Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект открытого урока
УМК «Школа 2100»
по обучению грамоте
на тему:
«Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.
Знакомство с согласными звуками.
Разграничение понятий «звук» - «буква»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch_gr._1_klass_moy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
Конспект открытого урока
УМК «Школа 2100»
по обучению грамоте
на тему:
«Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.
Знакомство с согласными звуками.
Разграничение понятий «звук» - «буква»
Учитель: Атрощенко Е. В.
Класс: 1 «Б»
Дата: 27.09.2010г
Цели урока:
1. Познакомить с буквами «и», «г», «п», «т», «р» и обозначающими их звуками;
2. Учить давать характеристику звуков;
3. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности;
4. Развивать мелкую моторику рук;
5. Воспитывать интерес к предмету, внимание, мышление, память, трудолюбие.
Оборудование: схемы, песня «АБВГДейка», иллюстрации
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Звучит песня «АБВГДейка»)
II. Постановка целей урока. Объявление темы.
- Послушайте сказку. Жил-был Дракон (показ иллюстрации). Он был большой и сердитый. И вот однажды Дракон пролетал над волшебным городом.
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный, незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
- Подумайте, кто живет в Букваринске? (Буквы.) Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Но и Дракон увидел волнение букв, спустился и спросил: «Кто вы такие? Почему я вас до сих пор не встречал?»
Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый?
- Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой, надутый, как шар. Но я могу стать маленьким, если вы согласны со мной дружить.
- Оставайтесь у нас, Дракон, - сказали буквы, - у нас много места для друзей.
Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали называть его Дракошей. Дракоша поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно было ему вначале. Он один, а букв много.
Пора и нам с вами отправляться в Букваринск.
•Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 33. Кто может, прочитайте название раздела, к изучению которого мы приступаем. (Учим буквы — учимся читать.) - До конца «Букваря» мы будем работать по данному разделу. Подумайте, чему мы должны научиться? А чем будут заниматься те дети, которые знают буквы и умеют читать? (Высказывания детей.)
- Значит, всем будет работа, всем должно быть интересно, все узнают новое и полезное.
- Что лежит у меня на столе? (Кубики.)
- Откуда они? (Из коробки, которую мы сделали на первом уроке.)
- Каждый кубик - это буква, которая будет изучена сегодня. Подумайте, почему не «пришел» к нам один кубик, а сразу пять? (Один в поле не воин; одному скучно, страшно; нас много, а он один. Это неправильно.)
- Подумайте, почему пять букв - кубиков? (Высказывания детей.)
•Работа с прописью.
- Откройте тетрадь по письму № 2 на с. 1. Посмотрите, почему пять букв? (Они состоят из одинаковых элементов.)
III. Изучение нового материала.
• Анализ звуков в словах.
- Познакомьтесь, это дед-загадковед. (Показ иллюстрации.) Он вместе с Дракошей познакомит вас сегодня с первыми жителями Букваринска.
- Отгадайте первую загадку:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает. (Игла.)
- Посмотрите, какие картинки-отгадки вам показывает Дракоша. (Ежик, елка, штопальная игла.) Какая картинка правильная? (Ответы детей.)
- Произнесите еще раз хором: у елки -_______ (иголки), у ежика -_______(иголки), всех на свете обшивает, что сошьет - не надевает -________(иголка). Какие звуки вы слышите в начале и в конце слов? ([и].) Какой это звук? (Гласный.)
Разделите слово «иголки» на слоги. Сколько в нем слогов? Произнесите слово с ударением. Какой слог ударный? Начертите схему слова.
- Раскрасьте красным цветом звук [и].
Дайте характеристику звуку [и] в слове «иголки». (Гласный, безударный.)
- Познакомьтесь, пожалуйста, с буквой, которая обозначает звук [и].
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква? «И»!
(Учитель показывает образец печатной буквы «и».)
