«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_-_kopiya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока - проекта по русскому языку,
проведенный в 1 К классе, 2015 – 2016 учебный год,
учитель высшей квалификационной категории
Фельдман Надежда Викторовна,
МБОУ «ЦО №40» города Тулы,
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
ЦЕЛИ УРОКА:
Продолжить формирование универсальных учебных деятельностей учащихся
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Самоопределе-ние: - формировать адекватной позитивной осознанной самооценки и самовосприятия; 2. Смыслообразо-вание: - развивать по-знавательные ин-тересы, учебные мотивы; - формировать мотивы дости-жения и социаль-ного признания; 3. Нравственно-этическая ориен-тация: - формировать основные мора-льные нормы (взаимопомощь, ответственность). | 1. Умение учиться и способность к организации свой деятельности: - формировать спо-собность принимать и сохранять цель; - формировать уме-ние действовать по плану; - формировать уме-ние контролировать процесс и результа-ты своей деятельно-ности; - формировать уме-ние адекватно вос-принимать оценки; - формировать уме-ние взаимодейство-вать со взрослым и сверстниками. 2. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к пре-одолению труднос-тей: - формировать осно-вы оптимистическо-го восприятия мира. | 1. Общеучебные УД: - формировать уме-ние моделировать; - формировать уме-ние осознанно и доказательно стро-ить речевое высказывание; - учить выбирать рациональный спо-соб решения; - формировать реф-лексию (контроль и оценку процесса и результата деятель-ности). 2. Универсальные логические действия: - формировать уме-ние анализировать с целью выделения существенных признаков; - формировать уме-ние синтезировать, в том числе с само-стоятельным до-страиванием, вос-полнением недос-тающих компо-нентов); - учить устанавли-вать причинно-следственные связи; - учить строить ло-гическую цепь рас-суждений; - выдвигать гипоте-зы и доказывать правильность выбо-ра. | 1. Учить ориентиро-ваться на позицию других людей, воспитывать уваже-ние к иной точке зрения; 2. Учить согласовы-вать усилия для достижения общей цели; 3. Учить договари-ваться и находить общее решение; 4. Создать условия (организация сов-местной деятель-ности учащихся) для совершениство-вания способности речевого отобра-жения учеником содержания совер-шаемых действий в форме речевых зна-чений с целью ориентировки (пла-нирование, конт-роль, оценка) пред-метно-практической деятельности. |
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с особенностями согласного звука ш ;
- углубить умения учащихся выполнять звуко-буквенный анализ слов,
понаблюдать за словами с буквами гласных звуков после шипящих звуков;
- развивать умение выдвигать гипотезы и аргументировать свой выбор;
- развивать умение образно мыслить, составлять из слов предложения, а из предложений – текст.
Основной тезаурус урока:
Звуки и буквы, характеристика звуков, особенности шипящих звуков, слово, предложение, связный текст.
Ведущий метод урока и, соответственно, характер познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый по классификации традиционной школы. На уроке используются практически все формы организации учащихся: хоровая, фронтальная, индивидуальная. Парная работа предлагается в поисковой ситуации, когда перед учащимися будет поставлена задача: придумать слова, которые начинаются с предложенных слогов (Д/игра «Доскажи словечко»). А в группе учащиеся должны будут повторять существенные признаки предложения и связного текста (связь слов и общий смысл), а затем составлять их. При выполнении этого задания деятельность учащихся становится продуктивной: во-первых, потому что происходит формирование практико-теоретического представления о предложении и связном тексте; а во-вторых, дети в совместном творчестве создают «продукт» учебной деятельности – связный текст.
Таким образом, урок был спланирован в соответствии со следующими принципами обучения: деятельностный принцип, наглядность слуховая и визуальная, доступность, научность, учет возрастных особенностей.
На уроке поставленные цели были реализованы таким образом:
- учащиеся демонстрируют созданный при совместной деятельности «продукт» и выразительно вслух знакомят другие группы учащихся с результатом своей деятельности;
- работа по выделению главного и существенного, анализу и сравнению обеспечивает формирование представления о предложении и о связном тексте;
- групповая работа помогает учащимся наработать опыт нравственных норм (взаимопомощь и ответственность).
- ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
Чем различаются гласные и согласные звуки. Какие помощники есть у каждого ученика, чтобы правильно охарактеризовать звук? – мини-доклад учеников Миляева Дмитрия, Провоторина Льва.
- ЭТАП ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ звуков на слух и наблюдения за работой своего артикуляционного аппарата.
