урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Задачи:

1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.

2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж  в слогах и словах, предложениях, связной речи.

3.     Учить соотносить звуки с буквами и соответствующим символом

4.     Развивать  навык фонематического анализа и синтеза слогов со звуками Ж и Ш.

5.     Отрабатывать  навык образования прямых и обратных слогов

6.     Развивать ВПФ: слуховое внимание, зрительное восприятие, слухо – речевая память.

7.     Отрабатывать четкие координированные действия.

8.     Обогащать словарь словами со звуками Ш и Ж.

9.     Создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию изученных звуков

10.        Пробуждение интереса у детей  к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

урок произношения 2 класс

Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:

  1. Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.
  2. Дифференцировать звуки Ш и Ж  в слогах и словах, предложениях, связной речи.
  3. Учить соотносить звуки с буквами и соответствующим символом
  4. Развивать  навык фонематического анализа и синтеза слогов со звуками Ж и Ш.
  5. Отрабатывать  навык образования прямых и обратных слогов
  6. Развивать ВПФ: слуховое внимание, зрительное восприятие, слухо – речевая память.
  7. Отрабатывать четкие координированные действия.
  8. Обогащать словарь словами со звуками Ш и Ж.
  9. Создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию изученных звуков
  10.  Пробуждение интереса у детей  к уроку

Оборудование: зеркала, профили звуков Ш, Ж; схема анализа по акустическим признакам; карта путешествий; слоги; мультимедийная установка; учебник, мяч; магнитофон, кассета «Переменка», запись песни «Учат в школе»; орехи, образ письменных букв – пунктирными линиями; тетради.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

- Долгожданный дан звонок.  Начинается урок.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, какой общий звук в именах ваших одноклассников: Ксюша, Миша, Алеша?

- Как жужжит жук?

- Сегодня мы будем произносить и различать звуки Ш и Ж.

  1. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы правильно произносить звуки, надо выполнить упражнения. Счет 1 -5

  1. Улыбка
  2. Рупор
  3. Улыбка – рупор
  4. Накажем непослушный язычок – пя – пя – пя
  5. Лопаточка
  6. Чашечка

  1. Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам

На доске профили произнесения звуков.

- При произнесении звука Ш -  губы округлены, кончик языка поднят к небу, но не касается его. Форма языка в виде чашечки. Голосовые связки не работают.

- При произнесении звука Ж - губы округлены, кончик языка поднят к небу, но не касается его. Форма языка в виде чашечки. Но голосовые связки работают.

На доске схема анализа по акустическим признакам

  1. С или Г
  2. Звонкий или глухой
  3. Твердый или мягкий

- Дайте характеристику звукам.

- Сделаем вывод: при произнесении звуков Ж  и Ш губы округлены, кончик языка поднят к небу, но не касается его. Форма языка в виде чашечки. При произнесении звука Ш голосовые связки не работают, а при произнесении звука Ж голосовые связки работают. Звук Ш – согласный, глухой, твердый, шипящий.  Буква окрашивается кружком синего цвета. Звук Ж – согласный, звонкий, твердый. Буква окрашивается кружком синего цвета.

  1. Дифференциация звуков в слогах и словах.

На доске:

ж

ш

Ж…ш

а

о

и

у

е

 - Ребята, мы сегодня будем с вами путешествовать по этой карте. Я буду называть символы, а вы называете слог на пересечение этих символов. Будьте внимательны. А что получится в результате,  вы узнаете, если выполните все задания правильно и следую инструкциям. Вы готовы? Начинаем.

1 задание -  Синий  круг, красный круг  – ЖА,  синий прямоугольник, красный круг -  ША

Замените звуки:  ША, ЖО, АШО, УШИ, ЖУ, ЖИ, ШАШАША, ЖУЖУЖУ.

 На доске:

ж

ш

Ж…ш

а

*

*

о

и

у

е

2 задание –  Синий круг,  красный треугольник  -  ЖИ,  синий прямоугольник, красный треугольник - ШИ, аппаратура – слайд №2

На доске:

ж

ш

Ж…ш

а

*

*

о

и

*

*

у

е

- Соотнесите схему со словом. Какой звук в этих словах? Какое место занимает?

режим          

                               

башня

шарик

гараж

Чтение слов в учебнике – с. 42 – первый столбик

Чтение слов в учебнике – с.46 – первый и второй столбик

3 задание –   синий прямоугольник, красный квадрат – ШЕ, игра с мячом.

