Базисным тезисом при разработке этой программы стала теория Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, по мере совершенствования навыка, отдельные операции автоматизируются, и из регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, в не контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима и к навыкам чтения и письма.
Кроме того, теоретической основой данной программы стала осмысление А.Н. Леонтьевым письма как вида деятельности, включающей в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторная операция.
Содержание программы. Система коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи соответственно данной
программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.
Коррекционная работа на фонетическом уровне предлагает решение следующих задач:
- развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к
сложным); - развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем,
имеющих сходные характеристики.
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:
- количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их
значений); - качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и
эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов
и словосочетаний); - формирование культуры речи (устранение слов-паразитов,
искаженных просторечных, жаргонных слов); - развитие слогового анализа и синтеза;
• наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения
следующих основных задач данного этапа:
- усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное
построение предложений; - обогащение фразовой речи учеников.
Содержание коррекционной работы на первом этапе (25 часов)
На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляторного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков,
слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем — обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем - выполнение молча, переводят во внутренний план.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, либо количеству элементов, либо по пространственному расположению элементов, либо по наличию или отсутствию элементов данных букв. Эта работа начинается с оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, также упражнений в конструировании букв с помощью счетных палочек, отгадывания изографов, работа с «зашумленными» буквами или отгадыванием букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв. При этом главная задача логопеда -научить детей выделять опорные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части 2- 3 минуты и как домашнее задание на карточках.
Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных 1 и 2 ряда.
Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Логопед дает понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходства и различия.
Содержание коррекционной работы на втором этапе (17 часов)
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Далее уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают логовую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
Содержание коррекционной работы на третьем этапе (24 часа)
Третий этап коррекции начинается с работы над предложением (простое предложение). Дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, таким образов здесь закладывается основа для успешного овладения учащихся навыками синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения.
Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Логопед учит детей правильно согласовывать различные части речи.
На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами. Важно отметить, что работа ведется только с теми предлогами, которые не употребляются в устной речи учащихся или смешиваются с другими. Например, замена предлога из, предлогом с (вернулась с магазина). При работе с каждым предлогом в начале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем и другие их значения.
Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. В начале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картин, по одной сюжетной картине, по опорным словам, по плану.
Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительной внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
Для осуществления изложенной программы используются разнообразные игры: подвижные и дидактические, логопедические игры.
(Количество часов, отведенных на различные этапы коррекционной работы может быть изменено).
Примерное тематическое планирование программы:
Тема | Кол-во часов | Связь с программой по русскому языку | Формы итогового контроля |
Коррекционная работа на подготовительном уровне
Пространсвенно-временные отношения | 2 | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. Временная последовательность действий, событий. | Заполнение развивающей пространственно-временной карты. |
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Строение и функции речевого аппарата. Звуки и буквы | 2 | Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы гласные и согласные | Заполнение таблицы образования звуков речи |
Фонематический анализ и синтез слов: • простые формы звукобуквенного анализа и синтеза; • сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза | 2 | Установление количества и последовательности звуков в слове, определение характера и связи между ними. Звуковой анализ слов с опорой на схемы и без опоры. Правильное произнесение и запись слов | Выполнение самостоятельных контрольных упражнений на оппозиционный анализ, на преобразование слов путем замены, наращения и отнимания звуков и букв. Выполнение контрольных упражнений по сложным формам звукобуквенного анализа слов |
Обозначение мягкости согласных на письме: • посредством гласных второго ряда; • посредством буквы ь | 12 | Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце слова и между двумя согласными с помощью мягкого знака | Самостоятельное выполнение контрольных упражнений и использованием моделирования (графические схемы). Выполнение контрольного слухового диктанта |
