Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Атрощенко Евгения Валерьевна

 

Конспект  открытого  урока

УМК «Школа 2100»

по обучению грамоте

на тему:

 

«Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.

Знакомство с согласными звуками.

                                                                                                                                                 Разграничение понятий «звук» - «буква»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuch_gr._1_klass_moy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА

Конспект  открытого  урока

УМК «Школа 2100»

по обучению грамоте

на тему:

«Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.

Знакомство с согласными звуками.

Разграничение понятий «звук» - «буква»

Учитель: Атрощенко Е. В.

Класс: 1 «Б»

Дата: 27.09.2010г


Цели урока:

  1. Познакомить с буквами «и», «г», «п», «т», «р» и обозначающими их звуками;

  2. Учить давать характеристику звуков;

  3. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности;

  4. Развивать мелкую моторику рук;

  5. Воспитывать интерес к предмету, внимание, мышление, память, трудолюбие.

Оборудование:  схемы, песня «АБВГДейка», иллюстрации


Ход урока:

I. Организационный момент.

(Звучит песня «АБВГДейка»)

II. Постановка целей урока. Объявление темы.

- Послушайте сказку. Жил-был Дракон (показ иллюстрации). Он был большой и сердитый. И вот однажды Дракон пролетал над волшебным городом.

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный,

 С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

- Подумайте, кто живет в Букваринске? (Буквы.) Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Но и Дракон увидел волнение букв, спустился и спросил: «Кто вы такие? Почему я вас до сих пор не встречал?»

Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый?

-  Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой, надутый, как шар. Но я могу стать маленьким, если вы согласны со мной дружить.

-  Оставайтесь у нас, Дракон, - сказали буквы, - у нас много места для друзей.

Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали называть его Дракошей. Дракоша поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно было ему вначале. Он один, а букв много.

Пора и нам с вами отправляться в Букваринск.

•Работа по учебнику.

-  Откройте учебник на с. 33. Кто может, прочитайте название раздела, к изучению которого мы приступаем. (Учим буквы учимся читать.) - До конца «Букваря» мы будем работать по данному разделу. Подумайте, чему мы должны научиться? А чем будут заниматься те дети, которые знают буквы и умеют читать? (Высказывания детей.)

- Значит, всем будет работа, всем должно быть интересно, все узнают новое и полезное.

- Что лежит у меня на столе? (Кубики.)

-  Откуда они? (Из коробки, которую мы сделали на первом уроке.)

-  Каждый кубик - это буква, которая будет изучена сегодня. Подумайте, почему не «пришел» к нам один кубик, а сразу пять? (Один в поле не воин; одному скучно, страшно; нас много, а он один. Это неправильно.)

- Подумайте, почему пять букв - кубиков? (Высказывания детей.)

•Работа с прописью.

- Откройте тетрадь по письму № 2 на с. 1. Посмотрите, почему пять букв? (Они состоят из одинаковых элементов.)

III. Изучение нового материала.

• Анализ звуков в словах.

- Познакомьтесь, это дед-загадковед. (Показ иллюстрации.) Он вместе с Дракошей познакомит вас сегодня с первыми жителями Букваринска.

- Отгадайте первую загадку:

Всех на свете обшивает,

Что сошьет - не надевает. (Игла.)

- Посмотрите, какие картинки-отгадки вам показывает Дракоша. (Ежик, елка, штопальная игла.) Какая картинка правильная?  (Ответы детей.)

-  Произнесите еще раз хором: у елки -_______ (иголки), у ежика -_______(иголки), всех на свете обшивает, что сошьет - не надевает -________(иголка). Какие звуки вы слышите в начале и в конце слов? ([и].) Какой это звук? (Гласный.)

Разделите слово «иголки» на слоги. Сколько в нем слогов? Произнесите слово с ударением. Какой слог ударный? Начертите схему слова.

- Раскрасьте красным цветом звук [и].

Дайте характеристику звуку [и] в слове «иголки». (Гласный, безударный.)