- Посмотрите, ребята, на букву и, пофантазируйте, на что похожа буква «и». (Ответы детей.)
ФИЗМИНУТКА
•Работа в прописи.
- У каждой буквы два лица: печатное и письменное. Откройте прописи на с. 1 и рассмотрите письменную «и». Сравните ее с печатной. (Различие: наклон, плавность линий, разные элементы.)
Объяснение и показ учителя
- Начинаем писать сверху. Ведем наклонную прямую, чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх. Без отрыва начинаем писать второй элемент - наклонная линия с закруглением внизу вправо. Заканчиваем написание буквы чуть выше нижней линии.
- Обведите образец написания «и». Помните о правилах посадки при письме.
- Посмотрите, у ежика на иголках буква «и». Объясните почему.
- Дракоша хочет открыть вам маленький секрет: в слове «ежик» пишется буква «и», а звука [и] мы не слышим. Изучая «Букварь», вы сами сможете ответить на вопрос «почему?».
- Познакомьтесь: Почемучка. Я и сама не заметила, как позвала его. (Показ иллюстрации.)
Он обещает ничего не спрашивать сегодня, а приготовил для вас рассказ. Вот послушайте:
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем –
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...
(Показ иллюстраций - гантели и гири.)
- Какой звук слышится в начале слова «гантели»? ([г].) Произнесите его. - Какой это звук? (Согласный.)
- Докажите. Что можете сказать о согласном звуке [г]? (Твердый, звонкий.)
- Произнесите первый звук в слове «гиря».
- Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, мягкий.)
- Давайте «оденем» звуковичка. Каким цветом раскрасим ботинки? (Один - синим, другой - зеленым.)
- Почему? (Может быть мягким и твердым.)
- На голову наденем ему колпачок - колокольчик, так как звуки |г], [г'] -звонкие.
- Почемучка говорит, что он
Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
- Кто знает, что это за буква? («Г» - учитель показывает образец печатной буквы.)
- На что похожа буква Г? (Показ иллюстрации: подъемный кран, вместо груза - письменная строчная «Г».)
Г - громадный кран подъемный.
- Ой, посмотрите письменная «Г» вместо груза. Давайте ее снимем с крючка. (Учитель ставит «г» рядом с «г» на наборное полотно.)
- Сравните печатную букву и письменную.
- Рассмотрите элементы, из которых состоит «г».
- Пропишите третью строку.
- Посмотрите образец написания «г» и послушайте объяснение. Начинаем писать выше линии строки, ведем вверх влево, закругляем, ведем наклонную линию вниз, чуть не дойдя нижней линии, закругляем вправо, заканчиваем письмо буквы выше нижней линии строки.
- Напишите «г» в воздухе.
- Письмо «г» на четвертой строчке. Следите за посадкой и наклоном.
ФИЗМИНУТКА
• Работа в прописи (продолжение).
- А вот они и сами пожаловали, лягушки-квакушки. (Показ ил люстрации.)
- Вы думаете, они умеют только квакать? Нет, они еще знаки множество скороговорок и одну принесли вам сегодня в подарок.
- Внимательно прослушайте скороговорку: «Опять пять ребят нашли у пенька по пять опят».
- Произнесите скороговорку сначала медленно, а затем все быстрей и быстрей.
- Какой звук повторяется в скороговорке чаще остальных? ([п'].)
- Посчитайте, сколько раз встречается [п']? (Пять.)
- Произнесите звук [п']. Дайте ему характеристику.
- Отгадайте загадку:
И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет,
А как спать в ней сладко!
Что это?
(Палатка.)
- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.
- «Оденьте» звуковичка. Почему колпачок-колокольчик ему не подходит?
- Звуковички глухих согласных носят шляпки шапокляк.
- Какой буквой обозначаются [п'] и [п]?
- Изобразите ее.
ФИЗМИНУТКА
Дракоша повисел на турнике,
Оказалась буква... («П».)