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: • звонкие и глухие парные согласные; • оглушение звонких согласных и озвончение глухих согласных | 16 | Парные звонкие и глухие согласные, различение их на слух и при письме. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова | Выполнение контрольного диктанта по всему курсу с самостоятел ьным и предварительными заданиями по индивидуальным карточкам |
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства:б-д, п-т, и-ш,л-м,к-н, н-п,о-а,и-у,э-е | 8 | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристики звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами опорами для их обозначения на письме. Различение букв по оптически-кинетическим признакам. | Контроль на развитие пространственных ориентировок по карточкам-заданиям. |
Тема | Кол-во часов | Связь с программой по русскому языку | Формы итогового контроля |
Уточнение и расширение словарного запаса: • работа с синонимами; • работа с антонимами | 2 | Нахождение в связном тексте слов сходного значения Подбор противоположных по значению слов | Выполнение проверочной работы по индивидуальным карточкам |
Слоговой анализ и синтез: • составлении слов из слогов; • деление слов на слоги; • анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов; • работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру | 3 | Правильное произношение и запись слов. Деление слов на слоги. Правила переноса слов | Выполнение самостоятельной работы по изографам (Л.Г. Милоствиненко). Выполнение контрольного словарного диктанта |
Ударение в слове | 2 | Ударение. Роль ударения в устной речи и в различении значений слов | Выполнение графического диктанта (запись гласных, находящихся под ударением) |
Работа со слого-ритмическими схемами слов | 1 | Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов | Выполнение графического диктанта (запись слогоритмических схем) |
Безударные гласные | 2 | Правописание безударных гласных в двусложных словах. Проверка их путем изменения формы слова | Выполнение предупредительного выборочного диктата |
Коррекционная работа на лексическом уровне
Тема | Кол-во часов | Связь с программой по русскому языку | Формы итогового контроля |
Предложение и его грамматическое оформление: • согласование глагола с именем существительным в роде и числе; • согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе; • управление | 5 | Членения сплошного текста на предложения. Определение границ предложения с опорой на интонацию. Оформление предложения. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов. Составление предложений | Выполнение контрольных упражнений по согласованию слов в роде, числе и падеже. Работа с деформированным текстом. Контрольное чтение |
Предлоги. Схемы предлогов | 2 | Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов | Индивидуальные задания по карточкам. Графический диктант |
Работа над связной речью: • пересказы; • устные сочинения | 7 | Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Написание изложения под руководством учителя | Устное сочинение по предложенному тексту |
ИТОГО часов: | 66 |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
Список литературы:
- Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //
Известия ДПН РСФСР, 1950.
- Баранов М. Т., Костяева Г. А., Прудникова А. В. Русский язык.:
- Справочные материалы. — М., 1989.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. — М., 1994.
- Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам. — М., 2001.
- Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М.: Аркти, 1998.
- Бетенькова Н. М. Орфография в рифмовках. — М.: Новая школа, 1996.
- Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». — М., 2001.
- Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993.
- Волошина О. И. Русский язык. Тесты: начальная школа. 1—4 классы.: Учебно-методическое пособие. — М., 2000.
- Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. СПб.:Детство-пресс, 1999.
- //. Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Контрольные работы в начальной школе по чтению. — М.: Дрофа, 1997.
- Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. — СПб: 1995.
- Ефименкова Л. Н, Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.
- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004. - 172 с.
- Козырева Л. М. Логопедическое пособие. (Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения). — М., 2000.
- Кондранина Т. И. Чтение. - М., 1998.
- Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
- Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.:МиМ, 1997.
- Корнев А. Н. О методических принципах исследования, детей с дисграфией. Принципы и методы коррекции нарушений речи. — СПб.: Образование, 1997.
- Костромича С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. — М., 1999.
- Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников — СПб., 1998-
- Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961. 22. Леонтьев А. А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма // Вопросы общего языкознания. — М., 1964.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности — М 1974,
- Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Диагностическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста — СПб., 2001.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение,
- Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма — М • АПН РСФСР, 1950.
- Наши дети учатся рассказывать: Наглядно-дидактический материал для обучения детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / В.П.Глухов, Ю.А.Труханова. - М., 2002.
- Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом — СПб • Дельта, 1998.
- Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма — СПб • Дельта, 1999.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1997.
- Синицина Е. Умные слова. — М, 1997.