Работа в букваре.
Характеристика звука ш . Рассмотрите иллюстрации и озвучьте их. Какой звук объединяет представленные слова? Произнесем этот звук, обратим внимание на работу артикуляционного аппарата и дадим на этой основе ему характеристику. Обратили внимание на его особенность?
Д/игра «Доскажи словечко»
Работа в прописях
Что и кто изображен на этих страницах? Заштрихуйте те предметы, в названиях которых встречается звук ш.
На письме звук ш обозначается письменной буквой ш. Закрепление особенности звука ш при закрашивании головного убора и обуви у схем – «человечков». Анализ буквы ш. Возможные варианты ошибочных написаний показать на доске. Письмо под коллективное просчитывание вслух.
Работа в прописях п о отработке запоминания письменного облика строчной буквы ш – работа цветными карандашами.
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ СЛОВ, А ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СВЯЗНОГО ТЕКСТА ПО ТЕМЕ.
Подготовительная работа в парах: лексическая работа со словами (устно, по группам объяснить значения предложенных слов, при затруднении – обращение за помощью к консультантам – сильным ученикам, пользующимся доверием или к учителю).
Шут шалун шнур крыш
шутка шалунишка шнурок крышка
шутил шалить шнуровка крышечка
шутник шалость шнуровать
Работа в прописях: На развороте страницы в ваших прописях изображен … Как можно разными словами его назвать (шут, фокусник, шутник, циркач). Выбор наиболее точного слова с аргументацией своего мнения.
На доске предложены несколько предложений об этом веселом человечке. Прочитайте их про себя. Много интересного узнали? Перескажите. Что прочитали? Докажите, что прочитанное – это текст, а не набор предложений. Вам понравился этот герой? Вы хотите узнать о нем больше? У вас есть такая возможность.
Работа в группах: из отдельных слов вам предстоит составить предложения о нашем герое. Давайте вспомним, что мы знаем о предложении и правилах его составления.
По мере выполнения задания ученики обращаются за помощью к ученикам – консультантам или к учителю для проверки выполнения задания – зачитывают вслух получившееся предложение (читает вслух ученик, которого делегировала группа).
4. ЭТАП ВЫДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА. МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Работа на ковре: каждая группа зачитывает свое предложение для того чтобы определить место этого высказывания в общем тексте-сообщении о клоуне Паше. В обсуждении рождается коллективно-составленный рассказ (проектная деятельность полученный «образовательный продукт»).
Паша – шутник.
У нас гостит клоун Паша. Он шутник. Паша носит шапку – ушанку, штанишки с ромашками. По кармашкам у Паши рассыпаны шишки. Наш шутник сушит ромашки на окрошку.
5. ЭТАП ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РАССКАЗА КАК ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА.
Работа с текстом во время чтения:
Кто такой Паша? Кто такой Клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение).
Охарактеризуйте Пашу, раз мы уточнили чем занимается клоун (Веселый, задорный, остроумный)
Можно ли сварить суп – окрошку из ромашек? (Это Паша шутит).
Еще раз посмотрите на иллюстрацию. К какому месту рассказа она относится? Докажите, прочитав его.
Почему Паша так необычно одет? (Он клоун, должен смешить людей, поэтому и одет он смешно).
Как вы думаете для чего в карманах у Паши шишки? (Он ими жонглирует).
6. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
Посчитайте сколько слов с буквой ш встретилось в тексте. Прочитайте их.
Отметьте цветной точкой звук, который обозначен этой буквой. Какого цвета должны быть точки? Почему?
Задание для самоподготовки: ( по выбору)
- списать составленный текст, выделить букву ш, обозначить звук, который она обозначает;
- нарисовать портрет Вашего Паши (по вашим представлениям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з
Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...
Урок русского языка во 2 классе "Мягкие шипящие звуки, запись этих звуков в сочетании с гласными""
Конспект урока...
"Правописание гласных после шипящих звуков".
Урок -обобщения знаний...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Конспект урока русского языка. Тема: «Буквы гласных звуков после шипящих. Написание ЧК ЧН ЩН».
Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк,чн.,чт, нщ,нч.Задачи: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правил...
Технологическая карта урока обучение письму по теме "Письмо слов с буквой Яя в начале слова и после согласных" - 1 класс
Тип урока: рефлексияЦель урока: актуализация знаний обучающихся о йотированной букве Яя, коррекция затруднений, закрепление написания слов с буквой Я.Задачи урокаДидактические:1) Повторить ранее изуче...