-  Познакомьтесь, пожалуйста, с буквой, которая обозначает звук [и].

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква? «И»!

 (Учитель показывает образец печатной буквы «и».)

-  Посмотрите, ребята, на букву и, пофантазируйте, на что похожа буква «и». (Ответы детей.)

ФИЗМИНУТКА

•Работа в прописи.

- У каждой буквы два лица: печатное и письменное. Откройте прописи на с. 1 и рассмотрите письменную «и». Сравните ее с печатной. (Различие: наклон, плавность линий, разные элементы.)

Объяснение и показ учителя

- Начинаем писать сверху. Ведем наклонную прямую, чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх. Без отрыва начинаем писать второй элемент - наклонная линия с закруглением внизу вправо. Заканчиваем написание буквы чуть выше нижней линии.

- Обведите образец написания «и». Помните о правилах посадки при письме.

- Посмотрите, у ежика на иголках буква «и». Объясните почему.

- Дракоша хочет открыть вам маленький секрет: в слове «ежик» пишется буква «и», а звука [и] мы не слышим. Изучая «Букварь», вы сами сможете ответить на вопрос «почему?».

- Познакомьтесь: Почемучка. Я и сама не заметила, как позвала его. (Показ иллюстрации.)

Он обещает ничего не спрашивать сегодня, а приготовил для вас рассказ. Вот послушайте:

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

- Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я ...

(Показ иллюстраций - гантели и гири.)

- Какой звук слышится в начале слова «гантели»? ([г].) Произнесите его. - Какой это звук? (Согласный.)

- Докажите. Что можете сказать о согласном звуке [г]? (Твердый, звонкий.)

- Произнесите первый звук в слове «гиря».

- Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, мягкий.)

-  Давайте «оденем» звуковичка. Каким цветом раскрасим ботинки? (Один - синим, другой - зеленым.)

- Почему? (Может быть мягким и твердым.)

- На голову наденем ему колпачок - колокольчик, так как звуки |г], [г'] -звонкие.

- Почемучка говорит, что он

Букву на плече носил,

 На лугу траву косил.

- Кто знает, что это за буква? («Г» - учитель показывает образец печатной буквы.)

-  На что похожа буква Г? (Показ иллюстрации: подъемный кран, вместо груза - письменная строчная «Г».)

Г - громадный кран подъемный.

-  Ой, посмотрите письменная «Г» вместо груза. Давайте ее снимем с крючка. (Учитель ставит «г» рядом с «г» на наборное полотно.)

- Сравните печатную букву и письменную.

- Рассмотрите элементы, из которых состоит «г».

- Пропишите третью строку.

- Посмотрите образец написания «г» и послушайте объяснение. Начинаем писать выше линии строки, ведем вверх влево, закругляем, ведем наклонную линию вниз, чуть не дойдя нижней линии, закругляем вправо, заканчиваем письмо буквы выше нижней линии строки.

- Напишите «г» в воздухе.

- Письмо «г» на четвертой строчке. Следите за посадкой и наклоном.

ФИЗМИНУТКА

• Работа в прописи (продолжение).

- А вот они и сами пожаловали, лягушки-квакушки. (Показ ил люстрации.)

- Вы думаете, они умеют только квакать? Нет, они еще знаки множество скороговорок и одну принесли вам сегодня в подарок.

- Внимательно прослушайте скороговорку: «Опять пять ребят нашли у пенька по пять опят».

- Произнесите скороговорку сначала медленно, а затем все быстрей и быстрей.

-  Какой звук повторяется в скороговорке чаще остальных? ([п'].)

- Посчитайте, сколько раз встречается [п']? (Пять.)

- Произнесите звук [п']. Дайте ему характеристику.

- Отгадайте загадку:

И от ветра и от зноя,

От дождя тебя укроет,

 А как спать в ней сладко!

Что это?

(Палатка.)

- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.

- «Оденьте» звуковичка. Почему колпачок-колокольчик ему не  подходит?

- Звуковички глухих согласных носят шляпки шапокляк.

- Какой буквой обозначаются [п'] и [п]?