- Узорова О.В., Нефедова С.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. — М.: Аквариум, 1997.
- Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи. — М.:
- Просвещение, 1983.
- Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. — СПб., 1997.
- Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997.
- Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М.: Аркти, 1997.
Календарное планирование по программе
«Коррекционно-развивающее обучение учащихся первых классов
по профилактике дисграфии»
Не деля | Дата заня тия | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Основные требования к формированию умений и навыков | Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | Связь с программой по обучению грамоте | Кол-во часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 5 | |||||||
Сентябрь | |||||||||||||
Фронтальное обследование | |||||||||||||
I – II этапы (диагностико-подготовительный) | 6 | ||||||||||||
1 | 5-6.09 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | 1 | ||||||||||
2 | 12-13.09 | 1 | |||||||||||
3 | 19.09 | Пространственные представления | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда | Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека, стоящего напротив | Развивть устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению | Речь устная и письменная | 1 | ||||||
20.09 | Временные представления | Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий | Знать возраст и роли членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года | Формировать умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией | 1 | ||||||||
III этап (коррекционный) | |||||||||||||
Речь. Предложение. Слово | 3 | ||||||||||||
4 | 26.09 | Речь | Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки | Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые и неречевые звуки | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие | Речь устная и письменная | 1 | ||||||
27.09 | Звуки речи. Способы их образования | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных | Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные) | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения | Слова и звуки в нашей жизни. Обозначение звуков | 1 | |||||||
Октябрь | |||||||||||||
5 | 3.10 | Деление слов на слоги. Ударение | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных | Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова | Развивать зрительное внимание, слуховую память | Деление слова на слоги. Слог-слияние | 1 | ||||||
Звуки и буквы | 41 | ||||||||||||
Гласные. Дифференциация гласных I и I I ряда. Обозначение мягкости согласных | 10 | ||||||||||||
4.10 | Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) | Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | Уметь выделять гласные I ряда в слогах,словах | Гласные звуки | 1 | ||||||||
6 | 10.10 | Выделение гласных II ряда из слогов и слов.(Ё,Е,Ю,Я) | Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов с йотированными гласными: в начале, середине и в конце слова, после гласной | Уметь выделять гласные II ряда в слогах,словах | Гласные звуки и буквы | 1 | |||||||
11.10 | Дифференциация [а]— [о] | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]—[о]. Дифференциация гласных звуков [а]—[о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв а—о по оптическим признакам | Уметь дифференцировать звуки [а]—[о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а—о по начертанию | Развивать зрительное восприятие и оптические представления | Гласные и согласные | 1 | |||||||
7 | 17.10 | Дифференциация гласных [ы]— [и] | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [ы]—[и]. Дифференциация гласных звуков [ы]—[и]. Соотнесение звуков с буквами | Уметь дифференцировать гласные [ы]— [и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и | Развивать слухо-произносительные дифференцировки | Гласные и согласные | 1 | ||||||
18.10 | Дифференциация а—я | Уточнение и сравнение артикуляции гласных а--я. Дифференциация гласных звуков а—я. Соотнесение звуков с буквами | Уметь дифференцировать гласные а—я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие | 1 | ||||||||
8 | 24.10 | Дифференциация э—е | Уточнение и сравнение артикуляции гласных э—е. Дифференциация гласных э—е. Соотнесение звуков с буквами | Уметь дифференцировать гласные э—е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е | Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие | Согласные буквы. Правописание имен собственных | 1 | ||||||
25.10 | Дифференциация у—ю | Уточнение и сравнение артикуляции гласных у—ю. Дифференциация гласных у—ю. Соотнесение звуков с буквами | Уметь дифференцировать гласные у—ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию и слуховое восприятие | 1 | ||||||||
9 | 31.10 | Дифференциация о—ё | Уточнение и сравнение артикуляции гласных о—ё. Дифференциация гласных о—ё. Соотнесение звуков с буквами | Уметь дифференцировать гласные о—ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё | Развивать зрительно-моторную и пространственную координации, слуховое восприятие | 1 | |||||||
Ноябрь | |||||||||||||
01.11 | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь в конце слова, соотносить слова с ь со схемой | Развивать слуховое внимание и логическое мышление | Обозначение гласных звуковпосле мягких согласных в слиянии | 1 | |||||||
Каникулы | |||||||||||||
10 | 14.11 | Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь в середине слова. Уметь соотносить слова с ъ со схемой | То же | 1 | |||||||
Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные | 16 | ||||||||||||
15.11 | Звуки [с] -[с']. Буква с | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [с] и [с']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать слуховое восприятие, повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений | 1 | ||||||||
11 | 21.11 | Звуки [з]-[з']. Буква з | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [з]— [з']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать способность к планированию предстоящей деятельности | 1 | |||||||
22.11 | Дифференциация [с]— [з] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]— [з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]—[з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать мыслительные операции | 1 | ||||||||
12 | 28.11 | Дифференциация [ш]— [ж] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш]— [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш]—[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать логическое мышление | Сочетание ЖИ-ШИ | 1 | ||||||
29.11 | Звуки [в]-[в']. Буква в | Артикуляция, характеристика звука, соотнесения звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [в] и [в']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности | 1 | ||||||||
Декабрь | |||||||||||||
13 | 05.12 | Звуки [ф]-[ф'] Буква ф | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [ф] и [ф']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать память через установку на запоминание | 1 | |||||||
06.12 | Дифференциация [в]— [ф] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [в]— [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в]—[ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать способности к переключению | 1 | ||||||||
14 | 12.12 | Звуки [п]-[п']. Буква п | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [п] и [п']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать устойчивость внимания | 1 | |||||||
13.12 | Звуки [б]-[б']. Буква б | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [б] и [б']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать наблюдательность в процессе учебной деятельности | 1 | ||||||||
15 | 19.12 | Дифференциация [б]— [п] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [б]— [п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [б]—[п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Формировать контроль за ходом своей деятельности | 1 | |||||||
20.12 | Звуки [т]-[т']. Буква т | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [т] и [т']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Формировать умения работать в определенном темпе | 1 | ||||||||
16 | 26.12 | Звуки [д]-[д']- Буква д | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [д] и [д']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать образное мышление | 1 | |||||||
27.12 | Дифференциация [т]— [д] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [т]— [д]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т]—|д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях | 1 | ||||||||
Каникулы | |||||||||||||
17 | 09.01 | Звуки [к]-[к']. Буква к | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [к] и [к']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией | 1 | |||||||
10.01 | Звуки [г] -[г']. Буква г | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [г]— [г']. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове; соотносить звук с буквой | Развивать зрительное внимание и слуховую память | 1 | ||||||||
18 | 16.01 | Дифференциация [к]— [Г] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [к]— [г]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к]—[г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Формировать контроль за ходом своей деятельности | 1 | |||||||
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты | 7 | ||||||||||||
17.01 | Дифференциация [с]— [ш] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]— [ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с]—[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [с]— [ш]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и познавательную активность | Сочетание ШИ | 1 | |||||||
19 | 23.01 | Дифференциация [з]— [ж] | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [з]—[ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з]—[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [з]— [ж]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля | Сочетание ЖИ | 1 | ||||||
24.01 | Дифференциация [ч]— [т'] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч]— [т']. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч]—[т'] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [ч]— [т']. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и регуляторно-коммуникативные умения | Сочетание ЧК,ЧН | 1 | |||||||
20 | 30.01 | Дифференциация [щ]— [с’] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]— [с']. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]—[с'] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [щ]— [с']. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков.Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и способность к запоминанию | Сочетание ЩА-ЩУ | 1 | ||||||
31.01 | Дифференциация [щ]— [ ч] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ]— [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ]—[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [щ]— [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и способность к переключению | Сочетание ЧА-ЩА | 1 | |||||||
