Звуки и буквы Ц - Ч
план-конспект урока по логопедии по теме

Конспект логопедического занятия. Цель дифференциация звуков ц -  ч  в слогах, словах, в тексте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ch_-c.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки и буквы Ц - Ч

Цели:

1.Образовательные:

- вырабатывать умение различать звуки и буквы [ц] и [ч] по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на зрительные, слуховые, оральные и кинестетические ощущения;

- учить соотносить звуки с буквами;

- совершенствовать навыки беглого чтения и грамотного письма;

2.Коррекционные:

- оптимизировать фонематические процессы.

- закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- упражнять в словообразовании: уменьшительно-ласкательной формы существительных;

- стимулировать речевую активность;

-  развивать логическое мышление;

- развивать  артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- активизировать словарный запас;

- развивать творчество  и воображение;

- обогащать эмоциональную сферу.

3. Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к окружающим

- воспитывать  бережное отношение к природе

Оборудование:

рабочие тетради;

зеркала;

картинки с изображением птиц;

голоса птиц (запись);

музыка для артикуляционной гимнастики и физкультурной минутки

демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;

таблица с буквами

текст с пропущенными буквами ч и ц (на каждого ребенка)

нетбук и колонки.

Ход занятия

Этап

Деятельность логопеда

Деятельность учеников

1.  Организационный момент.  Психологический настрой «Цепочка дружбы» 

 





Сообщение темы занятия

Добрый день, ребята!

Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Передайте добрую положительную энергию друг другу! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Садитесь на свои места.

Запомните и четко, ясно повторите скороговорки. Скороговорка для первого ряда: « Скворцы и синицы - веселые птицы»,  для второго:

«На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи».

 Какой звук чаще всего повторялся в первой скороговорке?

А во второй? О ком эти скороговорки? Догадались, о  каких звуках и буквах мы будем говорить на занятии? (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв)



Выполняют








Повторяют по очереди







Звук [ц]

Звук [ч]

о птицах

О звуках и буквах Ч и Ц. и о птицах

2. Основная часть

А) Работа с зеркалами. Сравнение звуков       Ц и Ч по артикуляции

Характеристика звуков





















Б) Соотношение звуков с буквами.












В) Развитие фонематического восприятия.







Г) Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации



















Д)Физкультурная минутка с элементами релаксации и дыхательной гимнастики.












Е) Работа с текстом








Ж) Уточнение и расширение словарного запаса


З) Шифровка слов.



И) Игра «Большой-маленький».










К)  Четвертый лишний

Ребята, посмотрите в зеркала и выполните артикуляционную гимнастику.  Дети под музыку выполняют, подготовительный для звуков  ц  -  ч,  комплекс упражнений.

Улыбнулись дружно – раз,

Губки потянули – два,

Улыбнулись, потянули,

Улыбнулись, потянули.

Язычок пошел гулять

И на солнце загорать.

Держим 3, 4, 5,

Отдохнул и опять –

1, 2, 3, 4, 5.

На качелях покачался,

Отдохнул и на других

Раскачался сей же миг.

Чистить зубы он пошел,

Молоточек вдруг нашел.

Постучали Чух и Цыц,

А вы, ребята, молодцы.


Произнесите звук Ц, звук Ч . Определите где находится кончик языка, в каком положении губы, какая воздушная струя ощущается?

Чем отличаются звуки?

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т'] + [ш'].

Различие

[Ч]

[Ц]

кончик языка

губы


струя воздуха

у верхних альвеол

вытянуты в трубочку

теплая

у нижних зубов

улыбаются


холодная

Дайте характеристику звукам. Это гласные звуки или согласные? Глухие или звонкие? Какой из этих звуков всегда мягкий? А звук [ц] какой?

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?


Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре, чижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

А верхний элемент у буквы Ч на что еще похож?


Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите правую  руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, цы, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

Дидактическая игра «Курица».

Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет, детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Е

М

Н

Ё

Ы

Ц

Ъ

К

О

Л

У

Ф

Я

Е

Ч

П

Ш

Ю

Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. От буквы Ц курица прошла одну клеточку налево – Ы, потом две клеточки вниз и одна  налево  – П. Одна клеточка вверх – Л, еще одна вверх – Ё, одна налево – Н, одна вниз – О, еще одна вниз – Ч, одна налево – Е и одна вверх – К.

Какое слово у вас получилось?


Какая буква в этом слове первая, какая восьмая?

Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая вслух. Молодцы.

Сейчас мы немножко отдохнем.  Вставайте в круг.  Присели. (Звучит музыка). Вы маленькие зернышки и скоро превратитесь в чудесные цветы.

 Ночь. Цветочки спят.

 Только солнышко взойдет и цветочек оживет.

 Он тихонько потянулся, стебелёчек разогнулся,

 Лепесточки распускаются и солнцу улыбаются.

 Ветерок слегка подул и цветочек он нагнул.

 Покачались, покивали, лепесточки задрожали,

 И как крыльями взмахнули – птичками обернулись.

Запорхали над цветами, закружились над полями. К деревьям подлетели. Подул ветерок. Листочки зашуршали. Ветер стих.

 Покружились – подружились птички.

 Опять в цветочки превратились.

 Листочки закрываются, реснички опускаются,

 Цветы  спят и видят сны…(слышно пение птиц)

Слышите? Расскажите, что вы слышите.  


Послушайте рассказ, запомните слова со звуками Ц и Ч:

Зиме конец. Текут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнезд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! О ком этот рассказ?

Сколько в рассказе слов со звуком Ц,

а со звуком Ч?

Вставьте пропущенные буквы ц и ч в этот текст. Прочитаем текст еще раз. Читаем по одному предложению по цепочке.

 О каком времени года говорится в рассказе? А какие птицы прилетают весной следом за грачами?

Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]? (вывешивает на доску картинки с изображением птиц) Молодцы!

Запишите эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц стрелочку вниз, вместо Ч – стрелочку вверх.

Прочитайте слова расшифруйте их.

Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова записываются на доске по мере ответов).

Большая говорит:               А маленькая

Кольцо                                  колечко

Крыльцо                                 ?

Курица                                    ?

Птенец                                     ?

Огурец                                      ?

Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Запишите эти слова себе в тетрадь в два столбика

На доске записаны слова, но кто-то перепутал слоги. Прочитайте слова.

 Ку цы ри,   чи гра, ки чай,  жи  чи

Какое слово лишнее?

Почему?

А еще по каким признакам слово курицы лишнее? Молодцы правильно!











выполняют


































Согласные

Глухие

Звук [ч] всегда мягкий, звук [ц] всегда твердый

 







На звено цепи и на ногу цапли.










На крыло чайки и на носик чайника





Выполняют









Это курица.

































Цыпленочек



Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Выполняют



 



Дети выходят к доске, образуют круг.


Выполняют действия описанные в стихотворении










дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.



Пение птиц







О грачах

4

4


Читают


О весне.


Скворецы


 


синица, чиж, цапля, чайка



Шифруют слова

ученики  читают слова по цепочке.





Крылечко,


курочка,


птенчик


огурчик.

Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.


Записывают


Курицы, грачи,

Чайки, чижи

Курицы.

Это домашние птицы, а все дикие.

В нем 3 слога, а в остальных два. В слове курицы есть буква Ц, а в остальных словах  - Ч

3. Итог занятия

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили? Как различать звуки и буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились? До свидания.

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...


 

Комментарии

Некрасова (Чижова)  Елена Владимировна

Наталья Викторовна, очень интересное и увлекательное занятие! Читала, и самой захотелось поучаствовать.Много методических приёмов,а также интересных находок.Спасибо!

Спасибо за теплые слова. Мне приятно, что Вы нашли время и написали отзыв. Творческих успехов Вам и всех благ!