- Изобразите ее. 

ФИЗМИНУТКА

 Дракоша повисел на турнике,

Оказалась буква... («П».)

- На что еще похожа буква «П»? Сравните ее с письменной.

-  Посмотрите образец написания «п» и послушайте объяснение: ведем вниз наклонную линию до линии рабочей строки. Без отрыва начинаем писать второй элемент - наклонная линия с закруглениями вверху и внизу.

- Напишите «п» в «воздухе».

- Напишите «п» на пятой строке. Следите за посадкой.

- Пока вы писали, Дракоша купил вам подарки. Назовите, что это. (Телефон, торт, ручка, резинка.)

- Разделите эти предметы на две группы.

- По какому признаку вы их разделили?

- Что общего в словах «торт» и «телефон»? (Начинаются на букву «т».)

- Какие звуки слышите в начале этих слов? Охарактеризуйте их.

- «Оденьте» звуковичка.

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

- На что похожи?

ФИЗМИНУТКА

• Работа в  прописи. (Продолжение.)

- Сравните печатные буквы и письменные.

-  Посмотрите образец написания «р» и послушайте объяснение: ведем вниз наклонную длинную линию, возвращаемся по на писанному, затем слегка закругляем вправо, закругляем и веден вниз наклонную линию с закруглением внизу.

- Напишите «р» в «воздухе».

- Напишите «р» на восьмой строке. Следите за посадкой.

-  Посмотрите образец написания «т» и послушайте объяснение: ведем вниз наклонную линию до нижней линии строки, без: отрыва пишем второй элемент - наклонная линия с закруглением вверху, без отрыва третий элемент - наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

- Напишите «т» в «воздухе».

- Напишите «т» на шестой строке.

IV. Закрепление изученного.

• Работа по учебнику (с. 34).

- Рассмотрите буквы, с которыми мы сегодня познакомились. Сейчас Дракоша хочет узнать, что вы запомнили, узнали на уроке. О каких буквах эти стихи?

Смотрите, подобно кочерге,

Горбатит спину буква ... («Г»).

Отвечайте, знатоки,

Это что за топоры и молотки? («Т», «Р».)

Что за буковка похожа

На старинный табурет,

А еще она, быть может,

Станет вазой для конфет. («Т».)

Подходящие ворота.

Подходи кому охота! («П».)

-  Расскажите о звуках, которые обозначают эти буквы. Дорисуйте звуковичков букв «Т», «Р».

- Посмотрите, кто грустит на с. 34?

(Звуковичок [и].)

- Расскажите о букве «и», о звуке [и],

- Вы молодцы! Много узнали и буквы в награду решили с вами поиграть.

• Игра 1.

Буквы «Т», «П» любят смотреться в зеркало. Догадайтесь, почему?

• Игра 2.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

- Исправьте стихотворение.

•Игра З.                                    

Поймал Гномик  букву- озорницу и посадил в мешок.   Посчитайте,   сколько букв «Г» изловил Гномик.      

• Игра 4      

Читающие дети читают загадки, находят отгадки на с. 34-35 и составляют схемы слов.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

 Время считает.

(Петух.)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд.

(Ракета.)

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор.)

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб.)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

 Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка,нитка.)

 (Проводится коллективная проверка.)

• Работа в  прописи (2-я страница обложки и с. I).

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу! Письмо строчек 7 и 11-й.

V. Итог урока.

- Какие бывают звуки?

- С какими звуками мы познакомились? Назовите их. Сколько получилось звуков?

- Звуки мы слышим и произносим, а что мы напишем на кубиках? (Буквы.)

- Какие?

- Рассмотрите иллюстрацию в прописи на 2-й странице обложки.

- Что здесь на букву «и»? «п»? «т»? «р»? «г»? (Дети называют предметы, а учитель клеит на кубики картинки соответствующих предметов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Конспект урока для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин) на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п\'] и буквами П, п"

Данный конспект урока используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «П», согласными звуками, формирует ценностное отношение к т...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...