Февраль | |||||||||||||
21 | 06.02 | Дифференциация [Ц]-[С] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц]—[с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]—[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [ц]—[с]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие | 1 | |||||||
07.02 | Дифференциация [ц] - [ч] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц]—[ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц]—[ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков [ц]—[ч]. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать индивидуальные умения при решении совместных задач | Сочетание ЧУ-ЩУ | 1 | |||||||
Каникулы | |||||||||||||
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам | 8 | ||||||||||||
22 | 20.02 | Дифференциация букв: б—д, | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв | Развивать зрительное, оптико-пространственное восприятие, моторную координацию и мыслительные операции | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | 8 | ||||||
2102 | а—о, | ||||||||||||
23 | 27.02 | и—у, | |||||||||||
28.02 | п—т, | ||||||||||||
Март | |||||||||||||
24 | 06.03 | Дифференциация букв: и— ш, | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Проверочная работа | Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв | Развивать зрительное, оптико-пространственное восприятие, моторную координацию и мыслительные операции | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | |||||||
07.03 | л—м, | ||||||||||||
25 | 13.03 | к— н, | |||||||||||
14.03 | н—п | ||||||||||||
Согласование и развитие связной речи | 14 | ||||||||||||
26 | 20.03 | Синонимы | «Слова-приятели» | 1 | |||||||||
21.03 | Антонимы | «Слова-неприятели» | 1 | ||||||||||
Каникулы | |||||||||||||
Апрель | |||||||||||||
27 | 03.04 | Развитие слоговой структуры слова. Слогообразующая роль гласных. Ударение | Звукобуквенный и слоговой анализ. Практическое овладение делением слов на слоги. | Слова-омографы | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания | Заглавная буква в именах собственных | 1 | ||||||
04.04 | Предложение. Основа предложения | Уметь конструировать предложение по схеме. Выделение основы предложения и большой буквы. | Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. | Формирование умения планировать свои действия. | Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения | 1 | |||||||
28 | 10.04 | Согласование слов в предложении | Конструирование предложений (по интонации, порядку слов, простых, сложных) | Формирование умения действовать по правилу | 1 | ||||||||
11.04 | Предлоги в предложении | Виды предлогов. Значение предлогов. Раздельное написание предлогов | Развитие фонематических представлений, восприятий, слуха, внимания, памяти | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. | 1 | ||||||||
29 | 17.04 | Предлоги в предложении | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания | 1 | |||||||||
18.04 | Последовательный (подробный) пересказ. | Формировать умение определять и раскрывать тему, составлять связное высказывание, используя разнообразные языковые средства. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания | 1 | |||||||||
30 | 24.04 | Выборочный пересказ. | Уметь определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства. | Усиление концентрации слухового внимания | 1 | ||||||||
25.04 | Пересказы описательного характера по серии сюжетных картинок. | Уметь определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по сюжетным картинкам, используя разнообразные языковые средства. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. | 1 | |||||||||
Май | |||||||||||||
31 | 02.05 | Пересказы описательного характера с опорой на картину. | Уметь определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по сюжетной картине, используя разнообразные языковые средства. | Развитие логического и образного мышления и памяти | 1 | ||||||||
08.05 | Пересказы описательного характера по опорным словам. | Уметь определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован» | 1 | |||||||||
32 | 15.05 | Пересказы описательного характера по плану | Уметь определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по плану, используя разнообразные языковые средства. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. | 1 | ||||||||
16.05 | Итоговая контрольная работа | Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями | Выявить сформированность действия самоконтроля | 1 | ||||||||
I V этап (диагностико-заключительный) | 2 | ||||||||||||
33 | 22.05 | Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | 2 | ||||||||||
23.05 | |||||||||||||
ИТОГО ЧАСОВ: | 66 |
Список использованной литературы.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - СПб.: 1995.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей. СПб.: Стройлеспечать, 1995. - Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
СПб.: Союз, 2004. - Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
- Коррекция нарушений письменной речи /Под ред. Н.Н. .Яковлевой -
СПб., 2004. - Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся
общеобразовательной школы. — М, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов"
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »
Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы
В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....
Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов
Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...