На доске:

ж

ш

Ж…ш

а

*

*

о

и

*

*

у

е

*

Измените слова  по образцу:  Я куплю – ты купишь. Четко произнося звук Ш (следить за произношением звука Ш у Антона и Кирилла)

1.Я гуляю – ты гуляешь

2. Я пью – ты пьешь

3. Я читаю – ты читаешь

4. Я рисую – ты рисуешь - Ксения

5. я буду – ты будешь

6. я сплю – ты спишь

Измените слово по образцу: Ты шьешь – я шью

  1. Ты просишь – я прошу - Юра
  2. Ты приглашаешь – я приглашаю - Паша
  3. Ты шьешь – я шью
  4. Ты пишешь – я пишу
  5. Ты решаешь – я решаю - Ксения

4 задание  -  синий треугольник, красный круг  – ЖАШ, назовите детенышей,  четко произнося звук Ж

На доске:

ж

ш

Ж…ш

а

*

*

*

о

и

*

*

у

е

*

У ежа – ежата

У моржа  - моржата

У верблюда – верблюжата – Ксения

У лошади – жеребята - Миша

У медведя – медвежата

  1. Физминутка

5 задание –  красный прямоугольник, синий круг – ОЖ, красный квадрат, синий круг – ЕЖ

ж

ш

Ж…ш

а

*

*

*

о

*

и

*

*

у

е

*

*

Вы наверное устали? Дружно встали.

Кассета «Переменка»

  1. Дифференциация звуков в предложениях и связной речи

6 задание -  синий треугольник, красный треугольник – ЖИШ, синий треугольник, красный ромб – ЖУШ

На доске:

ж

ш

Ж…ш

а

*

*

*

о

*

и

*

*

*

у

*

е

*

*

- Какие звуки мы сегодня с вами различаем?

У детей на партах орехи. Образ письменных букв – пунктирными линиями.

- Возьмите орехи. Выполним задание: проведите по пунктирным линиям.

- Какие буквы у вас получались?

В тетрадях у детей нарисованы домики

ш

ж

                                                  Ба …ня                                                   …ук

                                                    Лы  и

                                                   Ко..а

                                                     … ахтёр

                                                    Ба…мак

                                                     Малы …

                                                    Оде ..да

                                                    …илет

                                                     Ви..ня

Слова с пропущенными буквами.

Откройте тетради. Выполните следующее задание:

Вставьте пропущенные буквы и заселите жильцов стрелочками.

Проверьте – аппаратура слайд №3

7 задание –  синий треугольник, красный квадрат – ЖЕШ.

На доске:

ж

ш

Ж…ш

а

*

*

*

о

*

и

*

*

*

у

*

е

*

*

*

- На какую цифру похожи наши следы на карте?  Молодцы!  Эту оценку вы и получаете.

Слайд № 4

- А теперь у меня для вас сюрприз – слайд №5 – тортик

Песенка «Учат в школе»

- Какие буквы пропущены? Вставим.

 Слайд №6

Буквы разные писать

Тонким перы..ком в тетрадь.

Учат к в ..коле.

Вычитать и умно ..ать,

Малы…ей не оби…ать

Учат в …коле.

- Получилась песенка. Споем. Ведь именно в школе вы учитесь произносить и различать звуки.

Звучит фонограмма песни «Учат в школе»

  1. Рефлексия

– Вспомните слова со звуками Ш и Ж.

Слайд « 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Урок русского языка по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки».

Аннотация урока русского языкаТема урока: «Звуки и буквы. Гласные звуки»Дубровская Елена Викторовна,учитель начальных классовНа уроке использовалась игра с целью активизации внимания, для демонстрации...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки»

Цель: формировать представление о различиях между звуком и буквой....

Русский язык. Урок по теме "Звук [ц], буквы Ц,ц. Строчная буква ц. 1 класс.

Тема урока: Звук [ц], буквы Ц,ц. Задачи: знакомство со звуком [ц ], с буквами Ц,ц; учить характеризовать звук по алгоритму; учить читать слоги и слова с буквой ц; учить анализировать образец изуч...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме: «Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор».

Вашему вниманию предлагается сценарный план урока русского языка в 3 классе по теме: "Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор"....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор".

Вашему вниманию предлагается презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор"....