- На что еще похожа буква «П»? Сравните ее с письменной.
- Посмотрите образец написания «п» и послушайте объяснение: ведем вниз наклонную линию до линии рабочей строки. Без отрыва начинаем писать второй элемент - наклонная линия с закруглениями вверху и внизу.
- Напишите «п» в «воздухе».
- Напишите «п» на пятой строке. Следите за посадкой.
- Пока вы писали, Дракоша купил вам подарки. Назовите, что это. (Телефон, торт, ручка, резинка.)
- Разделите эти предметы на две группы.
- По какому признаку вы их разделили?
- Что общего в словах «торт» и «телефон»? (Начинаются на букву «т».)
- Какие звуки слышите в начале этих слов? Охарактеризуйте их.
- «Оденьте» звуковичка.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- На что похожи?
ФИЗМИНУТКА
• Работа в прописи. (Продолжение.)
- Сравните печатные буквы и письменные.
- Посмотрите образец написания «р» и послушайте объяснение: ведем вниз наклонную длинную линию, возвращаемся по на писанному, затем слегка закругляем вправо, закругляем и веден вниз наклонную линию с закруглением внизу.
- Напишите «р» в «воздухе».
- Напишите «р» на восьмой строке. Следите за посадкой.
- Посмотрите образец написания «т» и послушайте объяснение: ведем вниз наклонную линию до нижней линии строки, без: отрыва пишем второй элемент - наклонная линия с закруглением вверху, без отрыва третий элемент - наклонная линия с закруглением вверху и внизу.
- Напишите «т» в «воздухе».
- Напишите «т» на шестой строке.
IV. Закрепление изученного.
• Работа по учебнику (с. 34).
- Рассмотрите буквы, с которыми мы сегодня познакомились. Сейчас Дракоша хочет узнать, что вы запомнили, узнали на уроке. О каких буквах эти стихи?
Смотрите, подобно кочерге,
Горбатит спину буква ... («Г»).
Отвечайте, знатоки,
Это что за топоры и молотки? («Т», «Р».)
Что за буковка похожа
На старинный табурет,
А еще она, быть может,
Станет вазой для конфет. («Т».)
Подходящие ворота.
Подходи кому охота! («П».)
- Расскажите о звуках, которые обозначают эти буквы. Дорисуйте звуковичков букв «Т», «Р».
- Посмотрите, кто грустит на с. 34?
(Звуковичок [и].)
- Расскажите о букве «и», о звуке [и],
- Вы молодцы! Много узнали и буквы в награду решили с вами поиграть.
• Игра 1.
Буквы «Т», «П» любят смотреться в зеркало. Догадайтесь, почему?
• Игра 2.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
- Исправьте стихотворение.
•Игра З.
Поймал Гномик букву- озорницу и посадил в мешок. Посчитайте, сколько букв «Г» изловил Гномик.
• Игра 4
Читающие дети читают загадки, находят отгадки на с. 34-35 и составляют схемы слов.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(Петух.)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.
(Ракета.)
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор.)
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб.)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка,нитка.)
(Проводится коллективная проверка.)
• Работа в прописи (2-я страница обложки и с. I).
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу! Письмо строчек 7 и 11-й.
V. Итог урока.
- Какие бывают звуки?
- С какими звуками мы познакомились? Назовите их. Сколько получилось звуков?
- Звуки мы слышим и произносим, а что мы напишем на кубиках? (Буквы.)
- Какие?
- Рассмотрите иллюстрацию в прописи на 2-й странице обложки.
- Что здесь на букву «и»? «п»? «т»? «р»? «г»? (Дети называют предметы, а учитель клеит на кубики картинки соответствующих предметов.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»
Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...
Конспект урока для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин) на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п\'] и буквами П, п"
Данный конспект урока используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «П», согласными звуками, формирует ценностное отношение к т...
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...
Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...
Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...